О Вере и Неверии - 15

Геннадий Кагановский
О  ВЕРЕ  И  НЕВЕРИИ (окончание)

Экскурс в “параллельные миры”
Лескова, Достоевского, Пушкина -
по поводу одного нынешнего богоборческого выплеска

[1994]

15. Ухватить себя за волосы

Мы переживаем пиковый момент мировой истории. Он совпал с предстоящим выходом на грань двух веков, двух тысячелетий. Многое из того, на что народы планеты делали ставку, не оправдало надежд, привело мир к опасной черте. Плоды разума растут и множатся в геометрической прогрессии, но сдвиг по фазе нарастает с еще большим ускорением. Вопиющие примеры у всех на виду, но мы не реагируем на них — привыкли жить в чаду и умопомрачении. Выстраданная свобода служит лишь свободному падению. Без всякой мистики, без легенд о вампирах и оборотнях — ЧЕЛОВЕК-ВОЛК вальяжно фланирует в политико-экономическом и бытовом секторах криминального спектра. Задирает овец несчетно, глумится над ними почем зря.
 
В природопользовании наше хищничество уже привело к прободным язвам атмо-, био- и психосферы. Бредовый угар ксенофобии, фанатизма, экстремистских амбиций проникает во все поры жизни. Даже семья, корень общества, — из приюта жизнеутверждающей любви вырождается в питомник распри, сиротства, в школу лжи и зла. Что касается обычной школы как таковой, она наоборот: норовит стать гнездом любви, но — низведенной к оголтелому сексу. Напрашивается вывод: в сводном организме Большой Природы нарушен обмен и круговорот веществ. Это, пожалуй, главнейшая из причин всех наших бед, сегодняшних и грядущих.

Мы будем застигнуты новой эпохой врасплох, если уже сегодня нам не удастся ухватить себя за волосы и застопорить скатывание в бездну. Надо выйти к новой системе координат, наметить надежные сверхдальние ориентиры. Нам нужны ключи и подходы к неизвращенному сознанию, к истинным векторам прогресса, дабы отречься наконец от его гибельных прописей. Только так и через это возможно оптимальное устройство сообщества, самоочищение человека.

Надо, опережая время, высмотреть контуры вероятных процессов и эксцессов — как во внешнем мире, так и в личностном. Хотим или не хотим — нам придется в корне переобосновать свой уклад и образ жизни, образ мысли и действия. Развитие наук, технологий, медицины, культуры, политологии, других жизненно важных систем, не в последнюю очередь — энергетики, должно быть пущено по иной, пока еще неведомой трассе.
 
Тут мало будет принять какие-то решения, пусть даже невероятно смелые и адекватно масштабные. Для проведения их в жизнь требуется подвиг: ПОДВИГ ДУХА В ГЛУБИННОЕ МИРОПОЗНАНИЕ — сквозь наитие безотчетных таинств, непостижимых универсалий. Иначе во веки веков не прийти к динамичному равновесию всех сфер.

Но ведь к подвигу не призывают — к нему надо подвигнуть. Нужен могучий нравственный магнит, привлекающий сердца, соединяющий их возле идеального ядра. В противовес доминирующему ныне синдрому тотальной ненависти, насилия, на фоне перепархивающего с континента на континент карнавала всеотчуждения — надо изыскать стимулы и импульсы неутолимой жажды созидания, воли к жизни и бессмертию.
 
Как предвестник и прообраз будущего мне видится некий круг конкретных ОПЕРЕЖАЮЩИХ ИДЕЙ — во спасение человечества и человечности. Выработка и начертание этого круга — по плечу разве что всему мировому сообществу. Нужен планетарный мозговой центр — для координации усилий философов, правоведов, психологов, дипломатов, религиозных деятелей, поэтов... всех тех, кого это волнует. Им предстоит расставить створные знаки вдоль ожидаемого политического фарватера — на протяжении, как минимум, десятка столетий.

Но наряду со всем этим — есть еще и сверхзадача, сверхмечта: выйти к истокам НОВОГО ВЕРОУЧЕНИЯ. Нетленные религии текущей эпохи — буддизм, иудаизм, христианство, ислам — сохраняют свое влияние на души сотен миллионов людей; и все-таки, я убежден, спасение в новых условиях придет от НОВОЯВЛЕННОЙ РЕЛИГИИ.

Говорить о ней что-либо предметное пока рано. Можно предположить: это будет вера внекультовая, внехрамовая, и зачин ей положит не Пророк, не Богочеловек, реальный или мифический, — она возникнет и утвердится словно сама собой.

Сегодня, я полагаю, надо знать одно: без подвига Веры не может быть новой жизни, без религии у нас нет будущего. Но с тем же основанием и с тем же правом можно сказать:  где есть и будет Вера, там есть и будет Неверие. Иного не дано. А устраивать разборки с Богом — давайте оставим Дьяволу.


Перечень главок: 1. Мелочно тщеславный старичок - 2. Христиане или нехристи? - 3. Чудеса в решете - 4. Я держусь земного и перстного - 5. Волна и впадина - 6. Палочка-выручалочка - 7. Сын и отец - 8. Играет игрушкой,  которая есть Бог! - 9. Дитя неверия - 10. Люби других, как себя - 11. Бесовская интервенция - 12. Сердце материалиста? - 13. Гений и Бог — вокруг да около - 14. Не то, не то, не то! - 15. Ухватить себя за волосы