Дворовый пёс Черныш

Екатерина Журавлёва
               

Передача "Спокойной ночи, малыши" уже давно прошла. И мои дочки заснули, тесно обнявшись с игрушечными зайчиками, собачками. Я же вышла на улицу, чтобы нагулять сон. Около подъезда сидел дворовый пёс. Черныш. Так, пёс как пёс: средних собачьих лет, ростом ниже чау-чау, но выше болонки. Морда у Черныша выразительна: короткий нос всё время находится в движении, нюхает воздух. Такие же подвижные, торчащие из под чёлки, брови. Изредка открывается круглый рассеянный глаз. Пёс от рождения нечёсаный, летом всегда с колтунами репейника на боках и животе. Его чёрная шерсть настолько густа, что Черныш кажется очень толстым, откормленным.  Тело от головы до хвоста не имеет ни одного видимого изгиба. Шеи не видно. А лапы  какие-то чужие, как будто от другой собаки. Передние прямые и  даже изящные, а задние несколько коротковаты, в штанишках, подкрашенных седым ворсом. Наверное, от такого несоответствия формы лап, передвигается Черныш по-особому, неспеша, вразвалочку, как лениво качающаяся кукла-неваляшка. И даже, если случается увидеть его бегущим, то кажется, что неваляшку качнули чуть резче. И только. При этом его пушистый хвост, обычно свёрнутый колечком, разворачивается и висит, подобно шпаге в ножнах. Это верный признак рассерженности.
      Черныш считает себя хозяином двора. Живёт в его пределах уже года четыре, так что и бомжем его не назовёшь. Случается, что уходит пёс, но ненадолго. Так, лапы размять, чужие дворы посмотреть. Но вскоре возвращается  и ложится где-нибудь под куст, вблизи детской площадки. Детей никогда не трогает, даже наоборот, очень волнуется, когда по двору идут незнакомые люди. Был у нас такой случай. Гуляла во дворе трёхлетняя девочка из соседнего дома со своей мамой. Через некоторое время мама, оставив дочку под присмотром других гуляющих, ушла в дом. На смену ей вышел дедушка, приехавший в гости. Понятное дело, Чернышу его вовремя не представили. Вот по причине личного незнакомства Черныш никак не хотел признать в пожилом человеке родственную душу той самой девочки. Пёс грозно рычал и не давал деду прохода к внучке. Малышка уже начала было плакать, но тут подоспела мама и исправила положение кусочком колбаски.
- Умница, Черныш, - похвалил пса дедушка. - Тебе не страшно доверить охрану ребёнка.
Но погладить себя Черныш так и не дал. Гордый слишком.
      Есть у нашего героя ещё одна забота - не пускать гулять на детскую площадку "домушников". Так зовут в нашем дворе всех пристроенных псов. Стоит высунуть хозяину со своим питомцем на поводке носы из подъезда, как Черныш громко и очень понятно "объясняет" куда именно надо идти им выгуливаться. Даже не знаю, как у него это получается, но понимают все с полулая, и как по команде трусят куда-то за дом.
      Та вот, в тот самый вечер, о котором я рассказываю, толи я научилась понимать собачий язык, толи Черныш вдруг заговорил по-человечьи, но мы разговорились.
- А что, - спрашиваю, - Черныш, ждёшь кого-нибудь?
- Да понимаешь ли, тётя Валя, из первого подъезда, обещала печёнку вынести. Испортилась, вроде. А мне что? Я и такую съем.
- Живот заболит! - предупредила я.
- Так меня же не надо гулять выводить! Знаешь, я ведь не глупый, если совсем в пасть не возьмёшь, так я и не буду. Вон несколько лет назад сожрал что-то. Так вкусно пахло! Оказалось, это был крысиный ужин. Думал, что лапы откину.
      Я вспомнила, как три года назад Черныш с неделю лежал на люке колодца и почти не вставал. Исхудал, ничего не ел, хотя ребята со всего двора таскали ему тёплые котлетки. Он только воду пил из мисочки. Все думали, что пёс сдохнет. Но он поправился, к всеобщей радости ухаживавших и сострадавших.
- Так что же, если тётя Валя не выйдет, так и будешь ночь у подъезда сидеть? - спросила я.
- Тогда тётя Наташа, из четвёртого, утром кашу принесёт с подсолнечным маслом и вот у этой скамейки оставит. А уйти никак нельзя. Зазеваешься, проспишь - из под носа съедят.  Будешь до вечера лапы таскать...
- Да кто съест-то?! Наверное, такой же, как ты, бродяга?
- Был бы такой же, как я и не жалко. Так вот нет! Доберман тут один гуляет, хозяйку на цепи водит. Вот он и хватает.
- А хозяйка-то куда смотрит?
- Не знаю, наверное, поощряет. Поэтому он и злой такой, что приходится с хозяйкой делиться. Знаешь, тут ещё кошек расплодилось! Тьма! Но у них отдельная кормушка - у первого подъезда. Меня оттуда гоняют.
- Да, не сахар у тебя жизнь, Черныш.
- Не сахар, - вздохнул пёс.
- Почему же ты не соглашаешься в доме жить, ведь звали?
- Ну, нет! Разве это жизнь? Я ведь щенком на цепи сидел. У магазина склад охранял. Не кормили меня почти, только воду наливали.
- Хотели, чтобы злой вырос?
- Вот вы, люди, все так и думаете! Да это же издевательство! Ну, я им отомстил.
- Как так?
- А вот как. Воры на склад забрались. Да всё и вынесли. А я делал вид, что сплю. Вот на утро-то посмеялся! Только побили меня. Я и сбежал.
- Да, это не жизнь. Ну, а та милая женщина из соседнего двора, что ошейник тебе подарила, с ней, почему не подружился?
- И не напоминай! Это же кошмар! Столько нравоучений, сколько я услышал за один день, я за всю жизнь не слыхивал. "На место!" - кричит и коврик, пахнущий кошками, подсовывает. Залаю как порядочный охранник, а она за голову хватается: "Нельзя лаять!"  А когда она меня в большую белую миску засунула, в ванну, что ли, и такой жидкостью с пузырями облила, забыл, как называется...
- Шампунем что ли?
- Вот-вот, и стала щёткой тереть, тут уж я не вынес такого обращения. Еле вырвался! Вбежал в комнату, отряхнулся, вытерся о мягкую тряпочку с дивана. Так она валерьянки накапала и в кресло упала. Нервная какая-то. Разве это хозяйка?!
- Значит, бьют - плохо! Заботятся - ещё хуже! Так какого хозяина тебе надо-то?
- А не надо мне хозяина! И так хорошо. Хочу лаю, хочу по городу гуляю, хочу голубей гоняю. А вообще, не знаю, что это я с тобой тут разоткровенничался?! Ты меня не кормишь. Ну и иди своей дорогой!  - сказал Черныш и деловито отправился к четвёртому подъезду караулить свой завтрак.
      А я помчалась домой, подумав, что на плите, в кастрюле, пожалуй, ещё остался суп и что где-то под мойкой имеется старая миска...
      Посмотри и ты в окошко.  Вдруг около твоего подъезда сидит такой же гордый и очень одинокий пёс. И если у тебя есть лишняя котлетка, то вынеси ему.  И он, сытый,  спокойно ляжет спать под кустиком.