Катастрофа На Планете Земля

Николай Коршунов
Кое-кто из ученых всерьез считает, что конец мира, как мы его знаем, уже не за горами. В соответствии с предсказаниями специалиста по проблемам окружающей среды Джеймса Лавлока, возможное будущее Земли выглядит примерно так…

В своей недавно опубликованной книге «Месть Геи» ученый и футуролог Джеймс Лавлок удрученно отмечает ужасное состояние связей, в которые мы себя ежедневно вовлекаем. Честно говоря, он считает, что мы все стоим перед лицом серьезных проблем. Вторичная переработка, прекращение использования каменного угля и даже поиск новых источников энергии, по его словам, нас уже не спасут. И что особенно противно – кажется, что он совершенно прав.
В 1965 году компания «Shell» уже обращалась к ученым за предсказаниями на двухтысячный год. Пока большая часть из них откровенно развлекалась, рисуя образы беспечной жизни в летающих машинах, Лавлок честно предупреждал, что нашей главной бедой будет экология. То, что позднее получило название «Гея», по имени греческой богини земли, было начато еще в семидесятых. Книга стала революционной сразу после публикации и до сих пор считается многими весьма радикальной. Джеймс первым высказал точку зрения, согласно которой Земля является живым организмом, виртуозно регулирующим различные природные системы для поддержания их в состоянии суммарного равновесия, подобно тому, как мы потеем, чтобы охладиться, или дрожим, чтобы согреться. Вначале это было метафорой. Позже превратилось в метод. Сегодня это считается непреложным фактом. Теория Геи – это целостный способ воззрения на Землю и все ее составляющие, включая атмосферу, биосферу и мыслящую жизнь.
Вначале идея была принята учеными юмористически и названа «неоязыческим культом». Но появление «теории Геи» на свет удачно совпало с моментом, когда глобальное потепление зримо выявило глобальные механизмы обратной связи. Как говорит Лавлок, большинство из проблем, с которыми мы сегодня сталкиваемся, проистекают из слишком долгого злоупотребления надежностью природных систем. Мы сводили на нет ледяные шапки, вырубали леса, подогревали океаны. И еще постоянно экспериментировали с жизненно необходимыми условиями нашего существования. И хотя, по мнению, автора, избранные представители человечества почти наверняка спасутся «очищенными и просветленными», прогноз на ближайшее будущее совершенно неутешителен – скрестите «Послезавтра» с «Водным Миром» и «Безумным Максом», и получите примерную картину. В то же время Лавлок настоятельно рекомендует развивать ядерную энергетику, продолжать усилия по ликвидации самых вредоносных последствий потепления и вообще наслаждаться жизнью – до тех пор, пока есть такая возможность.

«Плавучие арктические льды занимают собой территорию, равную площади Соединенных Штатов Америки и служат пристанищем для белых медведей и других животных; это любимая цель доблестных исследователей Севера, стремящихся дойти пешком до Северного полюса. Но, ко всему прочему, арктический лед служит превосходным отражателем солнечных лучей, падающих на него, и помогает регулировать температуру Земли – для нас это важнее. Разрушив льды, мы, конечно, сможем добраться до Северного полюса вплавь, но утратим при этом наш единственный глобальный кондиционер. Темная океанская вода будет жадно поглощать солнечное тепло, и, по мере нагрева океана, способствовать таянию льдов Гренландии».

«Хотя мы многому научились, вполне возможно, что через несколько лет… мы достигнем точки, в которой среднегодовая температура поднимется на качественно новый уровень, на шесть-восемь градусов выше нынешней нормы. Мы не можем знать, насколько этот режим будет стабилен в долгосрочной перспективе, но если мы будем достаточно глупы для того, чтобы продолжать загрязнять атмосферу во всех доступных нам обитаемых районах Земли, финальный коллапс неизбежен. В науке нет ничего бесспорного и неизменного, но теория Геи сегодня зримо подтверждается самой Землей, а это значит, что у нас осталось слишком мало времени, чтобы избежать спрогнозированных необратимых и нежелательных изменений».

«Несмотря на жару, на Земле могут остаться места, пригодные для жизни с точки зрения наших климатических стандартов. Возможно, что Британские острова, с их океаническим местоположением на высокой широте, станут подобным убежищем, хотя два главных острова могут превратиться в островной архипелаг. Но если эти гигантские изменения произойдут, из множества миллионов живущих ныне на Земле людей выживут лишь несколько».

Джеймс Лавлок, «Месть Геи», 2006.

МЫСЛИ О БУДУЩЕМ

Когда речь заходит о том, какие изменения ожидают нас в ближайшие десятилетия, чаще всего вспоминают о прогнозах доктора Джеймса Мартина – одного из самых проницательных мыслителей нашего времени. Номинант Пулитцеровской премии 1977 года, предсказавший в своей книге «Сетевое общество» развитие Интернета и глобальных сетей, автор еще ста с лишним работ. Самая известная из них, «Значение XXI века», объясняет, как и почему решения, которые нам предстоит принять в ближайшие двадцать лет способны окончательно определить судьбу человеческой цивилизации на века. Первое интервью с доктором Мартином вы можете прочесть в Dazed & Confuzed за январь 2007.

Dazed & Confuzed: Насколько поднялся за последние несколько лет уровень мирового океана?

Джеймс Мартин: Компьютерные модели очень точны, и они позволяют говорить о том, что уровень океана поднимется как минимум на тридцать сантиметров к концу столетия. Как минимум. А максимумом могут быть и два фута… но, например, в фильме «Послезавтра» показан затопленный Манхэттен, и это абсолютная глупость, такого быть не может. Когда я недавно общался с Лавлоком, мы провели вместе весь уикенд, детально обсуждая нынешнюю ситуацию. Он убеждал меня в том, что подъем уровня моря, по крайней мере, в XXI веке, не будет критическим. Теперь он говорит, что ужасающий эффект глобального потепления будет состоять еще и в том, что оно разорит множество фермерских хозяйств, и если это случится, нам грозит еще и нищета.

D&C: Стали ли Вы большим или меньшим оптимистом с момента нашей последней беседы?

ДМ: Я только что вернулся из Вашингтона, и там никому дела нет до всего этого – никто не говорит о том, что надо что-то делать, и никто не знает, что именно делать следует. Ни один сенатор не понимает ничего в технологиях, так что помощи от правительства точно не будет… быть может, ее следует ожидать от инициативных людей из бизнес-сфер. Первым делом нужно избавиться от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания – мы знаем, как это можно сделать, но автомобильные компании лучше угробят Землю, чем откажутся от своих прибылей. То же самое следует сделать и в отношении угольной и нефтяной индустрии. Угольщики лгут людям самым предосудительным образом – вся эта реклама в прайм-тайм во время дебатов на президентских выборах и все такое… о том, что угольная индустрия якобы способствует очищению планеты. Ничего подобного.

D&C: Вы за или против ядерной энергетики?

ДМ: Я – за. Но я за безопасную энергетику, в которой есть непреодолимая стена между ядерной энергией и ядерной бомбой. И ее вполне можно построить – для этого нужно правильное сочетание между технологией и законодательством.

D&C: Какая, по Вашему мнению, страна должна столкнуться с наибольшими проблемами по части окружающей среды в ближайшее время?

ДМ: Китай. Каждую неделю в Китае запускается новая угольная электростанция, а уголь очень вреден для атмосферы. До тех пор, пока Китай не перестанет этим заниматься, наша планета будет «планетой Джеймса Лавлока». Правда, экспериментальный город, который собираются построить рядом с Шанхаем – это повод для осторожного оптимизма. Это попытка сделать все правильно, и первым делом там не будет машин на нефтяном топливе. Китай – самый большой источник экологической опасности на Земле, хотя им управляют довольно-таки разумные политики. Но когда население страны – полтора миллиарда, и большинство людей живет в нищете, такие проблемы и возникают.

D&C: Вы все еще верите, что молодое поколение найдет ключи к решению проблем?

ДМ (смеется): Немного же сделало поколение пятидесятилетних! Я считаю, что экологию надо преподавать в школах, начиная с одиннадцатилетнего возраста.

D&C: И когда же, наконец, люди начнут адекватно реагировать?

ДМ: Сколько людей на Земле реально осознают, что, когда они платят огромные налоги, они платят «налог на разрушение планеты»? Немного, я полагаю, и наш долг объяснить им это. Конечно, нефтяники и угледобытчики хотят быть уверенными в том, что люди этого не понимают. Я думаю, что нам еще предстоят несколько крупных катастроф – Нью-орлеанский ураган оказал большое влияние на американцев, но это был всего лишь ураган третьей категории. Сейчас, к несчастью, вероятно появление ураганов пятой категории, так что скоро мы будем просто-таки принуждены к тому, чтобы воспринимать экологические проблемы серьезно.

D&C: Сегодня здорово быть молодым, правда?

ДМ: Я хотел бы быть сейчас моложе, потому что сегодня самые невероятные технологии становятся доступными. Сейчас гораздо больше возможностей для того, чтобы стать бизнесменом или изобретателем, чтобы раскрепостить свое мышление. В моем новом фильме есть вымышленный город, который я назвал «Lovelock City»; концепция состоит в том, что, если происходит глобальное потепление, надо строить новые города в новых местах. Технически это возможно очень быстро, посмотрите на Дубаи – то, что было построено всего за восемь лет, это невероятно! Мы можем построить город с нуля за шесть лет… и мы можем начать строить новые города на побережье Скандинавии, «Lovelock Cities». Есть масса мест в Скандинавии и в России, где есть все возможности построить то, что я называю «клевый город в прохладном месте».

D&C: На что похож «Lovelock City»?

ДМ: Он спроектирован экологически точно, так, что ущерб природе при его постройке и функционировании минимален. В нем будут высокоскоростные поезда и красивая архитектура с энергосберегающими качествами. В Lovelock City большинство рутинных работ городских служб будет автоматизировано, так что жизнь в нем будет просто роскошной! Это, в свою очередь, означает, что мы должны будем найти такие формы достижения изобилия, такие способы наслаждения жизнью, которые не наносили бы ущерба окружающей среде. В фильме я называю это «эко-изобилием», и, поверьте мне – это возможно.

jamesmartin.com

Крис Хэйзерилл, Род Стэнли. Специально для журнала "Хулиган", 2008. Syndication "Dazed & Confused".