Джен Лундберг - Начало конца капитализма

Виктор Постников
(Culture Change, 25 марта 2009 г.)

Барак Обама призывает: "Объединяйтесь вокруг меня и мы снова поднимим нашу экономику.  Одолжим еще немного денег и будем тратить их с меньшей жадностью." Но это уже не работает. По-видимому, он не знает другого пути. Тогда зачем ему  нужен огород в Белом Доме? Не для роста ВВП, в конце концов.

До тех пор, пока не восторжествует новая  парадигма самодостаточности, мы будем находиться в плену старой парадигмы, заставляющей отдавать убывающие ресурсы в руки богачей.  Поэтому оборонный бюджет по-прежнему – священная корова.  Обама здесь не может ничего изменить; единственно, чего он хочет, так это распределять деньги «более справедливо» и казаться «более зеленым» в условиях распадающейся системы.

Как только люди увидят всю бессмысленность несправедливой системы, зиждящейся на эксплуатации, разрушении среды, сверхпотреблении и неудержном росте,  они с надеждой будут ждать конца капитализма. Кажется,  этот конец уже близок.  Капитализм уже не может производить столько денег,  машин и нефти, как ранее.  Он уже не может быть таким откровенным ярмом на шее у человечества.

Окончание капитализма  необходимо, и для этого имеются серьезные основания, это не просто грезы о прекрасном и далеком.  Прежде всего это злость по отношению к тому выбору, перед которым стоят люди: или будешь заниматься бессмысленной работой всю жизнь, или умирать с голоду. Или видеть, как начальник  пытается манипулировать и эксплуатировать других. Или видеть, как наша общая экологическая судьба не интересует идиотов-потребителей.

Почему многие отворачиваются от капитализма?  Наверное, потому что жирные коты обосрались.  Наверное потому, что нам стыдно, что мы так долго либезили перед ними.

Но самое главное чувство, которое подстегивает нас сегодня – это урчание в животе.  Когда люди чувствуют настоятельную необходимость позаботиться о своих желудках и обеспечить еду и безопасность своим семьям, а терпение на исходе, они начинают бунтовать.  Однако такая революция – даже если она закончится удачей – не гарантирует  проблему  появления  новой элиты –  все равно капиталистической или некапиталистической.

Хотя некоторые из нас заинтересованы в смене культурной парадигмы и устойчивом образе жизни, большинство все же озабочено астрономическим долгом капиталистического правительства.  Для того, чтобы представить себе насколько огромен этот пузырь, надо заняться  серьезными арифметическими подсчетами.  Это проще, чем начать новую жизнь революционера. Сейчас, необходимо показать  людям, что система вышла из-под контроля и пошла вразнос. 

Президент Обама значительно отличается от Буша, и всех белых президентов Белого Дома за последние двести лет.  Но этот феномен уводит нас в сторону от более важного события– великого коллапса капитализма.

С точки зрения арифметики, мы не видим, откуда взять деньги, которые могли бы спасти обанкротившийся финансовый сектор. Тот факт, что долг, связанный с невыплаченными процентами по кредитам, в несколько раз больше имеющегося в наличии капитала, игнорируется в надежде, что в будущем рост экономики каким-то образом исправит ситуацию и покроет дефицит.

Прежде чем такое случится и возникнет новый рост экономики,  мы должны стать свидетелями  целого ряда чудес.  Как-то: обнаружения дешевой и доступной энергии, в частности, жидкого топлива, для производства и доставки потребительских товаров.  Беспроблемного получения кредитов.  Бюджет, в свою очередь, должен произвести на свет новые чудеса.  Все это однако проблематично, с учетом того, что экономика останется прежней и будет обеспечивать рост инфраструктуры и расширение городов, бесконечное производство электронных устройств и их потребление.

Сегодняшняя система капитализма стала совершенно идиотской. Триллионы долларов не поступают к рабочим, а идут на поддержание карточного домика, который вот-вот рухнет.   Это видно по  попыткам  наложить повязки на метастазы системы теми, кто пытается спасти свои богатства, пока не наступил окончательный коллапс.  Правительство скорее всего  попытается ввести военный режим  для сохранения порядка, прав граждан и экологической защиты.

Это вполне реальный План B для случая, когда провалится попытка стимулирования роста экономики.   По сравнению с Экономической  Депрессией-2, Великая Депрессия 1930-х гг. покажется прогулкой в парке.  В конце туннеля, однако, мы увидим не рост экономики, а возвращение к земле, к городским коллективам, подобно тому, что мы наблюдали в движении молодежной контркультуры 1960 –х гг.

План  B  разработан на тот случай, когда мы достигнем дна и население выйдет на улицу – несмотря на мягкого и доброго Обаму.  Миллионы людей будут испытывать голод из-за безработицы и  невозможности иметь землю.

В случае масштабной засухи или петроколлапса вполне вероятно, что миллионы  попытаются  грабить богатых. Если порядок не будет восстановлен в течение нескольких дней, полиция и военный персонал побегут домой для защиты своих семей.

Тем временем,  люди будут организовывать  местные поселения  для выращивания и распределения  продуктов, а также предоставления услуг друг другу – вместо глобальных супермаркетов, которые к тому времени окончательно исчезнут.

Беспорядок и  условия жизни будут настолько тяжелыми, что любые попытки восстановить дискредитировавшую себя экономическую систему, встретят решительный отпор.  По мере  значительного уменьшения населения, жизнь начнет постепенно возвращаться в устойчивое русло, но это уже будет другой мир.  Климатические нарушения и отсутствие дешевой энергии приведут к тому, что очень немногие смогут обеспечить себя всем необходимым.

Однако возникнет беспрецедентный  уровень равенства и общее пользование ресурсами.  Еще сто лет назад Кропоткин дал ясно понять: взаимопомощь намного эффективнее, проще и естественнее, чем конкуренция.

Поэтому на исходе дни, когда можно было иметь работу, и трудиться на благо начальников - которых можно было даже не видеть и не знать.  Президент Обама по-прежнему будет продолжать защищать старую систему.  Очевидно контрольный пакет акций находится в руках его советчиков, если не хозяев.  «Задача номер один» для него  - не допустить массовой паники, и направить массы на то, чтобы они поверили и обзавелись терпением.  До некоторой степени это работает,  но масштабы безработицы и падение производства таковы, что отвернуться  от этого уже невозможно;  исчезновение ресурсов и перенаселение выходят на первый план.

Мы движемся к пропасти,  о которой не предполагают те, кто размахивает флагом в порыве патриотизма.  Обама должен учредить в городах Америки свободную дискуссии об Альтернативном Будущем. К сожалению, в подобных обсуждениях чаще всего доминируют высокопоставленные чиновники или знаменитости, что играет на руку корпоративным массмедиа.  И все же идеи выскочат из-под их контроля.  И огороды  займут достойное место на лужайках Белого дома. 

* * * * *