White and Black

Рамиз Асланов
- Мистер Вайт? Здравствуйте! Я Блэк. Мы проводим анкетирование. Не согласились бы вы ответить на несколько вопросов?
- Вы - Блэк?
- Да, а что?
- Не очень-то вы похожи.
- На кого, извините?
- Да так. Неважно… А что за вопросы?
- Обычные вопросы. Может быть, вы меня впустите?
- Вообще-то, я немного занят. Зайдите позже, пожалуй.
- Заняты? Какая досада! Дело в том, что я уже всех опросил в этом районе. Вы - последний. Крайне не хотелось бы снова сюда возвращаться. Я, знаете ли, живу не близко.
- И Смитов опросили?
- Вы про милую семью, что живет в голубом доме с большой верандой? Я у них был еще до обеда. Даже угостился овсяным печеньем.
- Странно. И у старика Гросмана были?
- У полковника? Конечно же! У него такая замечательная коллекция курительных трубок!
- Это точно - старик со сдвигами… Ладно, раз так - заходите. Только предупреждаю, я не буду отвечать на всякие там политические вопросы!
- О нет, что вы! Никакой политики!.. Итак, мистер Вайт, я представляю общественную организацию «Дети Солнца»…
- Если это как-то связано с религией…
- Нет-нет! Мы - не секта!
- Вообще-то, я католик. Но не активный.
- Нас не интересует ваше вероисповедание, мистер Вайт. Мы занимаемся проблемами социальной экологии.
- Экология в нашем районе нормальная. Я не жалуюсь. Даже сирень в этом году цвела.
- Вот и хорошо. А теперь приступим, если не возражаете.
- …
- Спасибо. А вот мой первый вопрос. Мистер Вайт, кем вы себя считаете - белым или черным?
- ?
- Да, я вас понимаю. Всех почему-то ставит в недоумение этот вопрос. Но ведь он так прост! Всего лишь скажите: вы белый или черный?
- Крайне странный вопрос… Здесь какой-то подвох?
- Ну, почему сразу подвох?
- А тогда что?
- Просто вопрос. Чем он вас смущает?
- Он меня не смущает… Почему он должен меня смущать?
- Ну, так ответьте.
- А что тут отвечать? Вы сами разве не видите? Я превратился в невидимку?
- Я - вижу. Но это мое видение! А нас интересует, кем вы сами себя видите.
- Разумеется - белым! У меня белая кожа! У меня рыжие волосы, серые глаза!.. Кем я еще могу быть, по-вашему?
- Значит, вы - белый?
- Белый! Белее не бывает!
- Отлично. Так и запишем…
- Эй, что вы там пишите?
- Ваш ответ, мистер Вайт. Вы очень быстро на него ответили, и я вам за это благодарен. Другие отвечали на него гораздо дольше почему-то.
- Другие? Это кто же?
- Не важно.
- Мне просто интересно.
- Мистер Вайт, извините, но я не могу удовлетворить ваше любопытство. Ведь и вам было бы неприятно, если бы мы дали кому-нибудь из ваших соседей почитать вашу анкету, верно?
- Мне просто интересно, кем записала себя старая грымза миссис Родеро.
- А почему вас это так интересует?
- А потому! Она не белая! А записалась, наверняка, белой!
- Вы так уверены?
- А разве нет? Вот откройте ее листик!
- Мистер Вайт, я ведь вам уже объяснил. Не могу! Нельзя!
- Вот то-то и оно!
- Значит, вы считаете, что миссис Родеро не белая?
- Я это категорически утверждаю! Она даже по-английски толком говорить не научилась!
- Это критерий, по-вашему? А как быть тогда с мистером Пасье? Его английский тоже не совершенен.
- А что - мистер Пасье? Мистер Пасье - блондин. И раньше работал  в банке! Это вам не забегаловку содержать!
- Вообще-то у миссис Родеро был ресторанчик. И довольно приличный, как она мне рассказывала.
- Нашли, кому верить! Она вам еще и не то о себе наврет.
- Ладно, мистер Вайт. Оставив миссис Родеро в покое. Вы позволите задать вам следующий вопрос?
- Валяйте. Только наврала вам эта старуха. Я бы, на вашем месте, проверил ее показания. Эта забегаловка до сих пор работает. Племянница заведует теперь, Кларисса. И ничего там с тех пор не изменилось: как травили людей скверным виски и подгоревшими блинчиками, так и продолжают травить. Мне ли не знать: я там каждую субботу, вот уже лет как двадцать, оставляю свои денежки. Только что шторы на окнах поменяли. Были зеленые, а теперь сиреневые. Хотите, дам адрес?
- Спасибо, вы очень любезны. Мистер Вайт, мой второй вопрос таков: как вы относитесь к темнокожим людям?
- Что это за вопросы у вас такие, мистер… Блек? Какое это имеет отношение к экологии?
- К социальной экологии, мистер Вайт. К социальной!
- Никак не отношусь! То есть, отношусь нормально.
- Нормально?
- Да, а что? Как можно еще относиться к цветным?
- Ну, можно относиться по-разному.
- Можно. Только я отношусь нормально. У меня даже сосед был цветной - ни то китаец, ни то араб. Так я с ним каждое утро здоровался. Бывало, выруливаю утром со своего дворика, а он, как нарочно, стоит у калитки. Ну и кричит мне: Доброе утро, мистер Вайт! А я ему помахаю из машины - и дальше еду. Или, по-вашему, я должен был выйти из машины, чтобы пожать его потные руки?
- У него потели руки?
- Да у них у всех руки потеют, разве вы не знаете?
- Не замечал как-то.
- Ну, вы и сами…
- Что?
- Я хотел сказать, что некоторые могут это не замечать. Есть такие люди.
- А вы, я так понимаю, никогда не потеете?
- Я? Как же, потею, конечно. Когда жарко. Или когда волнуюсь.
- ?
- Но так ведь я каждый божий день принимаю душ!
- А почему вы думаете, что другие не принимают душ? Может быть даже - два раза в день?
- Я ничего не думаю, мистер Блэк. Мне нет дело до того, кто сколько раз принимает душ. Только вот выходить из машины, чтобы меня облапил какой-то малаец, я не собираюсь!.. Что вы там опять пишите?
- Ваш ответ на второй вопрос, мистер Вайт.
- Разве я что-то ответил?
- Вы сказали, что относитесь к темнокожим людям нормально. Разве нет?
- Нет!.. То есть - да! Много еще у вас там вопросов осталось? Мне уже пора заняться делами. Меня ждут очень срочные дела, мистер… Блэк.
- Собственно, у меня остался к вам лишь один - последний вопрос.
- Последний? Вот и славно. Задавайте свой вопрос и… все.
- Мистер Вайт, кто я, по-вашему: белый или черный?
- Вы?
- Да, я.
- Это тоже как-то связано с экологией?
- В некотором роде.
- И вы хотите, чтобы я вам прям так и сказал? В лицо?
- Да, если вас не затруднит.
- Ладно. Я скажу.
- …
- Ну, с английским у вас, во всяком случае, нормально.
- Спасибо. Мне приятно, что вы находите мой английский сносным.
- Я честный человек! Мне незачем скрывать свои убеждения!
- Не сомневаюсь. Но вы не ответили на мой вопрос.
- Да? А мне казалось, что ответил.
- Нет, вы только сказали, что я неплохо говорю по-английски.
- Хм… Это очень трудный вопрос!
- А в чем трудность, мистер Вайт?
- Знаете, была у одного моего приятеля собака. Так, ничего примечательного - маленькая, с кривыми ногами. Словом, на вид - обычная дворняга… А потом оказалось, что это чистокровный бультерьер! У этой псины даже родословная была - аж до пятого колена!
- Я не совсем понял, мистер Вайт.
- А что тут непонятного? Я считаю, что внешность обманчива! И цвет кожи, разрез глаз и прочие особые приметы не играют решающей роли!
- Интересная теория! Вы не могли бы ее развить, мистер Вайт?
- Мог бы. Я, возможно, напишу об этом заметку в «Охотничий вестник». Позже. Вот закончу со своими важными  делами - и сяду писать.
- Понятно. С нетерпением буду ждать вашу статью. Я тоже выписываю этот журнал.
- Правда? Вы член клуба?
- Да, вот уже почти 10 лет.
- Так что же вы сразу не сказали? Хотите пива?
- Нет, благодарю. Я за рулем.
- Всего одну баночку?
- Вынужден, не без сожаления, отказаться. Я спешу, мистер Вайт. Семья, знаете ли. Так что мне записать все же? Вы так и не ответили.
- Да пишите, что хотите, старина. Можете написать, что вы белый. Я не возражаю.
- Я - белый? Вы считаете меня белым?
- Я считаю вас своим парнем. Разве этого недостаточно?
- Спасибо, я польщен. Но хотелось бы получить более определенный ответ.
- Но вы ведь явно не нигер, верно? И на узкоглазого не тянете.
- И?
- И я не понимаю, что вы еще от меня хотите? Допустим, вы итальянец, или даже латинос - и что с того? Моя троюродная кузина,если хотите знать, эта дура Сьюзен из Пенсильвании, умудрилась выскочить замуж за грека!Представляете? Но я, тем не менее, продолжаю посылать ей открытки на каждое Рождество! Так что я не какой-нибудь расист, каким могу показаться некоторым!
- Я все понял, мистер Вайт. Если вы не возражаете, я запишу, что вы затрудняетесь с ответом?
- Это возможно?
- Да, конечно. Вы вообще могли отказаться отвечать на неудобные для вас вопросы.
- Надо же. Если б я знал… Тогда напишите, что я отказался отвечать на последний вопрос! Если можно.
- Нет проблем. Сейчас все исправлю.
- Хотя - нет! К чему разводить грязь в анкете, верно? Знаете, пусть остается как есть. Как говорила моя мама: первое слово дороже второго. А вы, кстати, кто? Между нами. Серб?
- Нет, мистер Вайт. Мои предки приехали в эту страну с Кавказа.
- Кавказ? Это где-то на Памире?
- Нет. Это… на Кавказе. Кавказ - это тоже горы.
- Значит вы тоже горец? Какое совпадение! Мы ведь сами из Шотландии. Знаете, Бен Невис, Робин Гуд - и все такое. Все мечтаю поехать на родину предков, но пока никак - дела, дела… Столько дел!
- Я надеюсь, вы обязательно найдете время для столь знаменательного путешествия. А сейчас я вынужден откланяться. Вы позволите?
- Что ж, если вы так спешите. Заходите еще как-нибудь - поболтаем.
- Спасибо. Непременно загляну, если окажусь в вашем районе. До свидания
- Всего хорошего.
- ?
- ?
- Вы не хотите пожать мне руку?
- Ах, это! Конечно. Мне не трудно. Просто я немного стесняюсь. У меня руки, знаете ли, потеют иногда.
- Это не страшно. Мойте почаще глицериновым мылом - и со временем все пройдет.
- Да? Надо попробовать…