Песах. еврейские истории

Анна Орлович
=праздник глазами доброй Ани=

Когда-то так давно, что это время достоверно помнят только мумии фараонов, произошли эти события.
В древней земле Ханаан случилась великая засуха и за ней - голод. Мудрец Иаков вместе с сыновьями решили сходить в Египет на подработку и переждать там страшный период.
Так появились первые гастарбайтеры.
В то время в Египте припеваючи жил и работал… его сын Иосиф в качестве приближённого к фараону. Иосиф принял семью как полагается и велел выделить для родственников неплохие пастбища в районе дельты Нила.
Так, наверное, произошла протекция.
Семья жила этими пастбищами. Надо сказать, хорошо жила.
Работала, процветала и усиливалась. А за одно и ширилась, росла. Много их стало.
Да и не семья уже это была, а целый народ.

Иосиф возьми, да умри. А новый фараон, который не был знаком с умнейшим Иосифом, решил, что работящий чужой народ в его стране – не иначе, как смертельная угроза.
И принял меры: лишил его свободы, закабалил, заключив, что нужно подавить волю народа и заставить работать исключительно на благо себя любимого. Сыны израилевы оказались рабами на стройках того века – возведении городов Питом и Ра’амсес. Со всеми вытекающими последствиями.
Дома их прослушивались и досматривались, новорождённых первенцев убивали, потому что фараону предсказали неисчислимые беды по вине еврейского первенца. Так тяжело было евреям в рабстве - без сна, без отдыха и почти без еды… что пришлось им молить Б-га о спасении.
Вдруг. Да, вдруг Б-г услышал их, спохватился и вспомнил про свой договор-завет с Авраамом, Исааком и Иаковом-то тем. Выбрал Моисея среди всего народа и возложил на него обязанность  вывести евреев из рабства египетского. Явился ему горящим, да несгорающим кустом и оттуда возложил, да.

Отважный Моисей, как раз и бывший тем самым предсказынным первенцем, предъявил фараону свои требования: «Отпусти народ мой», мол.
Фараон, конечно, отказался. Кто ж добровольно согласится лишиться бесплатной рабочей силы и прочей выгоды от бесправных евреев. Вот и фараон упёрся.
После его отказа Всевышний наслал на Египет десять казней египетских, вот как. Все эти казни миновали только еврейские дома («пасах» - миновал, пропустил; ивр).
В конце концов, фараон убедился во всемогуществе Всевышнего и решил отпусть этих евреев. От греха подальше.

Пока фараон не передумал, евреи ринулись собираться. Перед Исходом у них, практически, не было времени ни на что, даже тесто не успели заквасить.  А кушать же хотелось... Тем более в дальней дороге.
Тогда напекли евреи пресные лепёшки из одной муки и воды. Маца называется.
И до сих пор мацу полагается вкушать в Песах как напоминание о хлебе, который ели евреи, спешно покидая Египет.

Не зря они спешили.  Фараон поднял свою армию и бросился в погоню за уходящим народом израилевым. Семь дней нагоняли их. На седьмой день, казалось бы, догнали. И как раз перед евреями распростёрлось Красное море. Как по заказу.
Вот тут-то мы их возьмём тёпленькими, радовался фараон.
Но Всевышний всё видел и помог. Моисей простёр руку в сторону моря и воды Красного моря расступились перед евреями. Они сразу же свободно прошли «среди суши по морю».
Фараон подумал, а мы что, рыжие? И вместе с войском тоже бросился в проход среди моря. Но тут воды сомкнулись, поглотив сообразительного фараона и его войско. Чтоб не повадно было.

А народ израилев вступил в знойные пески пустыни, начав свой великий поход на Землю Обетованную по предводитетльством Моисея. Дорога народа была трудна, полна приключений и испытаний.
На горе Синай Моисею явился Всевышний и провозгласил десять заповедей. Конечно, от такого явления народ был потрясён до глубины души. Чудесное избавление от рабства всех воодушивило и придало сил. А когда к евреям сошёл Б-г и даровал им своё откровение, что еврейский народ избран им, чтобы стать Его общиной на земле, народом святыни, они за такое готовы были горы свернуть.
И заключил Всевышний с народом избранным союз. Где евреи обязались выполнять Его заповеди и беспрекословно повиноваться, а Б-г, со своей стороны, обещал получение потомками Авраама Земли Обетованной - Страны Израиля.
Евреи, в возвышенном состоянии души, двинулись в путь дальше. У них есть надежда, опора и цель. Вперёд, на свою Святую Землю!
Однако, некоторые загордились от великих событий, некоторые зароптали от тяжести пути. Когда кругом сплошь да рядом песок и пыль, нет никаких тебе благ цивилизации и даже обычного интернета, немудрено зароптать, да. А тут ещё на них Золотой телец свалился... Ну и пошло-поехало. От рук отбились, буквально.

Уже, было, подошли к границам своей земли, но усомнились в способности Всевышнего обеспечить победу народа Израиля над всяческими сильными врагами, которые с радостью поджидали евреев в засаде. Так, не успев дойти до своей земли совсем чуть-чуть, народ был наказан Б-гом и обрёк себя кружить по пустыне сорок лет.
Это был самый долгий турпоход за всю историю и самое великое блуждание по одному месту, за исключением блуждания другого народа - в Стране Советов. Так и появилось первое турагентство.
После сорока лет Всевышний удостоверился, что выросло новое поколение, свободное и воспитанное в духе завета. Они и удостоились ступить на Святую Землю.

Праздник Песах, увековечивший чудо избавления из рабства и исхода из Египта, показывает нам в подробностях эти события. Ведь они заложили основу становления народа Израиля.
Праздник длится семь дней и накануне вечером перед началом первого дня проводится специальная трапеза «седер» (порядок – ивр.). Пасхальный седер идёт в строго установленном порядке из года в год, из столетия в столетие.
По всему миру в этот вечер миллионы евреев собираются за праздничным столом, соблюдая одни и те же обычаи.
В мире столько соблазнов, всяких там распрей, тысячи причин, которые только и делают, что пытаются отвлечь евреев. А это удивительное явление – обычай, традиция, помогает понять как удалось евреям остаться единым народом в условиях многовекового рассеяния на пересечённой местности.
Песах – это праздник обретения свободы и достоинства.

Хаг самеах, хаверим! Весёлого праздника, друзья!

Анна Орлович (Anat Or Lev) ©