Страна славян

Петр Золин
Страна славян
Приведена карта-схема, наиболее соответствующая истории раннесредневековых славян
(правда, проигнорированы славяне Поволжья, начиная с общин в Итиле).

Понятно, что каждый народ России – при всем единстве происхождения современных народов из корня «хомо сапиенс сапиенс» - заслуживает должного изучения. Естественно, не исключая и славян. В одном из материалов мне довелось указать, что вероятно постепенное появление этнонимов из корней ностратического языка
http://proza.ru/2009/03/31/170

Этногенетика славян ныне обстоятельно представлена в работах А.А.Клесова и цитируемых им авторов http://www.lebed.com/2009/art5482.htm
 http://www.lebed.com/2009/art5471.htm, http://www.lebed.com/2008/art5375.htm
(другие повторы в Интернете).
Археология в трудах Б.А.Рыбакова, В.В.Седова и еще многих исследователей
http://www.archeologia.ru/
К глубинам и славянских языков приближаются специалисты по ностратике
http://ru.wikipedia.org/wiki/Ностратийцы; http://www.nostratic.ru/index.php?page=authors&id=23


Вероятно, полезен и ряд моих статей, где упоминаются многие активно работающие в этом направлении добротно информированные специалисты. Извиняюсь за конструкцию предложения. http://www.novgorod.ru/read/information/history/clauses/
http://www.trinitas.ru/rus/doc/avtr/00/0163-00.htm

Но кое-что хотелось бы добавить. Славяне средневековья – это относительное единство в языке, но разнообразие в культурах. Это со времен античности уже полиэтничность, многообразие международных связей, с возможностями входа в тот или иной «большой народ» и выхода из него.

А. Я. ГАРКАВИ (диссертация магистра 1868 г.)
СКАЗАНИЯ МУСУЛЬМАНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ О СЛАВЯНАХ И РУССКИХ
(С ПОЛОВИНЫ VII ВЕКА ДО КОНЦА X ВЕКА ПО Р. X.)

Из сочинения Мухаммеда ибн-Ибрагима, известного под прозванием Аль-Фазари (писал в 772-773 г.).
"Мы 5 желали кончить эту главу 6 обозрением пространства и поверхности государств и взаимного их расстояния, как это описал 7 Аль-Фазари, сочинитель "Книги Зидж" 8 и Касиды о видах звезд и небесной сферы - сила же у Бога. - Аль-Фазари сказал: владение повелителя верующих 9 от Фарганы и конца Хорасана до Танджи 10 в Магрибе - 3,700 фарсангов, от Баб-аль-Абваба 11 до Джидды - 600 фарсангов, и от Баба до Багдада - 300 фарсангов, а от Мекки до Джидды - 32 мили. Владение Сина 12 на востоке - 31,000 фарсангов длины, на 11,000 фарсангов ширины: владение Гинда на востоке - 11,000 фарсангов длины, на 7,000 фарсангов ширины; владение Тибета - 500 на 230 фарсангов; владение Кабул-Шаха - 400 на 60 фарсангов; владение Тагазгаза в Турке 13 - 1,000 на 500 фарс.; владение Хакана Турков - 700 на 500 фарс.; владение Хазар и Аллан - 700 на 500 фарс.; владение Бурджана 14 - 1,500 на 300 фарс.; владение Славян - 3,500 на 700 фарс.; владение Рума в Кустантинии - 5,000 на 420 фарсангов." [10]
Фарсанг от 5 до 6 км
Крути не крути, а по свидетельству осведомленных арабов к 773 году владения Славян условно по площади (2,45 млн. фарс) превосходили владения Хазар и Алан (0,35), болгар-Бурджан (0,45), Тюркского каганата (0,35), да и самой Византии (2,1 млн. фарс). Правда, крайне уступали владениям Китая (341 млн.) и Индии (77 млн.).  Понятна условность таких цифр, ибо вся площадь Земли не превышает 150 млн. кв. км. Но по пропорциям и долям соотношение владений разных стран в Западной Евразии (исключая баснословие о Китае и Индии) относительно правдоподобно. Славяне в 6 – 8 веках считались единой силой, существенно влияющей на ход всемирной истории.
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111087.htm
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111086.htm
У славян были мощные княжения, властители которых именовались хаканами, регесами и т.п. http://ru.wikipedia.org/wiki/Северные_архонства
Неонорманизм, пудрящий вместе с религиями (да и «новохронолагами») мозги россиянам, крайне зажмуривает глаза на подобные факты.

Из книги "История царей" Абу-Джафара Мухаммеда ибн-Джарира ибн-Язида ат-Табари (писал около 914-915; † 922-3).
О событиях около 644 г.
1. "Турк 6, Славяне, Яджудж и Маджудж и другие нам неизвестные народы происходят от Яфета".
2. "В 7 Баб-аль-Абвабе 8 находился тогда 9 царь, по имени Шахриар, который пошел к Абдуррахману обратно (на встречу), заключил мир с ним, чтоб не платить дани (Арабам) и сказал следующее: "Я нахожусь между двумя врагами, один - Хазары, а другой - Русы 10, которые суть враги целому миру, в особенности же Арабам, а воевать с ними, кроме здешних людей, никто не умеет. Вместо того, чтоб мы платили дань, будем воевать с Русами сами и собственным оружием и будем их удерживать, чтоб они не вышли из своей страны. Считайте это нам данью и податью, чтоб мы ежегодно это давали". Абдуррахман ответил: надо-мною есть высший повелитель, я его извещу, и он послал Шахриара с одним из своих к Сурраке, который сказал: "извещу об этом Омара". Когда Омар был уведомлен об этом, он дал ответ, чтоб это считалось данью. И обычай этот был введен во всех дербендах 11, что они не платят ни подати, ни дани, для того, чтоб они не допускали неверных к мусульманам, сами воевали бы с ними и удерживали бы их от земли мусульман". [75]
3. "Затем 12 Абдуррахман совещался с Шахриаром и сказал: "Я буду вести в этих дербендах священную войну, выступлю с войском и обращу жителей городов и дербендов в мусульман". На что Шахриар сказал: мы у них 13 то хвалим, что они врагу дороги к нам не дают 14. Абдуррахман же сказал: "я с этим не согласен. В этих дербендах по ту сторону, когда проходят мимо Руса и Джуран 15, то находят государство и многие города, которые называют Баланджаром 16, и отсюда далее по ту сторону находится стена Искандра 17, называемая стеной Яджуджа и Маджуджа, которую Дуль-Карнайн 18 соорудил на краю востока. Абдуррахман продолжал: я не удовольствуюсь, пока не достигну границы Баланджара с войском. Если б я не боялся повелителя верных, то проник бы до стены Яджуджа и Маджуджа". И взял он войско, отправился через один дербенд в поход против Баланджара, проник с войском на 200 фарсангов в этой земле, многие города обратил к исламу и пошел обратно в Дербенд".
О событиях около 737 г.
4. "Гишам 19 послал кого-то и отозвал его 20 и прислал Марвана, который отправился из Сирии с 120,000 человек в Армению, пришел на место лагеря, называемого Кисаль, близ Бардаи, начал воевать с царями Армении, подчинил их себе и завоевал всю землю Армении. Затем написал он приказ к тем войскам, которые были в Баб-аль-Абвабе, чтоб они пришли к нему. Затем Марван велел созвать [76] войско, взял его и пришел в ущелье, называемое Баб-аль-Аллан, все убивая 21, пока не пришел он в Самандар, который есть один из хазарских городов. Также войско из Баб-аль-Абваба пришло с человеком по имени Асид аль-Лям 20 и у Марвана дополнилось войско до 150,000. С этим войском следовал он до города Самандара, где живет царь хазарский. Хакан бежал, и Марван отправился дальше, оставив город позади себя, расположился лагерем при Славянской реке, напал на жилища неверных, убил их всех и разрушил 20,000 домов. [77]


По Аль-Баладури (писал в 60-х годах IX века)
1. "Сальман 6 и Зияд суть из тех Славян, которых Марван ибн-Мухаммед поставил на границы 7. Я слышал что кто-то рассказывал, что Сальман этот - из Славян и по нем названа крепость 8. Бог же лучше знает".
2. "Затем 9, когда наступил 139 (= 756-7) год, он 10 велел населить город Масиса 11, коего стены были разрушены от землетрясения и население малочисленно внутри города; он соорудил вновь стены города, посадил в него жителей в 140 (=757-8) году ... Затем переселил он жителей Хусуса 12, состоявших из Персов, Славян и Набатеев-христиан [Марван же поселил их здесь], дал им участки в городе, в замен их жилищ, сообразно величине их, разрушил их (ветхие) жилища, помог им к сооружению (их вновь), и наделил гарнизон участками и домами".
3. "Затем 13 сделался правителем границы 14 Марван ибн-Мухаммед 15, который отправился в Кисаль - он же построил (главный) город ее, который отстоит от Бардаи на 40 фарсангов, а от Тифлиса - на 20 фарсанг. - Затем он (Марван) вступил в землю Хазар, со стороны [38] Баб-аль-Аллана и ввел в нее Асида ибн-Зафира ас-Сулами [и] Абу-Язида 16; с ним были (также) цари гор из окрестностей Баб-аль-Абваба. И Марван сделал набег на Славян, живших в земле Хазар, взял из них в плен 20,000 оседлых людей 17 и поселил их в Хахите 18. Впоследствии же, когда они умертвили своего начальника и бежали, он (Марван) настиг и перебил их". [39]
Ныне поход Мервана, которому явно служили славяне (принимавшие арабские имена),  на славян Хазарии относят к 737 г.
Ибн-Хордадбе (писал в 60-70-х годах IX века по Р. X.).
1. "Титулы 17 земных царей. Царь Ирака, которого обыкновенное название Кисра, [называется также] Шаханшахом 18; царь Рума, обыкновенно называемый Кайсар (именуют) Басили: 19; цари Турка, Тибета и Хазара все называются Хаканами ... царь Славян [называется] Кнадз (Кнад)" 20.
2. "... (В Магреб ? 21) привозятся также через Западное море евнухи Славянские и Суданские 22, мальчики Румские, девушки Андалузские, кожи рогатого и домашнего скота" 23.
3. Что же 24 касается того моря, которое находится за Славянами 25 и при котором находится город Булия 26, то не плавает по нему ни [один] корабль и ни [одно] судно, и из него ничего не вывозят".
4. "Путь 27 купцов-Евреев Раданитов 28, которые говорят по-персидски, по-румски, по-арабски, по-французски, по-андалусски и по-славянски; они путешествуют с запада на восток и с востока на запад морем и сушей". [49]
5. "Что же 29 касается купцов-Русских - они же суть племя из Славян - то они вывозят меха выдры 30, меха черных лисиц и мечи из дальнейших концов Славонии к Румскому морю 31 и царь Рума берет с них десятину. А если желают, то ходят на кораблях по реке Славонии 32, проходят по заливу хазарской столицы 33, где владетель ее берет с них десятину. Затем они ходят к морю Джурджана 34 и выходят на любой им берег - диаметр же этого моря - 500 фарсангов. - Иногда же они привозят свои товары на верблюдах в Багдад".
6. "Иногда 35 [купцы] берут путь за Арменией 36, в стране Славян, затем к заливу столицы хазарской, затем в море Джурджана, затем к Балху и Мавараннагру, потом до Сина" 37.
7. "Разделение 38 обитаемой земли на четыре части: I. Аруфа 39; в ней находятся Андалус, Славония, Рум, Франджа 40 и Танджа 41 до границы Мисра 42. II. Лубия 43; в ней Миср, Кульзум, Хабаша 44, Бербер и дальнейшие земли. III. Южное море, в нем Тигама, Иемен, Синд, Гинд и Син. IV. Аскуия 45, в ней Арминия, Хорасан, Турк и Хазар. Другие же имеют другое разделение". [50]
Это явное указание на полиэтничность славян, их включение в развитые экономические отношения того времени еще до Рюрика.

Ал-Якуби 1 (писал 891—892)


Десятки российских и зарубежных историков обращали внимание, что современные раннесредневековым славянам арабы упорно подчеркивали силу и развитость славянских княжений дорюриковской Руси. Славяне отчасти составляли важную силу Арабского халифата. Это можно увидеть даже в популярной работе В.П. Кобычева 'В поисках прародины славян' - Москва: 'Наука', 1973 - с.168 (Интернет дает немало дополнений к ней) http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000115/index.shtml
Работу Кобычева поддержали О. Н. Трубачев, М. И.Артамонов, Н. И. Толстой, А. Г. Кузьмин. Одобрил книгу и известный славяновед В. Д. Королюк

В раннем средневековье общины и землячества славян были известны в Греции, Малой Азии, в Италии, Сицилии, Северной Африке и далекой Испании, куда они попали в эпоху так называемого великого переселения народов и балканских войн. Византийский император Константин VIII Багрянородный называет два славянских племени - мелингов и езеритов, имевших поселения на склонах горы Пентодактиля (современный Тайгет) в Пелопоннесе. В «Истории Византии» Халконсодиля говорится, что славяне жили на мысе Тенарон в Лаконии. В Монемвасийской хронике, составленной в X-XI вв., отмечается, что «только восточная часть Пелопоннеса от Коринфа и до Малеи оставалась свободной от славянского племени вследствие гористости и непроходимости (местности)». Во франкских хрониках XIII в. Спартанские горы именуются Славянскими. Славянские племена драгувитов, сагудатов, велегизитов, ваюнитов, верзитов, ринхинов и другие жили в Эпире, Фессалии, Македонии. В источниках середины VIII в. упоминаются славянские княжества на островах греческого архипелага: Имбре, Тенедосе, Самофракии.

В хронике византийского историка Феофана под 664 г. помещено сообщение о славянском поселении Скевокобле в Сирии, в Апамейской области. Феофан, историки Кедрен, Зонара (оба XII в.) рассказывают также, как на третьем году царствования Юстиниана II, в 687 г., было побито и взято в плен множество славян на реке Струме, часть пленных затем поселили в Малой Азии между городами Абидосом на западе, Никеей на востоке и Апамейской областью на юге. Впоследствии из этих славян был образован военный отряд численностью 30 тыс. человек. У Феофана, Никифора (IX в.) и Анастасия (IX в.) встречаются указания на ряд переселений славян в Малую Азию в 754 и 762 гг., в область Вифинию (в бассейн реки Артана). Феофан при этом называет и количество переселившихся - 208 тыс. человек. Военные отряды, сформированные из малоазийских славян, неоднократно упоминаются в описаниях войн византийцев с арабами (их выступление на той или иной стороне часто оказывало решающее влияние на исход отдельных сражений и кампаний). Переселение славян в Малую Азию имело место и в последующие годы. Например, известно переселение сербов в Никомедию в 1122 г.

По сведениям арабского писателя Ибн Хаукаля, в городе Палермо в Сицилии в X в. два из пяти городских кварталов были заселены славянами, о чем свидетельствуют их наименования: Сакалибах (Славянский) и Ибн-Сакалиба (Сын славянина). Они были самыми крупными в Палермо, на их территории находилась и морская гавань города. Полагают, что в Сицилию славяне попали из Северной Африки в первой четверти X в. при следующих обстоятельствах. В 924-925 гг. некий Масуд, славянин, командовавший арабским флотом, приплыл к берегам Сицилии и завладел здесь замком св. Агафьи. В 928-929 гг. из Африки в Сицилию прибыл другой славянин, состоявший на арабской службе, Сареб ал-Сакалаба на 30 судах и тоже обосновался в этих краях. В дальнейшем он вместе с сицилийским эмиром Салем ибн Ассадом на протяжении ряда лет грабил и опустошал итальянские области Калабрию, Сардинию и Геную.

В VIII-X вв. славяне слыли храбрыми моряками и охотно принимались арабами на службу во флоте. В составе арабского флота славяне плавали по всему Средиземному морю, высаживались не только в Сицилии, но и в Италии и на Пиренейском полуострове, как это имело, например, место в 768 и 777 гг., когда арабский флот под командованием Абдалла бен Габиба ал-Сакалаби сделал попытку захватить город Барселону на северо-восточном берегу Испании. В IX-XI вв. в Кордовском халифате из славян набирались телохранители и гвардия халифов. При дворе халифа Абдуррахмана III насчитывалось 3350 (по другим данным 3387) славянских пажей и евнухов, на содержание которых ежедневно отпускалось 13 тыс. фунтов различного рода дичи и рыбы. Некоторые из славян занимали в иерархии халифата весьма видные посты военачальников и визирей. Славянская гвардия играла важную роль в междоусобной борьбе в халифате накануне его падения, а отдельные предводители из славян добивались даже власти в ряде городов и провинций страны. В том же Кордовском халифате были известны славяне - блестящие знатоки арабского языка и литературы, подобные некоему Фатине, после смерти которого осталось огромное собрание книг и рукописей, или славянину по имени Габиб, жившему в первой половине XI в. и написавшему любопытное сочинение под весьма характерным названием «Ясные и победоносные доказательства против тех, которые отрицают превосходные качества славян». В этом произведении, по словам испанского историка XIX в. Гаянгоса, ссылавшегося в свою очередь на арабского писателя ал-Макари, содержались различные подробности из истории славян в Кордовском халифате и других арабских странах и образцы их народной поэзии.

Арабский писатель Баладзори (Белазури) упоминает о славянах где-то в районе Северного Кавказа, они, по его словам, были захвачены арабским полководцем Мерваном и в количестве 20 тыс. человек (по другой версии - 20 тыс. семей) поселены в Кахите (Кахетии). 
Славония, достигающая Западного моря, известна до 830 г. и Аль-Фаргани

Из "Записки" Ахмеда ибн-Фадлана ибн-Аббаса ибн-Рашида ибн-Хаммада (писал в 20-х годах X века),
В связи с большим объемом (но очень интересно) здесь не приводится


Из сочинений Абуль-Хасана Али ибн-Хуссейна, известного под прозванием Аль-Масуди (писал от 20 или 30 до 50-х годов X века по Р. X.).

1. "Следующие 31 народы происходят от Яфета: Ашбан 32, Рус, Бурджан, Хазар 33, Турк, Славяне, Яджудж и Маджудж, Фарс, Мадян 34, обитатели островов моря 35 и Булгар".

2. "Славяне 36 разделяются на многие народы; некоторые из них суть христиане, между ними находятся также язычники 37, точно также солнцепоклонники. Живут они при большой реке, текущей с востока на запад. Другая река в их стране течет с востока на запад, пока не изливается еще в другую реку, приходящую из стран Булгар 38.

В их стране много рек, текущих с севера. Ни одно из озер их не солено, потому что страна их далека от солнца а вода их сладка; вода же близкая к солнцу, бывает солена. Страна, которая далее за ними к северу, необитаема по причине холода и множества воды. Большая часть их племен суть язычники 39, которые сожигают своих мертвецов и поклоняются им. Они имеют многие города, также церкви, где навешивают колокола, в которые ударяют молотком, подобно тому как у нас христиане ударяют деревянной колотушкой по доске" [126]

Это до княгини Ольги и христианизации Руси Владимиром, если верить русским летописям.


9. "Что 65 же касается язычников, находящихся в стране хазарского царя, то некоторые племена из них суть Славяне и Русы. Они живут в одной из двух половин этого города 66 и сожигают своих мертвецов с их вьючным скотом, оружием и украшениями. Когда умирает мужчина, то сожигается с ним жена его живою; если же умирает женщина, то муж не сожигается; а если умирает у них холостой, то его женят по смерти. Женщины их желают своего сожжения для того, чтоб войти с ними (мужьями) в рай. Это есть одно из деяний Гинда 67, как мы упомянули выше; только у Гинда обычай этот таков, что жена тогда только сожигается с мужем, когда она сама на это соглашается"

10. "Постановление 68 столицы хазарского государства, что в ней бывает семь судей, двое из них для мусульман, двое [130] для Хазар, которые судят по закону Тауры 69, двое для тамошних христиан, которые судят по закону Инджиля 70; один же из них для Славян, Русов и других язычников, он судит по закону язычества, то есть по закону разума. Когда же случается великая тяжба, о которой они (судьи) понятия не имеют, то они собираются к мусульманским судьям, доносят им об этом и покоряются решению, необходимому по закону ислама. Между царями востока в этих странах никто не содержит войска на жаловании, кроме царя хазарского. Все мусульмане в этих краях известны под именем "народа Ларсии". Русы и Славяне же, о которых мы сказали что они язычники, составляют войско царя и его прислугу".

11. "В 71 верховьях хазарской реки есть устье, соединяющееся с рукавом моря Найтас, которое есть Русское море; никто кроме них (Русов) не плавает по нем и они живут на одном из его берегов. Они образуют великий народ, не покоряющийся ни царю, ни закону 72; между ними находятся купцы, имеющие сношения с областью Бургар. Русы имеют в своей земле серебряный рудник, подобный серебряному же руднику, находящемуся в горе Банджгира 73, в земле Хорасана".

12. "Русы 74 составляют многие народы, разделяющиеся на разрозненные племена. Между ними есть племя, называемое Лудана 75, которое есть многочисленнейшее из них; они путешествуют с товарами в страну Андалус, Румию 76, Кустантинию и Хазар. После 300 года гиджры (912-13-го года по Р. X.) случилось, что около 500 кораблей, из коих на каждом [131] было сто человек (из Русов), вошли в рукав Найтаса, соединяющийся с Хазарскою рекою 77. Здесь же хазарским царем поставлены в большом количестве люди, которые удерживают приходящих этим морем, также приходящих сухим путем с той стороны, где полоса Хазарского моря соединяется с морем Найтас 78. Это делается потому, что Туркские кочевники - Гуззы приходят в этот край и зимуют здесь; часто же замерзает вода, соединяющая реку Хазарскую с рукавом Найтаса, и Гуззы переправляются по ней со своими конями, - ибо вода эта велика и не ломается под ними по причине сильного замерзания - и переходят в страну Хазар. Иногда выступает им на встречу хазарский царь, когда поставленные им люди слишком слабы, чтоб удержать Гуззов препятствовать им в переправе по замерзшей воде и удалять их от его государства. Что же касается лета, то Турки не имеют тогда дороги для переправы по ней.

После того, как русские суда прибыли к хазарским людям, поставленным при устье рукава, они (Русы) послали к хазарскому царю просить о том, чтоб они могли перейти в его страну, войти в его реку и вступить в Хазарское море 79 - которое есть также море Джурджана, Табаристана и других персидских 80 стран, как мы уже упомянули - под условием, что они дадут ему половину из всего, что награбят у народов, живущих по этому морю. Он же (царь) согласился на это. Посему они вступили в рукав, достигли устья реки и стали подниматься по этой водяной полосе, пока не достигли реки Хазарской, вошли по ней в город Итиль 81, прошли его и достигли устья реки и впадения ее в Хазарское море. От впадения же [132] реки до города Итиль 82 это большая река и многоводная. И русские суда распространились по этому морю, толпы их бросились на Джиль 83, Дайлем, на города Табаристана, на Абаскун, который находится на Джурджанском берегу, на Нефтяную страну 84 и по направлению к Адарбайджану, ибо от области Ардабиля в стране Адарбайджан до этого моря расстояние около трех дней пути. И Русы проливали кровь, брали в плен женщин и детей, грабили имущество, распускали всадников (для нападений) и жгли. Народы, обитавшие около этого моря с ужасом возопили, ибо им не случалось с древнейшего времени, чтоб враг ударил на них здесь, а прибывали сюда только суда купцов и рыболовов. Русы же воевали с Джилем, Дайлемом 85 и с военачальником у Ибн-абис-Саджа 86 и достигли до Нефтяного берега в области Ширвана, известного под названием Баку. При возвращении своем из прибрежных стран Русы поворотили на острова, близкие к Нафте, на расстояние нескольких миль от нее. Царем Ширвана был тогда Али ибн аль-Гайтам 87. И жители вооружились, сели на корабли и купеческие суда и отправились к этим островам; но русы устремились на них и тысячи мусульман были умерщвлены и потоплены. Многие месяцы Русы оставались на этом море в таком положении; никто из тамошних народов не имел возможности 88 подступать к ним на этом море, а все они укреплялись и были на страже от них, ибо море это обитаемо вокруг народами. После того, как они награбили и им надоела эта жизнь, отправились они к устью Хазарской реки и истечению ее, послали к царю хазарскому и понесли ему деньги и добычу по их [133] уговору. Царь же хазарский не имеет судов и его люди не привычны к ним; в противном случае, мусульмане были-бы в великой опасности с его стороны. Ларсия же и другие мусульмане из страны Хазар узнали об этом деле и сказали хазарскому царю: "Позволь нам (отомстить), ибо этот народ нападал на страну наших братьев-мусульман, проливал их кровь и пленил их жен и детей". Не могши им препятствовать, царь послал к Русам и известил их, что мусульмане намереваются воевать с ними. Мусульмане же собрались и вышли искать их при входе в Итиль по воде. Когда же увидели они друг друга 89, Русы вышли из своих судов. Мусульман было около 15,000 с конями и вооружением, с ними были также многие из христиан, живших в Итиле. Три дня продолжалось между ними сражение; Бог помог мусульманам против Русов и меч истребил их, кто был убит, а кто утоплен. Около же 5,000 из них спаслись и отправились на судах в страну, примыкающую к стране Буртас, где они оставили свои суда и стали на суше; но из них кто был убит жителями Буртаса, а кто попался к мусульманам в стране Бургар и те убили их. Сосчитанных 90 мертвецов из убитых мусульманами на берегу Хазарской реки было около 30,000. С того года Русы не возобновили более того, что мы описали.

Сказал Масуди: мы же привели этот рассказ в опровержение мнения тех, которые полагают, что Хазарское море соединяется с морем Маиотас и с рукавом Кустантинии посредством моря Маиотас и Найтас. Если б это было так, то Русы непременно выступили бы по этому (последнему) морю, ибо оно есть их море, как мы уже упомянули. Тому же, что мы описали, не противоречит никто из народов, соседних с этим морем, (а именно), что море персидских народов 91 не имеет рукава, [134] соединяющегося с другим морем, ибо оно небольшое море, известное со всех сторон. То, что мы писали о русских судах, распространено у всех народов, и год известен: это было после 300 (гиджры), только от меня ускользнуло определение года. Может быть, упоминавшие, что Хазарское море соединяется с рукавом Кустантинии, под "Хазарским морем" разумели море Маиотас и Найтас, которое есть море Бургара и Руса. Бог же лучше знает как оно есть.

13. "Другие 92 обезьяны находятся в северных странах, в кустарниках и камышах, около земли Славян и других народов, там живущих, как мы уже описали этот род обезьян и большое их сходство с человеком".

14. "Турки 93 простирали свои нападения в этих краях, так, что их нашествия достигли земли Славян и Румии 94. В настоящее время нашествия их простираются до границ Андалуса, Ифранджи и Джалалики 95".

15. "Мурикис 96, царь Рума, послал Абарвизу 97 два миллиона динаров, сто тысяч всадников; сверх сего он послал в подарок тысячу платьев из царского дибаджа, сотканного золотом красного и других цветов, сто двадцать девушек из царевен Бурджан, Джалалаки, Славян, Васканса 98 и других народов, соседних с Румом; на голове их были короны из драгоценных камней".

10. "Затем 99 захватил царство Басиль Славянин (Василий Македонянин) 100; который не был из царственного дома. Его царствование было [135] во время халифов Мутазза, Мухтади и части времени правления Мутамида. По смерти его, Румийцы поставили царем его сына, по имени Искандрус 101; но не были довольны им, посему свергли его и поставили царем брата его Лави 102, сына Басили Славянина. Его царствование было в продолжение остальной части времени правления Мутамида, Муктафи и начала времени Муктадира; затем он умер".


"Глава XXXIV 103. Описание Славян, их обиталищ, рассказы об их царях и о расселении их племен.

Сказал Масуди: Славяне суть из потомков Мадая 104, сына Яфета, сына Нуха; к нему относятся все племена Славян и к нему примыкают в своих родословиях. Это есть мнение многих людей сведущих, занимавшихся этим предметом. Обиталища их на севере 105, откуда простираются на запад. Они составляют различные племена, между коими бывают войны, и они имеют царей. Некоторые из них исповедуют христианскую веру по Якобитскому толку 106, некоторые же не имеют писания 107, не повинуются законам; они язычники и ничего не знают о законах 108. Из этих племен одно имело прежде в древности власть (над ними), его царя называли Маджак 109, а само племя называлось Валинана 110. Этому племени в древности подчинялись все прочие славянские племена, ибо (верховная) власть была у него и прочие цари ему [136] повиновались 111. Затем следует славянское племя Астабрана 112, которого царь в настоящее время называется Саклаих 113; еще племя, называемое Дулаба 114, царь же их 115 называется Ванджелава 116. Затем племя, называемое Бамджин 117, а царь называется Азана 118; это племя самое храброе между Славянами и самое искусное в наездничестве. Еще племя, называемое Манабан 119 а царь называется Занбир 120. Затем племя, называемое Сарбин 121; это славянское племя грозно (своим противникам) по причинам, упоминание коих было бы длинно, по качествам, изложение которых было бы пространно, и по отсутствию у них закона, которому они бы повиновались 122. Затем идет племя, именуемое Марава 123; затем племя, называемое Харватин 124; затем племя, называемое Сасин 125 и племя, по имени Хашанин 126; затем племя, по имени Баранджабин 127. Названные нами имена некоторых царей этих племен суть имена известные (общепринятые) для их царей.

Упомянутое нами племя под именем Сарбин сожигают себя на огне, когда умирает у них царь или глава; они сожигают также его вьючный скот. У них есть обычаи, подобные [137] обычаям Гинда; мы уже об этом отчасти упомянули выше в этом сочинении, при описании горы Кабха и страны хазарской, когда мы говорили, что в хазарское стране 128 находятся Славяне и Русы, и что они сожигают себя на кострах. Это славянское племя и другие примыкают к востоку и простираются на запад 129.

Первым из славянских царей есть царь Дира 130 (Аскольд и Дир), он имеет обширные города и многие обитаемые страны; мусульманские купцы прибывают в столицу его государства с разного рода товарами. Подле этого царя из славянских царей живет царь Аванджа 131, имеющий города 132 и обширным области, много войска и военных припасов; он воюет с Румом, Ифранджем, Нукабардом и с другими народами, но войны эти не решительны 133. Затем с этим славянским царем 134 граничит царь Турка. Это племя 135 красивейшее из Славян лицом, большее них числом и храбрейшее из них силой.

Славяне составляют многие племена и многочисленные роды; эта книга наша не входит в описание их племен и распределение их родов. Мы уже выше рассказали про царя, коему повиновались, в прежнее время, остальные цари их, то есть Маджак 136, царь Валинаны 137, которое племя есть одно из коренных племен славянских 138, оно почитается между их племенами и имело превосходство между ними. Впоследствии же, пошли раздоры между их племенами, порядок их был [138] нарушен, они разделились на отдельные колена 139 и каждое племя избрало себе царя, как мы уже говорили об их царях, по причинам, описание коих слишком длинно. Мы уже изложили совокупность всего этого и многие подробности в двух сочинениях наших Ахбар аз-Заман (летопись времен) и Аусат (Средняя книга)"
22. "Глава 150 LXVI. Описание зданий, почитаемых Славянами.

В славянских краях были здания, почитаемые ими. Между другими было у них одно здание на горе, о которой писали философы, что она одна из высоких гор в мире. Об этом здании существует рассказ о качестве его постройки, о расположении разнородных его камней и различных их цветах, об отверстиях, сделанных в верхней его части, о том, что построено в этих отверстиях для наблюдения над восходом солнца 151, о положенных туда драгоценных камнях и знаках, отмеченных в нем, которые указывают на будущие события и предостерегают от происшествий пред их осуществлением, о раздающихся в верхней его части звуках и о том, что постигает их при слушании этих звуков 152. Другое здание было построено одним из их царей на черной горе; его окружают 153 чудесные воды, разноцветные и разновкусные, известные своей пользой 154. В нем они имели большого идола в образе человека 155, представленного в виде старика с палкою в руке, которою он двигает кости мертвецов из могил. Под правой его ногой находятся изображения разнородных муравьев, а под левой - изображения пречерных воронов черных крыльев 156 и других, также (изображения) странных Хабашцев и Занджцев 157.

Еще другое здание имели они на горе, окруженное морским рукавом 158; оно было построено из красного коралла и [140] зеленого смарагда. В его средине находится большой купол, под которым находится идол, коего члены сделаны из драгоценных камней четырех родов: зеленого хризолита, красного яхонта, желтого сердолика 159 и белого хрусталя; голова же его из червоного золота. Насупротив его находится другой идол в образе девицы, которая приносит ему жертвы и ладон 160. Это здание 161 приписывают какому-то мудрецу, бывшему у них в древнее время; в предыдущих книгах наших мы уже привели рассказ о нем, о его делах в славянских землях, о колдовстве, хитрости и механизмах его 162, которыми он пленил их сердца, овладел их душами и прельстил их умы, не смотря на грубость нравов Славян 163 и различие их природных качеств. Бог же владетель милости 164".

23. "О 165 семи народах прошлых времен, об их языке, их мнениях и т. д. 1) Персы, 2) Кальдии или Сиряне 166, 3) Греки, Римляне, Славяне и Франки, 4) Либийцы, 5) Все народы Турка, 6) Все народы Индии 7) Китайцы и их единоплеменники".

24. "Между 167 большими и известными реками, изливающимися в море Понтус, находится одна, называемая Танаис, которая приходит с севера. Берега ее обитаемы многочисленным народом славянским и другими народами, углубленными [141] в северных краях. Другая из этих больших рек 168 есть Рита 169 и Балава 170, имя, которое она носит также у Славян. Она занимает более трех миль в ширину и течет на пространстве многих дней за Константинополем. На берегах этой реки живут Бамджины 171 и Марава 172, народы славянские. Теже самые берега были обитаемы Булгарами, когда они приняли христианскую веру". [142]
Комментарии крайне устаревшие

Христианские средневековые летописи упорно переводят «этнос» и «генос» (народ и род) как «племя» (а это «триба» в латинском и «фила» в греческом). В итоге славянские (и не только славянские) полиэтничные землячества, называемые по местам обитания (типа нынешних парижан или москвичей, волжан и волховчан) , упорно предстают как «дикие и неразумные племена». Хотя эти «племена» во главе с царями и князьями громят отборные войска империй и уверенно заселяют имперские земли.

Кому нужна идиотская история о таких «диких племенах» раннего средневековья ?!