Остаться В Живых

Николай Коршунов
ЧТО РЕАЛЬНО ПРОИСХОДИТ ВО ВРЕМЯ ПЕРЕСТРЕЛКИ?

При слове «перестрелка» у подавляющего большинства народа в голове возникает примерно следующая картина. Чувак с накачанными руками, ногами и прочими частями тела лупит из шестиствольного пулемета навскидку по врагам рабочего класса. Враги, в свою очередь, складываются в штабеля от метких попаданий. Немногие оставшиеся в живых плохие парни гасят по хорошему изо всех доступных видов оружия – благо, стоит он в полный рост и ничем не прикрывается. Потому что добро все равно побеждает зло.

Подтверждаем: примерно так огнестрельный уличный бой и происходит. В кино. Которое, конечно же, не имеет ничего общего с объективной реальностью, данной нам в ощущениях. В этой самой реальности где-то есть и ворошиловские стрелки, и доблестные ганфайтеры, попадающие от бедра в глаз белке с пятидесяти метров. Но девяносто девять процентов населения этими полезными навыками совершенно не обладают. Поэтому, когда человек, даже имеющий в наличии полезный девайс вроде пистолета, оказывается в серьезной передряге – против него начинает работать уйма факторов, о которых, увы, ничего не рассказывали в кинотеатре.

НАУКА ПОБЕЖДАТЬ

На самом деле, выживание в перестрелке – это целая наука, обучать которой к тому же возьмется не всякий инструктор по оружейному делу. Почему так, понятно: каждый умственно полноценный индивид, будучи в тире, способен аккуратно вытащить оружие из кобуры, снять с предохранителя, дослать патрон, прицелиться и произвести выстрел по мишени. Но какое отношение все это имеет к тому, что может – к нашему большому сожалению, – произойти с тобой на улице?
Если собрать вместе воспоминания всех, кто лично прошел через реальный уличный бой и остался при этом в живых, получится примерно такая картина. Почти все перестрелки проходили при недостаточном освещении. Это совершенно не означает, что люди стреляют друг в друга только вечером или ночью. Полумрак или даже темнота иногда мешают гораздо меньше, чем рассеянный свет. Который даже днем имеет место быть в зашторенных комнатах, чердаках, подвалах, автостоянках – желающие могут продолжить самостоятельно. Рассеянный свет не только делает фигуру нападающего менее контрастной, но и играет злые шутки с нашим восприятием, мешая адекватно оценивать размеры и расстояния.
Следующая особенность реальной перестрелки – то, что она начинается, как правило, безо всяких предупреждений и протекает стремительно. Есть неожиданности, к которым нельзя быть постоянно готовым – если ты, конечно, не профессионал, иначе от постоянного психологического напряжения легко может съехать крыша. Типична картина, когда еще несколько секунд назад человек спокойно шел по улице или ехал на машине, и ничто не предвещало угрозы. И вот – все резко изменилось меньше чем за десяток секунд. Перестройка психики и моторики тела в «боевой режим» может занять существенно больше времени. Чем, вне всякого сомнения, обязательно воспользуется нападающий, поскольку фактор внезапности на его стороне.
Третья вещь, отличающая случаи из жизни от киносценариев – неуверенность стреляющего в себе. На экране good guy, как правило, стопроцентно уверен в своей правоте, поэтому валит бэдгаев пачками, пока не кончатся патроны. Кстати, патроны у него тоже почему-то никогда не кончаются, чего также никогда не бывает в уличном бою. Не то с обычными законопослушными обывателями, которые связаны по рукам и ногам законами о пределах необходимой обороны. Сидя дома за закрытой дверью, легче всего рассуждать о том, что истина всегда на стороне обороняющегося от нападения. В Америке на этот счет есть пара прекрасных поговорок: «Пусть лучше меня судят двенадцать, чем несут шестеро» и «Прощать – дело господа бога, наше дело – обеспечить эту встречу». Тем не менее, в критический момент неправильно понятые моральные принципы и ложный гуманизм способны задержать ответную реакцию ровно настолько, чтобы злоумышленник успел выстрелить первым. И, как правило, поставить жирную точку в исходе ситуации.

ГДЕ ТВОЙ ЧЕРНЫЙ ПИСТОЛЕТ?

Теоретически, ничто не мешает человеку, попавшему в переплет и владеющему оружием, достать его и разобраться с негодяями так, как они того заслуживают. Практически же, даже против воюющего за правое дело, выступают не только сугубо внешние факторы, вроде внезапности нападения, погоды или времени суток. Помешать эффективной самообороне могут и реакции твоего собственного тела. В первую очередь – страх, оторопь, испуг или потеря координации. Сам по себе страх может быть как негативным, так и позитивным, на разных людей он действует по-разному. Некоторых он мобилизует, некоторых, наоборот, парализует. Но проявления его в принципе одинаковы у всех людей.
Одно из его последствий – туннельное видение. У внезапно напуганного человека угол зрения инстинктивно сужается так, что он не воспринимает происходящее за пределами «туннеля». С одной стороны, это помогает ведению прицельного огня. С другой – нападающий может быть не один: пока он отвлекает внимание, сообщники могут зайти с тыла, который ты не контролируешь вообще. В экстремальной ситуации повышается давление и происходит выброс адреналина в кровь – человек становится менее восприимчивым к боли и может не заметить даже серьезного ранения. Одновременно мозг переходит в режим экономии восприятия и отключает все посторонние шумы. Здесь проблема состоит в том, что за посторонний шум твой центральный юнит может принять все, что угодно – например, если твои друзья или просто случайные прохожие орут тебе: «Куда пошел, давай быстрее назад!» Ко всему прочему, избыток адреналина может вызвать отказ моторных функций и шок: когда дрожат конечности, трудно принять правильное положение для ответной стрельбы.
Самый главный субъективный эффект, возникающий в ходе уличного боя – искажение чувства времени. Именно поэтому в перестрелке практически не помогают навыки, приобретенные во время спортивной стрельбы. Как правило, за очень редким исключением, в секциях не учат, как нужно стрелять, если ты сидишь в машине, упал, тебя кто-то держит, бьет или уже в тебя стреляет. Частая особенность перестрелки – ведение огня на короткие дистанции, которое имеет свою собственную специфику, отличную от пальбы по мишеням: девяносто процентов перестрелок происходят на расстояниях, не превышающих семи метров. Ну и, конечно, боеприпасы: они имеют свойство кончаться в самый неподходящий момент, чем ситуация жизни в очередной раз радикально отличается от киносценариев.

ПУЛЯ-ДУРА, УЧИ МЕНЯ ЖИТЬ

Вернемся к описанной в начале ситуации. Борец со злом гордо стоит под вражескими пулями, или же с видимой неохотой передвигается по местности, символически изображая уход с линии огня. А его пули, ударяющие в грудь борца с добром высекают кровавые фонтанчики и чуть ли не разрывают плохишей напополам. Разумеется, враки.
Начнем с того, что осмысленное поведение под пулями – это, как правило, удел только хорошо и долго тренированных бойцов. Человек штатский обычно ведет себя иррационально: либо впадает в ступор и замирает с широко открытыми глазами там, где стоял, либо падает ничком на любую доступную поверхность, или же ударяется в бега, куда глаза глядят. Варианты за номером один и три – наиболее распространенные и самые вредные для здоровья. Хотя опытные люди, неоднократно занимавшие оборону в критических ситуациях, рассказывают, что даже лежа на земле за символическим укрытием, чувствуешь себя совершенно незащищенным, поскольку спина и, извините, задница, так и остается ничем не прикрытой.
Если ответная стрельба по нападающему достигает своей цели, то заметить это непосредственно также довольно сложно. Киношные «фонтанчики крови» ожидали увидеть более двух третей подвергшихся нападению и удачно давших сдачи нападавшим, но ничего подобного так и не заметили. Парадоксально, но если пуля сразу не задевает какой-нибудь важный орган вроде мозга или сердца, от чего человек умирает на месте, то раненый ею способен продолжать двигаться и сознательно обороняться до самого конца схватки. Чем больше калибр пули, тем большие разрушения она может нанести, но для того, чтобы нарваться на человека с крупнокалиберным оружием, пока что нужно особо неудачное стечение обстоятельств.
Кстати, именно удачи мы тебе и желаем, если уж ты все-таки дочитал этот набор слов до конца. И еще – чтобы, несмотря на теперешние глубокие познания относительно происходящего во время уличного боя, ты смотрел на перестрелки все-таки только в кино.

Журнал "Sync", август 2007.