Владивосток. Социокультурный анализ попрошайничест

Ольга Карабашина
Социокультурный анализ  попрошайничества на примере города Владивостока.



Введение.
1.Актуальность проблемы.
2.Генезис проблемы.
3.Историография проблемы.

I.Феномен  попрошайничества.
1.Понятие и сущность  попрошайничества.
2.Место попрошаек  в иерархии общества.
3.Виды  попрошайничества.
II.Попрошайничество, как бизнес.
1.Причины расширения социальной базы попрошайничества в 90-ел годы в России.
2.География размещения попрошайничества во Владивостоке.
3.Существующие формы попрошайничества.
4.Возрастной состав и пол попрошаек.
5.Социальный статус попрошаек.
6.Попрошайничество   как проявление  девятикратного поведения.
7.Структура, организация, управление, взаимоотношения в среде  попрошайничества.
8.Тенденции подачи милостыни попрошайкам.

Заключение.

 Введение.
1. Актуальность проблемы. В условиях реформирования страны, становления рыночных отношений десятки миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев и др.) живут за чертой бедности.
О серьезности социальной напряженности в России свидетельствуют такие факты. После либерализации цен в январе  1992 года до 70-80% населения (по разным источникам) находятся на грани нищенского существования. Впервые за многие годы (после окончания войны) смертность превысила рождаемость на большей части территории Российской Федерации. Растет число детей, рожденных вне брака. Увеличивается число детей-сирот при живых родителях. Распадается каждый второй-третий брак. Ежегодно остается без одного из родителей около 1 млн. детей. Доля неполных семей достигает 15% по стране. По числу производимых абортов (4 млн. абортов в год) Россия значительно опередила высокоразвитые страны. Обострилась проблема детской инвалидности: около миллиона детей – инвалидов нуждается в материальной, психологической и юридической помощи. Число страдающих психическими заболеваниями достигло примерно 4,5 млн. человек. Растет преступность и, что особенно опасно, число преступлений, совершенных подростками. Примерно треть виновных в грабежах, кражах, изнасилованиях – подростки. Около 20 млн. в стране алкоголиков. Увеличилось в 3,5 раза число молодых людей, потребляющих наркотики (с 13-25 лет). В 6-8 раз возросла наркомания среди школьников и студентов в крупных городах. Социальное неблагополучие в обществе и семье стало причиной участившегося жестокого отношения к детям, психологических стрессов, заболеваний, самоубийств, проституции.
В литературе отмечается формирование такой социальной группы людей, как маргинал (от латинского marginalis –  находящийся на краю).
Это совокупность, или объединение людей, в силу ряда причин не сумевших адаптироваться к существующим социальным общностям.
Маргинала ми называют тех, кто сам отвергает общество либо оказывается им отвергнутым.
Маргинальный является следствием конфликта людей с общепринятыми нормами, выражением специфических отношений с существующими общественными отношениями. Маргинальным личностям свойственны обостренное чувство одиночества, утрата социальных связей, пассивность, или наоборот, агрессивность, подчас аморальность. Появилось  такое определение, как люмпен – маргинальный слой. В России происходит наряду с формированием правящего класса, среднего класса, усиление люмпен-маргинального слоя общества через усиление социального неравенства, поляризацию населения, маргинализацию  социальных слоев. Именно в люмпен-маргинальном слое процветает такое явление как попрошайничество, которое является одной из характеристик состояния общества.

2. Генезис проблемы. Попрошайничество существовало на протяжении многих веков.
На первых порах племенного состояния славян, попрошайничеством занимались люди, которых племя из своих рядов выталкивало по той или иной причине (нарушил племенные нормы, воровство, трусость в бою и пр.).
С появлением государственности, развитием торговли, ремесла, формированием семейных отношений появляются слои населения, которые по той или иной причине остаются вне общества (немощные старики, калеки, не имеющим семьи, пристанища и пр.). С появлением на Руси христианства церковь и монастыри стали местами скопления попрошаек, так как именно церковь учила исполнять любовь к ближнему, через личную милостыню. Любить ближнего – это, прежде всего, накормить голодного, напоить жаждущего. Нищенство на Руси (нищенство и попрошайничество в те времена были синонимами) считалось не экономическим бременем, а одним из главных средств воспитания народа.
Люди порой начинали нищенствовать не потому, что неожиданно впадали в нужду, а потому, что это было выгоднее, чем своим трудом зарабатывать на хлеб.
Постоянно среди  попрошаек произошло расслоение. «Блаженные» - раздавали все свое имущество и добровольно несли крест терпения и смирения «Христа ради».
«Юродивые» прорицатели, ясновидцы, вразрез с нынешними представлениями, отнюдь не сумасшедшие. Чаще всего они симулировали безумие. «Немощные» - слепые, старые, настоящие душевнобольные, все те, кто не мог добывать на пропитание иначе как милостыней. «Гулящие» - те, кто бродяжничал в собственное удовольствие или скрывался от властей.
В XIX веке российское законодательство делило нищих на  категории: а) те, которые не могут своим трудом добыть на пропитание; бы) те, кто по малолетству, сиротству и временным болезням впал в нужду, но может работать; в) те, которые могут трудиться, но нищенствует по лености или в нужде.1
Первым российским самодержцем, решившим искоренить попрошайничество насильственным путем, был Петр I.
В именном указе Стр елецкому приказу от 30 ноября 1692 года, опубликованном от имени царей Ивана и Петра Алексеевичей было записано: «Известно ему, Великому государю, что на Москве гулящие люди, подвязав руки иным, притворным лукавством просят на Христово имя милостыню, а по осмотру они все здоровы».2 Таких людей царь велел ловить и отправлять по месту жительства, беглых крестьян возвращали помещикам. Повторно уличенных в попрошайничестве, били кнутом и ссылали в Сибирь. По указу 1712 года всех «ленивых прошаков»3 без разбора били прилюдно на площадях, клеймили, ссылали на каторжные работы. Исключений не было ни для старых, ни для больных, ни для сумасшедших (правда, позже Петр I ввел освидетельствование «дураков»).
С 1718 года ввели наказание не только для попрошаек, но и для дающих милостыню. Первый штраф – 5 рублей, второй – 10. Петр не запрещал милостыню вообще. Хочешь – отдай деньги в богадельню, приют, которых в то время было много. Такая политика не могла, естественно, понравиться большинству населения России, которые привыкли к исторически сложившимся традициям Руси.
В последние годы Петр I видимо осознал, что его законы, принятые против  попрошаек, ничего не дали. Появился новый проект – раздать всех «прошаков» по монастырям. Задуманную перепись «гулящих» людей он уже не успел осуществить.
Указ 1712 года «О воспрещении нищенства не пересматривался преемниками Петра I в течение 37 лет. Лишь дважды Сенат сделал исключение: во время страшного голода 1734 года и второй раз – ослепшему киевскому гражданину дозволили собирать милостыню для уплаты долга в 200 рублей, «дабы не пойти по миру с семьей».
Петр I издал указы, которые являлись своего рода профилактикой попрошайничества. В 1722 и 1723 году по его указу младшие офицеры и солдаты, не имеющие чем жить, должны были идти жить в монастырь или богадельни. 16 января 1721 года в Указе Петр I обосновал, что бродяжничество и попрошайничество является социально опасным элементом.
Преемники Петра продолжали его политику в отношении попрошаек. Но с 1762 года начинается создание приютов, больниц и пр. для попрошаек.
Петр III в 1762 году принял Указ о том, что безумных определять не в монастырь, а построить для них особый дом.
В эпоху Екатерины II продолжилась политика по дальнейшему созданию Особых  приказов  Общественного призрения. На эти приказы возлагались обязанности: устраивать и содержать сиротские дома, больницы, богадельни, дома для неизлечимо больных, психически больных, работные и смирительные дома.
Государственная система не справлялась с такой нагрузкой и при Александре I вся система призрения передавалась под попечение общественности.
Благодаря созданной системе, в России значительно сократилось число попрошаек. Гибкая, дифференцирующая и чрезвычайно эффективная система призрения в России в XIX веке была лучшей в Европе. Она насчитывала 14 854 благотворительных учреждений. Общая сумма государственных и частных жертвователей в  благотворительные учреждения к концу XIX века составила огромную сумму- 404 843 798 рублей.
В советский период , в СССР была сформирована система социальной защиты населения, что позволило намного сократить попрошайничество. 95% социального обеспечения финансировалось за счет бюджета. Социализм, осуществляя установки на неуклонный рост благосостояния, создавал необходимые условия развития всеобщей и доступной системы социалистического обеспечения. Право граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности,  а также с  потерей кормильца было закреплено в Конституции СССР.
Это право гарантировалось социальным страхованием граждан, пособиями по временной нетрудоспособности; выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца.
Наряду с выплатой пенсий и пособий существовали и другие виды обеспечения: профессионально-техническое обучение за счет государства, переобучение инвалидов, их трудоустройство, предоставление бесплатной протезно-ортопедической помощи и специальных транспортных средств, содержание престарелых и инвалидов в домах-интернатах, их санаторно-курортное лечение.
Были в советское время и недостатки. Но в свете  состояния общества в настоящее время они кажутся достоинствами.
Реформы 1991 года и последующих лет привели почти к полной утрате былых социальных завоеваний, подорвали социальную безопасность жизни, материальные условия свободы и достойного существования широких слоев населения. Деньги стали почти единственным показателем прав того или иного человека. Создавшийся вакуум заполняется отдельными бессистемными актами «права социального обеспечения, которое не охватывает всего объема прав российских людей, признанных во Всеобщей декларации прав человека принятый в 1948 году, в Международном пакте 1966 года, Конвенции ООН О правах ребенка и пр. документах».
Обозначились явные признаки социальной деградации общества, чреватой социальными взрывами.
Таким образом, попрошайничество в России имеет глубокие исторические корни, изучение которых дает возможность профилактики этого явления в настоящее время.

3. Историография проблемы.  Изучение проблемы необходимо начинать с изучения тех источников, которые рассматривают проблемы нищеты и попрошайничества в историческом российском прошлом. В «Антологии социальной работы» под редакцией М.Ф. Фирсова, вышедший в издательстве «Сварогъ – НВФСПТ» в 1994-1995 гг.,  приводятся материалы из работ Ашрота П.Ф. «Призрение бедных» 1902 года выпуска, Балицкой А.С. «Одна из причин нищеты», 1886 года, Бахтина Н.В. «К вопросу о мерах помощи порочным и падшим людям 1910 года».
В последние годы XX века вышли в свет книги таких  авторов, как Мельников В.П., Холостова Е.И. «История социальной работы в России», издательство СТИ, 1998 года, Нищеретного П.И. «Исторические корни и традиции развития благотворительности в России», Холостовой Е.И. «Генезис социальной работы в России». Об  антисоциальном поведении личности в обществе вызывают интерес работы Б.С. «Аномалия личности», 1988 года выпуска, Балабановой Е.С. «Социально-экономическая зависимость и социальный паразитизм: стратегии «негативной» информации» в журнале «Социс» №4 за 1999 год, там же работа Осиповой О.С. «Девидатное поведение: благо или зло» в №9, за 1998 год.
О маргинальных структурах Приморского края и Владивостока интересны исследования Маслова Л.Н., Савина С.З. в работе «Свойства маргинальных структур и российский жребий», вышедшая в Хабаровске, в 1996 году, «Сборники Госкомстата России», «Индикаторы, характеризующие экономические и социальные процессы в Приморском крае» за 1994, 1996, 1998 годы. «Здравоохранение Владивостока в цифрах» за 1997 год, «Труд и занятость в Приморском крае» за 1999 год. Под  редакцией А.С. Латкина исследование «Приморский край. Уроки региональных реформ». В местной прессе интересны исследования Пака О. «Кто вы, господа нищие?» («Приморские вести», 1999г., 11 апреля, Новиковой О. «Человеки подземелья» в газете «Владивосток» за 1 марта 2001 года, Данилова В. «Имя у них одно – беспризорники» в «Народном вече» от 27 февраля 2001 года, Черновой О. «Найти и обезвредить» в «Дальневосточных ведомостях» за 2002 год 1-8 мая и 3-10, в этой же газете С.Данеша «Дети подземелья», 27 марта 2002 года, Нагорный Т. «Никому не нужная жизн» в газете «Владивосток» от 26 марта 2002 года, Гладких М. «Бомжами становятся с детства» в газете «Владивосток» от 18 марта 1998 года. В Учительской газете от 25 апреля 2000 года статья Глыбинной Л. «Генералы позабытых карьеров», в «Московском комсомольце» Дементьева Н. «Экспансия» за 18-25 ноября 1999 год, Телякова П. в «Утро России» от 10 декабря 1999 года «Каста неприкосновенных или обычные люди» также поднимают проблемы маргинальных смыслов Владивостока и Приморского края.
Изучение этих исследований показывает, что расширяющаяся база маргинального слоя города, особенно детского и подросткового возраста, грозит дальнейшему развитию города сокращением трудоспособного населения, увеличению психических заболеваний, рождению больных детей, в конечном итоге  деградированию общества.

I. Феномен  попрошайничества.
1. Понятие и сущность попрошайничества. Феномен попрошайничества означает явление познанное не человеческим разумом, а в ходе приобретения жизненного опыта путем чувственного познания. Феномен  попрошайничества заключается в его генезисе. Отделение человека от общества заставляло его искать пути выживания. Происходило это опытным путем. Сбор съедобных растений, охота были связанными с сезонами  , снабжавшими человека едой, одеждой. Постепенно эмпирическим путем он пришел к попрошайничеству, которое позволяло не голодать в любое время года.
Постепенно попрошайничество получает синоним  нищенского существования, а попрошайка означает  определение нищего человека, лишенного средств существования и живущего только за счет подаяния или благотворительности. Но почти одновременно появляется и другое определение попрошайки. Не будучи нищим, такой человек приобретает, в силу окружающих его условий, воспитания, привычку попрошайничать, выпрашивать, нужную ему вещь. В Толковом словаре В. Даля дается определение попрошайке: «… кто по привычке попрошайничает, выпрашивает, клянчит, конючит…».4
Таким образом, попрошайничество является экономическим видом существования людей, не имеющих необходимых средств и выживающих только за счет   сбора   подаяния.
Сущность этого явления кроется в расслоении общества и выделении люмпенизированного слоя, паразитирующего на экономически крепких слоях и группах населения и зависящих от них.5

2. Место попрошаек в иерархии общества. В новом российском обществе активно протекают процессы социальной дифференциации, появляются новые промежуточные группы. История общества свидетельствует, а реальная данность подтверждает, что тенденцией развития социальной структуры является ее постоянное усложнение, возникновение новых общностей в зависимости от уровня технико-технологического базиса. Сопоставляя социальные общности экономически развитых стран и России, заметно, что эволюция в социальной структуре России во многом совпадает с общемировыми тенденциями.
Так, в России формируется правящий класс (высшие государственные служащие, крупные бизнесмены), обретают контуры класс производственных и непроизводственных работников (рабочие, низшие служащие, растет численность среднего класса, объединяющего мелких предпринимателей, интеллигенцию, служащих, служащих среднего звена.
Вместе с тем в России усиливается социальное неравенство, происходит поляризация населения, расширяется маргинальный слой за счет малообеспеченных низших слоев общества. Попрошайничество охватывает все более широко самый низший люмпен-маргинальный слой общества.
Этот процесс имеет две стороны. С одной, попрошайничество позволяет выживать довольно значительному слою населения России, с другой, паразитирование на экономически сильных слоях общества вызывает привыкание к такому образу жизни, разложение и деградацию личности. В конечном итоге общество несет значительные потери от существования попрошайничества.

3. Виды попрошайничества. С появлением человека, уже на стадии грудного возраста, появляется желание есть, пить.
Не умея говорить, ребенок плачем просит  необходимое для его жизни. Мать угадывает его желание и дает все необходимое. После первых слов «мама», «папа» появляется в лексике ребенка слово «дай». Родители дают необходимое, не требуя ничего в ответ. Так появляется попрошайничество в чистом виде. С возрастом ребенок еще по инерции просит что-то у детей в детском саду, в школе. Но постепенно приходит понимание, что чужие люди не обязаны ему давать что-либо.
Появляется  чувственный опыт, что  попрошайничество   не совсем хорошее явление , так как дети начинают активно попрошайку дразнить: «Попрошайка – шайка» и т.п. Появляется с опытом понимание, что попрошайничество не является ее положительным качеством, и с возрастом оно проходит.
Однако, на смену попрошайничеству в чистом виде уже приходит другой вид попрошайничества, который квалифицируется как игра. «Дай мне», а взамен я дам что-то тебе. Это вид попрошайничества существует уже на бытовом уровне продолжительное время в детском , подростковом, юношеском периоде жизни. Постепенно, совсем исчезает.
Жизненные условия существования бывают разные, в ходе которых могут проявиться различные факторы, приводящие к элементарному голоданию, нищете, при отсутствии средств  к существованию. Человек ищет выход из этого положения и вспоминает о попрошайничестве.
Теперь уже попрошайничество появляется как решение экономических проблем, как бизнес и является средством для утоления голода, борьбой за свое существование.
Но при любом  виде попрошайничества, оно паразитирует на окружающем обществе, эксплуатирует тех, кто участвует в производстве общественного продукта.

II. Попрошайничество  как бизнес.
1. Причины расширения социальной базы попрошайничества в 90-годы в России. Для жизнедеятельности человека необходима обеспеченность  условиями его существования. Для обеспеченности существуют потребности. Потребности человека – это нужда в чем-либо необходимом для жизнедеятельности организма. Потребность является внутренним побудителем человеческой активности. На первом месте побудителем жизнедеятельности являются социально-экономические факторы. Есть, пить, одеваться – это первоочередные задачи жизнедеятельности.
Кризис, обрушившийся на Россию в 90-е годы, привел к резкому снижению объема промышленного производства в 2 раза, в наукоемких областях упало производство в 5-6 раз. Инвестиции сократились в 4 раза.
В сельском хозяйстве производство зерна оказалось на уровне 1963 года, когда хлеб был для населения дефицитом, по численности крупного рогатого скота – на уровне 1961 года. Посевные площади уменьшились на 15 млн. га.
В результате спада Россия по потреблению продуктов питания переместилась с 7 места в мире на 40-е. Подсчитано, что среднестатистический житель России потреблял в 90-е годы 2100 килокалорий, ровно столько, сколько необходимо 11-летнему ребенку. Из-за неплатежей в казну упал федеральный бюджет. В итоге снизился уровень жизни россиян, который характеризует меру и степень удовлетворения материальных и духовных потребностей. Основной статьей расходов россиян стали расходы на питание, что свидетельствовало о том, что большая часть россиян стала малообеспеченными и бедными. Все это свидетельствовало о неблагополучии общества. Уровень бедности в обществе используется в России для установления минимальной заработной платы, пенсий, пособий и пр.
Поскольку прожиточный минимум в стране один из самых низких в мире, то и указанные расходы на нужды малообеспеченных россиян крайне низки по сравнению с аналогичными расходами в других странах.
Поэтому российское общество по уровню материального положения различных слоев   крайне дифференцировано. Поляризация достигла невиданного размера. 2/3 населения имеют доходы ниже прожиточного минимума. Среди малоимущих , прежде всего, безработные, инвалиды, многодетные, неблагополучные семьи. Для многих этих слоев и групп попрошайничество стало единственным средством элементарного выживания. Среди попрошаек во Владивостоке, имеющие  средний достаток для обеспечения своей жизнедеятельности – крайне редкое, или почти невозможное явление.
Таким образом, причиной расширения социальной базы попрошайничества стала безработица, массовое обнищание и расслоение слоев и групп населения в связи с недальновидной экономической политикой российского государства.
Экономическое развитие и поднятие экономического уровня в стране – единственно верное направление в социальной политике ,необходимое для сужения базы попрошайничества в дальнейшем.

2. География размещения попрошайничества во Владивостоке.  Центрами попрошайничества во Владивостоке являются места наибольшего скопления жителей, гостей города.
Как правило, внимание попрошаек привлекают продовольственные рынки.
На рынках появляется возможность получения дохода путем попрошайничества, подкормиться за счет отбросов товара, согреться в крытых зданиях.
Рынки на Посьетской, Цетральном, Луговой, Окатовой, Тихой, Спортивной, Второй Речке, Молодежной, Детском парке, на стадионе «Строитель», Некрасовской, Первой Речке – места наибольшего скопления попрошаек.
Кроме рынков, попрошайки облюбовали места своей «работы» в районе железнодорожного и морского вокзалов. Так как службы безопасности вокзалов следят за порядком в помещениях, то процесс попрошайничества происходит на переходах между вокзалами, у входа. Таким же привлекательным местом является автовокзал.
Попрошайки  выбирают места массового передвижения владивостокцев. Прежде всего, это переходы в районе Центральной площади, автобусная остановка «Семеновская», подземный переход в районе кинотеатра «Искра» через проспект Столетие Владивостоку. Теплым и доходным местом становится новый переход на площади Луговой. Там же привлекает их и виадук через железную дорогу от станции «Луговая» на ул. Шепеткова.
Уличные попрошайки предпочитают всем участкам улицу Светланскую от улицы Пограничной до остановки транспорта Лазо, нечетную сторону. Этот участок является наиболее людным в любое время дня. Также привлекает и участок улицы Алеутской, от Светланской до остановки транспорта «Семеновская». Также многолюдным и поэтому притягательным для попрошаек является переход от Главпочтамта к улице Посьетской, правая сторона улицы Русской, от автовокзала до проспекта Столетия Владивостоку.
В воскресенье и праздничные дни привлекательны места наибольшего скопления людей: Центральная площадь, паперти православных храмов, Спортивная гавань, парки Минного городка, Санаторной. В летнее время – пляжи в курортной зоне, в районе бухты Шамора, в районе бухты Горностай.
Таким образом, географическая дислокация показывает, что попрошайки города Владивостока предпочитают многолюдные места массового скопления горожан: продовольственные рынки, переходы, наиболее посещаемые центральные улицы города.

4.Формы  попрошайничества. В городе, в основном ,формы попрошайничества носят традиционный характер. На облюбованном месте располагается попрошайка. Рядом , на коленях или на груди прикрепляется мотивированное обоснование, почему просящий вынужден собирать подаяние: на рынке, на Некрасовской монах в рясе просит подать на строительство храма (но благословения батюшки у него не  было, да и угол он выбрал не самый светлый), на Луговском рынке бравый однорукий попрошайка просит подать на приобретение протеза, старенькие бабушки просто пишут: «Подайте Христа ради», детишки о больной мамке и т.д.   Рядом баночка для сбора мелочи или открытая ладонь. Часто привлекаются к помощи домашние животные. Сенбернар с печальным взглядом рядом с безруким хозяином вызывает не меньшее сострадание, чем сам хозяин, кошка в руках девочки на виадуке Луговой, маленькая безмолвная собачка в руках престарелой пенсионерки призваны помочь хозяйкам в сборе подаяния.
Однако, несмотря на то, что население Владивостока в сравнении с другими городами, наиболее трудоустроено, с каждым годом подают все меньше. Об этом говорят попрошайки с опытом, для которых этот бизнес стал единственным средством существования. Поэтому попрошайничество меняет свои формы и методы сбора подаяния, приспосабливаясь под тех, кто подает.
Во Владивостоке распространилось, условно называемое поквартирное попрошайничество. Из подъезда в подъезд кочуют попрошайки. Многие из них предпочитают подаяние в деньгах. Но немалая их часть согласны на хлеб, продукты, одежду. Зачастую поквартирные попрошайки делают попрошайничество семейным бизнесом: отец и дети или мать и дети, или только дети. В многодетных ,необеспеченных материально, семьях такой бизнес является дополнительным к основному заработку родителей. Такие попрошайки, как правило, не занимаются попрошайничеством постоянно, а делают это в те периоды, когда отсутствует элементарная возможность получения заработка по месту работы. Обыкновенно такие семьи обходят только тот район ,в котором проживают. Имеются такие страдальцы в районе Детского парка, бухты Тихой,улицы Нейбута.
Но есть и искусственно созданные «семьи». Маленькие дети вызывают большую жалость, поэтому взрослые попрошайки используют детей, зачастую чужих, для сбора подаяния.
В поквартирном попрошайничестве участвуют и сельские жители, приезжающие в город перед началом учебного года. Они готовы взять любую использованную вещь, чаще всего одежду и обувь.
«Светофорное» попрошайничество является довольно опасным бизнесом. Развито оно наиболее на Второй Речке, в центре города, пересечениях улиц Алеутской со Светланской, Фокина, Океанского проспекта с улицей имени Фокина, имени Комарова.
Этот бизнес процветает в часы пик, скопления транспорта. Участники «светофорного» попрошайничества – дети, которые бросаются к  водителям движущегося транспорта, не взирая на реально существующую опасность.
«Железнодорожное» попрошайничество лучше всего отнести к традиционному попрошайничеству. Традиции вагонного попрошайничества появились давно, особенно активным оно было в военные и послевоенные годы.
Традиции «вагонного»  попрошайничества возобновились в 90-е годы XX века. Из поездов дальнего следования оно распространилось на пригородные электрички.
Слепой нищий с малолетним поводырем, слепой нищий с гармошкой, девочки 13-14 лет с младшими братьями и сестренками, неухоженные старушки бродят по вагонам с просьбами о подаянии.
Наиболее распространенным во Владивостоке является «базарное» попрошайничество. Практически на всех рынках города существуют «братства» попрошаек: Второй и Первой речек, Центральном, на Спортивной, Окатовой, Луговой и других. В переходах между залами в крытых рынках, при входах на рынки располагаются попрошайки. Независимо от того, кто из них сколько может собрать средств, все они являются нищими. К нищему сосуществованию их привели разные причины, но в глубине каждой причины кроются экономические корни. Базарные попрошайки собирают милостыни больше, чем другие. На рынках, остановках транспорта появились «блуждающие» попрошайки. Они не сидят на одном месте, одеты небогато, но одежда чистая. Подходят к покупателям, потенциальным пассажирам и просят негромким, проникновенным голосом добавить недостающие 1-5 рубля до покупки хлеба, молока, лекарства, на проезд. В этой категории встречаются дети, молодые женщины и мужчины. В районах, которые находятся рядом с воинскими частями появились попрошайки- матросы срочной службы. Они, в большей части просят купить им сигарет или дать денег. Это явление не носит массового характера, но отдельные случаи имеют место. Также имеют место попрошайничество больных с отклонениями в психике с больницы на  ул. Шепеткова.
Особое место в составе попрошаек занимают таджикские цыгане (люлю). Эта категория попрошаек наиболее многочисленна. Если в зимний период их остается в городе не более 30, то в летний период город заполнен ими. Они участвуют почти во всех видах попрошайничества: традиционном, вагонном, поквартирном, семейном, светофорном. Эта категория хорошо организована, профессиональна, имеет организованную структуру.
 Таким образом, из 172 человек попрошаек , мужчин -51, женщин – 79, детей – 42, молодых людей до 20 лет – 23, из которых женщин – 13, мужчин – 10.
Есть во Владивостоке и такая форма попрошайничества, как «папертная». Она представляет собой попрошайничество возле церквей. Необходимо отметить, что особенно в праздничные церковные дни, возле храмов собираются попрошайки со всех районов города. Однако есть группа попрошаек старушек, инвалидов-прихожанок, которые занимаются сбором подаяния только на паперти «своих» храмов. Как правило, такие попрошайки пенсионного возраста, в основном, женщины. Часть своей выручки они жертвуют храму.
13 марта 2004г. в передаче НТВ «Домино» обсуждалась тема попрошайничества в Москве.
Среди разных форм попрошайничества была названа и такая, как переодевание малоизвестных актеров в одежды православных иноков и осуществляющие попрошайничества, якобы на нужды церкви. Присутствующим на этой передаче представителем Московской патриархии было дано разъяснение, что без соизволения и благословения старших, иноки не вправе заниматься этим промыслом. Выяснилось, что этот вид попрошайничества не что иное, как новый вид увеличения своих доходов попрошайками переодетыми попрошайками.
Во Владивостоке было замечено три инока, занимающихся таким промыслом, как правило, в малолюдных, не бросающихся в глаза, местах. При опросе они не смогли предъявить какие-либо разрешительные документы и пояснить, что имеют разрешение на этот промысел. Поэтому трудно сказать имеет ли место появление московской модели выбивания подаяния или действительно происходит сбор   средств на нужды церкви.
Во Владивостоке активны иногородние попрошайки, приехавшие из районов и других городов Приморского края. На день обследования «работали» во Владивостоке три подростка Чугуевского района, один из Партизанска, два из Красноармейского района. Это был зимний холодный день.
Видимо в более теплые, особенно летние дни, количество иногородних попрошаек значительно увеличивается.



Возрастной состав и пол попрошаек

1. Район Луговой: рынок, площадь, переходы
7-1516-20возраст
пол
21-35
36-50
50-старше
всего
женщины--
3
-
5
8
мужчины-2
2
3
-
7
9-дети
молодежь
-
-
-
9

2. Районы Первой и Второй Речек: рынки, светофоры, переходы, автовокзал
7-1516-20возраст
пол
21-35
36-50
50-старше
всего
женщины-6
5
4
10
25
мужчины-3
4
2
2
11
14-дети
молодежь
-
-
-
14

3. Районы железнодорожного, морского вокзалов, центр города
7-1516-20возраст
пол
21-35
36-50
50-старше
всего
женщины-4
3
4
9
19
мужчины-2
3
3
3
11
7-дети
молодежь
-
-
-
7


4. Район площади Окатовой
7-1516-20возраст
пол
21-35
36-50
50-старше
всего
женщины--
2
3
5
10
мужчины-1
2
2
4
9
5-дети
молодежь
-
-
-
5

5. Спортивная Гавань.
7-1516-20возраст
пол
21-35
36-50
50-старше
всего
женщины-3
4
2
8
17
мужчины-2
3
4
4
13
7-дети
молодежь
-
-
-
7

     Итого:       42       23      31       27           50          172

Исследование  попрошаек проводилось путем опроса. Поэтому необходимо отметить, что точность обследования относительна. Возраст, особенно у детей и пенсионеров путался. Кроме того, исследовались постоянные группы. Обычно происходит  миграция попрошаек по городу. Они кочуют из района в район: с района Луговой в центр и  наоборот, с площади Окатовой на рынок на Спортивной, Школьной и т.д.
На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что по возрастному составу  в городе преобладают женщины-пенсионеры, дети и подростки. Эти две группы свидетельствуют о том, что они  наименее обеспечены и нуждаются во внимании, как со стороны государства, так и со стороны благотворительных организаций.

5. Социальный статус попрошаек. Из  опрошенных попрошаек было выявлено всего :женщин – 67, мужчин – 41, детей и подростков – 42, молодежи – 23.
Из 67 женщин – 36 пенсионерок, из них 3 участницы Великой Отечественной войны. 30 безработных, из них 4 вернувшиеся из мест заключения, 10 лиц без определенного места жительства 18 – имеют на иждивении детей, 7 – инвалиды.
Из 51 мужчины – 5 одиноких пенсионеров, 28 инвалидов, 7 – инвалиды детства с психологическими отклонениями, 11 безработных, 6 имеют на иждивении больных жен, 26 – без определенного места жительства. Детей до 15 лет – 42. 19 из них занимаются  попрошайничеством вместе с матерью. Отцов или вообще нет, или инвалиды и алкоголики. Матери у 21 – пьющие, не способны занимаются обеспечением детей, 12 сказали, что матери работают. 28 из 42 – бродяжничают. 6 – вернулись из мест заключений. 23 молодых людей от 16 до 20 лет – 23 безработных, 11 – без определенного места жительства, все имеют родственников, никто не учится, кроме попрошайничества время от времени подрабатывают на рынках.
Таков социальный статус  попрошаек, среди которых проведено исследование.

6.  Попрошайки имеют нестандартное,  отклоняющееся поведение, называемое девиантным. Среди обследованных попрошаек из 172 человек – 21 имеют поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, у 134 – попрошайничество связано с проявлением различных форм социальной патологии. Формы проявления социальной патологии различны. Одна из них – наркомания и токсикомания. Так группа детей и и подростков, базирующая в районе площади Луговой – 7 мальчиков и 2 девочки страдают токсикоманией. Грязные руки и лица от нюхания клея выдают их сразу. В одном рукаве находится сосуд с клеевым раствором, поэтому правая рука у них всегда находится в рукаве. Из 42 детей, занимающихся попрошайничеством 21 – токсикоманы и наркоманы, 8 – употребляет алкоголь.
Алкогольная патология ведет к социально-нравственной деградации личности. Она является преобладающей возрастных групп с 21 до 50 лет. В этой группе 58 человек. Это самый трудоспособный возраст, но среди 58 – 25 мужчин и 28 женщин являются деградированными алкоголиками. Попрошайничество для них средства для получения алкоголя. Ими утрачен контроль за потреблением алкоголя и уже  становится все равно, что пить, с кем, где и сколько. В группе пенсионеров из 50 человек только 14 страдает алкоголизмом. Другой патологией в группах попрошаек является проституция. При социальном обследовании никто из попрошаек сам не признался в занятиях проституцией, но путем опроса других участников попрошайнических групп было установлено, что проституцией занимаются девочки и молодые женщины, которые расплачиваются с клиентом таким способом за полученный алкоголь    или наркотик. Деградированные женщины без постоянного места жительства, алкоголички вообще имеют беспорядочные половые связи.
Попрошайничество для этой группы является средством выживания. Всего было определено проституток в обследованных группах – 23 женщины и 3 мальчика до 15 лет.

7. Структура, организация, управление, взаимоотношения в среде попрошайничества. Как было уже отмечено, во Владивостоке попрошайничество не имеет системы и носит большей частью индивидуальный характер. При обследовании не было обнаружено организованного попрошайничества. Попрошайки постоянно мигрируют по разным районам города, не образуя устойчивой организации.
Однако существует группы локальные, с замкнутым сообществом на рынке Первой речки, подростковая группа на площади Луговой, в районе железнодорожного и морского вокзала и отдельно на автовокзале.
Как правило, попрошайничество в этих группах носит уже прикладной характер. Эти группы ведут уже полукриминальный и криминальный бизнес. Имеются старшие, вышедшие из тюремного заключения, которые забирают большую часть денежной милостыни, оставляя попрошайкам только милостыню в виде продуктов питания.
Более строгую  иерархию и организацию имеют таджикские цыгане.
Во время зимнего периода в городе остаются несколько десятков человек, которые занимаются  попрошайничеством для удовлетворения своих потребностей. Весной возвращается вся  группа, в которой уже существует строгая  иерархия, и «старший», как пояснили, оставшиеся цыгане, на плохо понятном русском языке. Вся добыча отбирается и делится между всеми участниками этого попрошайнического  сообщества. При этом имеются критерии, по которым происходит дележ: больше получает тот, кто больше собрал, кто не провинился (в чем проявляется неповиновение, осталось непонятным), у кого больше детей.
Старшему  достается больше, чем другим. Сколько, никто из соплеменников не знает. Определяют они, что старший оставляет себе больше по тому, как он и его семья одеваются, питаются и т.д. Но видимо в существовании этой системы кроется агрессивность таджикских попрошаек: преследования, дергания за одежду, озлобленность, оскорбления в адрес потенциальных  подающих .

8. Тенденции подачи милостыни попрошайкам. Расширение базы попрошайничества по географическому положению, количественному росту попрошаек свидетельствует о том, что попрошайки имеют доход, позволяющий им иметь определенный прожиточный минимум для своего выживания.
Владивосток – портовый город. В нем имеется категории моряков, рыбаков, получающих приличные деньги.
Поэтому эти категории в период прихода в родной порт не скупятся на подачу милостыни от 50 до 100 рублей. Примеров подачи милостыни в долларах из опрашиваемых никто не мог вспомнить. Да и 50 и 100-рублевые ассигнации являются редким явлением.
Больше в ходу десятирублевая купюра. Однако эта подачка в основном используется в качестве милостыни в предпраздничные дни на продовольственных рынках и в центре города.
Наиболее расходная монета –  два и пять рублей, разменные копейки.
По половому признаку чаще всего подают женщины предпенсионного  и пенсионного возраста.
Мужчины – редкое явление в подаче милостыни.
Но если с мужчиной находятся дети, то он ссудит их, чтобы  они могли дать милостыню.
При наблюдении за процессом подаяния выяснилось, что подается милостыня в среднем один раз в час, в праздничные и предпраздничные дни 1 раз в полчаса. Ходовая подачка – деньги в 1, 2, 5 рублей, кроме этого дается угощение в виде фруктов, булочек, конфет.
Участие в подаянии принимают разновозрастные категории. Из 20 человек, подавших милостыни были: 6 детей с родителями, 3 мужчин среднего возраста (от 35 до 45 лет), 11 женщин – 2 молодые, 6 пенсионного возраста и 3 среднего возраста.
Таким образом, рассмотрев попрошайничество, существующее во Владивостоке, можно его квалифицировать как индивидуальное, за исключением 2-3 замкнутых групп и попрошайничества таджикских цыган.
Целями  попрошайничества является или добавка к маленькому бюджету, а чаще всего для обеспечения минимального материального уровня  обеспечения жизни.
В городе существует несколько форм и видов этого явления.
Попрошайничеством в основном занимаются люди люмпен-маргинального  слоя общества. Очень высок процент участия в этом процессе детей  подростков и пенсионеров преклонного возраста.
Попрошайничество свидетельствует о слабом экономическом состоянии общества в городе.

Заключение.
Таким образом, рассмотрев процесс попрошайничества в обществе, можно сказать, что феномен его проявляется через жизненный опыт путем чувственного познания. Причины его появления кроются в экономическом, материальном состоянии общества. Попрошайничество является паразитирующим явлением, не участвующим в производстве , но пользующимся достижениями производительных сил и общественного развития.
Попрошайничество стоит на самой низшей ступени существующего общества, относится к люмпен-маргинальному слою, паразитируя на обществе.
Во Владивостоке существуют различные группы и формы попрошайничества, не имеющие  единой городской структуры, за исключением небольших замкнутых группок и таджикских цыган.
База попрошайничества постоянно расширяется за счет необеспеченных слоев общества: пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, семьей с девиантным поведением и пр.
Для сокращения базы попрошайничества необходимы государственные меры по повышению экономического уровня жизнедеятельности населения: прежде всего развитие производственной базы, поднятие  промышленных и сельскохозяйственных мощностей и только при общем подъеме производства появится возможность сократить люмпен-маргинальный слой населения и, следовательно, попрошайничества.
Кроме подъема промышленности и сельского хозяйства, необходимы усилия государства, направленные на регулирование семейный отношений, борьбу с безработицей, совершенствование рынка труда, на защиту детства (существующая система защиты детства в советское время была разрушена до основания), защиту и поддержку женщин, заботу об инвалидах, ветеранах, пенсионерах, вести борьбу с бездомностью и безнадзорностью, окружить вниманием молодежь, обратив внимание существующим этническим группам, решать проблемы мигрантов, разработать систему профилактической работы с группами девиантного поведения.
Все эти направления в социальной работе требует вложения немалых средств и создания системы социальной поддержки всех этих групп. Локальные, кампанейские мероприятия, требующие также немалого вложения средств, не могут привести к положительным результатам из-за отсутствия системы в этой работе в комплексе общегосударственных задач.
Естественно, их одновременно, в один день невозможно решить. Только при постановке локальных задач и их решения можно постепенно вывести страну из социального кризиса. Например, на четыре года президентского срока можно поставить задачи: 2004 год – разрешение семейных проблем и проблем  пенсионеров через выделение необходимых средств и их вложения в комплекс мероприятий по этому вопросу. Добиться выполнения намеченного и только после этого двигаться дальше. 2005 год – решение проблем инвалидов, 2006 – решение проблем детей, 2007 – проблем многодетных семей и т.д.
Только целенаправленная и системная деятельность в социальной защите населения поможет решить проблемы низших слоев населения, в том числе, сократить разрастающуюся с каждым годом базу попрошайничества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Антонян Ю.М. Преступность и психические аномалии. М.: Наука, 1987г.
2.Балабанова Е.С. Социально-экономическая зависимость и социальный паразитизм: стратегия «негативной адаптации». Социс. 1999г., №4
3.Братусь Б.С. Аномалия личности. М.: Мысль, 1988г.
4.Денисова В. Имя у них одно – беспризорники. «народное вече». 27 февраля 2004г.
5.Данин С. Дети подземелья. «Дальневосточные ведомости». 27 марта 2002г.
6.Гладких М. Бомжами становятся с детства. «Владивосток». 18 марта 1998г.
7.Лафарг П. Христианская благотворительность. Одесса: Дило, 1995г.
8.Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. М.: СТИ, 1998г.
9.Новикова О. Человеки подземелья. «Владивосток», 1 марта 2001г.
10.Нагорная Г. Никому не нужная жизнь. «Владивосток». 26 марта 2002г.
11.Российское законодательство X – XX вв. М.: Юридическая литература. 1984-1987г.
12.Пак О. Кто вы господа нищие? «Приморские вести». 11 апреля 1999г.
13.Холостова Е.И. генезис социальной работы в России М.: ИСР АРСС, 1995г.
14.Черновой О. Найти и обезвредить. Дальневосточные ведомости. 3-10 апреля, 1-8 мая 2002г.