В память о Нике Турбиной

Виталий Щербаков
                «Предсказанная временем судьба». «3а круглым столом».
                Дополнение



      Первое моё знакомство со стихами Ники Турбиной началось с их прочтения, сопровождающегося ощущением контраста между смыслом произведений и физическим возрастом поэта.
      Стихи те были опубликованы в газете «Советская Россия», # 256 от 04 ноября 1984 г.
      Девочке было неполных 10 лет. Уровень стихов был весьма высок даже для маститых. Хотя, примером подобного контраста уже была известна Надя Рушева в живописи. К этому времени о Нике на Симферопольской киностудии сняли фильм «Кто ты, Ника?».

      Позже, из маленькой заметки «Poetka z Jalty» в минижурнале "Kobieta i Zycie", #21 от 21 мая 1986 года мне стало известно, что пишет она с трех лет. На небольшом фото заметки она изображена со своей любимой куклой Антонией. Дебютировала, как поэт, стихи которого опубликовали, 28 августа 1982 г. в газете «Советский Крым», куда её фото и стихи принес Николай Дмитриевич Орлов, профессиональный фотохудожник, ныне действительный член Международной академии фотоискусства (FIAP). Он первый просил редакцию «Крымской газеты» (до августа 1983 г. — «Курортная») напечатать стихи Ники Турбиной. В мае 1985 года в Венеции Ника была удостоена высокой поэтической награды «Большой Золотой Лев Венеции».

      И вот я придумал написать ей письмо. Адреса не знал и послал, как Ванька Жуков, письмо «В Ялту, Нике Турбиной», наивно предполагая, что уж там её знают все. Письмо состояло из посвящения и нескольких строф.
 
                Нике Турбиной

   В знак благодарности я Вам
   Дарую орден Человека.
   Огнь чтоб приблизился к мечтам,
   А память не имела века.

       Какое напряженье - День
       И равновесие какое!
       Укоротилась Ваша тень
       И Вас теперь уже не двое.

   Сама Поэзия слилась
   С лучом огнистым Солнца.
   А вот и дума разлилась!
       И просто у оконца

           Вы в Вечность смотрите...
 
                Никополь; 24.02.1988
 


Стихотворение Ники из книги «Чтобы не забыть», стр. 280

                Дверь распахни
                Для путника с дороги.
                Прости ему
                Непониманье новых слов.
                Он заражен
                Проказой времени.
                Пойди и принеси стихи.
                Они магическим раствором
                Заставят вникнуть
                В хор забытых слов,
                Дадут толчок
                Уснувшим чувствам
                Состраданья,
                И мир покажется
                Одним окном,
                Распахнутым в бессмертие.

                s.a.
 
      Такое впечатление, что «посылка» все-таки получена адресатом по своим каналам.
В очередной раз мне пришлось встретиться уже с движущимся изображением поэта в ТВ-программе «Взгляд» в апреле 1988 года. Она сама читала свои строки. Это было стихотворение «Память». Я уже не помню точно, кто попросил аудиторию не аплодировать, дабы не сорвать настрой выступающей — она или ведущий. Это поразило. Но ещё больше поразили все-таки раздавшиеся после чтения стихов аплодисменты зала. Возможно, этот эпизод описан Никой на стр. 328 ее книги «Чтобы не забыть»: «Последнее мое выступление перед аудиторией было в Ялте, в театре им. Чехова. Я только что прилетела из Америки. Я поняла, что как поэт никому не нужна»».
 
      На время другие события заслонили от меня творчество Ники Турбиной. Когда под новый 2001 год я приехал в Ялту, судьба свела меня с Николаем Дмитриевичем Орловым. Он к этому времени издал свою книгу автобиографического плана. В ней я увидел фото Ники и попросил для себя несколько фотографий. В 2002 году Николай Дмитриевич пригласил меня к себе домой. Жили они с Никой в соседних подъездах. В разговоре из его уст услышал об уходе из жизни поэта Ники Турбиной.
    И вот недавно мне из Ялты привезли прочесть книгу Анатолия Вознюка «Предсказанная временем судьба». Раздел «За круглым столом», с моей точки зрения, не имеет ограничений для участия. Думаю, эти строки туда впишутся без труда.

      И последнее. На стр. 7 в книге, изданной в 2004 году в городе, где я родился, можно прочесть: «...Ника с детства любила сидеть на подоконнике. Сидела она на нем и последние мгновения своей жизни.», а на стр. 286 Ника говорит: «Из окна покажу необъятную даль».


      Виталий Щербаков, читатель
              22 августа 2005 года
   (с) Н. Д. Орлов, фото, Ялта. "Ника с мамой".