Цирк

Ада Бабич
               

                Расклеены афиши. В Карши приехал цирк! В Доме культуры железнодорожников будет представление. Я очень долго рассматривала афишу. С удивлением  гляжу на пирамиды из людей, изображённые там. На дяденьку, который поставил себе на лоб ножку стула, а на стуле сидит красавица…
Все дети в доме, где живут дети лётчиков, собираются в цирк.
Зная, что у нас каждая копеечка на счету , даже не пытаюсь попроситься пойти с ребятами в Дом культуры.
Папа сам спросил ,хочу ли я побывать в цирке ? …
Мне дали три рубля одной бумажкой!
Проводить и купить билет некому.  На ходу соображаю, как я смогу попасть с деньгами в цирк, что с деньгами то делать? Счастливая, - бегу.
Дом культуры, - высокое здание серого цвета, со стороны улицы окруженное высоким забором. Ворота открыты.
Меня мучило отсутствие бантиков. Все девчонки пошли с мамами, и такие нарядные.
С ними у меня дружбы не было. Мы, дети обслуживающего персонала, всегда держались отдельно от них. С нами часто бегали дети узбеков, таджиков, киргизов. В зависимости от того, в каких местах  стояла часть .
Пайки наших пап отличались от пайков пап-лётчиков. Нашим давали пшено и ржавую селёдку, хлопковое масло, иногда прокислую капусту.
Моя мама никогда не забывала и всегда находила, что послать голодающим родителям папы.
Девочкам элиты мы мешали играть. Налетали, и вмиг их разгоняли. В Каршах из глины легко лепилась кукольная «мебель»,- диванчики, стульчики, столы. Они быстро высыхали. После нашего нашествия мебели у девчонок уже не существовало.
Отвлеклась.
По дороге идут дети нашего двора. Они в туфельках, матросках. Я в трусах и босиком. Мучаюсь, не зная, как надо с деньгами проходить в клуб?
Рассматриваю наклеенные везде афиши. Мои глаза удивлённо обнаруживают большое скопление нищих-инвалидов.
-Разве базар переместился...?
У забора,- вплотную к нему,- сидят, стоят, опираясь на костыли, - инвалиды. Люди, - прошедшие войну -победители…. Много слепых. Все с орденами и… с протянутыми руками. Многие курят «козьи ножки», - свёрнутый из газеты кулёчек, в который насыпана махорка.
Чуть в стороне, опираясь на забор, сидит на тележке,с колёсами из подшипников, солдат. У него совсем нет ног. Перед ним деревянные колодки, при помощи которых он передвигается, отталкиваясь от дороги. Гимнастёрка выгоревшая, но очень чистая, обращаю внимание на чистый подшитый подворотничок. Я знаю, как строго в части за этим следят.   Красивое лицо, широкий лоб. Молод. Густые, седоватые, вьющиеся волосы подстрижены. Сейчас его рост сравним с моим.
Мы с ним наравне.
Он стыдится своего положения, ни на кого не смотрит.
Я ненавижу фашистов и стыдно за  всех взрослых, которые бросили героев под забор.
Положила ему на пилотку, впервые полученные на развлечение ,три рубля. Его пилотка  плоско лежала на маленьких обрубках оставшихся от ног.
 Рыдая убежала за клуб в парк. Стала ждать конца представления, чтобы расспросить, как было в цирке. Мне нельзя было дома говорить, что я не была на представлении.
Мама с папой радовались за меня. Разочаровать их я не могла.
Пришла домой вместе со всеми. Мама усадила меня за стол,- кушать. Глаза её улыбаются. Спрашивает: « Что видела? Понравилось ли?» - Я стала вытягивать из себя всё, что мне успели рассказать. Тётя Настя не выдержала моего рассказа и говорит: «Скорее мойся и спать». Спасибо ей, не надо больше врать.