Открытие

Игорь Панин
«Открытие»: поэтический сборник – Москва: МГО СП России, 2008 – 156 с.

В сборник «Открытие» вошли стихи победителей и финалистов одноименного сетевого конкурса, проводившегося Московской городской организацией союза писателей России, фондом «Литературный центр Петра Проскурина» и журналом «Российский колокол». Как следует из предисловия, на конкурс поступило около пяти тысяч заявок «со всех концов света». В финал вышли 27 авторов, которые уже сами определяли финалистов при помощи голосования. Довольно необычный, но, следует признать, демократичный способ выявления сильнейших.

Победительница конкурса – москвичка Ольга Дернова – не по годам зрелый поэт. Можно долго рассуждать о том, чего ей пока не хватает или чье влияние заметно в ее текстах, но вряд ли кто поставит под сомнение дарование автора:

Перекованный голос пробовал соловей,
на тропе иногда попадались встречные.
Даже здесь, в окруженье зеленых лесных ветвей
нам мерещились звезды пятиконечные.

Даже здесь овраг живого укрыл и спас,
а ручей печально обмыл лежачего.
День Победы опять выходил из нас,
как сказуемое из подлежащего.

Он пронизывал нас, как штык, и была горька
эта рана. Но, плача от умиления,
говорила мама, что там, на конце штыка,
хватит места еще для целого поколения.

Экс-хабаровчанка, а ныне жительница Нью-Йорка Елена Соснина, занявшая второе место, часто и мастерски используя неточные рифмы, вполне предсказуемо ностальгирует по русской зиме:

Хрусталями уложено плотно амурское русло.
Занимается мама опять утеплением окон.
Я всегда остаюсь для тебя неделимой и русской,
Я всегда остаюсь для тебя невозможно далекой,
Край молочных берез и загадочных, дымчатых сопок!
Край надменных утесов и ветра неистовой силы!
Как мне хочется плыть над землей в самолете к востоку,
Чтобы медленно выйти в твою сумасшедшую зиму…

Замыкающий тройку победителей ростовчанин Александр Сидоров, больше известный как Фима Жиганец, автор многочисленных переложений классики на блатной жаргон, признанный исследователь арестантской субкультуры, говорит «по понятиям» с принцем датским:

Поменьше пены, прынц, и не груби,
Не верещи: «To be or not to be?»,
Не тычь мне в нос ни черепом, ни шпагой.
В моей свинцовой северной стране
С кем биться, с кем кутить, до фени мне –
Что с принцем, что с последним доходягой...

Данный сборник является немалым подтверждением тому, что иной раз главное – не победа, а участие. Состав авторов относительно ровный, при этом каждого можно совершенно заслуженно назвать профессионалом, невзирая на наличие (или отсутствие) регалий и публикаций. Отметим лишь некоторых поэтов, что, разумеется, не означает, будто другие этого менее достойны.

Дмитрий Артис умудряется в наше время слушать советское радио, которое не столько призывает к чему-то, сколько наводит на философские размышления:

Утром включаешь советское радио,
Куришь, и вертится мысль:
Если друзья тебя больше не радуют,
Радовать их не стремись...

Анна Асеева, известная в сети под ником Grafomanka, рассуждает об извечной неприкаянности поэтов:

Видишь, катится по небу телега,
Полдня серого невзрачные кони.
Фаэтон не в моде нынче, в загоне.
Впрочем, мы с тобою тоже, коллега.
/…/
Мы с тобою не избегнули быта.
Но «Поэтом» обзовут в некрологе:
Светоч наш, мол, на тернистой дороге,
На закате, мол, отбросил копыта.

Владимир Безденежных смачно описывает пикник на природе, не в силах удержаться от обсценной лексики:

Волга – большая река, но Ока,
говорят, старше и, видно, мутней.
Выйди на гору ночью –
цвета топленого молока
волны несет прочь и
чуточку страшно,
может, из-за огней
города, пышущих кучей угля,
над ней –
звездная пустота.
Невольно выдохнешь:
- Ух ты, бля,
экая красота…

Для стихов Татьяны Ефременко, более известной как Ov4arka, характерны напор, сильная энергетика и максимализм, который вряд ли можно назвать юношеским:

Последней кровью, прощальным тоном
Писать письмо на деревню деду.
Спалить мосты и свернуть знамена,
Собраться в путь, а в какой – не ведать.
/…/
А помнишь - в  час, когда было новью
Все то, что нынче привычным стало,
Мы ждали драки до первой крови?
Теперь же нам и последней мало.

То же самое можно сказать и о текстах Алексея Краснобрыжего (Алекс Бамбино), мечтающего пробудить фантастическое божество, символ интернетной субкультуры Ктулху:

…И спиною к кресту приник
Сам себе Иудейский Царь.
За тебя. За меня. За них.
За Отца.

Хоть и жил бы себе мечтой,
Все равно же не смог бы так.
Потому я и верю, что
Ктулху Фхтагн!

Потому нет других стихов,
Потому и не пуст стакан.
Кофе с водкой и Йо-хо-хо –
Только так…

Алексей Саломатин, известный под ником Финн, также едва ли удовлетворен существующим положением вещей:

Сквозь гусиную кожу улиц
Сизым гулом – озноб рассвета.
Мы с тобою глупы, как пули,
И невинны, как рикошеты.
/…/
Мы с тобою – всего лишь дети,
Заигравшиеся на трассе.
Нам плевать – есть ли Бог на свете,
Нам важней – есть ли жизнь на Марсе…

Желание Максима Жукова напечататься повторно, пусть и в «странном» журнале, вполне понятно. Пикантность в том, что один из организаторов конкурса – журнал «Российский колокол» – публиковал его именно дважды, сначала «стихотворение-просьбу», а затем и подборку:

Напечатай меня еще раз в этом странном журнале,
Напиши обо мне, что отыщет дорогу талант.
Проходя сквозь меня по неведомой диагонали,
Эти строки замрут на свету электрических ламп...

Светлана Зобнина (Svet Lana), являясь руководителе языческой религиозной группы, пишет достаточно характерные, но глубокие и запоминающиеся стихи:

Свежий ветер гонит волну,
да буруны свивает Вий.
Чур меня, чур мой дом, чур страну
от кликушества злых витий.
/…/
Белой рыбой в волны нырну,
паутинкой сверкну, маня…
Чур меня, чур мой дом, чур страну,
Оберег – подолу огня!

Снежана Ратомина (Снежана Ра) весьма реалистично изображает сумасшедшую, впрочем, этого навыка у поэтов не отнимешь:

у меня появились деньги.
зачем они мне?
куда их девать?
хожу по ювелирным
лавкам,
оптом скупаю
обручальные колечки
а потом на улице
раздаю их подроскам-девочкам,
женщинам-недоженщинам…
…теперь я городская сумасшедшая…

Вероятно, этот сборник – один из самых интересных и удачных проектов Союза писателей России за последние годы, получившийся скорее «вопреки», чем «благодаря». Обычно сборники и альманахи, изданные данной структурой, отличаются достаточно низким качеством текстов, да и подбор авторов оставляет желать лучшего. Фразу Сталина о том, что «других писателей у нас нет», они, похоже, считают девизом, годами публикуя одних и тех же посредственных рифмоплетов, изредка лишь делая исключения для новичков, рекомендованных опять же кем-то из «своих», что, конечно, общей картины не меняет. В данном случае, из представленных в сборнике «Открытие» авторов, насколько известно, никто не является членом СП России. Есть над чем задуматься – и нам, и некоторым писательским боссам, давно уже находящимся вне литературного процесса, но едва ли это осознающим.

02 февряля 2009 г.

=============
Журнальная версия рецензии:
http://magazines.russ.ru/ra/2009/3/pa29.html