Прошедшее будущее

Геннадий Табачников
 После своего возвращения из трехнедельной командировки я по телефону позвонил соседу по подъезду Вадиму Сергеевичу и мы договорились сыграть у меня партию в шахматы.
 Жена уехала навестить нашу дочь, живущую  в другом городе, и мне было приятно повидаться с ним и поговорить "за жизнь".   
Вадиму Сергеевичу недавно исполнилось 62 года. После трагической гибели жены в автомобильной катастрофе он уже три года жил один. Несколько месяцев назад его уволили с работы. Он быстро начал сдавать - сильно похудел, ссутулился и глаза с потухшим взглядом говорили о равнодушии и усталости.
Через пятнадцать минут мы расставляли шахматные фигуры. Я видел перед собой прежнего улыбающегося, с задорным блеском в глазах соседа.   « Может быть, с женщиной познакомился да жениться решил», - подумал я.

- Хочу историю одну рассказать. Не возражаешь? - обратился ко мне Вадим Сергеевич.
- Нет. Вижу, по тебе - случилось что-то, и это что-то явно на пользу пошло.

- С месяц назад взял я посмотреть семейный альбом. Сел в кресло и он выскользнув из рук, упал на колени, и раскрылся на страницах, где были мои фотографии, когда я был еще ребенком.  Мне стало интересно - с какого возраста помню себя. И вот мой взгляд привлекла фотография, на которой я со стрижкой – короткая челка, стою, уперев руки в бока, и левую  ногу держу на мяче. На мне были надеты тренировочные, пузырящиеся на коленях, штаны, майка и полукеды.
 На обратной стороне надпись - "6 лет".
Каким я был в шесть лет? Что увлекало, о чем мечтал? Долго не мог вспомнить, но мяч натолкнул на некоторые воспоминания. У меня хорошо развито воображение и это помогло мне окунуться в прошлое.
Дома меня в этом возрасте называли Вадиком, а сверстники Вадом или Вадькой.

*******
Я просыпался - яркий свет ощущался даже с закрытыми веками. Щурясь, приоткрыл глаза. Это был луч солнца, светивший через щель между шторами неплотно занавешенного окна.  Отодвинулся в сторону, но спать уже не хотелось. Повернулся с боку на спину, и, вытянув руки за голову, с зевком потянулся. Посмотрел на часы - девять. Взгляд скользнул по стулу, стоящему рядом с кроватью, и я с радостным воплем тут же вскочил. На стуле лежал настоящий кожаный мяч со шнуровкой.  Взял его в руки. Он был довольно легким, волейбольным и это было то, что мне нужно.  Я выскочил с ним в коридор, который являлся одновременно и кухней и местом сбора соседей для совместных разговоров.
- Мам, это папа мне купил?
- Во-первых, доброе утро.
- Доброе утро, мам, а мяч..
- Во-вторых,  умойся, оденься и садись завтракать, а мяч тебе папа купил.

Рукомойник был тут же в коридоре. Мяч никак не хотел меня отпускать, и пока я умывался он влез между коленок, и чтобы не упасть, сжал их. Труднее было одеваться. Пришлось сесть на стул, а тренировочные штаны положить на кровать и просовывать в них ноги, помогая себе одной рукой, пока мяч удерживал другую.  Когда завтракал, он устроился на бёдрах сверху.
- Спасибо, мамуль - пойду к Кольке.
- Играйте только во дворе или в тупике. На улицу ни шагу. Ты понял меня?
- Ага - сказал я, выбегая из дома. 
Ярко-желтое солнце заливало весь двор светом. Высоко, в синеве неба редкие, полупрозрачные облака, играя, превращались в  диковинные, сказочные существа. Земля была покрыта белыми, как облака, островками тополиного пуха.

- Ко-о-оля-я-я, Ко-о-ль - крикнул я у дома Кольки.
В открытом окне показалась его наголо остриженная голова с оттопыренными ушами и большими синими глазами на круглом розовощеком лице.
-  Видал - и я гордо показал ему новенький мяч.
- ЗдОрово! Сейчас выйду Вадь.
Через несколько минут мы уже гоняли мяч по нашему тупику, вздымая пух и пыль. Но тупик был слишком узок для таких игр и мяч, то и дело улетал за соседские заборы.
- Шли бы вы на улицу играть - сказала соседка тетя Валя, в очередной раз, доставая мяч из своего огорода. - Еще раз ко мне попадет - не отдам.
- Пойдем на пустырь - предложил я.
- Родители узнают, попадет – сказал Колька и задумался.
- Ладно, Вадь - пошли. Мы уж сколько раз там бывали, не узнавали ведь. Авось и сейчас пронесет.


Высвеченный солнцем пустырь  был покрыт зелеными пятнами вялой травы и редкими  чахлыми кустами.  Только огромный тополь, растущий на краю, радовал глаз насыщенной жизнью темно-зеленой листвой.
- Давай в чеканку - предложил я.
- Давай.
Я начал первым.
(Чеканка - ударять по мячу стопой ноги так, чтобы он подлетал вертикально, а когда падал, по нему вновь можно было ударить. Побеждал тот, кто большее число ударов нанесет по мячу до его касания земли.)
Мой взгляд неотступно следовал за мячом. Колька тоже внимательно следил за игрой и считал.
На счете двенадцать вдруг перед глазами мелькнула рука и мяча не стало. Я повернул голову и увидел, как трое взрослых парней уходят с моим мячом. Я догнал их и закричал:
- Отдайте мяч. Мне его только сегодня подарили.
Получив увесистый подзатыльник, я заплакал. Заплакал от обиды и своего бессилия. Что я мог сделать. В это время на пустыре никого не было, и никто не мог помочь мне. И еще было страшно идти домой. Что я скажу родителям? Маму я обманул и вышел на улицу. Слезы ручьем текли из моих глаз. «Вот вырасту, стану большим и сильным,  тогда надаю вам по шеям, узнаете, как у маленьких мячи отнимать» - мелькали мысли сквозь рыдания. Колька растерянно смотрел на меня.

**********
В этот момент я смог «разъединиться» с ним -  продолжал рассказ Вадим Сергеевич.
До сих пор не перестаю удивляться бесконечным возможностям мозга, способного не только создавать и вспоминать зрительные образы, но и инициировать чувства, ощущения, переживания, соответствующие этим образам и, отталкиваясь от них, продвигать воспоминания вглубь,  создавая новые витки образов, уже со своим мироощущением.

Теперь нас стало двое - я - взрослый, и он - ребенок.
Мне нужно было создать диалог между нами. Но он мог получиться только при стопроцентной искренности. Готов ли я к этому?

*******
- Привет, Вадик. Перестань плакать, вечером твой мяч вернут.
Он посмотрел на меня снизу вверх. Я присел на корточки.
- Ты что не веришь мне? Он молчал, но плакать перестал и только изредка всхлипывал, вытирая слезы тыльной стороной ладони.
Я вытащил носовой платок и вытер его слезы.
- Правда, вернут?
- Правда, Вадик, правда. Я это точно знаю.
В его взгляде было недоверие.
- А вы кто? - неожиданно для меня спросил он.
Я растерялся. У меня не повернулся язык сказать, что я - это он в будущем. Что рассказать о своем настоящем?  Я, молча, гладил его по голове. Он неожиданно повернулся ко мне спиной и, с удрученным видом, направился к своему дому.

*****
Я  искал его, чтобы успокоить, приласкать и сказать, что теперь у него есть нужный ему друг, намного больше, чем друг.
Почему он не поверил в то, что я могу помочь ему? Почему он ушел? Эти вопросы не давали мне покоя.                Ведь Вадик знал кто я.

Вот на этом эпизоде, и закончилась наша первая встреча. Я его не обманывал, когда говорил, что мяч ему  отдадут. Мне запомнился этот эпизод. Вечером, взрослым ребятам из нашего двора я со своим  другом рассказали , что у нас отняли мяч. Запомнился парень в очень яркой рубашке с рисунками драконов. Наши ребята знали их. Скоро мяч был у меня.

Я тебе рассказывал, что уволился с работы три месяца назад, но не рассказал, как это было.
На предприятии белее сорока лет отработал. Всякое за это время пережили, но выстояли. В последние года полтора количество заказов увеличилось, и платить стали больше. Молодежь стала приходить. В наш отдел двух молодых специалистов взяли. Они помочь просят, ну как откажешь? У нас в отделе всегда доброжелательные отношения были, помогали друг другу. Привык я к таким отношениям. У нас продукция технически сложная и только советами невозможно было обойтись - не тянули ребята работу. Начальнику сказать - их было жалко.  И пришлось мне довольно большой объем чужой работы выполнять. Кошки на душе скребли - не делом занимаюсь, а все равно делал. Но и все чаще в отчетный период получалось, что они свою работу в срок сдают, а я свою не успеваю.
Надоело мне в отстающих ходить, и перестал за них вкалывать. Проконсультировать, на вопрос ответить - пожалуйста, но не более того.

 Начальнику пожаловались, что я совсем отказался какую-либо помощь оказывать.
Он меня к себе вызвал. Кричал, как на мальчишку. Я, мол, всю работу отдела срываю. Объясняю ему ситуацию, а он и слышать не хочет. «Вы так должны работать, чтобы и другим помогать и самому успевать» - сказал он мне напоследок.
Начальник отдела у нас новый и, в работе нашей разбирался - только в общих чертах. А руководить таким отделом должны специалисты высшей квалификации,  какие у нас раньше были. Они никогда бы не поручили молодым специалистам работу высокой сложности.

Начал опять было за них работу делать.
Возраст у меня уже пенсионный, мог и уволить, а за долгие годы работы предприятие вторым домом стало. Привык.
И такая обида во мне разыгралась - почему я должен не свою работу делать?
И понимаю, что не в них всех дело, а во мне - в моем неумении сказать - нет, когда нужно. И от этого понимания прямо тошно становилось.

Вспомнилось древняя мудрость - «Нет у человека большего друга, чем он сам, и нет у него большего врага, чем он сам».
В конце концов, отказался я за них работу выполнять. И хоть чувствовал себя не комфортно, но свою позицию не менял.
Начальнику пришлось молодежь уволить, а на их место пригласил специалистов. А специалистам платить надо. И получилось, что их зарплата втрое больше была, чем ребятам платил.
Вот  зуб на меня он и заимел. Вызвал как-то к себе и сказал: - « Не справляетесь Вы со своей работой, да и уже на пенсии, а нам перспективные работники нужны». По закону имел право на это. Ну, я и написал заявление об увольнении по собственному желанию, а ему напомнил, что в соответствии с договором, мне должны выплатить за два месяца заработную плату. «Сейчас денег нет. Когда появятся - сообщим», - ответил он.

 Пришел домой - опять эта обида за меня взялась крепко. Столько лет проработать - и вот результат - просто выгнали.
Ни днем, ни ночью покоя от нее не было. Один живу, даже и рассказать некому. Аппетит пропал, и делать ничего не хочется, хотя какие, сидя дома, дела. Не привык  дома сидеть.

А тут еще ощущение одиночества  буквально захлестнуло меня. Я не находил смысла существования. В душе - пустота и холод, а вокруг, как казалось,  враждебный мир.
Нечто похожее я испытывал, когда умерла моя супруга, но тогда была работа, она и спасала меня.

Вот в это время мне альбом на глаза и попался. Говорят же: - «Если закрывается одна дверь, то сразу открывается другая». Увидеть её только надо - я и увидел, и за этой дверью был я сам, мой внутренний мир, полный противоречий.

Как же я могу принять окружающий мир, если сам себя не могу принять. Это показал мне Вадик.

Взглянув на себя его глазами, мне стало стыдно. Он ждет моей помощи, а я сам себя потерял. Встреча с Вадиком вроде, как игра. Но, оказалось не все так просто.
Ощутив «его» обиду, я понял, что моя обида сейчас - это оттуда из детства. Я всегда знал, что именно из детства мы привносим во взрослую жизнь и плохое и хорошее. Но одно дело знание, и совсем другое - заново пережить эти состояния такими, какие они были в детстве.
Заговорил я тебя совсем. Но недолго осталось рассказывать.
У меня сейчас появилось своё будущее, которое я обязательно должен успеть сделать таким, чтобы Вадик мог смело смотреть в него.
 
На следующий день после встречи с Вадиком я пошел на работу, и в кабинете начальника не попросил, а потребовал немедленно выплатить, причитающиеся мне по закону, деньги. "Нет денег" - в интонации его голоса слышалась ирония. Я сказал, что обращусь в суд. «Пожалуйста, обращайтесь», - с улыбкой сказал он.  «Вот сегодня и обращусь», - также улыбаясь, сказал я. Он не выдержал, и начал кричать на меня.

Не стал, как было раньше, сдерживать себя и я. Все, что во мне накопилось, за время работы с ним, высказывал ему в лицо. Он не выдержал первым и выскочил из кабинета. А вслед ему неслись мои слова: - "Я отстаиваю свои законные права."  Решив довести это дело до конца, остался ждать его в кабинете. Он появился через 10 минут. Взглянув на меня, вышел в соседнюю комнату и вернулся оттуда с ведомостью и моими деньгами.

Это была победа, не над ним, а над собой - над своими страхами и неуверенностью, над привязками и зависимостью, желанием нравиться и жить так, как требуют от тебя другие.  А деньги не имели к этому никакого отношения.
Может быть, этот эпизод кажется мелочным, да и не в лучшем виде происходившим, но для меня он имел огромное значение.
Всю жизнь в запутанных для себя ситуациях ждал, что кто-то – друзья, знакомые, некие волшебники  помогут, выручат и только сейчас понял, что этого волшебника я вижу каждый день в зеркале.

После этого, я почувствовал мощный прилив энергии. Я вернулся в жизнь. Не доживать, а жить.
Я был очень благодарен Вадику. Ведь именно он подтолкнул меня к жизни.
После этих событий я снова встретился с ним, и в дальнейшем, еще буду встречаться. Нужны мне эти встречи.
 
Он для меня прошлое, я для него будущее, а когда мы вместе возникает такой семейный симбиоз – «прошедшее будущее».

Мне удалось найти Вадика, когда он шел к дому друга Кольки.

*****
- Вадик, я не обманул тебя - мяч вернули.
Он, очень внимательно глядя на меня, улыбнувшись, сказал:
- Сегодня ты намного больше нравишься мне, чем в прошлый раз.
- Это из-за мяча? - спросил я.
- Нет. Это из-за тебя. Приходи ко мне. Мне нужна твоя помощь. Я буду тебя ждать.
- Вадик, обещаю тебе - обязательно приду. А чем ты будешь сейчас заниматься?
- Ты не помнишь?  У Кольки на чердаке мы построили….
- Вспомнил, Вадик, вспомнил..

*****
- Земляне. Наш космический корабль «Стрела» отправился в межгалактическое путешествие.
Полет проходит нормально.
Преодолена скорость света.
Нас не видно, но мы есть.