Сказ о козаке Бульбе, защитнике веры русской

Игорь Кынаттыров
Интересный фильм. Но плохой. Вот почему:

Много спорных моментов, но, что интересно, текст Гоголя по сути передан (только по сути, а не по языку), что вообще архисложно, в наш-то век политкорректной толерантности. Ведь с точки зрения морали, «Тарас Бульба» давно уже анахронизм! Вера казаков, что только Русь исповедует истинное христианство, а все остальные неверные собаки, была бы анекдотичной, если бы не кровь, льющаяся с завидным постоянством за право трактовать слово божье по-своему.

Кстати, в отличие от гоголевского оголтелого антисемитизма (именно в повести "Тарас Бульба", а не его персонального - «И если рассобачий жид не положит значка нечистою своею рукою на святой пасхе, то и святить пасхи нельзя»), где жиды мерзки, смешны и вообще нелюди, в кинофильме еврей Янкель подан фигурой почти героической - смелый, принципиальный, смекалистый - а хотя бы ради наживы. У каждого свои идеалы. И свой бог. То что Янкель сидит с талесом на лбу и молится своему богу в этом нетерпимом мире, лично у меня, вызывает восхищение.

Самое же отвратительное в фильме, специальное отмежевывание русских и украинцев, для достижения чего, эти деятели Гоголя начали переводить. Где происходит действие? В Запорожье. А размовляют эти запорожцы, на правильном русском языке центральных районов. И, кстати, позиционируют себя как защитников русской веры, земли. Куда-то исчез малороссийский говор. Предвижу отговорки – мол, фильм российский, перевели на понятный язык. Но ведь именно малороссийский говор был своего рода «фишкой» Гоголя! Вы еще "Вечера на хуторе близ Диканьки" на «правильный» русский переведите! Ведь используя этот сочный и красивый язык, он покорил пресыщенный Санкт-Петербург, вошел в русскую литературу.

А по фильме видно, как сценарист долго трудился освобождая первоисточник от всего, что напоминает украинское. И одно это, делает фильм лживым. А между тем, кто такие были запорожцы?

Приём беспрерывно приходивших в Запорожскую Сечь осуществлялся, по данным Д. И. Яворницкого, после выполнения 4 условий:
Статус вольного и неженатого человека;
«Добре знання» украинского языка:
Принадлежность к православной вере (если вступавший был другой веры, он обязан был принять православие;
Наличие специальной подготовки:

Вновь принятым казакам давались новые фамилии на малороссийский манер: Не-Ридай-мене-мати, Шмат, Лисиця, Не-пий-пиво, Не-пий-вода и т. д.

По своему составу Сечь была многонациональной. Взятое в целом составе, запорожское войско делилось на сечевых и зимовых казаков. Первые составляли цвет казачества и назывались «лыцарством» или «товарыством». Только эти казаки имели право выбирать из своего состава старшину, получать денежное жалованье и вершить все дела войска. Зимовые казаки на Сечь не допускались, а жили вблизи нее и также входили в состав Войска Запорожского.

Походы на суше главным образом предпринимались против поляков, татар, турок и русских. Неоднократно запорожцами были предприняты походы и на православные земли. При Полтавской битве казаки и вовсе были союзниками гетмана Мазепы и шведского короля Карла.

После того, как Кость Гордиенко и гетман Мазепа подписали с Карлом XII союзнический договор, царь Пётр I отдал приказание князю Меншикову двинуть из Киева в Запорожскую Сечь три полка русских войск под командованием полковника Яковлева с тем, чтобы «истребить всё гнездо бунтовщиков до основания»[8]. Подошедший к Сечи полковник Яковлев, чтобы избежать кровопролития, пытался договориться с запорожцами «добрым способом», но зная, что на помощь осажденным из Крыма может подойти кошевой Сорочинский с татарами, начал штурмовать Сечь. Первый штурм запорожцы сумели отбить, при этом Яковлев потерял до трёхсот солдат и офицеров. Запорожцам даже удалось захватить какое-то количество пленных, которых они «срамно и тирански» убили.

11 мая 1709 года, с помощью казацкого полковника[9] Игната Галагана, который знал систему оборонительных укреплений Сечи, крепость была взята, сожжена и полностью разрушена. Докладывая царю об уничтожении Сечи:
«Живьем взято старшин и казаков c 300 челов;к, пушек, також и амуниціи взято в оном город; многое число… А ис помянутых живьем взятих воров знатн;йших вел;л я удержать, а протчих по достойности казнить и над С;чею прежней указ исполнить, також и вс; их м;ста разорить, дабы оное изм;нническое гн;здо весма выкор;нить».

Вот как, по данным Д. И. Яворницкого, описывает эти события кошевой атаман Степаненко гетману Скоропадскому:
«Учинилось у насъ въ Сич; то, что по Галагановой и московской присяг;, товариству нашему голову лупили, шею на плахахъ рубили, в;шали и иныя тиранскія смерти задавали, и д;лали то, чего и въ поганств;, за древнихъ мучителей не водилось: мертвыхъ изъ гробов многихъ не только изъ товариства, но и чернецовъ откапывали, головы имъ отс;кали, шкуры лупили и в;шали».

Окончательно судьба запорожцев была решена 5 августа 1775 года с подписанием российской императрицей Екатериной II манифеста «Об уничтожении Запорожской Сечи и о причислении оной к Новороссийской губернии».

Защитники режиссера принесут мне книжку Гоголя, и потычут на буквы, гли-ка, чо написано?! А написано вот что:

«Пошатнулся Шило и почуял, что рана была смертельна. Упал он, наложил руку на свою рану и сказал, обратившись к товарищам: „Прощайте, паны братья, товарищи! Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!“ И зажмурил ослабшие свои очи, и вынеслась козацкая душа из сурового тела".

"Но не сдобровать и Гуске! Не успели оглянуться козаки, как уже увидели Степана Гуску, поднятого на четыре копья. Только и успел сказать бедняк: „Пусть же пропадут все враги, и ликует вечные веки Русская земля!“

"А уж упал с воза Бовдюг. Прямо под самое сердце пришлась ему пуля, но собрал старый весь дух свой и сказал: „Не жаль расстаться с светом. Дай бог и всякому такой кончины! Пусть же славится до конца века Русская земля!""


"Повел Кукубенко вокруг себя очами и проговорил: „Благодарю бога, что довелось мне умереть при глазах ваших, товарищи! Пусть же после нас живут еще лучшие, чем мы, и красуется вечно любимая Христом Русская земля!“ И вылетела молодая душа."

Знаю, что украинцы считают Русью свою землю, а Россия это Московия с кацапами. Киевская Русь изначально. Быть может лукавые малороссы Гоголь и Бортко, так изящно объегорили наивных москалей, каждый в свое время. Но кто это обьяснит основной массе телезрителей, которые знают лишь одну версию понятия "русский"?

Большинство современных казаков считают себя ни русскими, ни украинцами, хотят называться народом казацким. Вспомните "Тихий Дон", драку у мельницы.

Вернемся к фильму. То, что батальные сцены не совсем красивы, говорили многие. Я скажу, что нынешний зритель избалован, и чтобы ему потрафить, надо было приложить гораздо больше стараний при постановке драк. Слишком много банальностей, которые еще повторяются все время. И много резаных ран, которые неожиданно много кровоточат, аж смешно. Такое ощущение, что люди это такие сосуды, наполненные красной жидкостью. "Убить Бильбу" ей-богу)))

Как-то смазанными получились оба сильные моменты: казнь «чортового сына Андрия» отцом: "Я тебя породив, я тебя и вбью!" и и предсмертный крик Остапа: «Батько! Батько! Ты меня слышишь?» - «Слышу, сынку, слышу!»… Ну не впечатлило меня как-то, не знаю почему. А должно было.

 Но актеры подобраны очень вкусно, не придерешься. И Остап – Остап, и Андрий – Петренко, а уж кто кроме Ступки – Тарас? Боярский хорош, ох, хорош! Куда подевался гасконец, истинный запорожец на нас бачит, страшный, злой!

Гоголевский пассаж – смелый, но дурацкий поступок Бульбы – вернуться за трубкой, чтобы ляхи им не воспользовались, в фильме превращен на фактический суицид. Тарас возвращается специально, чтобы умереть. Устал старик, двоих сыновей уже похоронил, нет у него ничего. Я думаю, интересный ход.

Костюмы, декорации – высший бал. Хотя поляки с крыльями уже чуток набили оскомину.

Про операторов и монтажеров ничего не скажу - глаз не дергал, раздражения не было.

Для меня Бортко – гений. «Собачье сердце» для меня один из редких картин, которые могут соперничать в шедевральности с книгой первоисточником. Гениален и «Идиот». Классный сериал «Бандитский Петербург», видна рука мастера в «Мастере и Маргарите». И вот «Тарас Бульба». Патриотический госзаказ? Халтура? Видимо и гении тоже устают. Или продаются.