Кукла

Александра Бруссер
Лика окончила начальную школу, и первый месяц летних каникул она должна была провести в лагере дневного пребывания при клубе детского творчества. Это был разновозрастный отряд детворы из соседних домов. В основном в отряде были подростки старшего школьного возраста, но и малышей, как Лика, там тоже было много.
Лика быстро сдружилась с девочками и рассказала им, что родители недавно подарили ей куклу Герду. У нее было длинное платье, рыжие волосы, открывающиеся и закрывающиеся глаза. Она могла говорить «Мама» и ходить, когда ее кто-нибудь держал за руку.
Разговоры часто подружек проходили в кладовой, заставленной старыми плакатами, где девочек не могли достать надоедливые мальчишки. Девочки усаживались на широкий подоконник и подолгу рассказывали друг другу страшилки. Лика рассказала подружкам о том, что уже много лет ее пугает один дурацкий стишок.
- Это что! – проговорила заговорщическим голосом Женя Загайнова – Я вот знаю одну историю, которая произошла на самом деле.
«В одном далеком – далеком городе жила – была одна маленькая девочка. Ей очень хотелось иметь куколку. Но родители у девочки были очень бедные, поэтому кукол ей приходилось мастерить себе самой из тряпочек. Однажды девочка играла во дворе с подружками в мяч. Она кинула мячик так далеко, что он покатился, покатился и попал под ноги проходившей мимо старушки. Та споткнулась о мячик и чуть не упала. Говорят, что это была не простая старушка, а злая ведьма, живущая недалеко от кладбища. Девочка подбежала за мячиком, а старуха спросила у нее скрипучим голосом:
«Вам что, играть больше не во что? Разве это дело, носиться по двору с мячом, как мальчишки? Возьмите кукол и играйте в них тихо и спокойно»
«У меня нет куклы, бабушка», - сказала девочка и хотела уже идти, но старуха остановила ее и сказала: «Будь завтра здесь в это же время, и я подарю тебе куколку, девочка!»
Она ушла, а девочка вернулась к подружкам.
На следующий день девочки снова играли во дворе. Ближе к вечеру вдалеке показалась вчерашняя старуха. Девочки не обратили на нее внимания. Старуха подошла к ним и поманила кривым пальцем ту самую девочку, с которой разговаривала вчера: «Помоги-ка мне дойти до скамейки, деточка!» Девочка взяла у нее тяжелую сумку и проводила до скамьи. Ее подружки встали поодаль.
«Вчера ты сказала, что у тебя нет куколки» Девочка опустила голову и прошептала: «Нет, а так хочется» И старуха, порывшись в своей сумке, вынула оттуда новенькую куколку с белоснежными зубками и зубной щеточкой в руках. Девочку окружили подружки, и не успела она отблагодарить бабушку, как ее и след простыл. Куколка была очень красивая – в цветном нарядном платье и красивых башмачках. Девочка целый день играла с куколкой, а вечером, когда принесла ее домой, мама ее очень отругала за то, что та приняла дорогой подарок от незнакомого человека. Она отняла куколку и посадила на книжный шкаф. Ночью девочка проснулась от какого-то шороха. Она увидела, как по полу идет ее куколка и заметает зубной щеточкой свои следы. Куколка прошла к маме в комнату, забралась к ней на кровать и стала пить ее кровь»

Женя рассказывала историю заговорщическим голосом, дико вращая глазами, а Лика с подружками, дрожа от страха, слушали ее с открытыми ртами. В этот момент кто-то из девочек спросил:
- Лика, а ты ведь говорила, что твоя кукла тоже ходит…
Девчонки поежились, и в этот момент под дверью послышалось тихое завывание. Девочки с визгом выбежали из кладовой, а мальчишки, воющие под дверью, хохотали над ними, схватившись за животы.
Днем вожатые повели отряд в кинотеатр. Дети шли через утопающий в зелени парк, построившись в колонну по парам. Приторный запах цветов шиповника кружил голову. Лика старалась не вспоминать рассказанную Женькой историю, а в голове снова вертелись назойливые слова глупой считалочки.
«Черти во море купались…»
Отряд подошел к кинотеатру. Старшие ребята, прочитав афишу, начали пугать малышей, корча страшные гримасы. Билетерша, увидев Лику и ее подруг, недовольно сказала вожатой: «Вы бы еще детский сад на этот фильм привели! Совсем люди головой не думают!»
Лика любила ходить в кино. Ее сердце всегда замирало от страха, когда свет в зале гас, а экран первые несколько секунд ничего не показывал. Особо нетерпеливые (а может быть, трусливые?) ребята начинали свистеть, и тогда страх проходил, переполняя душу счастьем от ощущения того, что в зале ты не один.
Уже первые аккорды вступительной мелодии нагоняли страх, заставляя спину девочки покрываться холодными мурашками. Она покрепче сжала подлокотник кресла и зажмурила глаза. Но с закрытыми глазами было почему-то еще страшнее. Она приоткрыла один глаз и прочла название фильма. Что значили эти три буквы, она не понимала, но то, что написаны они были на фоне свисающей паутины, говорило о многом. Тревожные звуки скрипки держали в напряжении все время, пока шли титры. Но яркие краски первых кадров принесли успокоение. Как оказалось, - не надолго. Постепенное нагнетание напряжения заставляло девочку вжиматься в кресло и смотреть фильм, время от времени зажмуривая глаза. На экране страшная ведьма, превратившаяся в красивую девушку, лежа в гробу, открыла глаза. По ее щеке скатилась кровавая слеза. Она поднималась со своего смертного ложа, ходила, летала в гробу и, в конце концов, по ее велению привели того, чьим именем был назван фильм. Но сам Вий не смог напугать Лику настолько, как это удалось сделать открывшимся глазам покойницы.
Фильм давно закончился, а сердечко в груди Лики трепетало от страха. Страшный взгляд умершей ведьмы теперь преследовал малышку и стоял перед глазами. Неужели сейчас нужно будет идти домой? Ей было страшно. Она попросила старших ребят проводить ее до квартиры. Ее проводили до дверей подъезда, а дальше – на пятый этаж. Пешком. Одной.
«А ведьма в фильме летала очень быстро. Как бы она и до меня не добралась» - Лика оглянулась и представила, как эта ведьма сейчас полетит за ней, произнося жутким голосом ее имя.
Девочка припустила вверх через две ступеньки. Трясущимися руками она сняла ключ, висящий на ее шее, на шнурке. Она никак не могла попасть им в замочную скважину.
Лика вспомнила, что вчера вечером поставила свою куклу в угол напротив входной двери. И, вздохнув поглубже, она открыла дверь, которую, оглянувшись, поспешила поскорее закрыть – «А вдруг там ведьма?» В это время закрытые до этого глаза куклы распахнулись и уставились на девочку. Медленно скатившись на пол, кукла произнесла «Мама!» А вместе с нею и маленькая Лика, трясясь от страха, распахнувшая дверь и вылетевшая на лестничную клетку, упершись головой в мягкий живот соседки тети Маши. Лика закричала. В ее голове проносилось: «Кукла с зубной щеткой! Ведьма! Вий! Они меня поймали!»
Лика долго после всего этого не могла находиться в одиночестве. Спала с тех пор она при свете.