Ас суун ас поссыбл

Османова
As soon as possible

На днях, разговаривая по телефону с подругой,которая живёт в Америке,Эля круто так ввернула пару-словечек на английском.
- О-о! Делаешь успехи? – спросила Яна.
- Ну,конечно..
- И как скоро ты свободно заговоришь?
- As soon as possible. – сказала Эля и подружки закатились в смехе...
    Это было лет пятнадцать назад..Эля  и  Яна  работали  в одной кампании..Эля – главным менеджером, Яна –переводчиком. Вернее, когда Яна устроилась к ним,то просто вводила документы в компьютер. А потом выяснилось,что Яна знает английский язык и  Эля предложила супруге шефа, которая была по совместительству генеральным директором компании,оформить Яну,как переводчицу.Потому, что почти месяц  переводчица компании была,образно говоря,уволена супругой шефа, узнавшей о шалостях мужа. И   дружба девушек зародилась именно в те годы..
   Работа у Эли была нервная, мало оплачиваемая,но!!! Было одно-единственное огромное «но»,перекрывающее всё остальное – это была самая интересная работа из всех, что были в её жизни. Шеф компании был неугомонным, амбициозным человеком, искрившийся энергией и переполненный идеями, большинство из которых были просто бредовыми,потому что его возможности были далеки  от его желаний. Каждый день, каждый час был полон новшеств, поисков; многократно в день Эля сталкивалась с кучей проблем и вопросов,которые требовали мгновенных и довольно часто неординарных решений... Эля проработала там около четырёх лет и была единственным сотрудником в истории этой компании, продержавшейся так долго, находясь постоянно в контакте с шефом. Когда у  неё  просили охарактеризовать шефа,  то  она  отвечала  так:
- Чтобы иметь примерное представление об этом человеке, скажу кратко – Жириновский по сравнению с ним – ангел. Те,кто работал непосредственно с ним,не выдерживали иногда даже нескольких месяцев!
И это было правдой! Главбух и Эля были настоящими дембелями,выражаясь армейским  языком.. Главбух продержалась  около шести лет, но год Эли шёл за три – потому,что именно Эля имела счастье общаться с шефом постоянно, в течении всего  рабочего дня,а  два года подряд  она вообще просидела с ним в одном кабинете,пока шёл ремонт..
   Это были адские времена! Но Эля искренне симпатизировала своему шефу именно за то,что каждый день она шла на работу и не представляла – что её ждёт!Работа  отвлекала, нет, она не оставляла Эле  шансов даже задуматься о чём-то другом и это было именно то, что её утраивало как-нельзя больше. Потому, что эти  четыре  года  пришлись на  самый отвратительный  период её жизни..И Эля была искренне благодарна  судьбе за  то, что  у  неё была такая ненормальная   работа  и  такой неадекватный шеф! Он тоже испытывал к Эле определённую симпатию, это проявлялось в том, что он часто беседовал с  ней на отвлечённые темы – о политике, о человеческих ценностях, об истории, о семье..У него на всё были свои, довольно-таки нестандартные,взгляды. Часто у Эли возникало такое чувство, что он страдал из-за того, что не мог выговориться. А Эля всегда отличалась умением слушать...Он нередко говорил,что ему не повезло с семьёй и страной.  Со временем Эля стала  понимать, что он был во многом прав..   
  Ушла Эля из компании жутко поругавшись с шефом. Он наорал на неё,при людно,причём,во-первых,  совершенно незаслуженно,  но  это  ещё  пол- беды. самое обидное  было  то, что наорал  он  на  Элю  при  посторонних  людях.Если  бы  это  произошло  при  своих,  то  Эле  было  бы  наплевать -  все прекрасно знали и то,  что  из  себя  представляет  шеф, и то,  что ему  наорать - раз  плюнуть,  причём,  не  разобравшись. Сотрудникам компании  было не привыкать к  перепадам  в  настроении  шефа  и  все  уже  давно  научились  не  реагировать  на  его сумасшедший  ор. К  тому  же,  только  благим  матом  всё  и  заканчивалось. шеф  орал,  выпускал  пар  и,  прекрасно  зная,  что орал  он  на  пустом  месте,  никого  не  увольнял.
  Мебельная фабрика,принадлежавшая шефу,не выполнила вовремя заказ одного очень серьёзного человека, конфликт с которым в последующем привёл его к практическому разорению,а потом и к тому, что теперь он просто считается владельцем, а имя настоящего хозяина  предпочтительно не упоминать. Шеф принял  заказ  на изготовление  мебели для огромного гостиничного комплекса..Самое уникальное,что Эля сразу  заподозрила неладное в тот момент,когда к ним обратился представитель заказчика. Эле  было  достоверно  известно,что владельцы частных мебельных компаний готовы были перегрызть друг другу горло и искали знакомых в окружении именитого заказчика, чтобы угодить ему и выслужиться. И, вдруг, сами представители заказчика обращаются с предложением принять заказ на огромную,сумасшедшую сумму,причём,с предоплатой. К сожалению, компания,  в которой  работала  Эля, давно уже  негативно  прославилась. И при одном  упоминании названия которой, многие и многие, имевшие несчастье стать  их  заказчиками,  хватались кто за сердце, кто за  орудие убийства, кто плакал, кто матерился!
    Поэтому, узнав  про  заказ,Эля поняла  - это  ловушка! Она прекрасно знала, что они не смогут справиться с этим заказом никогда  и ни за что! У них не было ни оборудования,ни материала, ни мастеров того уровня,который требовался. И Эля поделилась этой мыслью с Яной,главбухом и братом шефа – он был вице-президентом компании. Все трое были согласны с  её  мнением. Брат шефа  попытался  было отговорить его,  но, увы. Тот был слишком амбициозен и слишком глуп. Иначе,у него хватило бы мозгов откровенно признаться представителям  заказчика, что он безмерно польщён таким вниманием к его скромной персоне, но этот заказ ему не под силу. Может быть, тогда он сохранил бы  и своё лицо, и  компанию...Но,увы...заказ был принят, контракт – заключён,предоплата – просрана..В общем,  шеф влип, причём, по самое не балуйся..
  И вот настал  день, когда явились представители именитого заказчика..Чтобы как-то выкрутиться из этой ситуации, шеф не придумал ничего умнее,как обвинить Элю – менеджера компании – в том,что она видите ли, неверно указала  в контракте сроки выполнения..
   Конечно, люди, которые сидели в кабинете,были намного умнее шефа и насмешливо наблюдали за его  попыткой  прикрыть свою некомпетентность,валя  всё на своего  менеджера,  пусть  и главного,  но, сопливую,в принципе девчонку – Эле было немногим больше двадцати лет на тот момент.
   После того,как шеф ушёл с представителями заказчика - его  забрали  поговорить  по душам,результатом этой беседы были первые  шаги к  разорению  компании, но всё это Эля узнала позднее - несмотря на уговоры брата шефа,слёзной мольбы Яны – она реально  боялась шефа и бледнела от одного только его голоса! - главного бухгалтера и начальника отдела кадров,  Эля написала заявление об уходе  и не дожидаясь окончания рабочего дня, ушла домой.
  Вечером ей позвонила  супруга шефа – она всегда хорошо относилась к Эле,честно говоря и, в присущей ей манере – вроде,и просит, но получается так,словно отдаёт приказ -сказала Эле,чтобы   она "не  дурила  и завтра с утра  была на работе". Но Эля не вернулась..Принцип «уходя-уходи»  у неё распространяется не только на личную жизнь..
   Но Эля была  всегда  благодарна судьбе за эти четыре года в её жизни!Отсеяв всё плохое, она оставила в памяти только хорошее и они  с Яной с удовольствием вспоминали об этом времени и нередко хохотали до слёз,когда в памяти оживало то или иное событие...
   Об одном из них, самых ярких, я и  хочу  рассказать.

***********************
  Эля  с  Яной ежедневно во время обеда выпивали по бутылочке- другой пива, которое по вкусу напоминало квас – неудачная попытка неугомонного шефа выпускать пиво собственного производства. Это вообще отдельная история..В результате этой попытки  на складе(ключи от складских помещений были у Эли) пылилось  несколько сотен ящиков пива - шеф  любил всё делать с размахом - которое наш шеф не знал куда девать и предложил Эле выдавать его  желающим сотрудникам – в счёт зарплаты, конечно же..Желающих получать зарплату пивом сомнительного вкуса и качества  оказалось только двое – Эля и Яна. 
   Во-первых, пиво  было  вкусным - на  их,  девичий,  взгляд. Что-то среднее между  квасом и шампанским. Во-вторых, этот «Эль» (как пафосно было  написано на жуткой раскраски этикетке  такого же сомнительного качества,как и пиво/квас/шампанское) – производил  на Элю с Яной необычное действие: подружкам всё сразу становилось по фиг! Ни маниакально-депрессивные выходки шефа;ни звонки его дебильной дочки,возомнившей себя пупом земли;ни истерики его супружницы, неплохой,в принципе женщины,но дошедшей  до полного маразма из-за безмерных амбиций; одним словом,ничего не  могло испортить их  послеобеденное настроение!  Если до обеда Эля  с Яной  находились в состоянии угрозы нервного срыва,то после обеда нам  было наплевать и  на шефа,и на его семейку, и на крики и визг недовольных, обманутых клиентов, с которыми Эле и Яне приходилось общаться  как по телефону,так и "тет-а-тет": Эле - как главному менеджеру компании,а Яна выступала в  роли её добровольной помощницы.
   Ведь мебель компания производила ещё хуже,чем пиво; черепицы  не выдерживали тяжести легковушки и падающих сосновых шишек,хотя на рекламе гордо красовалась плита под огромными "КамАЗ"-ми и сияли домики,покрытые крышей из яркой черепицы,по которым стучал град,величиной чуть ли не со страусовое яйцо;паркет, двери  и окна, которые так же выпускала  мебельная фабрика были кривыми, трескались, набухали;продукция  консервного завода кисла и плесневела, не успев доехать из района в город; мешки для цемента, выпускаемые   бумажной фабрикой, рвались  на-раз...И все эти  претензии и проблемы приходилось  разгребать Эле, главбуху, главному инженеру и Яне - на  добровольных началах. В общем,работа была нервная, мало оплачиваемая, но интересная до  жути!!
    В числе своих явных и  мнимых достоинств, шеф нередко кичился познаниями в английском. Английский  Эли даже на данный момент оставляет желает лучшего, причём, гораздо лучшего,учитывая, что за  последние десять лет она всего один раз воспользовалась им,но это совсем другая история. А тогда, Эля могла кое-как изъясняться и, поняв часть сказанного/написанного,  она могла, логически завершив мысль, поддержать разговор,если собеседник говорил очень медленно и помогал языком жестов. К тому же,Эля нередко болтала с Яной, которая практиковалась,а Эля – помогала ей "оттачивать" знания.Но все в  один  голос,начиная  ещё со школьной  учительницы, утверждали, что у Эли прекрасное произношение и  очень  хороший  потенциал  к  изучению языков. Эля  не  спорила,  но  и и  особо  не  утруждала  себя.
   Так вот,однажды к ним приехал англичанин. Сын владельца компании,занимающейся международными перевозками,причём, это был семейный бизнес уходил корнями аж в то время,когда перевозки совершались ещё на лошадях. Всё это Эле  рассказал/показал/нарисовал  Джон Смит. Так звали англичанина. Он изучал бизнес отца буквально с нуля.У нас ведь как? Поставит какой-нибудь торгаш будку, а сынок выпендривается так, словно ему принадлежит весь мир. А  умный  бизнесмен, понимающий,  что  со  времен всё,  что  он  создал, всё  своё  состояние,  бизнес  он  передаст  своим  отпрыскам,  заставляет своих  наследников  начинать  с "азов".
 Джон Смит был очень простым и милым парнем,и Эля общалась с ним на  смешанном русско-английском языке, активно помогая языком жестов.Он провёл в Баку почти месяц и,прощаясь с ним, Эля уже довольно сносно пожелала ему всего хорошего в личной  жизни,процветания бизнеса и всякое бла-бла-бла..
   А шеф попросил Джона передать кое-что представителю  компании в Лондоне.Через день позвонила женщина, представлявшая компанию шефа и сказала,что всё нормально, документы у неё, а Джон Смит был так любезен, что привёз документы в аэропорт и  она очень благодарна за  это, потому что ей не  пришлось ехать специально куда-то..Поговорив   с ней, шеф позвал Элю и сказал:
- Эля, ты, вот что, напиши-ка письмо мистеру Смиту и поблагодари его. Но это должно быть не официальное письмо от меня,а ты, как  менеджер не  должна оставлять без  внимания его любезность..Ну,в  общем, придумай что-нибудь.
- С.И.. у меня же английский плохой,а Яна только через неделю будет.
- Ты напиши,а я проверю.. - тоном, не терпящим возражения, изрёк С.И
    Эля,  понимая,  что  спорить бесполезно,пошла и написала.. Причём, как  ни  странно, письмо  далось  ей с  лёгкостью.
Почему-то,Эле очень нравилось как звучит фраза:« As soon as possible.» -  "Как можно быстрее". 
  Не помню дословно сей шедевр,но смысл был в том,что "мы благодарим мистера Смита за то, что он так  оперативно передал документы; что наш представитель в восторге от оказанной любезности – у неё между двумя рейсами была всего пара часов; что мы всегда готовы оказать необходимую услугу."
 В общем, обращайтесь, не стесняясь,как говорится. Написала, отпечатала, положила шефу на стол, он с умным видом что-то зачеркнул, что-то добавил, причём, КРАСНЫМ ФЛОМАСТЕРОМ. И сказал:
- Эля, так как письмо носит  неофициальный характер, подпиши его сама..
   Кстати, дело было в середине девяностых, письмо отправляли факсом.И Эля, очень довольная собой и  оказанной честью, напечатала, распечатала,а подпись поставила ручкой. Подпись у неё ещё та! Без слёз не  взглянешь....
  Эля письмо  отправила ..И напрочь забыла и  о письме,и о Джоне Смите,и о   представителе компании в  Лондоне.. Шеф дал ей какое-то очередное, несуразное,  задание и Эля была полностью поглощена  в  процесс изучения такого  шедевра печати как "КОМПАС". Не знаю, знакомо ли  кому-то что  это  такое  вообще? В принципе - это поисковик в  печатном  виде. Кажется, ей было поручено выяснить адреса немецких компаний, изготавливающих и  поставляющих мини-бары для разливного пива..  А  заодно  разослать  во  в  с   е     !!  рестораны, клубы,  пабы,  бары  прайс-листы  с ценами на "Эль." 
- Представляешь?? Оптимист хренов!! Он  - что,  искренне считает, что     е  г  о    пиво  будут покупать??! Да  ещё  не  просто в  бутылках,  а бочками!! -  возмущённо  говорила  Эля  Яне  по  телефону,  рассказывая  об очередной,  бредовой  идее  их  сумасшедшего  С.И.
    Элю, с головой ушедшую в  поиск, отвлек  очередной  звонок. Она подняла телефон. На том конце Эля  услышала жуткий хохот.. Причём,  то, что смеются на английском, Эля поняла сразу! Потом, очень приятный мужской голос что-то произнёс.. Кстати, даже этот  англичанин Джон Смит говорил Эле, что произношение у неё очень даже хорошее. Так вот,разобравшись, что говорят на английском, вдохновлённая похвалами и доверием шефа, Эляя чётко и медленно произнесла
- Please, can you speak more slowly? My English very bad, but I learn.
   Джентльмен стал говорить медленнее. И Эля поняла, что он хочет поговорить с «Мисс Джули».. Она очень гордо сказала ему о том,что она и есть Джули. Кстати, Джон так Элю и звал. Услышав её ответ, джентльмен, почему-то, всхлипнул..Эля чувствовала по фоновым звукам, что на том конце включён селектор и вокруг телефона собралось довольно много людей – периодически раздавались взрывы смеха и гортанный говор, прерываемый шиканьем джентльмена, говорившего с  ней по телефону..
   В   офисе шёл ремонт и Эля сидела с шефом в одном кабинете, настолько огромном,что общались они друг  с  другом с помощью внутреннего телефона. Эля показала шефу знаками,чтобы он поднял параллельную трубку городского аппарата– пусть слушает и гордится тем, что у него такой сотрудник, как она!Тем более, что английский – по его словам - он знает в совершенстве. Шеф поднял трубку, но почему-то не стал говорить..
   Откашлявшись и извинившись, джентльмен продолжил, но Эля чувствовала,что ему очень тяжело говорить. Из дальнейших его слов Эля поняла, что с  ней говорит сам мистер Смит - старший!Глава компании!!Вот это да.....Эля, как-могла, сказала, что ей очень приятно, мистер  Смит -старший  ответил, что ему тоже..Эля попросила его ещё раз передать благодарность Джону. При этих словах Смит –старший вновь хрюкнул, но быстренько взял себя в руки и  сказал, что  всегда был доволен своим сыном, а с этого момента он просто гордится им! А её  письмо он  будет держать постоянно  при себе. В трубке опять что-то забулькало, захрюкало, опять какие-то голоса,смех, шипение. Нет, ну это уж слишком!!
   Эля с С.И. посмотрели друг на друга -  и  где  знаменитый  английский  снобизм? Холодная  вежливость,  граничащая с высокомерием?  Шеф, в присущей ему манере, грозно-вопросительно поднял бровь, Эля пожала плечами и,взяв со стола отпечатанное на листе письмо,помахала им в воздухе и, прижав трубку плечом,ткнула указательным пальцем сначала в письмо,а потом – в сторону шефа – мол,сам проверял!! Затем, жестами дала ему понять, что пора бы и самому подключиться к разговору. Но С.И. почему-то отчаянно замотал головой..Мистер Смит ещё раз горячо поблагодарил Элю, сказал, что безумно рад нашему знакомству и,скорее всего, в следующий раз он приедет к нам сам,чтобы  лично познакомиться с  таким  отличным  сотрудником,  как  я..Мило попрощавшись с мистером Смитом, Эля поставила трубку, сделав при этом глазами знак «фех» шефу.Знай, мол, наших. И подумай о надбавке к зарплате.Она ведь,если что, может и в Лондон уехать..К мистеру Смиту-старшему, например, в личные секретари,для начала...А что? С.И.  смотрел на  неё  задумчиво и настороженно.
  ...Через пару дней Яна вышла на работу. Эля  ещё  в  тот  же  вечер по  телефону всё рассказала и Яна  была в курсе  и того,что Эля отправила письмо,и того, что мистер Смит-старший был столь доволен и любезен, что позвонил и лично поблагодарил её,и в следующий раз он приедет сам!!
- Янчик, меня только кое-что смущает -   смех и то - если я всё правильно  поняла,конечно -  что письмо моё он будет держать всегда  при себе.
 Яну это  тоже  заинтересовало и она сказала, что когда  выйдет  на  работу, то обязательно прочтёт письмо -  может,  тогда  всё станет  понятно?
   Первую половину  дня Яна  и Эля, как обычно,   были заняты настолько, что и не заметили,как наступило время обеденного перерыва. Пока разогревался обед,Эля помчалась к своему столу, достала из полки отдельную папку,в которой держала распечатанное письмо мистеру Смиту и гордо вручила его Яне. Эля смотрела на неё, совершенно довольная собой и в ожидании похвалы – заслуженной, конечно! – в свой адрес. Но лицо Яны попеременно стало выражать совершенно другие эмоции – маленькие, немного японские, глаза стали округляться, причём, настолько,что Эля испугалась за то, что они просто вылезут сейчас из орбит! Коротенькие, узкие бровки поползли на лоб, грозясь исчезнуть в корнях  густых кудряшек,которые,как Эле показалось, встали дыбом и в  конце-концов Яну затрясло в беззвучном смехе!!
-  Кто!!? Кто      э   т   о      написал?!! – Яна уже хохотала во весь голос, слёзы катились из  её глаз.
- Дед Пихто! – разозлилась Эля, не понимая вспышку безудержного смеха подружки. – Я написала!! Я же тебе говорила!! Что там такого смешного?!
   Яна,согнувшись пополам, хохотала,  даже  не  пытаясь утереть  слёзы,  выступившие  от смеха... Эля поняла,что пока Яна не успокоится, она ничего не добьётся и,разлив "Эль" по бокалам, принялась за  обед.
- Ты явно писала его после обеда... - заикаясь,сказала Яна, разразившись  очередным взрывом  смеха  и  указывая  глазами на  бокал, с пышной  пеной.
   Эля,грозно посмотрев на неё и сделав большой глоток пива,промолчала.Кое-как успокоившись, Яна стала переводить,утирая слёзы и время от времени переводя дух от смеха, душившего её.
-  Дорогой мистер Смит....Бла-бла-бла...Мы очень благодарны Вам за то, что Ваш сын,уважаемый Джон Смит,передавая  документы нашему представителю, представляющие большую ценность для нашей компании, поимел её так быстро, на сколько это было возможно.. Мы надеемся, что в будущем мы будем тесно сотрудничать и готовы в свою очередь оказать Вам любые услуги так же качественно и взаимоприятно..С уважением, мисс Джули....