Cудьба Алхимика

Яна Финклер
Рецензия на рассказ Максима Воробьева "Алхимик"

Когда упомянутый выше рассказ впервые предстал перед моими глазами, я решила: прочитаю несколько первых абзацев и, если ничего необычного и интересного не увижу, то отправлюсь восвояси. Так делают многие из нас, не правда ли?

Но в момент, когда в душе моей проклюнулись сомнения, на главного героя, очнувшегося после забытья, напал какой-то юноша с дубинкой и обозвал демоном. Все это при странных обстоятельствах. Сразу стало ясно, что придется все узнать, ведь дело запахло настоящей историей…

И вещь оказалась действительно интересной и даже рискну сказать заветное слово – самобытной.

Если не с первых абзацев, то с первых страниц сквозь строки рассказа таинственным образом пробивается энергетика автора – просто чувствуешь бушующее море оригинальных идей и ярких образов, которые просились наружу в ходе написания “Алхимика”. Не вызывает сомнений – автору было о чем сказать, пусть не всегда ему легко было подобрать нужные слова.

Я не в праве раскрывать интриги, но все же должна, подчиняюсь жанру ответить на вопрос: о чем же этот рассказ?

Сколь бы ни был общим ответ – он обо всем, пусть и понемногу. Как говориться, о вещах вечных – эти и ценен, примечателен. О любви, пусть жестокой и драматичной, о дружбе, пронесенной через самые страшные испытания, о цене человеческой жизни, страстях, и больше всего, пожалуй, об ошибках, об их непомерной, отягощающей цене. О том, что нельзя исправить. На страницах “Алхимика” читатель проживет небольшую вечность вместе с главным героем – Хогусом Орси, проследив за судьбой этого необычного человека, который, временами, переставал быть человеком.

Вымышленный мир, где разворачиваются события, полон запоминающихся персонажей, необычных для жанра. Лично меня покорил верный Коготь – парадоксальная, печально-трогательная смесь  монстра Франкенштейна, зверя и младенца, убитого матерью.

“Чтобы создать это великолепное тело, пришлось израсходовать материал медведя, шкуры двух аллигаторов, волка, и несколько усиленных двойной перековкой сабель… <…> Пикантно, но мозг принадлежал убиенному младенцу”.

Клык одновременно и беспощадный убийца, каннибал, не знающий сомнений и, в тоже время - невинный, беспомощный ребенок, едва умеющий разговаривать.

Пожалуй, двойственность свойственна почти каждому персонажу рассказа, пусть в большей или меньшей степени – никто из них не является, не принадлежит ни тьме, ни свету. Каждый из них жертва своей беспощадной судьбы или слабости, страсти, порождающей непоправимые ошибки. Зло словно бы привнесено, оно изначально чуждо живому и действует как зараза, одержимость, налипшая грязь, которую смывают раскаяние и смерть.

Апогея этот мотив путешествия между светом и тьмой достигает в образе Хогуса Орси, Алхимика, но его непростой, драматический путь вы сможете проследить сами – закончиться или, вернее, обратиться новой тропинкой он лишь с последним словом рассказа.

“Алхимик” может показаться пересыщенным жестокостью (описаниями увечий, бессмысленными убийствами и изнасилованиями), все это, как не странно, гармонично вписывается в полотно повествования, становясь не чем-то инородным и отталкивающим, а лишь еще одно краской – пусть черной, но необходимой. Чудовищные поступки главного героя, глубина его падения, потеря им остатков человеческой морали словно оттеняет возможное возрождение.

Вместе с тем, произведение не лишено и определенных недостатков.

Прежде всего – это “сырость” текста (о которой знает и пишет сам автор), повторения, шероховатости. Есть и логические неточности, граничащие с ошибками. Пример – описание трагической смерти отца главного героя. “Его убили хлестким ударом мясницкого тесака, изрубив тело в фарш, и оставив нетронутой лишь голову”. По прочтению, сразу задаешься многими вопросами. Если его убил только один удар, почему его тело было так изуродовано? И как тогда в этом месиве можно было понять, какой именно из многих ударов был смертельным? Наконец, если над телом надругались, то почему нетронутыми осталась голова и лицо, казалось бы, очевидная цель для выплеска ненависти? Прошу у читателей прощения за столь кровавые рассуждения.

Если перенестись вопросов формы и стиля, то и к сюжету, вернее, его передаче читателю так же есть повод для критики. Наиболее чувствительная недоработка – несколько скомканное (или торопливо сплетенное?) перемещение читателя от одной сюжетной линии, к другой – не хватает каких-то самых элементарных мостиков, маяков, помогающих читателю сразу, с начала новой главы легко понимать, где именно на просторах вымышленной реальности он находиться. Чревато это тем, что, разбираясь, “причитываясь”, читатель упускает много важной информации, вкусных мест, аллюзий, символов, сюжетных штришков, что сделали бы чтение интересней.

Несколько ворчливых слов хочется сказать и в сторону вселенной, в которой разворачивается действо – ее очертания слишком туманны, и туман этот, вероятно, вредит. Те или иные элементы мира упоминаются, но никак или почти никак не раскрываются, оставляя читателя наедине с непонятными названиями и именами. В мире “Алхимика” есть динамит, но почти все сражения идут с помощью мечей и стрел, есть магия, но главный герой падает в объятия греческого бога Морфея. Так каков же мир Хогуса Орси? На этот вопрос хотелось бы получить чуть больше ответов – пусть и запрятанных в одиноких предложениях или худеньких абзацах. Страничка дополнительных описаний не сделала бы “Алхимика” слишком большим, но красок и некой особой фэнтезийной “достоверности” точно  добавила.
 
Желаю Максиму творческих успехов и вдохновения, а так же чуть больше терпения и трудолюбия – чтобы его талантливые работы обтесывались не литературным рубанком, а отшлифовывались мелкой наждачной бумагой.

Вас же, читатели, особенно те, что любят фэнтези и не страдают снобизмом по отношению к молодым авторам, окунуться в кровавый, яркий, противоречивый и чуть неряшливый (совсем немного) мир “Алхимика”.

"Алхимик" - http://www.proza.ru/2009/04/02/1096