Жизнь. Притча

Геннадий Николаев
 Бесконечная река с  порогами проложила свой путь среди леса, вбирает  в себя сотни притоков, каждый из которых —  судьба человека.  По течению мчится лодка, в ней   гребцы — не  попутчики, а команда, управляет лодкой кормчий. Он немолод: виски посеребрило время, меж бровей пролегла глубокая складка - след пережитого.

И сейчас он  взволнован: только что прошли опасное место. Всё почти удалось, только лодка задела бортом за камень.  Будто душу валун царапнул, залегла в ней  боль и досада: вновь не смог провести ладью  без изъяна.

Напряглась команда,  смотрит на корму с  немым укором: «Что ж ты, кормчий,  не миновал порога и заставил нас волноваться».  Нет, не умеют люди прощать вожакам их ошибки.

Не сейчас, давно решил он  сойти на берег и уступить свое место другому.  На прошлой стоянке отнёс в лес и землёй засыпал большой мешок с ненужным скарбом. В нём было много вещей,  мешавших жить правильной жизнью. Закопал и придавил ногой рыхлую землю, хотя многие  сомневались, что он сможет сделать это.

Говорили,  у него есть семья: жена и два сына, но они остались  вдали, а он уплыл, чтоб побыть  одному — будто бы хочет поразмыслить над жизнью.

«Ну, довольно»,— приказал себе кормчий и направил ладью в туманную неизвестность.

Разгружались недолго, и в последний раз глянул он на свою команду. Люди молчали, никто  не просил его остаться и  продолжить путь вместе с ними. Но у многих в глазах стояли слёзы:  каждого из них ждёт свой час и свой берег.
 
Поклонился  кормчий  команде, оттолкнул от берега лодку, и вскоре скрылась она за поворотом.

Осмотрелся. Туман разошелся и осел росою на листьях. Мрачно. По небу бегут низкие  тучи. Скоро придет холодная осень.
Но не страшно. У него есть топор и лопата — значит, построит зимовье. Есть ружьё и снасти — раздобудет рыбы и мяса. И не быть ему  совсем одиноким: по реке пока проплывают лодки,  можно будет перекинуться словом.

Вдруг на ветку рядом с ним села птица в скромном сереньком оперении, отряхнулась от влаги, устроилась  и тихонько запела. Присмотревшись, он узнал эту птаху, живёт она вблизи от его дома. Как же ты оказалась здесь, щебетунья? Не умела говорить птаха. А смогла бы, то сказала б, что никогда его не теряла и весь путь по реке была рядом.
 
Протянул он ладонь навстречу,
На неё доверчиво птица села,
Посмотрела  огненно-черным глазом
И опять красиво запела.
Не прикоснулась ни к крошкам, ни к зернам —
Знать, не то её привлекает.
Понял он: тепло ладоней — вот чему она доверяет.
А ему так нужна  её песня!

Если б можно было  взглянуть откуда-то сверху, то увидали бы такую картину: на поляне средь векового леса одиноко стоит седой мужчина, держит бережно на ладони птицу.

Апрель 2009 г.