Развитие культуры Дальнего Востока. 80-90 годы

Ольга Карабашина
Развитие культуры Дальнего Востока в России в 80-90 годы XX столетия.






План.

1.Введение.
2.80-е годы XX столетия – время развития форм и направлений дальневосточной культуры.
3.90-е годы XX века – переход дальневосточной культуры на товарно-денежные отношения; формирование новых условий деятельности.
4.Заключение.






1.Введение.

В марте 1985 года главой КПСС и государства был избран      Горбачев М.С.
Новое руководство пришло к власти без четкой концепции и программы перемен. Горбачев позже признавал, что на первых порах предусматривалось лишь совершенствование установившегося общества и выправление отдельных деформаций социализма. Однако очень скоро инициаторы перестройки поняли, что необходима серьезная политическая, экономическая и идеологическая реформы.
С января 1987 года ЦК КПСС  стал принимать меры, способствующие развитию элементам демократии, провозглашен курс на создание социалистического правового государства, создание советского парламентаризма. III съезд народных депутатов (в марте 1990 года) счел целесообразным ввести пост президента СССР. Им стал М.С. Горбачев. Тогда же была отменена 6-я статья Конституции, закрепляющая монопольное положение КПСС в обществе. Это открывало возможность для формирования многопартийности в СССР.
В апреле 1985 года правительство Горбачева провозгласило курс на ускорение социально-экономического развития страны. Главными его рычагами виделись научно-технический прогресс, техническое перевооружение машиностроения и активизации «человеческого фактора».
Если в экономике перестройка началась с постановки задач ускорения, то в духовной и культурной жизни лейтмотивом стала «гласность».
Сам термин «гласность» впервые прозвучал в выступлении Горбачева на XXVII съезде КПСС (февраль 1986г.). «Гласность» нужна была для обновления скомпрометированной официальной идеологии. Поначалу шло движение под девизом: «Больше демократии, больше социализма!», «Назад к Ленину!». Гласность должна была способствовать укреплению «социализма с человеческим лицом». Как и во времена хрущевской «оттепели» архитекторы использовали критику сталинизма . Однако вскоре контроль над пропагандой КПСС был утрачен.
Особый размах «гласность» приобрела после январского (1987г.) пленума ЦК КПСС, обозначившего радикализацию демократических процессов в обществе.
С конца 1986 года – начала 1987 стали публиковаться литературные произведения, не допущенные в печать в брежневские времена: «Дети Арбата» А. Рыбакова, «Белые одежды» В. Дудинского, «Зубр» Д. Гранина, «Исчезновение» Ю. Трифонова, «Жизнь и судьба» Гроссмана, «Ночевала тучка золотая» А. Приставкина, поднимавшие проблемы судьбы интеллигенции, межнациональных отношений в годы сталинизма. Были опубликованы, находившиеся долгие годы под запретом работы отечественных авторов 20-30 годов: «Мы» Е. Замятина, «Повесть непогашенной луны» Б. Пильняка, стихи М. Волошина, А. Гумилева, романы А. Платонова  «Чевенгур», «Котлован», «Ювенальное море», произведения В. Ходасевича,  И. Шмелева. Российские читатели познакомились с трудами крупнейших российских философов – Н. Бердяева, В. Соловьева, П. Сорокина, В. Розанова, В. Лосского, А. Лосева и других.
В печати появились работы эмигрантов «третьей волны» - И. Бродского, А. Галича, В. Некрасова, В. Аксенова, В. Войновича. Одним из важных событий литературной жизни стала публикация произведений А.И. Солженицына «Красное колесо», «Гулаг».
В то же время в литературных кругах в течение  всех лет перестройки шли горячие дискуссии о направлении и путях дальнейшего развития общества. Критиковали писателей, выступающих за коренные преобразования в стране Б. Васильева, Г. Бакланова, С. Залыгина,                С. Баруздина, А. Рыбакова, Д. Гранина, А. Приставкина. Еще сильнее досталось тем, кто выступал за сохранение традиционного пути                Ю. Бондареву, В. Распутину, А. Иванову, С. Михалкову, А. Проханову.
Значительны были выступления критиков и публицистов. В эти годы были изданы литературные произведения и научные исследования западных авторов, раскрывающие природу тоталитарного государства – «1984» Д. Оруэлла, «Большой террор» Р.Конквеста, «Открытое общество и его враги» К. Поппера, «Большевики приходят к власти» А. Рабиновича, «Сталин: путь к власти» Р. Такера, «Бухарин» С. Коэна, «Фашизм» Ж.Желева и другие.
Наряду с литературой, «гласность» коснулась и других сфер духовной жизни – кинематографа, театра, музыкального и изобразительного искусства.
Летом 1986 года состоялся съезд Союза кинематографистов СССР, ставший заметным событием в культурной жизни. Во всех творческих союзах произошла смена руководства, было осуждено подавление в прежние годы творчества кинематографистов новаторов.
Годы перестройки были отмечены появлением фильмов ранее запрещенных – «Комиссар» А. Аскольдова, «Проверка на дорогах» А. Германа. Появляются новые фильмы – «Покаяние», «Завтра была война», «Холодное лето пятьдесят третьего», «Слуга», «Так жить нельзя», «Власть соловецкая».
В ведущих театрах страны были поставлены пьесы М. Шатрова «Брестский мир», «Дальше… дальше… дальше», трактовавшие по- новому времена революции и гражданской войны. Наметилось обращение деятелей культуры к темам дореволюционным и судьбам исторических деятелей.
На телевидении появились новые темы передач, которые все чаще стали работать в прямом эфире. Они были полемичны и остры. Это – «Взгляд», «До и после полуночи», «Пятое колесо».
Совершенно необычным явлением для страны стали прямые трансляции заседаний XIX партконференции КПСС, съезда народных депутатов.
Именно культура во многом подготовила советское общество к дальнейшему формированию, во многом определила необратимый характер перемен.
Начиная с 1991 года  ,правительство России стало проводить в жизнь радикальные реформы. Экономическая программа предусматривала реформу ценообразования, автором которой был Е. Гайдар. С 1 января 1992 года было намечено отпустить цены на большинство продуктов. На этот же год было намечено  приватизировать 20% предприятий промышленности и 70% предприятий торговли и услуг.
В результате освобождения цен денежные средства были по существу конфискованы, покупать акции предприятий было не на что.
Цены выросли в 100-150 раз, зарплата лишь в 10-15 раз. Сократился жизненный уровень населения. Радикальные перемены в стране с 1985 по 1998 годы вызвали и кризис культуры. Его наступление было связано болезненной сменой традиционных мировоззренческих установок, крушением веры и надежд многих россиян, переходом прежде монолитного общества к плюрализму идеологий и теоретических концепций.
Многие деятели культуры перешли к утверждению непривычного, казавшегося им самим интересным, течения – постмодернизм, оказавшимся известным только узкому кругу почитателей. Те произведения культуры, которые получают в эти годы признание (например, премии «Оскар» был удостоен фильм Н. Михалкова «Утомленные солнцем», а в 1996 году специальным призом Каннского кинофестиваля  отмечен фильм              С. Бодрова  «Кавказский пленник»)- были созданы в реалистическом плане.
Несмотря на серьезное падение кинопроизводства, в эти годы вышли в свет фильмы, получившие широкое признание критиков и зрителей: «Луна-парк» П. Лунгина, «Анкор, еще анкор!» П. Тодоровского, «Окно в Париж» Ю. Мамина, «Сны» Шахназарова, в основе которых лежали попытки осмыслить прошлое и настоящее России, причин, которые привели Россию к тяжелым испытаниям в конце XX века. В кинодокументалистике сыграл большую роль фильм С. Говорухина «Россия, которую мы потеряли».
В первой половине 90-х годов российская литература обогатилась новыми произведениями: В. Аксенов «Желток яйца», В. Астафьев «Прокляты и убиты», Б. Васильев «Капля за каплей», А. Вознесенский «Аксиома самоиска», Ю. Нагибин «Бунташный остров», А. Солженицын «Красное колесо».
Успехом пользовались у зрителя выставки художников И. Глазунова и А. Шилова, яркими событиями в культурной жизни России были выставки в Эрмитаже, Русском музее, Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина («Берлин – Москва», «Золото Шлимана», «Фаберже» и другие).
Впервые за многие годы стали выделяться средства на реставрацию памятников культуры. Была отреставрирована Третьяковская галерея, реконструирован цирк на Цветном бульваре, возрождены центры крупных российских городов. В Москве за короткий срок был воссоздан храм Христа Спасителя, создавались храмы и монастыри по всей России.
В то же время развитие культуры в условиях перехода к рынку имело и другую сторону. Переход к рынку поставил в тяжелые условия тех, кто в прежние годы был наиболее горячим поклонником перемен – интеллигенцию, деятелей науки, культуры, образования.
Особо противоречивые процессы протекали в сфере культуры. С одной стороны деятели отечественной литературы, искусства получили полную свободу для творчества. Не стало партийного контроля, цензуры. С другой-  последовало резкое падение общекультурного уровня населения. Многие работники культуры вынуждены были оставить свое творчество, чтобы элементарно выжить. В условиях сокращения финансирования отечественной науки и образования началась массовая эмиграция из страны деятелей науки и культуры, что привело к оттоку многих лучших умов и талантов.
«Открытие» Запада обернулось не только знакомством с его лучшими образцами культуры, но и с тем, что в Россию хлынул еще более мощный поток низкопробных подделок, что не способствовало формированию вкуса и высоконравственных идеалов в России. Это привело к либерализации и воспитанию многих черт морали ,нехарактерных для российского общества.
Претерпела изменения и политика в народном образовании. Закон об образовании ликвидировал одно из важнейших достижений прежней системы – всеобщее среднее образование.
Вместе с тем, в учебном процессе отошли от единообразия и идеологизации учебного процесса. Появились новые учебники, в которых смело ставились и решались многие актуальные проблемы. Появились новые типы учебных заведений – гимназии, лицеи, колледжи, частные университеты.
Вводилась многоуровневая подготовка студентов в вузах – бакалавриат, магистратура.
Культура России менялась. 80-90 годы XX столетия стали временем распада старой социалистической культуры и формирования новой, свободной, творческой, но зависимой теперь уже не от политической коньюктуры, а экономической.
Рассмотрим этот процесс развития, формирования и становления культуры на российском Дальнем Востоке.

2.80-е годы XX столетия – время развития форм и направлений дальневосточной культуры.

В 80-е годы XX века развитие культуры российского Дальнего Востока (ДВ) соответствовало тому обществу, которое существовало в СССР. Ученые различных направлений называли его по-разному: тоталитарное государство, сталинизм, но никто не называл его социалистическим или демократическим. Коммунистическая партия, стоявшая у власти, считала СССР страной социалистического общества.
Народное образование представляло собой систему, начиная с детского сада. С трех лет дети посещали детский сад, в котором, переходя из младшей до подготовительной группы, получали подготовку к школе. Школа представляла собой государственное учебное заведение с 1 класса по 9 класс. Программа школы была единой для всей страны. Общеобразовательные предметы представляли собой единую систему. Дополнительные предметы по желанию изучались факультативно. Закон О всеобщем среднем образовании давал возможность всем желающим после девятого класса выбирать учебное заведение: продолжать образование в десятилетке, или поступить в любой техникум или профессиональное училище с обязательными программами среднего образования. Документы об окончании средних или средних специальных учебных заведений давали возможность для поступления по конкурсу в институт, где образование было бесплатным: очным, заочным, вечерним. Государство обеспечивало школьные библиотеки бесплатными учебниками. Такая система давала возможность добиться получения высшего образования всем желающим, независимо от того, где находилась школа: в далекой глубинке или в столичном городе. Содержание школ было государственным делом. Государство поддерживало содержание малокомплектных школ, благодаря этому в населенных пунктах задерживалось население. Такая политика государства позволяла заселять самые отдаленные районы ДВ. Коренные народности имели возможность учить детей в школах-интернатах.
В вузы они принимались вне конкурса, где обучались на полном государственном обеспечении.
Развивалась успешно наука. Дальневосточное отделение Академии наук работало в направлении, как теоретическом , так и практическом, что давало возможность развивать ДВ, иметь свои кадры ученых. Но к концу 80-х стало ясно, что выделенных государством средств явно недостаточно как для образования, так и для развития науки. Закрытость районов Камчатки, Севера, Приморья не давало возможности развивать международные связи и в ряде отраслей наука или развивалась медленно, или топталась на месте.
Литература в краях и областях ДВ была представлена элитарными узкопрофессиональными объединениями членов Союза писателей. В этот круг было непросто попасть, узкопрофессиональные интересы мешали более широкому охвату и обучению молодых и перспективных прозаиков, поэтов. Многие, не выдержав элитного апломба и превосходства, уезжали в центральные области России.
Свободное творчество преследовалось. Виктор Лесков, молодой прозаик, написавший повесть о жизни военных летчиков, за участие в литературном, неразрешенном властями, объединении, был сначала понижен в должности, а затем уволен из рядов вооруженных сил России.
Однако,работая с молодыми авторами,Дальневосточное издательство города Хабаровска, Приморское, Южно-Сахалинское, Камчатское в 80-е годы выпустили серию книг местных авторов «Дальневосточный роман». Выходил в свет литературный альманах «Дальний Восток». Местные издатели для дальневосточных читателей переиздают популярные книги, выпущенные центральными издательствами.
В 1981 году состоялась во Владивостоке Всесоюзная творческая конференция «Дни советской литературы», посвященная 80-летию Фадеева А.А. В Приморском крае высадился большой десант советских писателей. Здесь побывали в те дни А. Адамович, А. Алексин, Ю. Бондарев и другие. Они посетили многие трудовые коллективы, встречались с жителями Приморского края.
Литературный журнал «Октябрь», «Новое время», «Современник» и другие, сразу после получения подписчиками ,сразу становились редкими изданиями, в библиотеках записывались в очередь на чтение книг Рыбакова «Дети Арбата», «Белые одежды» Дудинского, «Зубр» Гранина.
Однако дозированная литература явно не удовлетворяла дальневосточных читателей. На читательских конференциях, проводимых Обществом книголюбов, читатели выступали с конструктивной критикой в отношении состояния современной литературы. Те издания, которые привозились из других стран и не были разрешены для печатания в СССР, изымались, а их владельцы автоматически записывались в политически неблагонадежные. И лишались права выезжать за рубеж.
Культура ДВ могла развиваться, благодаря стабильной работе института культуры в Хабаровске и Института искусств в городе Владивостоке. Уссурийск, Биробиджан, Магадан обеспечивали сельскую культуру выпускниками культпросветучилищ.
В 80-е годы строились активно типовые здания Домов культуры, открывались библиотеки. В городах Уссурийск (Приморский край) и Елизове (Камчатская область) открылись картинные галереи. В эти годы на ДВ получили распространение культурно-производственные комплексы.
Это был синтез учреждений культуры и производственных предприятий. Предприятия брали на себя обеспечение материальной базы учреждений культуры, а работники культуры в ответ занимались организацией художественной самодеятельности, проведением творческих вечеров и праздников. Работа таких комплексов в течение 80-х годов позволила добиться положительных результатов в поднятии культурного уровня как городского, так и сельского населения. В работе комплексов принимали участие кинотеатры, кинопередвижки. Кино стало достоянием всего населения ДВ. Передвижные клубы, киноустановки, библиотечки смогли достичь самые отдаленные районы Камчатки, Сахалина, Магаданской области и Приморского края. Работники сельских клубов бывали в дальних стойбищах оленеводов, приисках золотоискателей, геологов, работников сельского хозяйства, в морях, в гостях у рыбаков. Активно включилось в эту работу телевидение. Телеконкурсы художественной самодеятельности вызвали немалый интерес у жителей Приморского, Хабаровского краев, Амурской области.
Дальневосточные филармонии были центрами музыкального просвещения. Группы Приморской филармонии ежегодно объезжали все сельские районы края. Их концерты пользовались успехом на полевых станах, токах, концертных площадках.
Художественные , картинные галереи были центрами общения дальневосточных художников, местом персональных выставок, реставрационной, культурно-просветительской работы. В свою очередь художники брали шефство над сельскими художниками-самоучками. Помогали им обрести уверенность в своих силах, помогали с обеспечением дефицитными кистями, красками, холстами.
Однако годами в запасниках Дальневосточного художественного музея, Приморской, Елизовской и Южно-Сахалинской картинных галереях находились произведения авторов, репрессированных в 30-40 годы, не находили своих зрителей собрания уникальных икон, запрещены были  к показу картины, не вписывающиеся в рамки канонов социалистического реализма. Простор для творческих художников ограничивался властями.
Театральная сфера культуры была не менее активной. В рамках Всесоюзного театрального общества артисты, режиссеры, руководители народных театров постоянно ездили на стажировку в лучшие столичные театры, встречались на конференциях, обменивались опытом в рамках дальневосточного региона. Театры Петропавловска-Камчатского, Комсомольска-на-Амуре, Хабаровского драматического и музыкальной комедии, Южно-Сахалинского, Приморского имени Горького, театра юных зрителей почти не знали неудач. Их спектакли пользовались большим успехом. Помогала в творческом развитии гастрольная деятельность по городам и весям своих областей и краев, творческие отчеты в Москве.
На гастроли по ДВ приезжали лучшие театры: «Современник», «Театр на Таганке», «Большой театр оперы и балета», «Театр кукол Образцова». Частыми гостями были Бурятский театр оперы и балета  из Улан-Удэ, Новосибирский, Иркутский.
К сожалению,в репертуаре  отсутствовали пьесы современных авторов, гастрольные поездки в соседние страны (Китай, Корею, Японию) не поощрялись. Культурный обмен позволил бы  использовать новые формы театрального искусства, другие направления в искусстве.
Таким образом ,80-е годы XX столетия для развития российской культуры на ДВ стали плодотворными по всем направлениям. Но творчество могло развиваться только в определенных рамках, установленных властью. К началу 90-х наступил такой момент, когда эти рамки стали тормозить развитие творческого потенциала дальневосточной культуры, требовалось внедрение новых пьес в репертуар, использование новых форм подачи произведений культуры, сокращалось финансирование объектов культуры. Во всех областях культуры наступал кризис.

3.90-е годы XX века – переход дальневосточной культуры на товарно-денежные отношения; формирование новых условий деятельности.

В 90-е годы XX столетия Россия изменила статус социалистического государства на государство демократического направления.
ДВ России до этого был закрытым регионом. Вооруженные силы РФ оберегали секреты российского флота от зоркого взгляда соседей по Тихоокеанскому бассейну. В 90-е годы ,с открытием Приморского края, Камчатки, Сахалинской области сюда хлынула массовая культура, которую культурологи относили к постмодернизму. На ДВ произошел отказ от общественных критериев морали и нравственности, которые тормозили внутреннюю свободу человека и сковывали его самореализацию в культуре.
Наряду с использованием традиционных форм в живописи, скульптуре, фотографии и других видах искусств  стала  формироваться культура копий, а человек, художник выступил как копировальщик форм мироздания. В культуре постмодернизма уживаются вместе различные  стили, формы и образы жизни. Смешение жанров – основная тенденция в культуре, порождающая новое эстетическое восприятие действительности. Постмодернизм как культура есть деконструкция мира, как форма воплощения желаний становится способом выражения человеком своего «я». Постмодернизм – продукт нового взгляда человека. В эти годы появляются и миры, которые связаны с языком и семантикой. Это – электронно смоделированные виртуально миры. Виртуальный мир – особенность культуры, которая всегда носит массовый характер, так как человек находится среди образцов культуры. Как правило, человек сам моделирует свое жизненное пространство. Это моделирование связано с игрой. Человек выбирает в своей жизни  варианты той реальности, в которой существует. Это игра. Таким образом, особенности западной культуры: массовость, виртуальность, игровые элементы в 90-е годы плавно стали растекаться по России, дойдя до ДВ. Постепенно, с развитием науки и техники, расширением рынка услуг, фундаментом всей социально-политической системы общества становится капитал. Происходит процесс вытеснения духовности, и культура теснейшим образом связывается с экономическими отношениями. Меняется общественная психология человека. Направленность сознания приобретает сугубо «денежный» характер. В 90-е годы в России, на ДВ в частности, происходит рождение монетаристской ментальности человека.
Новое явление в культуре – частные школы, студии, шоу-программы, которые заняли определенную нишу в рыночных отношениях.
Культура и искусство выигрывают от спонсорства. При государственной поддержке, с помощью спонсоров стали  возможны зарубежные гастроли дальневосточных театров, музеев, филармоний.
С появлением Закона о культуре разрешается оказывать финансовую поддержку со стороны управлений культуры из бюджета не только учреждениям культуры,по линии соподчинения, но и творческим союзам: Союзам театральных, музыкальных деятелей, Союзу художников, Союзу писателей.
Руководители культуры создали региональный совет по ДВ для лучшего понимания приоритетных начал в культуре, обменом мнений о налоговой политике, теми мерами, которые принимаются  для поддержки культуры. Находили лучшее, что есть в культуре ДВ и помогали друг другу .
Создан Дальневосточный объединительный совет по развитию культурных связей с Японией, которому отдан приоритет в организациях культурного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. На уровне этого Совета разграничены зоны деятельности. Сахалин работает, в основном, с Республикой Корея, Хабаровский край и Амурская область – с Китаем, Приморский край ориентирован на Японию, Камчатка – на США.
Совместным мероприятием всего ДВ стал «Караван дружбы» в 1997 году, Дни культуры Японии во Владивостоке, Хабаровске, Южно-Сахалинске, Благовещенске, театральный фестиваль в Хабаровске. Интересны контакты между Приморской детской библиотекой и библиотекой префектуры Тоттори. Хабаровский коллектив «Небывальщина» участвовал в фестивале Японского движения культуры.
В ноябре 1993 года главы администраций Дальневосточного региона встретились с главами японских префектур, обсудили совместное развитие культурных программ.
Отражением процесса формирования новых отношений, нового человека прежде всего явилась литература. Добрые отношения, патриотизм, интернациональность, высокоморальные качества героев литературных произведений писателей и поэтов-дальневосточников уходят в прошлое. На смену приходит зло, борьба за выживаемость, отчаяние человека, кружащегося в социальной жизни, жестокость, насилие перебираются в литературу 90-х годов.
Мэтр советского реализма Лев Князев печатает свой рассказ «Сатанинский рейс». Григорий Ходжер публикует «Вещун». С. Балабин знакомит читателей с «Первыми стрелами», А. Полищук с «Хроникой золотых времен», А. Ткаченко с «Болотом», А. Хейдок «Звездами Маньчжурии», П. Сергиенко – «Глазами солдата».
Поэты живут свои прошлым. В их произведениях еще нет налета меркантильности. Лирические чувства остаются основой их произведений, которые уже являются товаром, но штучным. Массовая культура не принимает поэтические образы в свой эпицентр. Б. Лапузин печатает «Дом творчества в Дубултах», выходит его поэтический сборник «Венок сонетов», Обоймина Е. печатает «Если…», Чигрин Е. – «Земные мгновения».
В процессе формирования новых денежных отношений многие писатели и поэты не находят себя в серьезном творчестве. Они переходят в рекламный бизнес, в котором могут зарабатывать деньги, но теряют свой творческий потенциал.
Стало событием празднование в 1999 году 200-летия со дня рождения А.С. Пушкина. В городах Магадане, Петропавловске на Камчатке, Южно-Сахалинске юбилей поэта превратился в настоящий праздник русской культуры, стал особенным, уникальным явлением в культурной жизни ДВ. Были созданы общественные Пушкинские комитеты, которые стали центрами всей организационной работы. Студенты, преподаватели Дальневосточного технического института завершили реставрацию Пушкинского театра, который стал одним из важнейших центров всей литературной работы во Владивостоке.
В рамках Дней славянской письменности и культуры прошли научно-практические конференции «А.С. Пушкин: эпоха, культура, творчество» в Хабаровске, Владивостоке, Магадане. Литература ДВ получила свое продолжение в новых экономических условиях.
Несмотря на влияние постмодернизма европейской культуры, человек остается важнейшим элементом самоорганизующейся социальной системы, что не позволяет дальневосточным авторам  отрываться от корней русской классики. Поэты находятся, как бы, вне времени и над временем.
Говоря о развитии кинематографии, следует отметить, что в  90-е годы приходит в финансовый упадок Дальневосточная студия документальных фильмов в городе Хабаровске, так же как и по всей стране. Разрушился российский прокат и не только потому, что прекратилось финансирование фильмов, но и из-за прекращения, почти до нуля, работы студий Мосфильм, Ленфильм, Свердловской киностудии. Кино – это мощное средство, влияющее на массовое сознание. При современных технологиях кино становится наиболее массовым видом искусства. На российский рынок, заполняя пустоту, ринулась продукция американской индустрии кино. Предлагаемое им кино носило характер насилия, войны, зла. Дальневосточный зритель стал потребителем этого кассового нашествия, что привело к падению общего культурного уровня дальневосточников. В сельской местности многие клубы закрылись в условиях отсутствия средств на ремонт, отопление, освещение. Передвижные установки, которые обеспечивали массовый прокат фильмов в отдаленных районах, так же прекратили работу. Происходит резкий разрыв в культуре городского и сельского населения.
Однако часть кинотеатров под давлением экономических условий находят спонсоров для ремонта, покупки новой аппаратуры, сдают часть помещений в аренду, находят новые формы привлечения  зрителя в кинотеатры (презентации новых фильмов, рекламные компании, шоу с участием специалистов, актеров). Во Владивостоке популярными стали кинотеатры «Океан», «Нью Вейв Синема», «Иллюзион», «Галактика».
В Петропавловске-Камчатском центром киноискусства остался кинотеатр «Парус», в Хабаровске – «Гигант». К концу 90-х годов увлечение голливудскими боевиками снизилось. Кинозрители стали предпочитать русские фильмы «Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник», «Холодное лето пятьдесят третьего» голливудским боевикам. Ряд зарубежных фильмов так же стали открытием для дальневосточного зрителя: «Танцующие в темноте», «Дорога в небеса», «Берег левый – берег правый» и другие. Эти фильмы стали настоящим открытием в искусстве, так как в них решаются проблемы человека и общества.
Живопись российского ДВ также развивалась в 90-е годы под влиянием постмодернизма. Художественно-картинные галереи по-прежнему выставляли, имеющиеся у них в запасниках шедевры классической живописи. Но и были такие работы, которые любители живописи не видели во времена Советской власти. Во Владивостоке Приморская картинная галерея выставила работы художников Хабаровска, Читы, Владивостока 20-30 годов. Среди них работы футуристов Д.Д. Бумоха и В.Н. Пальмова, графика П. Львова, П. Иванова из Владивостока, чеха В. Фиалы, хабаровчанина П. Любарского. Особое место среди них занимают работы пролетарского художника И.М. Видина.
В Хабаровске были выставлены работы П.В. Любарского. После учебы в Московском училище живописи ваяния и зодчества он несколько лет жил в Хабаровске, являлся членом футуристического общества «Зеленая кошка». Его  карикатуры линогравюры печатались нелегально. В 90-е годы XX века хабаровчане смогли познакомиться с его творчеством.
К.Н. Каль, окончивший Дюссельдорфскую Академию искусств, жил во Владивостоке, работал он в импрессионистском жанре. Его картины были выставлены в Дальневосточном художественном музее  во Владивостоке, в Приморской картинной галерее, в Южно-Сахалинском краеведческом музее. Приморская  картинная галерея выставляет в эти годы экспозиции «На сопках Маньчжурии», «Три века России», «Природа зовет» и «Осенняя симфония», «Русское и западноевропейское искусство XVII-XIX веков», «Православные иконы». В Дальневосточном художественном музее города Хабаровска демонстрировалась, сохранившаяся живопись в  фондах музея, художников 1937-1938 годов, подвергшихся гонениям. В краеведческом музее города Петропавловска-Камчатского были выставлены личные вещи, документы участников осады города французско-английского десанта XIX века.
Экспозиции Магаданского краеведческого музея демонстрировали зрителям историю Гулага.
Появлялись новые художественные галереи. Во Владивостоке «Артэтаж», «Версаль», «Детская картинная галерея», выставляющие в основном произведения художников, работающих в новых направлениях . Такие галереи открылись во всех краевых и областных центрах ДВ. Вот примеры такой живописи. Композиции из линий и геометризированных пятен, подсвечиваемые цветными лампочками, так называемый, опт-арт, который постепенно перешел на  рекламу, промышленную графику, служил для развлекательных зрелищ. Самоуничтожающееся искусство демонстрировало устройства, которые сами себя уничтожали (включались механизмы для слома, или репродукции выполненные красками, которые бесследно исчезали).
Новую смену течений возглавлял поп-арт (популярное искусство или «ширпотреб-искусство»). С поп-артом в музеи хлынуло то, что искусством не признавалось, и было областью массовой культуры – рекламные плакаты, этикетки, муляжи, манекены и наборы любых вещей, попавшиеся под руку – одеяла, консервные банки, чучела и т.п. Техника поп-арта была разнообразна: живопись и коллаж, опрыскивание из пульверизаторов, комбинированные рисунки с кусками ткани, камнями, черепками. Искусство поп-арта тесно переплеталось с торговой рекламой.
Вслед за поп-артом появляются особые направления. Например, боди-арт. Выставление картинок, составленных из людей, раскрашивание красками по голому телу. После боди-арта возникло уродливое направление – деструктивизм. Например, на крышку рояля высыпали цыплят, отрезали им головы и они продолжали бегать без голов. Фотореализм – это отражение реальности с помощью фотографии. Геореализм –  использование в целях создания произведения искусства, воды, земли, травы, песка, семян и т.д.  По сравнению с живописью, музыка развивала тенденции по большей части  в создании гармонии человека на фоне суровой реальной действительности.
Приморская, Хабаровская, Южно-Сахалинская, Камчатская краевые филармонии продолжают организацию пропаганды классической музыки. Пользуются популярностью концерты «Классики – современники», «Популярная музыка», концерты артистов Приморской  филармонии, «Русский романс». Артисты филармонии Эдуард Семенов, Елена Кирий, Сергей Алексейко собирали на концерты полные залы.
Но в молодежных клубах, на дискотеках используется сверхгромкая музыка,  беспорядочное мелькание света, ритмы, вводящие человека в транс: панк-рок,  рэп – скорее разговорный, чем песенный жанр, этнопоп – использование национальных тем в англоязычной музыке. Развивается церковная музыка, песнопения.
Театральные постановки дальневосточных театров не всегда были талантливы, актеры массово покидают театры, зарабатывают средства на жизнь, порой далекими от жизни театра,способами.
Приморский академический театр им. Горького, пожалуй, один из первых на ДВ показал, как можно заработать средства и не отойти от академизма. Кстати, на ДВ этот театр является академическим в единственном числе. Театр под руководством режиссера Ефима Звеняцкого наряду с классическими пьесами Шекспира, Горького и других вводит в репертуар музыкальные постановки, приглашает на ведущие роли известных столичных артистов и целые спектакли с участием известных артистов своего и других театров,  представителей столичной поп тусовки.
В театре с успехом идут пьесы Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского», Бернарда Слэйда «Мой Грех», Роберта Тома «Восемь любящих женщин», всегда полный аншлаг на постановках «Деревья умирают стоя», «Моя соперница – смерть», «Рождественские грезы». Гастрольные спектакли Р.Г. Виктюка, спектакли «Нина» с участием Д. Харатьяна, Шаниной и другие, становятся событием для театралов Владивостока.
В камерном театре Владивостока идут спектакли для юных зрителей: по пьесе Мольера «Жорж Данден или Одураченный муж», по рассказам Шукшина «Родник»; «На дне», «Чем люди живы», «Как закалялась сталь», «Пугачев».
Командование Тихоокеанского флота перевело из Советской Гавани во Владивосток  театр Тихоокеанского флота , что позволяло обновить репертуар, пополнить кадровый состав выпускниками Института искусств, пригласить творческих режиссеров. В Доме офицеров флота театралы увидели новые спектакли этого театра, такие как «Невероятный иллюзион Эрин», «Двенадцатая ночь» Шекспира, «Игроки» по пьесе Н.В. Гоголя.
Каждая премьера кукольного театра под руководством режиссера В. Бусаренко  во Владивостоке – событие. «Царевна-лягушка» - спектакль этого театра собирал не только самых юных зрителей, но и взрослых.
Кстати, кукольный театр Петропавловска-Камчатского, которому более 50 лет, у местных театралов пользуется не меньшей славой. Взрослые зрители считают его спектакли не только реалистичными, добрыми, но и веселыми, интересными в сочетании с прекрасной игрой актерского состава.
Камчатский драматический театр и в 90-е годы считал своим долгом не прекращать гастрольную деятельность по области. В городах Петропавловске, Елизове и Милькове всегда с радостью ждут спектаклей этого театра.
Необходимо отметить работу по развитию, облагораживанию народной культуры. В Приморском крае с 1997 по 1999 год продолжались творческие отчеты о работе культпросветучреждений всего края. В Арсеньеве была создана «Веселая арена» - цирковое объединение детей.   
В хабаровском крае и на Камчатке ежегодно проходят фестивали национальных меньшинств. С 90-х годов они носят статус Международных. На Международный фестиваль национальных меньшинств съезжаются представители национальных меньшинств Японии, США, Хабаровского, Приморского краев Амурской, Магаданской областей. Национальный корякский ансамбль «Мэнго» не знает себе равных в пропаганде культуры корякского народа. В 90-е годы создан новый ансамбль «Вывенка». Корякские национальные традиции становятся известными не только на Камчатке, но и в соседних странах.
Необходимо отметить, что культурные связи с зарубежными странами набирают новый виток.
В 1998 году значительным событием культурной жизни Приморья было отмечена дата – сто лет создания города Харбин в Китае и начало строительства КВДЖ.
В истории русско-китайских отношений, связанных с освоением Маньчжурского края, судьба города Харбина уникальна, города китайского, превратившегося в город русский с началом строительства КВЖД.
В апреле 1993 года было принято постановление Верховного Совета РФ о реабилитации русских корейцев. В связи с этим в 1993 году, в Южно-Сахалинске вышла книга А. Кузиной «Дальневосточные корейцы: жизнь и трагедия судьбы», сборник «Белая книга» о депортации корейского населения в 30-40 годах. Авторы Ли У Хе, Ким Ен Ун.
Конференция 1998 года «Китайская  философия и современная цивилизация» обобщила те работы китаеведов, которые были наработаны в последние годы.
Активизируется на ДВ деятельность международных организаций стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Приморский край проводит встречи с представителями деловых кругов Японии, Кореи, Стран Латинской Америки в рамках дальнейшего сотрудничества. Создаются культурные центры России за рубежом. Большую роль в совершенствовании русско-японских отношений стала играть в Японии  «Русская деревня». Создаются общества дружбы с Японией, Кореей, Китаем во Владивостоке, Хабаровске, Южно-Сахалинске. Развиваются побратимские связи, налаживаются отношения культурного обмена артистами, ансамблями, экспозициями, туристами, неделями кино.
Посещают Россию не только с деловыми визитами, но и культурным обменом. Несколько раз приезжали в Приморский край делегации пограничных китайский округов. Хор китайской провинции Муданьцзян выступал в Находке, Владивостоке, Большом Камне.
Конец 90-х годов – это время компьютеризации дальневосточных территорий. Все более активно вторгается в массовое сознание новые информационные технологии. Интернет предоставляет неограниченные возможности для знакомства с другими культурами, внедрение их в жизнь дальневосточников.  Культура пользования компьютерами позволяет использовать огромное пространство Интернета абсолютно все, что было и есть в культуре. Ко всему человек имеет доступ, все ему доступно. Развивается виртуальная культура. Еще в середине XX века ученый В.И. Вернадский выдвинул концепцию о ноосфере – неком информационном поле, в котором окажется человек и совершенно по-новому осознает свое участие в бытие. Это особое состояние  человека, ощущение свободы и ответственности пред мирозданием появляется в связи с возникновением , так называемой, виртуальной культурой. К сожалению российская, дальневосточная виртуальная культура настолько молода и отстала в своем развитии в сравнении с всемирной виртуальной культурой, что на стадии знакомства и использования этой новой формы культуры, дальневосточники еще не осознают свою ответственность перед Вселенной.
Таким образом, российская дальневосточная культура 90-х годов XX столетия находилась под влиянием постмодернизма европейской части России, однако старые реалистические традиции были еще сильны. Поэтому наряду со старыми формами культуры происходило появление , взаимовлияние, взаимная борьба  двух направлений культуры: старого реалистического, гуманистического  и нового постмодернистского направления, базирующегося на товарных отношениях и внедрение ее в сознание дальневосточников виртуальной культуры.


4. Заключение.

Период 80-90 годов XX столетия стал периодом перехода от одного уклада общественной жизни к другому. Этот переход вызвал перелом в общественном сознании. С изменением сознания изменяется культура общества. На смену реализму приходит постмодернизм. Эта смена происходит через взаимопроникновение, внедрение, взаимонепринятие, через борьбу форм, направлений, сознания художников, творческого потенциала. На российском ДВ новые направления культуры не получают широкую поддержку, они становятся интересными  очень небольшому числу почитателей. Смена на ДВ культуры идет эволюционным путем, отвергая революционный в смене культур. Только в конце 90-х годов на ДВ в связи с общей компьютеризацией возникает виртуальная культура. Направление, формы ее деятельности еще не ясны, они мало изучены, но предполагают с появлением виртуальной культуры полное изменение сознания человека. Кроме развития виртуальной культуры, на развитие процесса влияет востребованность массовой культуры «ширпотреба», переход на рыночные отношения, имеющийся эстетический опыт и воспитание предыдущего поколения.
Таким образом, этот период имеет решающее значение для формирования культуры следующего поколения, всего XXI века. Заложенные основы культуры в 90-х годах XX столетия станут фундаментом для формирования культуры целого века. От основы будет зависеть будущая культура нового поколения россиян- дальневосточников. Будет ли это эклектика культуры советской и рыночной, или получит развитие самобытное  искусство в условиях дальневосточных преимуществ географического положения, влияния сообщества стран Тихоокеанского региона,  наличия  самобытной культуры дальневосточных малочисленных народов, синтеза  национальных культур народов, проживающих  на территории российского Дальнего Востока,  оказания влияния китайской, корейской, японской, американской культур?





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ






1.История России с древнейших времен до конца XX века. М.: Дрофа, 2002г.
2.Никитин Н. «Культпросвет». Золотой Рог, 2003г.
3.Платонова Э. Конспект лекций  по  культурологи. М.: Айрис Пресс, 2003г.
4.Тыцких В. «Все для культуры». Проблемы Дальнего Востока, 1998г., №3
5.Хрипченко В.В. Мы пробуждаем в людях  лучшее. Труд. 1996г., 10 февраля.