Красный барон

Сергей Николаевич Емельянов
Роберт Людвигович Бартини (Роберто Орос ди Бартини) родился 2 мая 1897г. в семье итальянского барона, -вице-губернатора города Фиуме (ныне г. Риека, Югославия). Окончив гимназию и школу офицеров запаса, молодой Роберто поступил в летную школу. Но в 1915г. кадет Бартини попадает на фронт. В ходе знаменитого Брусиловского прорыва 1916г. более двух миллионов солдат и офицеров оказались в русском плену, в их числе был и Бартини. Лагерь военнопленных располагался в селе Красная речка под Хабаровском. Здесь Бартини знакомится с социалистическими идеями. В 1920г. он возвращается в Италию к отцу и начинает самостоятельную жизнь пролетария. Поступает на завод фирмы “Изотта -Фраскини” в Милане. Он работает чернорабочим, шофером, разметчиком. Одновременно экстерном сдает экзамены в политехническом институте и через два года становится авиационным инженером. В 1921г. Роберто Бартини вступает в ряды Итальянской коммунистической партии. Из-за преследований со стороны властей был вынужден в 1923г. эмигрировать в СССР.
В Москве он начал работать старшим лаборантом на Ходынском научно-опытном аэродроме, затем экспертом технологического бюро. В 1926г. Бартини направляют в Севастополь, где он работает инженером-механиком первой миноносной эскадрильи ВВС, потом старшим инспектором по эксплуатации материальной части Управления ВВС Черноморского флота. В 1928г. ему поручено “оморячить” сухопутный самолет ТБ-1(АНТ-4) ”Страна Советов”, подготавливаемый к перелету Москва -Нью-Йорк, морскую часть которого необходимо пролететь от Хабаровска к Сиэтлу. Для осуществления этого проекта Бартини приехал в Таганрог.
Здесь на авиазаводе были сделаны необходимые доработки и самолет прошел морские испытания. После удачного завершения этого перелета, Р. Бартини продолжил работу в Научно-техническом комитете ВВС. Он завершает разработку своих проектов летающих лодок ЛЛ-1 и ЛЛ-2, ставших дебютом авиаконструктора Бартини. В дальнейшем он работает в ОПО-3, которое возглавлял авиаконструктор Д.П. Григорович. Вскоре его переводят в Центральное Конструкторское бюро, затем в НИИ Гражданской авиации, в котором был спроектирован и построен в 1933г. первый его самолет “Сталь-6”, в конструкции которого впервые было применено убирающееся шасси. В 1935г. Бартини проектирует новые самолеты ДАР (Дальний арктический разведчик), на котором впервые в мире он применяет двойные “плавающие” элероны, и “Сталь-7” с крылом типа “обратная чайка”. На этом самолете в 1939г. были установлены рекорды скорости и дальности полета. В 1940г. был создан на базе “Сталь-7” бомбардировщик ДБ-240, который серийно выпускался до 1945г. С февраля 1938г. в жизни Бартини начинается самый трудный период. Он арестован как шпион и вскоре уже из лагеря попадает в туполевскую “шарашку” (ЦКБ-29 НКВД СССР), а с 1945г. он работает в ОКБ-86 НКВД СССР в Таганроге. Здесь “зек” Бартини создает первый в мире широкофюзеляжный самолет Т-117. В 1948г. самолет был практически построен, но из-за отсутствия двигателей, работы были прекращены, а ОКБ закрыто. Став вольным человеком, Роберт Бартини покидает Таганрог, работает в Сибирском НИИ авиации, Министерстве авиационной промышленности СССР и др. В 1956г. Бартини полностью реабилитирован. В последующие годы он продолжал работать над новыми проектами. Так в Таганроге с небольшой группой энтузиастов он проектирует и строит самолет-амфибию вертикального взлета посадки ВВА-14. Они были построены, на них проводили испытания, но дальше дело не пошло. Р.Л. Бартини был всегда человеком разносторонних интересов. Он увлекается космогонией и философией. Им была создана теория шестимерного мира пространства и времени, получившая название “мир Бартини”. Отдельные его работы “Некоторые соотношения между физическими константами”, “Проблемы теории гравитации и элементарных частицы” и т.д. были опубликованы. Но большинство его замыслов остались нереализованными.
Умер Р.Л. Бартини 6 декабря 1974г. в Москве и похоронен на Введенском кладбище столицы.