Brainpower. Заряжай Мозги!

Николай Коршунов
Если тебе когда-нибудь случалось быть действительно Важной Шишкой, значит, Hart/Hard Nike ID Pack – определенно твой выбор. Поскольку в природе таковых существует всего двенадцать пар, мы сильно сомневаемся касательно того, окажутся ли эти зачетные сникеры на ногах кого-нибудь из наших знакомых хотя бы в обозримом будущем. Зато мы, кажется, выбрали нужного человека для того, чтобы поинтересоваться, как ему удалось нарулить такой эксклюзив. Мы чудно поболтали, узнали много нового о датской хип-хоповой тусовке. Заодно Brainpower не упустил возможность похвастаться своими полезными знакомствами в сникер-шопе Patta. Этот человек любит поговорить (почти так же, как любит нюхать свои сникеры), и когда он делает это, люди встают и слушают. Читайте дальше, чтобы узнать, почему!

Превед, Brainpower! Может, расскажешь нам о том, кто ты, откуда ты, и как ты дошел до жизни на хип-хоповой сцене?

Дароф! Прежде всего хочу сказать, что я тащусь от Sneaker Freaker! Теперь давайте я немного вас загружу. Я начал рифмовать в восемьдесят шестом, пародируя Run DMC, Kool Moe Dee и LL Cool J. В восемьдесят восьмом я написал свою первую песню. С тех пор мне пришлось пройти долгий и трудный путь, которого бы я ни за что не прошел, если бы не слушал того маленького голоса, который живет в каждом из нас. В результате я стал крутым и боевым рэпером, победившим в батлах многих MC’s. Ты мог бы позвонить мне ночью и обязательно застал бы меня за размышлениями, как бы мне лучше уделать очередного MC. В странах Бенилюкса сегодня в порядке вещей, что рэп играет повсюду. Но когда я только начинал, все было не так, далеко не так. Рэп-культура существовала в гораздо меньшем объеме. Мне кажется, что я, наравне с другими, тоже приложил свои усилия к тому, чтобы изменить такое положение дел. Но по части музыки и искусства я, в хорошем смысле, всеяден. Начиная с самого андеграундного рэпера и заканчивая мэйнстримовыми поп-певцами, от глубочайшего регги до самого интригующего джаза, от живописи до культовых киноактеров. Все это очень вдохновляет меня, когда я пишу. Многое еще зависит от того, как ты относишься к работе. Если ты хочешь добиться чего-то путного, ты должен вкалывать, особенно, если ты музыкант. Когда ты серьезно относишься к работе, работа серьезно относится к тебе. Я понимаю, что сказать все это легче, чем сделать, музыкальная индустрия – это реально сумасшедший дом. Но я верю, что мне помогло всего добиться мое творческое чутье, упорный труд и безумная любовь к музыке и хип-хоп-культуре.

Ты делал ремиксы для Nas и Beasty Boys, выступал с RZA, Jean Grae и Kool Keith. Тебе понравилось с ними сотрудничать? Чем это отличается от взаимодействия с модными лейблами или сникер-компаниями?

Ну, конечно, людей и вещи нельзя сравнивать, за одним исключением. И в том, и в другом случае ты стремишься к правильному сочетанию. Ты можешь о чем-то думать, но черт его знает, будет ли это работать на практике… Секрет успеха в том, что я воплощаю в жизнь свои проекты с тошнотворной дотошностью перфекциониста – надо просто знать, что именно нужно получить на выходе… и еще это связано с креативностью. Множество тру-сникерфэнов знают, что, например, Тинкер Хэтфилд зависал в Париже, увидел Центр Помпиду и использовал мотивы его архитектуры в модели Air Max 87. Сначала думать, потом делать, вот мое правило. Придумывать странные ассоциации, о которых и не мечтал никто до тебя, и заставлять их работать вместе. Ну, и, конечно, нужно иметь некоторое образование по части того, чем ты занимаешься, будь ты DJ, MC, певец или модельер. Но такое понимание проблемы требует длительной работы над собой.

Твой новый альбом выходит четырнадцатого апреля. В ознаменование этой славной даты ты отправился в лабораторию Nike ID, чтобы сотворить двенадцать пар своих именных сникеров Brain Power. Ты мог бы поделиться деталями творения? Что за материалы были использованы, как подобраны цвета, какое отношение все это имеет к новому альбому, и что вообще значит для тебя эта пара обуви?

У меня выходят сразу два альбома одновременно – мои четвертая и пятая студийные работы, оформленные как бокс-сет. Найк Холланд подарил мне возможность создать двенадцать пар Air Max 1 и двенадцать пар Air Max 90 в качестве символа уважения ко мне. Я выбрал AM1, это означает «Hard», что и по-английски, и по-датски означает «жесткий, тяжелый», и АМ90, они называются «Hart», с датского это переводится как «сердце» – в соответствии с названиями каждой из пластинок. В одном альбоме много эмоций, много инструментальных частей. Другая пластинка решена в более традиционном хип-хоповом ключе. Я всегда стараюсь дать людям немного больше того, на что они могут рассчитывать. Это подарок Найка Холланда еще и потому, что я выстроил очень хорошие отношения с брэндом в течение многих лет. Я сделал их с помощью сайта NikeID.com! Я залез туда и сделал сникеры, которые должны реально переклинить людей, чтобы они сказали: «Ни фига себе! Это еще что за муйня?» В упаковке со сникерами можно будет найти подарочную майку, тоже выпущенную ограниченным тиражом, и это реальный эксклюзив! Ну и еще там будут стикеры и мой новый двойной альбом. Я хотел попробовать создать нечто одновременно классическое и насыщенное цветом, используя феномен ID.com. Специально для угорелых сникерфэнов, которые, похоже, уже перекормлены моделями по типу «сколько-еще-цветов-я-смогу-впихнуть-в-этот-дизайн». И время показало, что я был прав и придумал реальную бомбу! Красные АМ90 просто вынесли народу мозги! Мои ребята из Patta в них просто влюбились. И, по правде говоря… может быть, это прозвучит самонадеянно, но если твои шмотки тебя не устраивают, ты можешь круто обломаться. Масса народу вообще не врубаются, что ты можешь сделать такую штуку просто с помощью сайта. Ко мне приходит до сих пор чертова куча писем, в которых люди спрашивают, где можно выцепить этот набор. Так что я, похоже, создал ситуацию, в которой люди даже не въехали, что это и как это было сделано, хотя, конечно, производство двадцати четырех пар одной и той же обуви – это далеко не самый обычный заказ для Nike ID. И я реально приложил массу мыслительных усилий к тому, чтобы придумать этот дизайн. В то же самое время мне хочется большего. Понимаешь, сделать нечто большее, чем привычные тебе вещи. Но даже то, что у меня есть сейчас – это уже отличный старт! Масса музыкантов повсюду мечтают сотрудничать с Nike, наподобие того, что я недавно сделал. И это не всегда просто на корпоративном уровне. Прямо скажем, это сложно, особенно если ты из такой маленькой страны, как Голландия. Но отсутствие жирных возможностей делает меня злее и креативнее, заставляет совершать позитивные телодвижения.

Ты уже знаешь, кто будет носить эти сникеры? Их не будут продавать ритейлеры, каким же образом ты собираешься их распространять?

Черт, а это непросто – решить, кто получит этот набор. Наверное, близкие друзья и родственники. Может быть, и продадим один комплект. Это будет реально оторванная крутая коллекционная шняга, ха-ха! Кроме шуток, они не для продажи. Конечно, кто-то из тех, кто получит этот набор, вполне может его загнать, и ничего с этим сделать нельзя. Но, еще раз скажу, я не собираюсь нигде их продавать. И если кто-то ими обзаведется, что ж, он сделает действительно клевое приобретение!

Тебе помогал кто-нибудь в работе над их дизайном? Или же это твое сольное творчество?

Это было мое одиночное плавание. Дизайн сникеров, и АМ1, и АМ90, дизайн маек, бокс-сет из двух альбомов, стикеры и упаковка – все это целиком и полностью моя идея.

Логотип Hart/Hard вдохновлен «Звездными Войнами», ты же их большой фанат, верно? Как это связано со сникерами и новым альбомом?

На обложке альбома ты увидишь такую же примерно графику. Мне всегда хотелось сделать нечто подобное с таким шрифтом. Майки сочетаются с обувью, обувь сочетается с альбомом. Ты сможешь носить сникеры, одевать майку, слушать альбомы одновременно, и выглядеть при этом свежим на сто десять процентов!

Как началось твое сотрудничество с Patta?

Один из владельцев, Эдсон – мой хороший друг, и у нас было столько общего за последние пятнадцать лет! Я был ди-джеем и МС, он тоже увлекался ди-джеингом и рифмовал, и тогда, и сейчас. Мы вместе крутили пластинки в самых различных местах, не исключая легендарной датской хип-хоповой точки в кафе De Duivel. Позднее я сосредоточился на хип-хопе, он ушел в ди-джейство, и до сих пор остается самым оторванным из наших DJ. Я люблю этого чувака до смерти. Я поддерживаю приятельские отношения с Ги и Ли. Мы все тусили вместе еще до того, как решили замутить магазин сникеров. И Patta, и я – мы все произошли от одного и того же корня, в нас играет одна и та же музыка. Хип-хоп сделал много для того, чтобы мы стали такими, какие мы есть сегодня.

Насколько далеко ты зашел в своем увлечении коллекционированием сникеров? Ты говорил, что часть твоей коллекции выставлена в Patta. Есть ли у тебя любимые сникеры, и намерен ли ты когда-нибудь завязать с этим?

Должен сказать, что все у меня серьезно. Конечно, я знаю перцев, которые ушли в это с головой настолько, что мне до них как до Китая, но у меня с этим тоже все окей. Сникеры для меня – почти фетиш, может быть, это звучит несколько странно, но я действительно нюхаю каждую пару сникеров перед тем, как их купить и надеть. Я стараюсь постоянно быть в курсе, что, когда и где происходит и продается. Мои любимчики в коллекции – Piet Parra Amsterdam Air Max 1, Air Jordan III, и эксклюзивная пара выпущенных в две тысячи третьем году в Париже Air Max 90 цвета «blue jeans». У меня слишком много моделей AF 1, чтобы сказать, какие из них я люблю особенно, но я должен упомянуть уникальные AF 1 Supreme, которые я ухватил в прошлом году в Амстердаме на Air Force One Lounge. Они сделаны из кожи белой игуаны, страуса и кенгуру, и на них есть золотая пластинка с названием модели. Еще, разумеется, Homegrowns – я как раз записывал свою пластинку, когда они вышли. Случайно я раскопал пару Air Force V, они продавались вместе с буклетом про коллекцию девяностого года, и практически новую пару Air Jordan VII, они серо-бордовые. Вообще, мне самому сложно решить, насколько для меня все это серьезно. Я обожаю эксклюзивные модели, но найти пару раритетных шузов за шестьдесят баксов в магазинном стоке – нереальный сценарий. Меня пригласили на конференцию Nike в Барселоне прошлым летом, чтобы я рассказал о своей любви к сникерам. Для меня нормально, когда я опаздываю на самолет в Амстердам, потому что где-то в Штатах я чертовски долго искал нужную мне пару. Кстати, сегодня я купил в Patta Zhu Air Max 1 восемьдесят четвертого года! И еще, часть моей коллекции сейчас уже там не выставляется. Она экспонировалась на Nike Air Force One Lounge в Амстердаме в марте прошлого года, но там были только AF1. Еще там были выставлены лучшие сникеры из коллекций Эдсона, Ги и Ли. Это чудесное чувство – видеть все эти драгоценности в витринах музея! А так вся моя чумовейшая коллекция размещена у меня в кабинете.

Ты сейчас отлично востребован в Европе, получил премию MTV Europe в номинации «лучший исполнитель», твое фото появилось даже на банках с кока-колой! Хотя сотрудничество с брэндами для тебя не в новинку… Итак, когда ты собираешься осчастливить своей музыкой весь оставшийся мир?
 
Ха-ха, спасибо! Правда, это справедливо в основном для Голландии и Бельгии. Я недавно выступал во Франции, Польше, Германии и на датских Карибах, в Арубе, в Кюрасао. Несколько лет подряд я работал над международным альбомом. В него войдут композиции нью-йоркского дуэта Sid Roams, который состоит из ветеранов европейского хип-хопа Oh Jay и Big Boi из Outkast. Также там будут присутствовать еще несколько интересных команд, таких, как LadyBug, Digable Planets и Ultramagnetic MC’s Ced Gee & Kool Keith.

Как ты оцениваешь состояние хип-хоповой и уличной моды в две тысячи восьмом? Тебе не кажется, что и хип-хоп умер, и street wear тоже начинает постепенно угасать?

Мое мнение по части хип-хопа – круг замыкается. За последние двадцать лет он стал глобальным, еще пятнадцать лет ушло на то, чтобы он стал локальным и разобщенным. Немецкий рэп, французский рэп, японский рэп, датский рэп, и так далее, и так далее. Это, конечно, очень хорошо! Но сегодня многие из локальных рэперов вдохновляются творчеством тех, кто сделал рэп всемирным явлением. Мы пришли к тому, с чего начали, но сделали это с открытым сердцем, более искренне и непредубежденно. Опять же, если посмотреть с другой стороны… Я имею в виду, что если у тебя меньше возможностей здесь, в европейском бизнесе, это заставляет тебя шевелить задницей более интенсивно, даже если твои работы и не дотянут до уровня американских релизов. Ты остаешься в тонусе, у тебя нет времени лениться, и это отражается на креативе, если ты, конечно, настоящий музыкант. Так что твоя музыка становится лучше и лучше все время, и я думаю, что в ближайшем будущем нас ждут все более качественные песни. Эра лейблов, выпускающих альбомы-бестселлеры исполнителей с одним хитом, завершилась. Что касается уличной моды, то с ней происходит та же история. Я не специалист по части моды, – пока еще не специалист! – но я не думаю, что уличные тренды умирают, они просто меняются. Масса брэндов похожи по этой части на рэперов. Один успешный брэнд делает отпадную вещь, остальные ее копируют. Посмотри, какие принты появлялись на балахонах за последние два года или около того. Хип-хоп всегда был ни с чем не сравнимой силой, которая может сделать что-то из ничего. Каждый раз, когда хип-хоп смешивается с чем бы то ни было, рождается что-то новое.

Нам тут насплетничали, что Brainpower скоро выпустит англоязычную пластинку…

Точно! Ждите его выхода в Амстердаме в конце этого года или в начале следующего.

Для того, чтобы быть успешным артистом, тебе приходится пересекать множество музыкальных границ и смешивать огромное количество стилей. Это действительно необходимо сегодня?

Да, я так думаю. Надо стремиться быть долговечным. С наступлением цифровой революции очень важно оставаться креативным, слушать и писать качественную музыку, нарушать установленные традиции и быть скромным. Это моя программа действий за последние десять лет. И сегодня я еще более вдохновлен, чем раньше. Дух сильнее плоти.

Чего нам еще ждать от Brainpower?

Сейчас я в турне по Голландии. Я снял три новых видео, одно из них уже запущено в ротацию. Другие два выйдут в этом году, но чуть позднее. Так получилось, что я подался в актеры. Я озвучиваю главного героя в одном мультфильме. Затем я планирую завершить мой международный альбом. Ну и еще я постоянно думаю, что бы еще такого сделать нового, и как еще подхлестнуть свою креативность. И еще… как бы это сказать… короче… Nike: дайте мне сделать розничный релиз! Я точно знаю, это будет бомба, ха-ха-ха!
Спасибо, что сделали меня частью своего выдающегося журнала, сайта, книги и движухи!

Тебе спасибо, Brainpower!
 
www.myspace.com/mcbrainpower

Журнал "Хулиган", май 2008. Syndication "Sneaker Freaker".