Такой знакомый и тёплый мир...

Аврора Невмержицкая
               
                ТАКОЙ  ЗНАКОМЫЙ  и  ТЁПЛЫЙ  МИР...
            
                или  Как я приобщалась к технике

    За  свою, мало ли много ли, прожитую жизнь я никогда, ни прямо ни косвенно, не касалась техники. Сфера обслуживания... - свои атрибуты, свои термины , смотря какие человеческие потребности она обслуживает. В торговле : товар, выручка /не взаимовыручка/,
деньги, недостача, продавец, покупатель, спрос-предложение, дефицит.
Или, в библиотеке: книговыдача, читаемость, обращаемость, 3К5, 9(С)1, 5А, задолжники... -
тут всё понятно, чувствуешь себя, как рыба в привычной воде.

И вдруг я вступила в мир техники. Мои знакомые дружно рыдали : « Ах, куда ты ?! Огрубеешь! Засохнешь! Станешь железной леди!...»
Случилось так, что я из сферы идеологического обслуживания  перешла работать в специнформцентр одного солидного и уникального, как озеро Байкал, института, обслуживающего ( фу-ты, никак не отделаться от привычного термина!) исключительно технику и , конечно, людей, связанных с нею.

Как я решилась на такое ?  Мне объяснили, что не обязательно знать технику на ощупь, важно в ней разбираться в пределах возможного. А проще, уметь определить  точно -
это, наверно, пригодится,  а это уж совсем не подходит,  кажется...

Вдохновлённая, я храбро , с закрытыми глазами, шагнула в холодную воду нового мне мира.
В первый же день работы мне принесли  личное месячное задание. «Вал» и «товар» сбили меня поначалу с толку. Куда я попала ? Какой вал мне придётся катить и с каким товаром иметь дело?  Уж не зашифрованная ли это какая-нибудь торговая организация ?
И только уверенная подпись моего начальника немного успокоила меня  (не может человек
с нечистой совестью иметь такую подпись !) и внушила надежду, что я с этим валом и товаром справлюсь, раз мне это дело доверили.

Для разминки и для того, чтобы сразу посвятить меня в святая святых нашей отрасли, мне дали считывать технический паспорт одного из заводов.
          Вот тут — то всё и началось !!
Сама работа не представляла трудности : садятся два высокообразованных человека друг против дружки и  с хорошей дикцией ( не обязательно с выражением) читают по очереди в двух толстенных  книгах-папках, которые отличаются друг от друга только родом ошибок :
в одной — они уже старые и потому узаконенные, а в другой — свеженькие, только что
из-под пера копировщицы выскочившие, и их надо немедленно ликвидировать, дабы старых товарок не позорили !

Так вот, для людей бывалых этот высокоинтеллектуальный труд — скучища смертная,
в сон клонящая. А  мне  весело показалось, уж такие там  интересные слова !!! Да ещё, когда сокращённо написаны — простор для фантазии !  Читаю тр-тор — трактор, вместо трансформатор,  ст-ов -  стаканов, вместо  станков, кр.балка — кривая балка, вместо кран-балка...
А до чего , оказывается, красивые эти технические  названия !
    «Эллинг» - это что-то от древних эллингов,  то бишь, эллинов. Очень нежное и поэтичное
слово !
    «Слип» - и, сразу, ассоциативно, любимая в детстве песенка об Адриатике : «О, милый
Ядран ты мой, чудесный  Сплит ты мой милый...» или,  «слип-слип — хлип-хлип... » по
весеннему талому снегу...
         «Карусельный станок» -  и в памяти — весёлая, цветастая карусель, увиденная мною
впервые в Московском городском парке им. Горького...
          А слово «шпиндель»  так и пускается в пляс при многократном его повторении :
«Шпиндель — шпиндель — шпинделя   заиграли, веселя....да!»
          «Лакокрасочные покрытия» - мысленно представляю целую серию маленьких флакончиков с эмалями и лаками для ногтей, отечественного и импортного производства.
          «Червячная передача» - и видятся чистенькие, розовые дождевые червячки, что-то передающие друг другу по цепочке...
           «Титан» -  и выплывают из глубины памяти не мифологические герои, а наш старый,
добрый, общежитийский титан, щедро поящий нас дефицитным студенческим чаем «Белые
ночи»..
           «Ход ползуна» - совсем умилил меня ! Так это же первые пробы моего маленького крепыша !
           Вот только «зубодолбёжный  станок» вызвал у меня далеко не радостные эмоции — почему-то глухо заныли зубы.


Вскоре я совсем убедилась, что это не мёртвый мир металлолома, извините, техники.
       Страхи мои как рукой сняло!
Почувствовала себя как угорь, совершивший путешествие из Карибского моря  к пресным, родным рекам Балтики.
        И холодный мир техники показался мне знакомым, знакомым, надёжным и тёплым, как старые подшитые валенки, когда-то подаренные мне, семнадцатилетней девчонке,  приехавшей по распределению в глухую новгородскую деревню, сердобольным дедом, всё ахавшим :  - «Да как это , по нашим сугробам да в ботиночках ?!!»