Нетрадиционный взгляд на банальную проблему

Мария Нэй
     С утра у Аськи было много дел.  Из последней конторы она вышла держась за стены в многочисленных коридорах и за перила на лестницах. «Отдыха! Хочу сидячее место! Пусть это будет жесткий стул! Что угодно! Лишь бы сесть!» вопили все члены изнуренного Аськиного организма.
     Бредя по тротуару, Аська высматривала какое-нибудь кафе, потому что противный желудок спевшись с руками и ногами, тоже стал ныть и требовать пищи.
    Первое заведение обещавшее отдых, Аська пропустила потому что оно оказалось ей слишком чопорным. Влезать туда в джинсах и свитере она сочла неуместным. Дав приказ своему организму не расслабляться, она побрела дальше. Только третье кафе понравилось ей своей демократичностью.
     Помещение заполняли молодые люди близкие ей по возрасту. Аськины джинсы и свитер вполне органично вписывались в царящую здесь атмосферу. Плюхнувшись на первый свободный стул, Аська заказала себе кофе и пирожные. От салата она отказалась, справедливо полагая, что при сегодняшних затратах энергии она вполне может себе позволить лишние калории. Сделав большой глоток кофе, Аська расслабилась и закрыла глаза.

- Извините, у вас не занято? – вопрос прозвучавший откуда-то сверху заставил Аську вернуться в реальность. Перед ней стояла дама лет шестидесяти. Грассирующие нотки в ее голосе выдавали в ней француженку.
- Нет, свободно. Присаживайтесь, - доброжелательно улыбнулась она женщине.
     Незнакомка грациозно опустилась на стул и небрежным движением закинула ногу на ногу. Заказав себе кофе и всего одно пирожное, она терпеливо стала ожидать заказ.
     Аська смотрела на свою соседку во все глаза. На даме был изумительный фисташковый костюм и туфли-лодочки на невысоком устойчивом каблуке. Аккуратно уложенные волосы, руки со свежим маникюром, ненавязчивый макияж не просто говорили, а вопили во всю глотку о хорошем вкусе. Аська как-то помимо воли сразу вспомнила свою соседку того же возраста, которая вечно ходила в каких-то постоянно разваливающихся тапочках и костюме неопределенного цвета, который старил ее еще больше. «Что она тут делает?» подумала Аська про незнакомку.  Она не понимала как эта райская птица попала в этот курятник. Кроме того, Аська пожурила себя за свои комплексы и за то, что не воспользовалась услугами первого заведения, а протопала лишних два квартала в поисках чего-нибудь более приемлемого для нее.
    Как всегда бывает в подобной обстановке соседки разговорились. Такие разговоры неоднократно случаются у каждого. Прекрасно осознавая, что ты видишь человека в первый и последний раз, можно чувствовать себя самим собой и не бояться высказывать свои мысли, не следить за каждым своим словом переживая за то, каким образом отзовется оно в будущем.
     Сначала разговор вертелся вокруг погоды. Ах, да-да, как надоела эта слякоть! Скорее бы уж пришла настоящая весна. Так хочется солнечных дней. Постепенно тема была исчерпана и надо было искать новую. Аська воспользовалась моментом и спросила:
- Вы француженка?
- Нет, я русская…
     «Вот оно, - подумала Аська. – Еще одна полоумная молодящаяся дамочка, которая выбрала себе не бисерную фенечку, а произношение «р» через нос».   
- … правда я много лет не была в России, но теперь решила навестить родину предков.
- Вы из семьи эмигрантов? – сразу сориентировалась Аська.
- Нет, ну что вы, - рассмеялась дама. – Если бы это было так, то это было бы слишком тривиально, а я не выношу этого. Еще в далекие предвоенные годы … Не надо на меня смотреть так, милочка. Я имею в виду Вторую Мировую Войну, а не Отечественную 1812 года… Мои родители работали в одном из торговых представительств России во Франции. Несмотря на то, что я была избалованным ребенком, зрение у меня было стопроцентное. Я прекрасно видела как торгпредовские работники не только изменяют своим женам, но и своим любовницам периодически пользуясь услугами обычных уличных проституток. Но все молчали, потому что никто не хотел возвращаться в голодную и нищую Россию. С другой стороны, я видала как ведут себя французские семьи. Несмотря на утвердившееся мнение, что французы жуткие развратники, французские семьи тогда мне казались консервативными. В восемнадцать лет я полюбила одного француза. Он был из хорошей семьи, но чисто по политическим мотивам наш брак был невозможен.
- И вы расстались, - Аськина слеза приземлилась в чашку кофе разбавив его приторно-сладкий вкус.
- Такой конец оказался бы банален, - рассмеялась незнакомка. – Мои родители были заинтересованы в этом браке. Поэтому они сделали так, что россиянка Ирина Агеева умерла, а вместо нее в законный брак с Шарлем де Леньи вступила Ирэн Анжу.
- Ах, как это романтично! – Аське не хотелось пить соленый кофе, поэтому она смахнула вторую слезу салфеткой. 
- Какая уж тут романтика?! - улыбаясь продолжила рассказ незнакомка. – Мой милый Шарль женился на мне по просьбе моих родителей. Они обещали ему выгодные контракты на поставку чего-то там в Россию. Как истинный бизнесмен он был не в силах отказаться от этого предложения.
- Значит вас продали?! – вознегодовала Аська.
- Я благодарна своим родителям за все, что они для меня сделали, - облачко задумчивости набежало на чело незнакомки. – Они уберегли свою дочь от лагерей. Как только родители вернулись в Россию, их сразу же сослали в Сибирь.
- А вы? – не терпелось услышать продолжение рассказа Аське.
- А что я? Родила двоих детей и любила своего мужа пока он мне не изменил. Вы замужем?
- Нет, - покачала головой Аська.
- Это я сейчас, по прошествии многих лет, стала хоть что-то в этой жизни понимать…
- А сколько вам лет? – перебила незнакомку Аська.
- Женщинам задавать такие вопросы моветон, - кокетливо нахмурилась незнакомка.
- И все-таки, - не сдавалась Аська.
- Восемьдесят два.
- Сколько? – поперхнулась кофе Аська.
- Восемьдесят два, а что? Вы думали что я старше?
- Да я бы вам больше шестидесяти не дала. Да и то с большой натяжкой, - от удивления изо рта Аськи противный кофе закапал на джинсы.
- Верю, - незнакомке была приятна Аськина реакция и она не скрывала это.
- А дальше? – Аське очень хотелось услышать продолжение рассказа.
- Как только я об этом узнала, то сразу ушла от мужа.
- Наверное вам было трудно с двумя детьми, - посочувствовала незнакомке Аська.
- С какими детьми? – взлетели брови незнакомки, как потревоженные птицы.
- С вашими двумя детьми, - напомнила незнакомке Аська о ее отпрысках.
- Дети остались с отцом, - тронула улыбка губы незнакомки.
- Вы бросили своих детей? – возмущение Аськи было искренним.
- Что значит бросила? – нахмурилась незнакомка. – Я же не в канаву их бросила, а оставила с отцом, который должен был обеспечить им их будущее.
     «Наверное был суд», - вспомнила Аська многочисленные телевизионные репортажи о судебных разбирательствах во Франции, где мерзкие отцы-французы отбирали кровиночек у матерей-россиянок. Вероятно именно это и явилось причиной облачка негодования на лице незнакомки. Не желая расстраивать собеседницу, Аська задала новый вопрос:
- И что же было дальше?
- Я окончила финансовый институт, работала, а потом вышла замуж, но вскоре опять развелась.
- А от этого брака у вас дети были?
- Девочка. Сейчас у нее у самой внуки.
- Вам удалось ее воспитать?
- Зачем мне было взваливать на себя такую ношу? Ее воспитывал отец.
- Как опять? – теперь уже кусок пирожного, вывалившегося из Аськиного рта окончательно заляпал ее джинсы и оставил сладкую дорожку на свитере.
- Извините, милочка, - снисходительно заметила незнакомка. – Я все время забываю, что нахожусь в России. Ваши законы я не могу понять. Здесь почему-то считается нормальным, когда женщина тянет на себе детей. Во Франции если даже женщина совсем короткое время была замужем, но потом развелась, бывший муж выплачивает ей содержание, даже если у них не было детей, до тех пор, пока она вновь не выйдет замуж.
- А если женщина до конца жизни не выйдет замуж?
- Значит он до конца жизни будет содержать свою бывшую жену! Если же муж умрет раньше, чем жена, то она может претендовать на определенную долю наследства.
- Круто! – восхищенно захлопала ресницами Аська.
- Это не круто, а законно, - поправила Аську незнакомка.
- А вы потом хоть когда-нибудь видели своих детей?
- Безусловно. Я очень часто встречалась с ними.
- А их отцы больше не женились.
- Разве мужчина может без женщины? – снисходительно заметила незнакомка. – Они женились и неоднократно.
- И вы позволили, чтобы ваших детей воспитывали чужие женщины?
- Мои дети были орудием моей мести. Они доводили новых пассий своих отцов так, что те не выдерживали и сбегали.
- Это вы их этому учили?!
- Даже не думала. Они прошли прекрасную школу выживания в этом суровом мире. Ваши русские женщины носятся со своими детьми как сапер с гранатой без чеки. А потом начинаются заунывные стоны: «Ах, я тебе всю жизнь отдала, а ты…». А надо ли было жизнь отдавать? На мой взгляд, русские матери только портят своих детей. Не лучше ли было приспособить своего ребенка к реальной жизни, чтобы он понимал что к чему и что почем? Почему-то в России считается, что у ребенка счастливое детство только с матерью.
- Я как-то об этом никогда не думала, – оторопела Аська. – А вы знаете какие у нас отцы? – пошла она вдруг в наступление. – Появляются раз в год, покупают ребенку какую-нибудь дорогую игрушку, ведут на аттракционы, позволяют объедаться мороженным и все. А потом опять на год пропадают. И все равно ребенок постоянно вспоминает этот визит и больше любит папу, чем маму.
- Все правильно, - передернула плечами незнакомка. – С папой праздник, а с мамой будни. Ответьте честно: что вы больше любите - праздники или будни?
- Конечно праздники, - немного подумав, согласилась с незнакомкой Аська.
- Вот и я была таким праздником для своих детей. Сейчас у меня с ними отношения намного теплее, чем у них с их отцами.
     Аська еще многое хотела спросить у незнакомки, но та позвала официантку, рассчиталась и, улыбнувшись Аське на прощание, покинула кафе. Аська тоже засобиралась домой. После состоявшегося разговора ей очень хотелось переоценить свои приоритеты в этой жизни. Единственно о чем она жалела, так только о том, что этот разговор с русской француженкой был так короток!