Разговоры с отшельником

Алексей Мирской
Без пользы жить – безвременная смерть.
Иоганн Вольфганг фон Гете.
 
***
Черная точка виднелась на белом фоне. По бескрайнему полю, засыпанному снегом, шагал человек, закрывая лицо рукой. За ним шли ровно сто семь волков. Эти звери были крайне выносливы, имели очень крепкий скелет и зубы. Волки могли преодолевать без отдыха большие расстояния. Главной особенностью этой стаи было то, что они не могли жить на одном месте. Их жажда движения не поддавалась никакому объяснению. Они были готовы растерзать того, кто задержит их на одном месте.   
Однако человек, шедший перед ними не препятствовал им. Как раз наоборот -  он вел их. Сейчас они приближались к окраинам города Нею. Человека привлек этот город наличием подземных переходов. Идти по улицам со стаей волков с самого начала было небезопасно, но в настоящее время это стало просто недопустимо.
Тот, кто заметил их, сидел на пятиметровом столбе. С такого положения было видно всю снежную пустыню. Своим четким зрением он хорошо рассмотрел вожака стаи: среднего роста, имел крепкое телосложение, черную щетину. Все тело было укутано в тряпки, по-видимому, чем-то скрепленные. Получалось что-то вроде пончо.
Пока его разглядывали, вожак подошел вплотную к столбу и посмотрел наверх.
- Здравствуйте! – воскликнул, сидевший на столбе юноша и спрыгнул вниз.
- Ну, здравствуй, Фокс. Давно не виделись, – сказал вожак стаи. Они пожали друг другу руки.
Неожиданно один из волков зарычал и приготовился к прыжку на того, кто остановил стаю. Фокс окаменел и смотрел на волка, не шевелясь.
- Он просто тебя не помнит! Медленно вытяни правую руку вперед, – добродушно проговорил вожак и отступил в сторону.
Фокс сделал, что сказали. Зная, что животные чувствуют страх, он старался заглушить его чувством решимости к возможной схватке. К счастью, этого не потребовалось. Волк подошел на расстояние двух шагов, понюхал руку, а потом приветливо завыл и стал чесаться об нее.
- Вот хорошо! – радостно произнес вожак.
- А что было бы, если он меня не узнал? – в шутку спросил Фокс.
- Он бы откусил тебе руку, – с усмешкой произнес вожак стаи и жестом пригласил Фокса начать движение вперед. Они пошли.
- Вы раньше, чем я думал. Не прошло и полгода. Что-то случилось? – Фокс глянул через плечо – стая шла следом.
- Да не особо. Пришлось изменить маршрут. Скорпионы изрядно поднадоели. Столько шума из-за них!
- У вас что, есть головизер?
- Конечно. Я не живу в обществе людей, но пользуюсь их изобретениями.
- Мы убили их вожаков. Теперь они не опасны, – гордо произнес Фокс.
- Остались еще стаи. Давай свернем вон туда.
- Вы знаете куда идти? – засомневался Фокс.
- Я всегда просматриваю путь, прежде чем идти по нему.
Они спустились в заброшенную часть метро, потом прошли по путям и оказались на нижних уровнях. Сеть несанкционированных дорог и много нелегальных свалок располагалось под всем городом. Всех ближе к поверхности находилась канализация. Ниже шли балки и фундамент старого города. Второе рождение город Нею получил сто пятьдесят лет назад. На части старых зданий построили новые небоскребы. 
- Нижний город – это целый мир! – воскликнул вожак и раскинул руками.
- Знаю. У нас с ребятами здесь гараж.
- Пойдем, – вожак стаи стал спускаться еще ниже. Фокс не отставал от него.
- Так как вы прошли на этот раз? – поинтересовался Фокс.
- После сообщений о скорпионах я стал обходить крупные города стороной. Один раз мы наткнулись на нескольких… мои волки не оставили никого, – после этих слов Фокс раскрыл глаза еще шире. – Я знаю, о чем ты думаешь, но волки не стали бы охотиться на скорпионов. Пожалуйста, давай оставим эту тему. Как ты уже сказал – конец близок.
- Ладно. Продолжайте, пожалуйста. Почему вы решили повернуть в Нею?
- Во-первых, я уже хорошо знаком с этим городом и знаю места для ночлега. Во-вторых, в этом городе есть ты. Мне не хватает общения. Мало на этой планете людей, которые захотели бы со мной поговорить, – вожак невесело ухмыльнулся.
- Вы могли бы вернуться к обычной жизни…
- Нет. Даже не упрашивай меня. Я выбрал свой путь. Я не стану заложником механизмов и зданий. Я выбрал путь, – голос вожака был спокоен. Не было горести или сожаления, но и ликования тоже.
Фокс это подметил:
- В вашем голосе нет энтузиазма.
- Он был, поверь мне! – вожак громко рассмеялся. – Но я путешествую четырнадцать лет. За это время чувства и ощущения преображаются.
Наступило недолгое молчание. Они свернули вправо к коллекторам. Повеяло не самым приятным запахом. Тем не менее, волки последовали за своим вожаком без препираний.
- Ну, хватит обо мне. Расскажи что-нибудь о себе. Как ты живешь? – вожак выказывал неподдельный интерес к чужой жизни.
Фокс сделал глубокий вдох:
- Чтобы рассказать? Я заканчиваю девятый класс.
- О! Знания! Давно я не получал хорошего дополнения к моему скромному запасу.
Фокс посмотрел скептически, но ничего не сказал.
- Понимаю, что, наверное, школа не приносит тебе должного удовольствия. Я не стану говорить тебе о моем взгляде на книги и на учебу. Поживешь с мое сам осознаешь! Получение знаний – смысл жизни. 
- Насчет смысла жизни у меня немного другие планы, – уклончиво произнес Фокс.
Они вышли на сравнительно чистый пятачок и решили развести костер. Вожак достал из пончо пару сухих палений.
- Нужно иметь при себе все, что нужно, – улыбнулся он.
Вожак волков расстелил два пледа перед разгоравшимся костром. Накинул еще несколько легких курток и присел.
Фокс, взяв предложенный ему тройной плед, присел в позе лотоса поближе к огню. Волки кольцом легли вокруг говоривших.
- Продолжай, пожалуйста, – улыбнулся вожак. 
-Моей ближайшей и главенствующей целью является жениться. Я знаю, о чем вы подумали, но это не только сентиментальные мечты. Так получились, что если я не женюсь на своей девушке, то мир погрузиться во тьму. Грубо говоря.
- Да. У меня тоже когда-то было любимая женщина… Конечно, тебе кажется, что если что-то изменится, то жизнь будет кончена.
Вожак отдал честь чувствам, но явно не понял Фокса. А мальчишке не хотелось объяснять всю сложность этого дела.
 «Что я ему скажу? Что те, которые называют себя Хранители силы, заключили с теми, кто зовется просто Зло, пари? Что ставка в этом пари – это правление этой галактикой на десять тысяч лет? Что если я не женюсь на той кого люблю, то мир погрузиться во тьму? Весело!» - быстро рассуждал Фокс. Потом решил не врать, а просто не говорить ничего конкретного:
- Моя проблема в том, что я не вижу жизни после восемнадцати лет. Я зациклился на увеличении собственных способностей и забыл о перспективах жизни. 
- Ты предаешь слишком много важности одному событию.
- Так я же все равно развиваюсь. Вы считаете это плохой целью в жизни? – спросил Фокс, глядя на огонь.
- Нет. Каждый сам выбирает свой путь. Вот я, например, выбрал путь скитаний и отгородился от людей. Это общество мне не понравилось. Другие бы осудили этот выбор.
- Сколько людей, столько и мнений, – Фокс поежился. В канализации было холоднее, чем на улице. – Давайте сходим еще за дровами.
- Ты знаешь, где их взять?
- Есть лесопилка в соседнем районе.
- Хорошо. В путь! – отшельник резко поднялся. Волки тоже встали. – Ждите здесь. Не ходите за мной. Найдите укрытие для стаи.
Вожак жестами и мимикой дал команды и, похоже, его поняли. Фокс и отшельник пошли по туннелям одни.
- А вы не потеряли интерес к жизни? – Фокс продолжил развивать тему их разговора.
- Нет. Может моя жизнь не такая эмоциональная, но она меня привлекает. Если ты помнишь, два года назад она привлекла и тебя. Ты пришел ко мне.
- Да. Мы разговаривали всю ночь. О силе духа и о силе воли. Я многому тогда научился. Например, не бросаться в битву бездумно.
- Я рад, что мои советы помогли тебе.
Они выбрались из канализации на безлюдную улицу. Потом прошли несколько домов и оказались на лесопилке.
- Я быстро! – сказал Фокс и перемахнул через стену.
- Не бери сырое дерево! – крикнул вдогонку отшельник.
Для вожака стаи стоять в месте, где ходят люди, было испытанием. Некоторые любопытно разглядывали его одежду. Он явно выделялся из толпы.
«Ну вот! Стоит человеку только одеваться не как все, а на него косо смотрят!» - подумал отшельник и  отвернулся к стене.
Рядом упало несколько сухих сучков, а потом еще четыре внушительных полена. Вслед за ними появился Фокс.
Вдвоем они собрали дрова и двинулись в обратный путь. Стало ясно, что разговор зашел в тупик. Однако отшельник не разговаривал очень долгое время, и ему при всем его уме было сложно найти ниточку рассуждений.
- Может, поговорим о чем-то более конкретном? – предложил Фокс, когда они подходили к костру. – Абстрактные размышления утомляют.
- Да. Я не прочь просто поговорить.
- А куда делись волки? – Фокс огляделся. Рядом лежали только двенадцать волков.
- Это вожаки групп. Я их так называю. Постепенно в моей стае образовалась система управления. Вверху – я. Потом вожаки, а затем все остальные.
- Так, где остальные?
- В безопасном месте. Когда мне понадобится, то я попрошу, и меня отведут.
- Поразительно! – изумился Фокс. – А вы больше с ними не деретесь. Помните, как на меня кто-то накинулся?
- Ты выиграл тогда, – глаза отшельника сверкнули. – Нет. Они меня понимают. Больше я не сражаюсь.
Вожак стаи был удовлетворен разговором. Несколько минут они сидели молча и подбрасывали ветки в костер. Дерева было еще много.
- А сколько тебе лет, Фокс?
«Еще один вопрос о туманной части моей жизни»,  – задумался Фокс. «Однако этому человеку можно доверять. Иначе, зачем я вообще ждал его?». 
- Буду честен с вами. Мне пять лет. По документам - пятнадцать.
- Документ – лишь надпись. Знаешь, написать можно многое, – однако отшельник подвинулся поближе. Было видно по лицу, что его захватывает разговор.
- Давайте, я кратко расскажу начало моей жизни, – Фокс давно не рассказывал этой истории, и ему нужно было выговориться. – Меня собрали в две тысяча пятьсот тридцатом году. Я был роботом. Через год на мой день рождения папа купил карту затерянной планеты. Мы набрали группу исследователей и полетели далеко за пределы ГС.
На планете мы нашли аборигенов, которые пытались принести нас в жертву вулкану. Причем вулкан каким-то образом мог оживлять механизмы. Не знаю как, но я ожил. Конец, – весело кончил Фокс, оборвав разговор.
Десять минут сидели молча. Отшельник, впитывая в себя полученную информацию, менялся на глазах. Брови сдвинулись, глаза прищурились, рот скривился. Вид вожака становился все задумчивее и загадочнее.
- До меня только что дошло! – воскликнул Фокс. – Я не знаю, как вас зовут. Вы не говорили имени, а я не имею привычки спрашивать это.
- Забавно. Мы знакомы третий год, а ты не знаешь моего имени. Это ведь не плохо?
- Нет. Просто я хотел бы его узнать.
- Хорошо, – отшельник погрузился в глубокую задумчивость. – Имя, которое мне дали те, кто дали мне жизнь, я не использую… Мое имя, которое я дал сам себе – Абсолво.
- Приятно познакомиться, Абсолво. Но почему это?
- Это латынь, а переводится - я оправдываю. А вообще-то это не имеет большого значения, – отшельник отмахнулся от этой темы.
Через пять минут Абсолво встрепенулся и произнес:
- Пойдем со мной. Я покажу кое-что интересное.
Они встали. Волки тоже поднялись, но не пошли за ними, так как Абсолво сделал жест рукой. Фокс с вожаком прошли несколько канализационных коридоров и вышли к путям метро.
- Я обнаружил это в прошлое мое посещение, – рассказал вожак стаи. – Дыра в тоннеле метро. Кто ж знал, что она выходит на улицу?
Они прошли в трещину, которая шла по стене метро. Фокс и Абсолво оказались на высоте десятого этажа. Пути метро проходили прямо над рыночной площадью.
- Интересно, не правда ли? – улыбнулся отшельник, ища твердую опору.
Фокс посмотрел вниз. Да, этот мир выглядел по-другому сверху. Множество разных существ копошились на рынке. Одни смотрели продукты питания, другие выбирали какой-нибудь хлам для дома, третьи ходили от лавки к лавке, пытаясь умыкнуть что-нибудь.
- Я много раз был здесь. Хотелось посмотреть на общество, которое я оставил. Особенно радует, что они меня не видят, – глаза отшельника смотрели на рыночную площадь с удивлением, но не с разочарованием.- Сверху все видно по-другому.
- А у вас есть религия? – спросил Фокс. Несколько аналогий, которые он быстро прокрутил в мозгу, выдали вопрос.
Отшельник ответил почти мгновенно. Он задумался лишь на миг, оценивая свой ответ.
- Нет. Я думаю мне это не нужно. Моя жизнь слишком однообразна и в ней мало ярких моментов.
Был вопрос – был ответ. Развивать эту тему никому не хотелось. С минуту они стояли и смотрели вниз. Фокс уже хотел идти обратно, но Абсолво медленно проговорил:
- Гляди-ка! В прошлом году был на том же месте, - отшельник показал в сторону гуманоида, торгующего синими фруктами. – Если присмотреться, то можно заметить, как он обсчитывает покупателей. Сначала у них на виду считает сдачу, а потом правой рукой берет часть и складывает за стойку.
Фокс пригляделся. Считает мелочь, закрывает на секунду, правая рука идет за стойку сжатая.
- Вор, – как приговор изрек Фокс. От его зрения ничего не ускользнуло, но он не заметил бы это в толпе. – А как вы узнали?
- Заметил, – отшельник пожал плечами, а потом стал вспоминать, чем его привлек этот гуманоид. – Театральность движений. Он хотел, чтобы все выглядело естественно, а получилось наоборот. Тем более он повторяет это каждый раз.
Они пошли в обратный путь. Завели разговор о рынке и о том, что во все времена он существовал и во все времена не был до конца честным.
- Да. Но я сам иногда там бываю, - признался Фокс. – Правда, не за продуктами. Есть место, где торгуют механическими запчастями. Однажды я даже магнитофон по частям собрал.
- Ты любишь музыку?
- А кто ж ее не любит?
- Наверное, ты слушаешь что-то определенное? – отшельник пытался уловить черты характера Фокса. Открытость или закрытость, разговорчивость или молчаливость.
- Я не фанат чего-то. Я люблю музыку свободы, жизни. Жизнь без преград, – Фокс ответил не думая. Потом вспомнил, что магнитофон давно разобрал на запчасти.  – Но больше я люблю отдельные звуки. Шум ветра, разъяренный и неудержимый. Звук прибоя, тихий и спокойный. Скрежет металла, резкий и нетерпеливый. 
Абсолво задумался. То, что перечислял Фокс, говорило о неудержимом характере, но не было безумства.
- Прекрасно, - отшельник прикрыл глаза. Фокс просвистел тональную мелодию из какой-то песни. – Ты играешь на чем-нибудь?
- Да. На ИМЗ, но непрофессионально конечно.
Отшельник нахмурился. Ему не была знакома аббревиатура, да он не знал, что музыкальные инструменты так называют. Фокс, видя это, расшифровал:
- Имитатор музыкальных звуков. Может одновременно заменить бас гитару, барабан, скрипку и еще какие-то инструменты, но я их не знаю. В инструкции написано, что профессионалы могут играть за целый симфонический оркестр.
- Какое придумали!
- Некоторые консервативные музыканты не признают это как инструмент, но я на нем даже в школе играл.
- Ты не мог бы сыграть мне? Давно не слушал музыки свободы.
- Конечно, – Фокс посмотрел на часы. – Сейчас начнет темнеть. Давайте я подойду завтра или послезавтра.
- Я буду ждать.
Они разминулись на перекрестке. Фокс побежал наверх, а отшельник побрел к догоравшему костру.

***
 - Как дела? – беззаботно спросил Фокс и опустился на ковер перед огнем. На спине висел рюкзак.
- Как обычно, - ответил отшельник, но, смотря на рюкзак, его глаза загорелись. – Ты принес?
- Ну я же говорил, что принесу. Вот полюбуйтесь! – Фокс открыл рюкзак и достал длинный сверток. Развернув его, он положил полотно на колени. – Это Имитатор музыкальных звуков.
Фокс нажал кнопку на боку - одна часть «листка» засветилась разноцветными огоньками. Абсолво подошел и внимательно рассмотрел устройство. Толщиной оно было всего три сантиметра. По длине и ширине напоминала плоский экран головизора. Кнопки, расположенные только на одной стороне были разного размера и формы. Так же имелось несколько рукояток, которые корректировали громкость и частоту.
- Интересно! Сыграешь что-нибудь?
- А что вы хотите услышать?
- Может то, что у тебя лучше получается, - отшельник вновь уселся на ковер.
- Ну, если подумать…
Фокс дотронулся до нескольких клавиш – из устройства раздался звук гитары и барабана, которые синхронно выбивали одну мелодию. Потом пальцы начали быстро перебирать несколько кнопок – отшельник услышал отчетливую мелодию.
Проигрыш состоял исключительно из звуков гитары и барабана, а потом Фокс проговорил куплет песни:
Сила могучая нас опьяняет,
Думать разумно она не дает,
Смысл Он в жизни стразу находит,
 В бой свою голову смело несет.
Дальше последовало соло гитары, а потом долго звучал барабан, отбивающий быструю энергичную мелодию.
- Круто! – энергично воскликнул отшельник. Он истосковался по такой музыке, свободной и горделивой.
Фокс, не ожидая сигнала к продолжению начал играть другую мелодию. Вторая композиция была медленнее, но, несомненно, имела б;льшую смысловую нагрузку:
В те дни, когда, еще не знаемый никем,
Не зная ни забот, ни цели, ни систем,
Я пеньем оглашал приют забав и лени
И царскосельские хранительные сени.
- А это уже стихи, - усмехнулся Абсолво. – Я помню, что это написал поэт с Земли семьсот лет назад!
- Вы неплохо знаете историю литературы. Я думал это просто песня. Один мой знакомый берет старые песни и переделывает их на новый лад.
- Не вижу в этом особого смысла. Стихи уже кто-то написал, но они не для этого дела, – Абсолво явно не нравилось, что труды людей используют без их ведения, да еще не по прямому назначению. – Давай лучше спой то, что точно не стихи.
Фокс кивнул и исполнил несколько произведений, которые были ему по душе пару лет назад. В них говорилось о страннике на космическом корабле, который не мог найти свой дом. Задумавшись над этими песнями Фокс спросил:
- Вы когда-нибудь задумывались о том, чтобы путешествовать по разным планетам?
- И не шататься по одной? – отшельник вновь улыбнулся. – На это нужно либо деньги, либо заработок, либо корабль. Я не имею ничего из этого.
- А если бы имели, то полетели бы?
- Наверное, - уклончиво ответил Абсолво, – я бы побывал на некоторых планетах. Посмотрел бы произведения искусства… Архитектурные строения.… Зашел бы в библиотеку на планете Бук…
- Да, - оживленно закивал Фокс, - я был там однажды. Половина планеты – одна сплошная библиотека. Жизни не хватит, чтобы ее обойти, я уж не говорю о чтении.
- Вот это я одобряю. Мало из того, что было сотворено за последние два-три столетия, мне нравится, но хранилище знаний – это хороший след, а главное нужный след в жизни.
В это время из туннеля показался волк. Он был весь взлохмаченный и мокрый от пота. Часто дышал: видимо бежал всю дорогу. Издав несколько протяжных звуков, он развернулся и побежал обратно.
- Извини, мой друг, но какие-то проблемы появились, – сказал отшельник, быстро сматывая тряпки и туша ими костер.
- Что случилось?
- Не знаю, но по виду волка стая встревожена. Я должен идти.
- Как мне найти вас снова?
- Мы переберемся под фундамент ГНИЦ.
Отшельник быстро собрал вещи и, попросив Фокса остаться, побежал вслед за волком.
***
  Лифт быстро нес Фокса на самый верх отеля люкс, где располагались лишь самые обстоятельные клиенты. Прямо из белоснежного лифта он позвонил в нужную ему квартиру, а когда дверки открылись, то Фокс попал сразу в номер.
Все помещение – одна огромная комната. Вместо стены – окно. Мебель, обитая каким-то диким зверем, белоснежная чистота стен, и даже слепящее отражение зеркал – все говорило о высоком назначении этого номера. Наверное, здесь даже останавливались мэры или президенты.
Фокс никак не вписывался в этот интерьер. Его темно-синяя куртка шла в разрез с черно-белой мебелью, а грязные джинсы не подходили чистым стенам, разваливающиеся по швам ботинки кричали, стоя на отполированном паркете.
Однако в комнате было несколько вещей, которые тоже вызывали контраст: разбросанные на диване чипсы, компьютерные диски на полу, гитара кричащего красного цвета в углу и нудлок, стоящий в одних штанах и майке около маленького холодильника с пивом.
- О! Приветствую, Фокс! Как жизнь молодая? – нудлок с бутылкой в руке подошел и поздоровался. – Разувайся, проходи.
Фокс прошел и уселся на диван. Напротив него стоял огромный экран.
- Любуйся, пока можешь! Я только на неделю в отеле, а потом у меня концерт на Северном пике, – нудлок поймал взгляд гостя и уселся рядом.
Человек был достаточно высок, но тонок. Тело не было знакомо с  физическими нагрузками, поэтому обмякло на диване как будто бескостное. Волосы рыжего цвета были коротко подстрижены.
Лицо казалось очень выразительным. Если рассматривать части лица по отдельности, то ничего привлекательного они не представляли, но сейчас были соединены так умело, что притягивали экстравагантностью.
Еще одной выразительной чертой были пальцы рук. Фаланги казались маленькие по сравнению с пальцами, но руки цепкие: они с легкостью держали бутылку, едва касаясь ее.
Рокс был гитаристом, но способности нудлока позволяли ему менять голос, поэтому он заодно и пел. Его группе было всего несколько месяцев, однако она уже завоевала достойное место на пьедестале рок-музыки.
- Вот ищу новую песню. Я нашарил в архиве старых исполнителей, но не могу подобрать ритм, – Рокс взял один из чипов и включил. - Слова убойные, но музыки нет. This is your live.
- Так попробуй подобрать сам, - предложил Фокс и посмотрел слова. – I love this live, I hate this song, but I like this style… А дальше что это?
- Я пытаюсь изменить некоторые слова, а то так и не найду подходящего ритма.
- Кстати о словах… Я тут друга встретил и спел ему песню, ну помнишь «В те дни»? Так вот, он сказал, что это стихи.
- Это, это… Да, это стихи.
- Он сказал, что их написали семьсот лет назад…
- Конечно. Вообще-то стихотворение длинное, но я взял лишь кусок. Это написал Пушкин.
- И когда ты это спел, тебе ничего не сказали? – удивился Фокс. Он думал, что за незаконное копирование можно даже в тюрьму попасть.
- А кому сейчас до этого дело есть? Никто уж и не помнит! Ты не представляешь, как быстро теряются знания, проходя барьер от поколения к поколению!
- Но должны остаться же книги, диски, видео. Нельзя так просто все забывать! Нужно в библиотеки сдавать!
- Ты что, жалеешь о том, что было утрачено тысячу лет назад? – Рокс усмехнулся. – Я думаю, что знания остаются, но до них никому нет дела. Например, возьмем мою песню. Да я не отрицаю, что взял чужие стихи и наложил на музыку, но никто даже не возмутился. Если никто не возмущается, значит, все довольны.
« …эта проблема волнует всех до сих пор…».
- Упс! – Фокс случайно сел на пульт и включил головизер.
- Переключи на музыкальный канал. Через десять минут должна быть передача «All about music», там должны говорить обо мне.
Они переключили множество передач, пока не оказались на музыкальном канале.
«Сегодня мы берем интервью у новой звезды рок-музыки Рокса…»
- Ты давал интервью?- Фокс удивленно уставился на ведущую, которая что-то рассказывала о жизни рок-гитариста.
- А что такого? Я им такого наболтал. Слушай, слушай.
- Скажите, многие говорят, что все ваши песни были написаны задолго до вас. Вы можете это опровергнуть? - задала вопрос белокурая девушка лет двадцати пяти. Она говорила с акцентом и некоторые фразы Роксу, который был в головизоре, приходилось переспрашивать.
- Я уже говорил, что несколько песен, которые я исполняю, были написаны не мной. К моему сожалению, никто не помнит их. Поэтому я взял на себя смелость спеть их на новый лад.
- Может, ты им чего-нибудь приврал, - улыбнулся Фокс.
- Конечно! – Рокс усмехнулся. – Все так делают.
- Скажите, Рокс, вы ведь никогда профессионально не занимались музыкой. Говорят, что вы не так давно работали Чадором в Магическом обществе Защиты, - вновь говорила ведущая, - что же вас побудило создать группу?
- Меня побудил один мой друг. В моей жизни произошла передряга, и мне понадобилось встряхнуться. Вот как у меня это получилось! Я сижу в телевизионной студии, у меня берут интервью, и я говорю с очаровательной девушкой…
- Ну, ты даешь, - усмехнулся Фокс.
- Я подумал, что правда им будет интересна, - кивнул Рокс. – Я не называл твоего имени, так что никто не узнает, что именно ты мне помог.
- Да ладно тебе, - отмахнулся Фокс.
- Нет, правда, - лицо Рокса стало серьезным, - спасибо, что направил меня на правильный путь. Сам бы я не разжег огонь игры! – Рокс стукнул по струнам, и они задребезжали.
***
- ГНИЦ – Голлеонский Научно-исследовательский центр, - в полголоса произнес Фокс и сел рядом с огнем.
Отшельник улыбнулся ему и, погладив волка, который сидел рядом, рассказал свою историю.
«Я следовал за волком, пока не наткнулся на незнакомца. У него в руках был автомат с глушителем и парализатор за поясом. Рост пришельца был больше трех метров, и он не мог стоять в полный рост. Как я потом убедился, передвигаться быстро он тоже не мог: бронированный панцирь весил около ста килограммов. Дикий волк за два удара оглушил незнакомца.
Когда мы вдвоем подбежали к месту стоянки, там уже шла бойня. Я называю это так, потому что более кровавого зрелища мне еще не приходилось наблюдать! Пятнадцать-двадцать воинов такой же комплекции, как и первый незнакомец, сражались со стаей диких волков. Как я мог судить, пока что выигрывали волки, но они несли ощутимые потери.
Я попытался скоординировать их действия, но потерпел неудачу: бойня завлекла даже моего проводника. Мне была отведена скромная роль болельщика.
Через пятнадцать минут резни, инопланетян осталось всего семеро, и они решили ретироваться. Мне пришлось обрушить на несколько волков, которые были впереди металлическую балку, державшую вход. Тем самым я предотвратил погоню, так как не мог предположить конца этого… мероприятия».
Фокс слушал не перебивая. По мере повествования у него накапливались вопросы, но он топил их в море уважения, которое испытывал к рассказчику. Фокс не хотел потерять авторитет внимательного слушателя... хотя и не был уверен, что обладает таковым.
Через пять-семь минут после окончания рассказа, когда мелькнула последняя картина, созданная воображением подростка, Фокс задал вопрос:
- Почему вы не вступили в схватку?
Абсолво сразу не ответил. Его собеседнику даже показалось, что вопрос озадачил вожака волков. Тщательно все обдумав, и с силой почесав затылок, Абсолво ответил. Говорил он медленно, тщательно выбирая слова:
- Когда ты последний раз видел, как я сражаюсь? – вопрос был риторическим, так как отшельник сразу продолжил. – Я борюсь только с животными… Да и то не насмерть… Меня повергло в шок такое количество народу… Меня обезоружил своим видом первый незнакомец… Я и не думал вступать в бой.
- За все четырнадцать лет странствий вы никогда не наталкивались на браконьеров? – Фокс был поражен до глубины души. Когда он первый раз увидел отшельника, тот набросился на волка и без особых усилий повалил наземь.
- Как-то не доводилось, - глаза Абсолво устремились к воспоминаниям. Через секунду он очнулся и продолжил, - ну, ты преувеличил, назвав их браконьерами. Возможно, мы встретились случайно…
- Вы сами в это верите?
-Нет.
Отшельник усмехнулся горькой усмешкой и тихо проговорил:
- Больше половины стаи погибло. Однако я не нашел четыре трупа. Похоже ты прав – они браконьеры. Ни один дурак, даже самый самоуверенный не будет охотиться на стаю волков на их территории. А в подземном городе звери не имеют той силы…
- А куда вы дели оружие? – глаза Фокса горели.
- Я его похоронил вместе с животными. И прибрал место сражения. Никто не должен знать об этом. Тебя я тоже попрошу хранить молчание.
- Конечно, - быстро ответил Фокс, - я могу чем-нибудь помочь?
- К сожалению, да. Я устроил ловушку для оставшихся браконьеров. Я разбил уцелевших волков на группы и дал указания. Как только враги появятся, а я уверен, что рано или поздно они придут, мы заманим их в ловушку.
- Я с радостью в этом поучаствую.
***
Подготовка плана заняла всего три дня. Фокс, чтобы не подвергать опасности волков и Абсолво, вызвался единолично разобраться с браконьерами. Отшельник потребовал, чтобы Фокс никого не убил. Абсолво запомнил истории, которые рассказывал Фокс о своих похождениях. К тому же пару лет назад отшельник видел, как дерется его друг…
Фокс специально попросил друзей изготовить две короткие трубы. По замыслу подростка оружие должно даже отбивать пули. Сделав удобные ручки, Фокс отнес оружие в канализацию и передал на хранение Абсолво. Также отшельнику дали рацию, чтобы поддерживать непрерывную связь.
Прошло две недели, а противников не было видно. Фокс не сомневался в знаниях Абсолво, но, как любой подросток, ему быстро наскучило каждый день проводить в канализации. Я хотел сказать, наскучило бы, если бы не отшельник. Я не берусь передать и треть разговоров, которые возникали между двумя умами. Два конусовидных разума столкнулись, как волна сталкивается с берегом. Я хочу пересказать лишь одну беседу, которая всех больше впечатлила меня.
- Что же все-таки первично? Дух или сознание? – отшельник во второй раз задал вопрос. Их дискуссия переросла в борьбу фактов.
Фокс, которому казалось, что он достаточно повидал за свои пять лет, склонялся к первичности духа. Он считал, что сначала существовала нематериальная галактика, а материя и сознание появилось намного позже.
Абсолво же, проведя четырнадцать лет в скитаниях и размышлениях, предполагал, что пока существо не осознает, что оно - существо, то не может иметь душу. Ведь как можно иметь дух, не осознавая это? Абсолво считал это невозможным.
- Фокс, - говорил он, - вот ты же осознаешь, что ты существуешь. Тобой правят твои мысли, а не инстинкты. Если бы ты имел только первичные потребности, то не имел бы души. Зачем тебе душа, если ты хочешь только есть, спать и спариваться? – отшельник усмехнулся.
- Твои рассуждения я принимаю, - кивнул Фокс. – Ты говоришь правильно: душа не бывает у тех, кому она не нужна. По крайней мере, хочется в это верить. Ну, и подумай, значит, душа была до сознания. Как сознание может прийти к тем, у кого нет души? Сначала были душа, а потом сознание. Душа как бы осознала, что существует…
- Ты сам-то понял, что сказал? – усмехнулся отшельник. – А не считаешь ли ты возможным, что не ко всем «духам», которые обладали душами, могло прийти сознание. Где же тогда эти «духи»? Я считаю, что душа появлялась лишь у тех. Кто сознавал, что существует, что живет…
- Как, по-твоему, она появлялась? Почтой? – Фокс скорчил гримасу, а Абсолво глубоко погрузился в раздумья.
Тишину нарушил вой волка. Фокс оглянулся и увидел короткую схватку. Волк, который пришел из туннеля был старше того, который охранял вход. Первый волк зарычал и бросился на второго. Второй увернулся и сам попробовал атаковать, но по неопытности не успел увернуться от лапы старшего собрата. С покрасневшим лицом молодой волк побрел прочь вглубь тоннеля.
Фокс с вопросительным взглядом повернулся к собеседнику:
- Чего это они?
- Я запретил дуэли. Стая в сложном положении, я ввел новое правило – кто наносит первый удар, тот выигрывает.
- А из-за чего они спорили?
- Я думаю, что из-за меня. Волки дорожат мною и посылают на мою охрану лучших из стаи. Если ты приглядишься к нашим слушателям, то не найдешь ни одного молодого волка.
Фокс быстро пробежал глазами животных, но не нашел ни одного свежего лица. Все волки были угрюмы и сидели молча. Никто не скулил и не бегал: звери тоже понимали серьезность ситуации.    
- Так что мы решили? – Фокс вернулся к теме разговора.
- Я выскажу теорию, которая пришла мне на ум только что, - отшельник глубоко вздохнул. – Ты не можешь быть носителем духовности, если не имеешь сознания… Подчиняясь лишь животным инстинктам, ты не можешь утверждать, что владеешь сознанием… Лишь тот, кто владеет сознанием, может обладать и духовностью…
Когда Абсолво закончил говорить, в тишине раздавалось лишь потрескивание веток в костре и звук шагов, разносившийся по туннелям.
- Хм, - Фокс быстро прокрутил сказанное в голове, но отвлекся. Через минуту интерес к вопросу возрос и подросток ответил:
- Вы соединили наши ответы. На один момент мне даже показалось, что вы изменили суть вопроса… Ладно, ваша точка зрения ближе к истине, если сама истина имеет место в нашей дискуссии.
Опять настало молчание. Звук костра постепенно начали заглушать посторонние шумы… Фокс неожиданно встал, скинул с себя покрывало, которое одолжил ему отшельник, и, оставшись в одной синей куртке, потянулся за подготовленным оружием.
- Что такое? – Абсолво был в недоумении, но не двинулся с места.
Фокс вместо ответа кинул взгляд на один из входов. Почти сразу после этого жеста оттуда выскочил молоденький волчонок и пронзительно завыл. Вся стая, не исключая и отшельника, мгновенно поднялась.
- Не идите вперед меня, - Фокс предостерегающе выставил руку вперед.
Абсолво кивнул и пожелал войну удачи. Фокс быстро побежал за молоденьким волчонком, а остальная стая ринулась за ним.
Фокс бежал, крепко сжимая в руках палки. Один он бы заблудился в этом заброшенном коллекторе. Этот гигантский дом для пауков и крыс, размером с кошку, давно уже не интересует ни один из органов управления планетой. Вдоль некоторых канализационных тоннелей тянулись кабели и водопровод, однако большая часть таких сооружений была законсервирована. Посчитали, что нет смысла тратить деньги на выкапывание ненужных труб, кабелей и туннелей систем, которые готовы уже праздновать свой сотый день рождения.
- Пришли, - шепотом сказал Фокс и пригнулся. Волк привел стаю на перекресток, где пересекались сразу и сгнившие кабели и проржавевшие от вечной влаги трубы. Это перекресток соединял сразу два уровня канализации. На нижней ступени маленькая группа волков противостояла семерым закованным в бронежилеты и каски браконьерам, а на верхнем уровне этого древнего сооружения притихла стая волков во главе с подростком.
- На этот раз они лучше подготовились, - Фокс скинул куртку и остался в одних штанах. – Но это их не спасет.
Подросток взял в руки палки и прыгнул на нижний этаж. Сделав сальто в воздухе, он сшиб четверых закованных в броню браконьеров. Увлекаемые тяжестью защиты они повалились на пол.
Двое других браконьеров оглянулись, однако один сразу же упал на пол после удара по лицу дубинкой. Второй оказался более внимательным и вскинул электрошоковую палку, но получил дубинкой по лодыжке, потом по колену и макушке.
Пока Фокс занимался первыми двумя, сбитые с ног противники уже успели подняться и окружить подростка с четырех сторон. У двоих из них уже были наготове автоматы, а еще один открыл кобуру с пистолетом. Фокс, быстро оценив ситуацию, стукнул ногой противника с пистолетом и заслонился им от автоматчиков. Подросток не просчитался: браконьеры не стали стрелять в своего. Тогда Фокс толкнул свой живой щит на автоматчиков, предварительно оглушив его ударом дубинки, а сам занялся четвертым противником с электрошоком.
Теперешний враг Фокса был опаснее: после нескольких блоков, которые противник умело ставил своим оружием, стало ясно, что тот проходил боевую подготовку. Подросток решил сыграть на внезапности нападения: он встал на руки и ногой ударил противника в голову. Враг сделал шаг назад, а Фокс тем временем перегруппировался и сходу сделал подкат на обе ноги – противник свалился.
Подросток хотел подняться и сделать контрольный удар, но ему помешали два молодчика в броне, которые подскочили на помощь к товарищу. Один больно стукнул Фокса в живот, а второй хотел приподнять подростка за шею, но Фокс выкрутился и отскочил назад. Два противника шли плечом к плечу. Тот, который находился от Фокса по левую руку достал электрошок. К удивлению подростка электрошок находился в левой руке. Пользуясь этим, Фокс увернулся от кулака первого нападающего и, схватив руку с электрошоком, просунул ее между щитков безоружного контрабандиста. После того, как безоружный противник свалился без сознания, Фокс ударил второго нападающего сначала локтем в живот, а потом палкой по лицу.
Пока последний противник падал на землю, Фокс осмотрелся: волки, как и было сказано, ушли с поля боя. Теперь у подростка имелась всего одна цель, которая подобрала уже два электрошока и ждала своей очереди. Этой целью оказался тот же браконьер, который знал приемы рукопашного боя. Судя по всему, он единственный сумел оправиться от ударов.
Фокс неспешно подобрал вторую дубинку, которую выронил во вовремя боя и развернулся лицом к противнику. Они стали кружить по маленькому пространству, которое было свободно от тел парализованных браконьеров.
Фокс решил атаковать первым: присев, он попытался ударить палкой по ногам соперника, но получил отпор. После этого попытался противник. Он, размахивая электрошокерами, пошел вперед. Фокс грамотно парировал множество разнообразных ударов, которые ему наносили. После подросток, улучив момент, приблизился к противнику и ударил палкой по незащищенной ладони – враг отпрянул, держа одну руку другой. Фокс, не долго думаю, изрешетил браконьера ударами дубинок и остановился лишь тогда, когда тот свалился без сознания.

***
- Постойте! Абсолво! Отшельник! – Фокс выбежал из канализации и стал догонять стаю, которая быстро удалялась от города.
Отшельник остановился и подождал подростка, который, выбиваясь из сил, пытался сократить расстояние между собой и стаей.
- Нам надо уходить, - вместо прощания проговорил отшельник и протянул Фоксу его куртку, брошенную еще перед боем. – Свяжи браконьеров и вызови, пожалуйста, представителей закона. Я могу предположить, что у наших врагов нет лицензии на оружие.
- Конечно, конечно, - поспешил заверить Фокс. Он натянул куртку и продолжил. – А все-таки… Что там произошло?
Абсолво потупил глаза и медленно пошел за стаей, которая неумолимо удалялась от города. Фокс тронулся следом. Через минуту монотонного перебирания ног отшельник ответил:
- Что уж случилось, то случилось. Ты победил. Поздравляю. Однако стае нужно двигаться дальше. Я не мог больше ждать.
- И так всю жизнь...
- Да, а что поделаешь? – отшельник улыбнулся. – Живи и никогда не жалей о том, что прошло. Знаешь почему?
- Нет.
- Потому что оно уже прошло. Мы в состоянии изменить настоящее и будущее, но прошлое мы уже не сможем тронуть.
- Как-то мало здесь оптимизма.
Отшельник неожиданно остановился и, глядя Фоксу в глаза, положил руку на плечо подростка.
- Жизнь надо прожить так, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, - после этих слов Абсолво опять начал движение, оставив Фокса обдумывать эту фразу.
- Мы еще встретимся? – крикнул Фокс вдогонку отшельнику.
- Конечно! Через год или два я вернусь. Жди меня, и мы обязательно свидимся.
Это были последние слова отшельника. Фокс так и стоял там, на границе города Нею. В голове его звучала фраза, которую произнес отшельник. «Жизнь надо прожить так…» Подросток был уверен, что слышал эти слова ни один раз, но он не мог вспомнить первоисточника.
Стало смеркаться. Ночь все сильнее и сильнее сжимала в кулаке здания, тротуары, мосты. Город пытался сопротивляться, зажигая маленькие лампочки, однако неживой свет не мог остановить тьмы. Стало холоднее.
Фокс застегнул куртку и побрел в канализацию. Скоро очнуться браконьеры. Он вызовет полицию, и их поймают. Обычное дело. Подросток еще раз оглянулся и посмотрел туда, далеко, где гордо и уныло вышагивал отшельник.

Конец