Киндер-Сюрприз

Николай Коршунов
ДЕТСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ – РЕСУРС БУДУЩЕГО?

В человеческой природе сокрыт не один десяток парадоксов, и это, вне всякого сомнения – один из них. Единственный из всего живого мира, человек знает, что такое будущее. Умеет его планировать и даже, в меру своих способностей, кое-что предвидеть. И, тем не менее, люди начинают всерьез думать о будущем лишь после того, как незаметно подкрадутся полярная лисичка песец, жареный петух и другие малопопулярные персонажи.

В переводе с шершавого языка плаката это значит, что любимое занятие человеческой цивилизации – закрывать глаза на проблему и надеяться, что все как-нибудь само собой рассосется. Отнюдь. Предоставленная сама себе, энтропия растет со страшной силой. И когда становится понятно, что кризис уже не просто стоит на пороге, но вошел в дверь и вытер ноги о скатерть, начинаются лихорадочные поиски панацеи, способной восстановить глобальный статус-кво. Иногда даже вполне успешно. Взять хотя бы поиски альтернативных видов энергии, начавшиеся незадолго до того, как с емкостью нефтяных месторождений стало все окончательно понятно.
По этому же сценарию разворачивается не столь очевидный, как нефтяной, но не менее неприятный коллапс – интеллектуальный. Ситуация постмодерна, в которой целое поколение людей выросло «внутри карты, а не на местности», завела процесс творческого мышления в дебри непрерывной имитации, да там и оставила. К примеру, композиторы прошлого писали музыку столетиями и в ус не дули. И только в двадцатом веке в голову авторам пришла убийственная идея о том, что нот всего семь, и поэтому ничего нового якобы придумать невозможно.
Не только музыка – литература, искусство, масс-медиа, и многое, многое другое, заканчивая производством ширпотреба, подверглись соблазну тотального римэйка, ремикса, пародии, тонкого подражания, беззастенчивого копирования, наглого сдирания, или же просто деконструкции, спрятанной за громким лозунгом прояснения основ. Вслед за иссяканием нефтяных фонтанов их незавидную участь начинает разделять мистический источник вдохновения и креатива. Что, конечно, почти так же неприятно.
И начался обязательный для описанной выше ситуации аврал в поисках выхода. В качестве средств для повышения утраченного креативного потенциала поочередно рассматривались алкоголь в малых дозах, легкие галлюциногены, гормональная терапия, семинары, тренинги, сокращение штатов… Пока, наконец, вышеперечисленный винегрет неожиданно не кристаллизовался в самое радикальное на данный момент предложение. Поскольку в обозримом прошлом все попытки взрослых и умудренных опытом людей выдавить из себя что-то радикально новое позорно провалились, в качестве источника креативности следует использовать не взрослый – а детский интеллект!

ДЕТИ КУКУРУЗЫ

Нельзя, впрочем, сказать, чтобы идея блистала ослепительной новизной. Еще в начале прошлого столетия пионер отечественной «философии пола», – того, что потом на Западе назовут «гендерной психологией», – Василий Розанов тонко замечал, что если бы ребенок продолжал расти и развиваться физически и умственно так же, как в первые годы жизни, то к совершеннолетию мы бы говорили на всех языках мира и доставали головой облака.
Дальше за дело взялась научная фантастика. Например, в романе Орсона Скотта Карда «Ender’s Game» двенадцатилетние дети командуют космическим флотом Земли и наголову громят жукообразных пришельцев-баггеров. Поскольку только дети, не достигшие совершеннолетия, по мнению писателя, будут способны играючи постигать сложные тактические ходы и интуитивно принимать верные решения. Вполне успешно овладевали окружающей действительностью и производственными навыками персонажи повести Стивена Кинга «Дети кукурузы» – правда, с фатальными последствиями для окружающих.
Создатель бестселлера о «Приключениях Электроника» (также известного в народе как «Юность Терминатора») Евгений Велтистов полагал, что в результате научно-технической и педагогической революции обычные восьмиклассники смогут одной левой превзойти ученых прошлого. В романе «Победитель невозможного» дети успешно решают неразрешимые проблемы, вроде доказательства теоремы Ферма и создания вечного двигателя.
Хотя теорему Ферма сравнительно недавно доказал Эндрю Уайлс, ученый далеко не юный, это мало чего меняет в принципе. «Ни один математик не должен забывать о том, что математика в большей степени, чем какое-либо другое искусство или наука, – игра молодых людей», – говорил еще один блестящий ученый, Г.Г.Харди в книге «Апология математики». – «В качестве простого примера упомяну о том, что средний возраст избрания в Королевское общество ниже всего у математиков». Опыт приходит только с возрастом, но у юности есть интуиция и смелость, которых людям после тридцати существенно недостает – видимо, не зря хиппи шестидесятых и панки семидесятых советовали не доверять всем, кто старше тридцати. Интересно, что еще?

ДЕТИ ИНДИГО

Скажите, кому могла придти в голову идея музыкального инструмента «бензогитара» или «реброструн»? Уборочные ботинки, комбинированные с пылесосом? Или проекты летательных аппаратов для кошек и жирафов? Однозначно – кому угодно, но не взрослым. Зато дети из творческой студии «ДЭЗ №5», базирующейся в московском культурном центре «Дом», изобретают технические новации десятками. Под мудрым и ненавязчивым руководством архитектора Михаила Лабазова, одновременно являющегося руководителем архитектурного бюро «А-Б».
Около двадцати лет назад произошло два знаменательных события. Одним из них стало трудоустройство Михаила в «Моспроект», имевший в качестве подшефной организации упомянутый ДЭЗ №5. Вторым – создание Михаилом же художественной группы «А-Б», в то время называвшейся несколько длиннее – «Арт-Бля». Незамутненный художественной догматикой ум юного архитектора как нельзя лучше пришелся ко двору в подшефном ДЭЗе, где уже существовала детская художественная студия. Правда, существование ее до пришествия Михаила было преимущественно растительным. Зато уж после…
Сегодня от ДЭЗа №5 осталось только название – сохранили при переезде из любви к истокам творчества. Сама студия превратилась в культовое место, слывущее среди московских людей искусства меккой нестандартного мышления. Местом, где учат воплощать любую идею в объект, а заодно и генерировать идеи на любую необходимую тему. Темы для креатива, меняющиеся каждый год, прямо скажем, могут оказаться не по зубам иному взрослому криэйтору: «Двойник первой необходимости», «Супервещи», «Добрые знаки»…
Хотя слово «учат» вряд ли здесь уместно. По словам самого Михаила, «мы помогаем детям думать, придумывать и реализовывать свои идеи. Никаких классических техник мы не используем. У нас не школа. Мы сотрудничаем с детьми».
Детей, в свою очередь, от креатива не оттащишь за уши. Запись в студию происходит за два года минимум, поскольку все, чем занимается «ДЭЗ №5», происходит на некоммерческих началах – преподаватели и их младшие товарищи получают моральное удовлетворение от самого процесса совместного творчества. Тем не менее, коммерческой стороной вопроса студия также пыталась не пренебрегать. «Распродажи – самый простой способ избавиться от работ», – говорит Михаил Лабазов-младший, также преподаватель студии и студент МАРХИ. – «Мы продавали объекты, сделанные в рамках проектов «Стулья», «Вешалки», «Трансформеры», «Урны». Но поскольку дети получали за это деньги, сложилась не очень правильная, на мой взгляд, ситуация: с самого начала учебного года они начинали думать о деньгах».
При всей дискуссионности вопроса о том, с какого возраста уместно прививать ребенку навыки товарно-денежных отношений, налицо убедительное доказательство того, что детские дизайнерские идеи могут быть востребованы и оценены по заслугам. О мощном креативном потенциале детского интеллекта говорит еще и то, что объекты, придуманные детьми, гораздо сильнее устремлены в будущее, нежели аналогичные «взрослые» разработки. По крайней мере, каталог работ студийцев носит название «Краткая иллюстрированная история будущего», и каждый из двадцати пяти проектов «ДЭЗ №5» оформлен лучшими московскими дизайнерами.
Вот лишь некоторые из них: «Стул для размышлений об атомной сущности Вселенной», «Двойник мамы для поездок в метро» (это средство передвижения такое), «Костюм муниципального собирателя дождя», гаджеты «Щекочущий прибор» и «Напоминатель Ангел vs. Смерть»…
Недетский уровень, одним словом.

ДЕТИ ПИКАССО

Впереди планеты всей Россия оказалась и по части детской фэшн-индастри. По крайней мере, второго четырнадцатилетнего модельера история моды не разумеет. Речь, конечно же, идет о творчестве Киры Пластининой, обладательнице одноименного брэнда подростковой одежды, владелице собственного ателье и сети магазинов «Kira Plastinina» в количестве двадцати бутиков по всей стране. Так что с коммерческой стороной проекта, в отличие от предыдущих персонажей, все обстоит просто замечательно.
Забавно, но собственно творчество Киры повсеместно обсуждается менее всего. Блоги, форумы и прочие места свободного обмена мнениями переполнены размышлениями о дурном влиянии Пэрис Хилтон на неокрепшую детскую психику, размерах состояния отца Киры, Сергея Пластинина (если кто не в курсе – он член совета директоров ОАО «Вим-Билль-Данн Продукты Питания») и прочих, не имеющих отношения к моде, вещах. Что касается одежды как таковой, то от вещей Киры наверняка сходят с ума приличные толпы девочек-тинейджеров – все эти блестящие топики, лосины кислотных оттенков с сердечками и ядовито-сиреневые олимпийки с капюшонами и пайетками для них, в принципе и предназначены.
В контексте нашего исследования значение имеет только один, в общем-то, вполне доказанный факт. Молодой человек, которому созданы условия для творчества, способен справиться с поставленными перед ним задачами ничуть не хуже немолодого. К тому же Кира как-то обмолвилась, что в дизайне своих принтов она использует идеи, почерпнутые из рисунков ее трехлетнего младшего брата. Если тенденция будет и дальше развиваться в этом же направлении, нас ждет поистине коперниканский переворот в индустрии моды.

ДЕТИ В ИНТЕРНЕТЕ

Свободное искусство не знает границ. А вот прикладными дисциплинами лучше всего овладели за рубежом – там побогаче техническая база. Речь идет о детском телевидении в лице телеканала Child BBC. CBBC в последнее время снискал себе не просто репутацию еще одного канала с мультами и образовательным вещанием – он активно использует детские идеи при создании программ для своей эфирной сетки. Оформление шоу, сценарные ходы, идеи новых программ и даже одежда ведущих – зачастую результат активной работы представителей канала со своей целевой аудиторией в лице детских фокус-групп.
Для того, чтобы окончательно создать себе репутацию «канала, делающегося детьми для детей», CBBC недавно запустил могучий сетевой проект «CBBC World», являющийся аналогом «взрослого» проекта «Second Life». «CBBC World», работы над которым в настоящее время ведутся полным ходом, в своем апофеозе будет представлять собой виртуальный мир, участники которого смогут создавать собственных персонажей, общаться с другими зарегистрированными в интернет-сообществе пользователями, играть в компьютерные игры, слушать и смотреть размещенные в интернет-сообществе аудио- и видеоматериалы, а также – внимание! – создавать свой контент. Лучшие работы жителей «CBBC World» обещают регулярно показывать по CBBC. Вряд ли телеканал стал бы раздавать такие щедрые авансы, не будучи уверенным в могучей креативной способности растущего детского организма.
А вот экономическую составляющую из «CBBC World» убрали напрочь. В самом деле, что может служить первоклашкам денежным эквивалентом в виртуальном пространстве? Меняться вкладышами – это как-то несерьезно.

ДЕТИ ЛАБИРИНТА

Ну, подумаешь, мода. Ну, промышленный дизайн. И телевидение – это еще куда бы ни шло. Если копнуть чуть поглубже, наверняка окажется, что все эти благородные профессии недалеко ушли от того, чем дети любого возраста и без того охотно занимаются. Игровая составляющая указанных специальностей так и бросается в глаза. А способны ли дети на что-нибудь более серьезное?
Оказывается, вполне. В Европе уже давно распространен опыт детского самоуправления. Например, в Вене ежегодно проводится акция «Добро пожаловать в ратушу». На шесть дней в местном магистрате создается детский городок и детская администрация с полномочиями чиновников. Которые, в свою очередь, выбирают своего бургомистра и весь необходимый бюрократический персонал. Конечно, реальное управление городом остается по большей части в руках взрослых. Однако именно в ходе этой «деловой игры» дети получают первые знания о том, что означает участие в принятии решений, что такое работа и как формируется политика, что значит высказывать свое мнение и зарабатывать деньги. Чтобы «заработать на жизнь» в рамках акции, ее участники должны трудоустроиться на специально созданные рабочие места, от редакции газеты и радиостанции до предприятия по вывозу мусора, и добросовестно исполнять свои штатные обязанности. Тем, кого не привлекает муниципальное трудоустройство, можно создать собственное дело – открыть чертежную школу, адвокатское бюро, массажный салон или собственный магазин.
А вот в Азербайджане периодически имеет место быть и работать целый детский парламент, имеющий полномочия органа общественного контроля над парламентом взрослым. Детский парламент состоит из восьмидесяти пяти школьников, в его структуру входят спикер, четыре вице-спикера и восемь постоянных комиссий. Вопросы, поднимающиеся в детском парламенте, будут также рассматриваться и во взрослом. В качестве приоритетных направлений деятельности детского парламента заявлены «предотвращение насилия против детей, как в семье, так и в школе, и в обществе, обеспечение семейной атмосферы, получение образования, призыв к ведению здорового образа жизни».
Так что детский интеллект вполне можно рассматривать как работоспособный и креативный ресурс будущего. В конце концов, акселерацию тоже никто не отменял – современный ребенок растет и познает быстрее, чем его сверстники сто или двести лет назад. И даже если дети в ближайшем обозримом будущем не сядут за штурвалы звездолетов и не полетят воевать космических агрессоров, не беда. Для применения их уникальных способностей найдется достаточно возможностей и на Земле.

Специально для журнала "Хулиган", 2008.