Таганрогский карантин

Сергей Николаевич Емельянов
В результате измены Австрии, совместно с которой Россия вела войну против Турции(1735-1739гг.), Россия была вынуждена прекратить войну и подписать в Белграде сепаратный мир. По Белградскому мирному договору Турция отказывалась от притязаний на Азов, однако добилась запрещения восстанавливать крепость Троицкую на Таган-Роге и вынудила Россию отказаться от права иметь свой флот на Азовском море. Согласно договору, торговля на Черном и Азовском морях могла вестись лишь на турецких судах.
Несмотря на запреты, торговля все же велась не только с турками и приезжающими с ними греками, но и с ногайцами, крымскими татарами, запорожскими казаками. Раз витие торговли потребовало открытия в Таганроге таможенной заставы и карантина, который был открыт в 1740г. В 1760г. турецкие купцы обратились с прошением в Коллегию иностранных дел, в котором они писали «При въезде их судами морем к Таган-Рогу, где самая неминуемая тем судам пристань, нет карантинных домов и погребов, которые необходимо для обеих империй и общего удовольствия быть надлежит для того, что с прибытия к Таган-Рогу задержание бывает в карантине и выстаивают с великой нуждою по сороку дней, находясь в судах и каютах своих на воде, привезенным же товарам и овощам чинится порча... и чтобы о таком весьма надобном как для них, так ради прочих въезжающих из Турецкой области людей построении в Таган-Роге карантинных домов и погребов».
С началом новой русско-турецкой войны (1768-74гг.) торговля прекратилась. Только после ее завершения Таганрог становится важным торговым портом. В начале 1776г. с целью предупреждения эпидемии моровой язвы, часто свирепствовавшей в Турции, был учрежден штат Карантина. С ростом торгового оборота, в 1793-97гг. составивший 75% оборотов всех южных портов, с увеличением строительства магазинов и складов в 1783,1800 и 1808гг. изменялся и штат Таганрогского Карантина. Дальнейшее торговое развитие Таганрога столкнулось с возникновением новых черноморских портов, среди которых на первое место стала выходить Одесса. Издатель журнала «Отечественные записки» П. Свиньин посетивший Таганрог в 1825г. писал «Карантин находится на другой стороне города, в пяти верстах от оного. Строения (...) состоят большей частью, из лубьев и досок пришедших в совершенную ветхость. Карантин заведывает рейдою, которая разделена на карантинную и практическую. Суда, на них стоящие, исключая больших, останавливающихся еще далее. Смотрение за ними, имеют две бран двахты, которые вместе с офицерами и служителями назначаются из Черноморского флота. По отдаленности Карантина от биржи учреждено на оной карантинное биржевое отделение, которое осматривает товары, выгружаемые прямо из судов карантинных на баржу, оно имеет особенного своего директора, над коим, сверх того, наблюдает еще один член Главного Карантина».
Еще в 1825г. по распоряжению императора Александра Первого, находившегося в Таганроге, пожелавшего доставить удовольствие супруге Елизавете Алексеевне, рядом с «Карантином» был высажен сад, план которого составил сам император. Парк представлял собой широкую аллею из липы, ясеня и кончался кленом. По морскому обрыву шла узкая аллейка, обсаженная сиренью, которую любила императрица. Позже сад был назван Елизаветинским парком. В 1826г. он был передан императрицей Строительному комитету. По предписанию министра внутренних дел России «существующие по берегам Азовского моря карантинные здания: Таганрогский карантин, карантинные заставы Мариупольскую, Бердянскую и Еникальскую уничтожить ...Главный Карантин перенести в Керчь».
В 1835г. постройки Карантина перешли в ведение города. Городская Управа стала сдавать карантинные здания и территорию под дачи. Антон Павлович Чехов, в письме к сестре писал «после обеда едем в Карантин. Тут, в Карантине, много дач дешевых и удобных...»
В память о пребывании здесь императорской четы в парке над морским обрывом, была устроена беседка, украшенная бюстами Александра Первого и Елизаветы Алексеевны.