Метаморфоза

Ванин Про
« М Е Т А М О Р Ф О З А » (притчи)

Укажут вехи на дорогу –
Учись, люби, прощай, верши.
Считай преграды за уроки
Для воспитания души.

                ГЛАВА 1

      Туристка замечталась у костра. По-над рекой туман проснулся. Зыбкой, непроявленной казалась даль сродни подсказкам накануне сплава. В городе к Елене привязался вирус да и с клещевой прививкой опоздала. Буднично не замечала: что весомо, что случайно... Спустился юный ветер перемен – и встрепенулось пламя, и резво отклонилась златовласка. Озарила бабушкина притча об опасности.
      Домой в размышлениях брёл ученик. Но вдруг на дороге возникла тревога: и топот, и крики «Слона сторонись!» Прохожие смылись от бешеной силы. Однако в поклоне застыл тугодум: «Одухотворённых не надо бояться. Судьбы избежать никому не дано.» Промчалась куда-то «индийская буря», играючи сбив непутёвого с ног. Поспела на выручку умная дева – уместно водой облила молодца. Очнулся зубрила и вспомнил уроки: «Наставник учил, что творец вездесущ и нужно почтительным быть постоянно.» Ему озорница открыла глаза: «Наверно, по замыслу шумно спешили и слон, и погонщик навстречу судьбе. Зачем не послушался предупреждений?»

                ГЛАВА 2
               
      Прилетела бабочка на свет и начала кружить опасно. Мечтательницу же тяготили будни - вдруг захотелось побывать гусеницей, чтобы научиться летать и воплотиться в яркую беззаботную бабочку. В своих мечтах она заходила всё дальше и в какой-то миг осознала, что ей в людском мире не хватает чуда преображения. Проваливаясь в сладкий мир грёз, она уже видела себя среди подружек-гусениц, ритмично жующих зелень.
     Важная пушистая гусеница следила за тем, чтобы в общине уважали старые обычаи. «Говорят, – произнесла Важная, искоса глянув на Новенькую, – что существует Дух леса, который всем гусеницам дарует что-то новое и чудесное. Я решила встретиться с ним, а потом рассказать вам, чего от нас ждут».
     Когда все соплеменницы расползлись, она громко позвала лесного Духа. Тот спустился к ней, но гусеница не могла его увидеть, так как никогда не покидала своего уютного обиталища из листьев. «Я здесь. Ты сможешь увидеть меня, если поднимешься чуть выше», –  приветствовал лесной Дух. «Нет, спасибо. Сейчас не могу,  – сказала она, поедая очередной лист. – Расскажи мне о чуде, которое может произойти только с гусеницами». «Вы, гусеницы, заслужили этот дар тем, что стремитесь сохранить священные устои леса. Теперь ты сама можешь превратиться в крылатое существо. Ты научишься летать и любить!»  – объяснил Дух. «Летающие гусеницы? – в задумчивости протянула Важная. – Это невероятно! Если это правда, то покажи мне их». «Поднимись сама повыше и увидишь их, сверкающих в лучах солнца», –  ответил Дух леса. «В лучах солнца! – воскликнула гусеница. – Если ты и вправду лесной Дух, то должен знать, что жар солнца губителен для нас. Мы всегда живём в тени... А что такое любовь?». «Когда ты превратишься в бабочку, солнце сделает тебя красивее, – терпеливо сказал Дух. – Ты уже не будешь жить по-старому, ползая по земле, а будешь летать. Любовь это новое чувство - не объяснить словами!» «Нет, – отвечала гусеница, – Я не могу подниматься, не зная куда, чтобы поглазеть неизвестно на что. Это опасно и глупо ради непонятной любви! К тому же мне нужно постоянно есть. – На миг она умолкла... – А каким же образом можно так перевоплотиться?» Дух леса объяснил, что надо целиком отдаться этим переменам, что придется пробыть в темноте и безмолвии кокона без пищи и без движения достаточно долго, чтобы свершилось чудо голодания. Гусеница слушала, не перебивая, если не считать постоянного чавканья. «А мы должны будем сделать это всё сами? Разве великий Дух леса не умеет колдовать? – спросила Важная. – Например, Дух земли всегда делает главную работу, а мы только следуем его указаниям... Твоё чудо мне кажется подозрительным. Каждая гусеница знает, что нужно постоянно есть, чтобы выжить». Гусеница повернулась в поисках очередного листа и уползла прочь.
     На следующий день Важная собрала всех гусениц. «Дух леса это злой дух! – начала она с жаром проповедовать, глядя прямо в глаза Новенькой. – Он хочет хитростью заманить нас в тёмное место, где мы все погибнем. Он думает, будто мы поверим, что можно превратиться в летающих гусениц, если на несколько месяцев перестанем есть!» За этим последовал взрыв хохота. «Ни один добрый Дух не скажет, чтобы такие божественные метаморфозы делали мы сами!» – заключила она.
     Все одобрительно зашумели, прославляя свою Важную гусеницу за то, что спасла их от верной гибели... Все, кроме Новенькой. Она давно была готова к чуду любви и не понаслышке знала о радости свободного полёта. Её не смогут остановить ни частокол привычек, ни окаменевшие заповеди, потому что она победила страх перед грядущими переменами!

                ГЛАВА 3

     Тепло всегда сближает – бабочка с девушкой попали в унисон созвучных дум. Бабочка представляла себя в образе молодой соседки, мечтающей у лесного костра. Вот у кого огромные возможности для счастья. Она сама может дарить новую жизнь. А сколько в её душе пламенности для творчества! Бабочка с восторгом новичка погружалась в девичий мир предыдущих дней.
     Накануне отъезда, она ощущала, как город всё больше и туже пеленал её в кирпичный кокон. Всё реже долетали до неё мелодии певчих птиц и ароматы цветущего лета. Но что-то тянуло к громаде вокзала, к тени немой отправного столба и она рванулась на волю. В поход – как в окна бросаются вёсны, как в ночь срываются звёзды...
     Вырвавшись из будничной колеи, она попала на иную, чудную планету. Здесь пленительные ночи и пьянящая свобода от рассвета до зари. Здесь радует каждая травинка и букашка. Тут она впервые осознала, что людей и богов связывает мир природы, в котором они живут. Здесь божественно высокие горы были так близки – рукою подать. Почему именно гора считалась обителью богов? Может потому, что гора всегда олицетворяла вечность любви, устойчивость веры и трамплин надежды? Или из-за ведического поклонения огненному вулкану? Или оттого, что с вершины лучше видно, как незначительно всё оставленное внизу и как важно всё принесённое в сердце наверх!? Здесь ей раскрылась тайна горного серпантина: каждый круг в неведомую высь даёт человеку опыт духовного развития, причём пересечение кругов для ускоренного восхождения опасно для жизни...
     Попав в этот природный рай, где поют оркестры невидимок и ясным звёздам нет числа, она почувствовала полную умиротворённость, как в храме. Здесь мы свободны и равны, по будням нет тревог и лени. Наверно здесь рождается время. Хотелось сбросить одежду перед солнцем, которое вязало золотистыми спицами летнее настроение. Через кожу тепло и ласка впитываются вмиг!
     Остальные соратники были более сдержанны в чувствах по сравнению с Новенькой. Привычка охладила пыл. Они знали, что за безграничным горизонтом их ждут испытания. Всё ещё впереди.

                ГЛАВА 4

     Впереди была река: неторопливая и непокорная, гневливая и величавая. Движения мутных волн её были полны могучей простоты. Река бросала людям вызов, в очередной раз пытаясь достучаться до сердец: наша жизнь – игра. Но эта игра была неравноправной. Как известно, длина электромагнитной волны человека равна сажени, а вот река вольна изменять длину и амплитуду своих волн. Река словно предупреждала: «На высоте ваш звёздный час, а мой – на глубине! Волнения ещё не раз напомнят обо мне».
     Новенькая попала в напарники к добродушному немногословному капитану. Им на двоих достались: одна палатка, одна байдарка и одна декада спуска по реке. Она подметила, что тёмно-зелёный цвет лодки символизирует возрождение и вселяет мужество. Страха у неё не было, а жизненные трудности встречала фразой:  «Дайте спокойно умереть!», созвучной с бабушкиной: «На всё воля божья!» Именно эта готовность потерять самое главное человеческое – жизнь - сохраняя любовь к миру, и спасет её не раз.
     Всё случилось внезапно, как усталость от битв, в один из речных переходов. Байдарка попала в «чёртов» котёл. Волна накрыла, как любовь, ошарашив холодом до глухоты и онемения. Нещадность глубины сжимала тела, сердца захлёбывались в крик. Они ловили течение, но ощущали нарастающее притяжение земли. Неужели боги забыли про них?
     Остальные стояли на берегу, загипнотизированные происходящим. Воронка насмешливо поглотила лодку и двоих товарищей. Для них неповторимый мир, наполненный буднями и праздниками, неожиданно оборвался, оставляя лишь бурлящий водоворот пузырей. Словно камнем ко дну! А камни тонут все.
     Все, кроме пемзы. Река игриво вытолкнула мужественных пловцов, соглашаясь на ничью, чтобы юным оставить любовные игры. Позже Новенькая осознала, что вода заново окрестила тело и душу, смыла фатализм. А сейчас, переодевшись, она грелась у костра и мысленно общалась с рекой:
     – Почему ты подарила мне второе рождение?
     – Ты морская, а значит родная! Взахлёб, словно рыба, икришься стихами, сроднилась с тельняшкой, бездонны твои голубые глаза. В них отразилась вся моя полноводная красота. Даже людям симпатичны больше те, у кого черты лица похожи на их собственные.
     Её переполняло чувство возрождения, но языком слов было не поднять и выдохнуть было нечем. Лишь мысли бродили словно вино: «Здесь рок бурлит не меньше страсти, и тянет вглубь водоворот. Здесь мы – в природной вечной власти, лишь загляни за поворот».

                ГЛАВА 5

     Сегодня Новенькая услышала первую похвалу от своего капитана: «Ты умница! Не струсила». Это напомнило ей отца, не слишком щедрого на ласковые слова. А ведь слова это живые иероглифы вещей, несущие их сокровенный смысл. Конечно, бывает, что люди, увлёкшись пустословием, забывают о языке сердца. Но это не относится к искренним и добрым словам. Невысказанность же рождает непонимание.
     Она сама, заболев накануне отъезда, не смогла объясниться с капитаном, боясь обидеть отказом идти в поход. Сейчас, узнав его ближе, она подумала, что он бы понял её тогда и поддержал. Обида – ничто по сравнению с муками его души, утони она в реке... Она прислушалась к разговорам у мудрого костра.
     Мы не помним нашего рождения в материнских муках. Но иногда судьба испытывает нас подобным – прикосновением к смерти. Не рвётся солнечная нить, чтоб вечность жизни ощутить, неповторимость и радость каждого утра. Видимо, пора заменить «Мemento mori» (помни о смерти) на более глубокое «Мemento vivere» (помни о жизни после смерти).
     Человек при рождении нежен и слаб, а в зрелости твёрд и крепок, ибо ничто не закаляет его дух и тело так, как преодоление трудностей. Когда архитектор хочет укрепить обветшалую арку,  он увеличивает лежащий на ней груз, чтобы части прочнее соединились друг с другом.
     Притчи давали ответы на давно мучившие её вопросы: «Почему мне нужно отступать перед трудностями? Почему бог любви позволяет боли и несчастьям приходить в мою жизнь? Если это наказание, то за что? Судьба всевластна или нет?» Человек должен гармонично развивать и душу, и тело, не рискуя безумно. Он может, когда нужно, быть подобен гибкой лозе или текучей воде, читая книгу судьбы по вехам. А может стоять на защите гранитной стеной. Он свободен в выборе пути, и всегда должен быть готов измениться для прохождения испытаний. Как магнит влияет на ориентацию других, так и наше новое сознание может изменить окружающий мир. Ибо нет греха и наказаний, а есть лишь ошибки и их последствия. Уроки судьбы намечаются заранее, но то, как ты их пройдешь на Земле, зависит только от тебя. Ведь ни один гороскоп не властен над душой и разумом человека!
     В другой день костёр пламенел от очередной притчи: «Сон. По песку идут бог и человек, а в небе проходят сцены из жизни человека. После каждой из них на песке остаются два следа. После вспышки последней сцены, человек оглянулся – во многих местах было по одному следу.
      – Боже, ты обещал всегда сопровождать меня, но оставлял в самые трудные дни, когда я больше всего в тебе нуждался!
      – Я люблю тебя, как сына своего, и никогда не покидал. А во времена испытаний я нёс тебя на руках».

                ГЛАВА 6

     Эти речи у костра напомнили Новенькой того, кто остался в предыдущей жизни – в городе. Он был мудрым учителем и поэтичным учеником одновременно. Они переписывались стихами! Главное, он был вдохновляющим и непредсказуемым, как её сны, в которые он являлся. Почему любовь приходит ко всем по-разному, когда её совсем не ждёшь? А к кому-то не приходит никогда? Может потому, что слишком непохожи люди и различна их готовность к испытанию острыми гранями любви? Может зарождение чувств подобно возникновению стихов из накопившейся тишины? Только души постепенно наполняются светом-запахом-звуком и в сокровенный момент происходит взрыв дарения! Тогда в одном миге настоящего воплощены и прошлое, и будущее – и часы летят, как минуты. Когда же ты ждёшь или тоскуешь – минуты растянуты в часы. Каприз времени!
     В её душе часто зрели тайные стихи, подспудно пульсом заряжаясь. Однажды она решилась опубликовать их на поэтическом сайте, но в ответ получила лишь усмешки. Пустобрехи растащили по строчкам творения, чтобы бездушно судить каждый вздох. Она сначала обиделась, но потом осознала, что непризнание – не беда, а свобода. Ибо поэт должен поднимать читающих до своего уровня мировосприятия, врачуя их души. Непонимание, препоны делают автора сильнее до тех пор, пока подобно воде, прорывающей плотину, он не станет признанным творцом!

                ГЛАВА 7

     Здесь, в походе, Новенькая тоже иногда чувствовала непонимание – со стороны Главного. А может, то была осторожность, привыкание к новому члену отряда? Многие уважали его за опыт и решительность, а девчата были даже очарованы им. Главный был беспристрастен к Новенькой, как будто боялся раскрыть свою душу. Зато и давал относительную свободу. Ей тоже не хотелось нарушать размолвку вопросами, ибо для того, чтобы верить в свою стезю, нет нужды доказывать неверность чужого пути. Ещё бабушка учила: «Возлюби ближнего своего!» Как слабый ручеёк обретает силы от встреч с другими реками, так и Человек чему-то учится у других и чему-то учит сам. Встреченные люди предстают перед нами такими, какими мы их заслужили! Уже в середине перехода Главный, узнав о том, что капитану помогло её траволечение при укусе клеща, отломил кусок хлеба и протянул Новенькой в знак признания.
     Однажды к мастеру пришел великий воин: «Если существуют ад и рай, то где их врата? Как в них войти?» Мастер спросил: «Ты кто?» Воин ответил: «Я самурай! Сам император уважает меня». «Ты самурай? А выглядишь, как бродяга»,  – продолжал мастер. Гордость самурая была задета. Выхватив меч, он собрался нанести удар.
     – Это и есть врата ада. Этим мечом, гневом, гордыней они открываются. Воин всё понял и вложил меч в ножны.   
     – А так открываются врата рая. Ад и рай – внутри нас, здесь и сейчас, а не после жизни. И выбор мы делаем ежедневно!

                ГЛАВА 8

     Вообще в коллективе подобрались весёлые ребята и девчата. Когда в первый день Новенькая попросила инструкцию по управлению байдаркой, то услышала дружный смех. Ибо в мире природы властвуют свобода и творчество, интуиция и опыт, дружба и любовь. Она понимала, как мало познала в жизни, проходя мимо новых открытий в круговерти будней. Так каждый из миллионов, читавших Библию в разные века, находил в ней своё откровение. Так истина подобна фонтану, который бьёт вверх одной струёй, а вниз падает многими каплями в разное время и в разные места. Однако смысл счастья – не в произношении истин, а в радостном образе жизни! Ведь жизнь не имеет системы и  доступна лишь чувствованию, а не разложению на доброе и злое, полезное и вредное, верное и ложное. Поэтому у жизни всего две изначальные ценности: длительность и интенсивность...
     Каждый день здесь учил чему-то новому. Но особенно Новенькая полюбила нестройность разговоров у костра, пропахшего мечтой. Может потому, что призвание женщины – очаг, в нём страсть огня, шаманство крови? Наверно, она просто выздоравливала от зимы, ведь здесь аромат медовых трав смешал с хвоей художник-ветер, закат плескал свой мягкий свет.
     Как звездочёты ждут ночей, так и костёр – вечерних песен. Он встречал бардов, когда мелодия и думы сливались в песнь крутобёдрой гитары. И с Новенькой часто случалось так, что напевы бывали заброшены приливом из детского сна в стихотворные строчки. Она верила в то, что ещё напишет собственную песню.
     Недаром такой спуск по реке называется СПЛАВ. Незаметно испытания сплотили группу, и прощание растрогало всех. Они нежно обнялись с капитаном напоследок... Новенькая уже понимала, что не бывает единственно правильного решения. Она выбрала задачу потрудней и решила её. Можно было отложить поход, следуя жизненным вехам. Но что-то толкало навстречу трудностям, к опыту поражений и побед. Сердце не обмануло – при любом выборе ангелы не оставляют нас. Жизнь подарила ей возрождение души.

                ГЛАВА 9

     У потухшего костра сидели девушка и бабочка. Из двойного чарующего самообмана их вернула трель влюблённого соловья. Помня всё до мелочей, новорожденная мысленно улыбнулась: «Теперь бабочке снится сон о пробудившейся девушке?»

05.06.2004 © Ванин
P.S. все герои выдуманы!