Аюб Кара-Я бы дал указание захватить Исмаила Ханию

Роман Янушевский
Аюб Кара: "Я бы дал указание захватить Исмаида Ханию и Халеда Машаля"

Роман Янушевский
"Вести", приложение "Окна",
19 марта 2009 г.

Аюб Кара – член Ликуда с солидным стажем, ведущий представитель друзской общины в кнессете 18 созыва, а также возможный кандидат на министерский пост. Кара хочет стать министром для того, чтобы помочь малым народам. По его мнению, они сейчас находятся на перепутье - занятые своими проблемами израильтяне-евреи совсем забыли про своих ближайших соседей. А ущерб от такой небрежности может быть очень даже велик.

Ромая Янушевский

Его стремления поддержали представители друзской общины: отставные военные офицеры, а также высшие чины полиции. За всю историю Еврейского государства назначения министром добился только один друз – Салах Тариф, представлявший партию Авода. Он занимал должность вице-спикера и заместителя министра внутренних дел, а в правительстве Ариэля Шарона в 2001 году был министром без портфеля. Сейчас взоры друзской общины с надеждой обращены на Кару. Возможно, друз впервые станет полноценным министром израильского правительства.

Менди Сафади, парламентский помощник Аюба Кары, отмечает, что если все сложится благоприятно, Аюб заинтересован стать министром транспорта, так как ситуация с дорогами в друзских, бедуинских, черкесских, христианских, а также мусульманских поселках сложилась просто катастрофическая  - оставляет желать лучшего качество дорожного полотна. И большинство – по статистике - дорожных аварий происходит именно в этих местах.

По словам Сафади, Кара мог бы также стать министром развития Верхней Галилеи и Негева. Но в принципе любая министерская должность позволит Каре эффективнее разрешать проблемы его общины.

В свое время Аюб (это арабская версия библейского имени Иов) Кара уже был депутатом Кнессета – с 1999 по 2006 гг. Но когда Ариэль Шарон объявил о своем намерении эвакуировать еврейские поселения из сектора Газа, Кара стал одним из «бунтовщиков Ликуда», выступающих категорически против плана размежевания. В конце концов он даже отказался от своего депутатского мандата в знак протеста против программы Шарона. Возвращается в Кнессет он только сейчас, заняв двадцать пятую строчку в списках Ликуда.

- В воскресенье вы встречались с египетским послом Ясиром Ридой. О чем шла речь на этой встрече?
- Когда я выражал солидарность семье Гилада Шалита и посетил их палатку протеста напротив дома премьер-министра, Ноам Шалит обратился ко мне с просьбой помочь организовать ему личную встречу с генералом Омаром Сулейманом, главой египетской разведки. Я вышел на Сулеймана, и тот сказал, что для организации подобной встречи мне следует связаться с египетским послом в Израиле. Что я и сделал.

- Что вам сказал посол?
- У нас с ним сложился неплохой контакт, господин Рида считает, что я могу сыграть ключевую роль в поисках разрешения ближневосточного конфликта. В арабском мире считают, что я сильный лидер. Посол мне так и сказал: «Евреи тебя любят, хоть ты и не еврей, и об этом все у нас знают. Ты можешь быть подходящим человеком, потому что отлично знаком с обеими сторонами». Это дает мне уникальную возможность выступать посредником в переговорах. Кстати, арабы не особо рады тому, что Либерман станет министром иностранных дел.

- Вам прямо об этом сказали?
- Сказали, что они воспринимают это тяжело, но все же стараются судить человека не по словам, а по его делам, и потому очень надеются, что он будет хорошим министром. По мнению египтян, нынешнее правительство будет крайне правым, правда, по их словам, если Нетаньягу назначит меня министром, это несколько смягчит его радикальную направленность. Они знают, что на протяжении уже нескольких каденций сложилась негласная традиция назначать, как минимум, на один из министерских постов нееврея. В прошлую каденцию, например, министром науки, культуры и спорта был араб Ралеб Маджадла, представитель партии Авода. Если в этот раз назначат министром друза, данная традиция не прервется. А еще посол Рида добавил, что в Каире будут рады видеть Беньямина Нетаньягу в гостях, чтобы вместе способствовать решению проблем региона.

- Видит ли египетский посол возможность разрешения ближневосточного конфликта?
- Думаю, ему близка позиция саудовцев. Когда мы обсуждали вопрос, насколько серьезны намерения Сирии в то ведущихся, то прерывающихся переговорах, посол Рида отметил, что, по-видимому, весьма серьезны, потому что у нее нет выбора. Но заключая соглашение, следует особое внимание уделить тому, что Сирия поддерживает террористические организации. Для того, чтобы она отказалась от этого, требуется собрать за одним столом авторитетных представителей ХАМАСа, Хизбаллы, Сирии и попробовать разрешить все проблемы в комплексе. По мнению посла, необходимо вырвать нашего северо-восточного соседа из «оси зла», и это возможно только если проводить всесторонние, всеобъемлющие переговоры, и палестинцы должны принимать в них участие, и никак иначе. Даже если это означает вести переговоры с террористами.

- Какое у вас сложилось впечатление – посол был откровенен с вами?
- Думаю, что да. Я предложил египтянам взять Газу под свой контроль, и ввести там палестинское губернаторство, на что посол ответил категорическим отказом: «Они хотят свободы». Я ему возразил – ладно, теоретически можно еще представить объединение Западного берега Иордана с Восточным, ну а с какого боку тут прилепить Газу? Посол Рида лишь отметил, что создать автономию здесь не получится, так как палестинцы хотят свое государство.

- Ну а что же насчет Шалита?
- Соглашение по поводу его освобождения переносится на неопределенный срок, так как наблюдается несогласие по поводу конкретных имен в списках, причем обе стороны недовольны. Кроме того, израильтяне настаивают на освобождении террористов где-то за границей, в то время как ХАМАС готов пойти на сделку только если их переведут на территорию Палестинской автономии.

- Гилад Шалит жив?
- Посол сказал, что получил из Каира подтверждение о том, что он жив.

- Если сделка осуществится в том виде, что предлагается сейчас, это приемлемо?
- С одной стороны, ШАБАК и Мосад категорически возражают против освобождения некоторых из заключенных – тех, у кого есть кровь на руках. Потому что доподлинно известно, что те опасны и не колеблясь вернутся к своему кровавому занятию. С другой стороны, , на мой взгляд, каждый день, что Гилад проводит в плену, снижает наш потенциал сдерживания. Ведь если это террористы, с ними и нужно вести себя, как с террористами.

- Есть ли какие-то альтернативные варианты вернуть Гилада Шалита домой?
- С каждым днем это становится все труднее. Тем более, что сегодня нет сильного лидера, который смог бы осуществить это. Будь я на месте премьер-министра, я бы чуть ли не каждый день проводил различные операции в Газе до тех пор, пока бы точно не выяснил, где находится наш солдат, а уж затем бы предпринял все необходимые шаги для его освобождения. Если бы потребовалось, я бы даже дал указание захватить Исмаила Ханию в Газе, и Халеда Машаля в Дамаска, чтобы обменять их на Гилада Шалита. Но все что мы видим сейчас, – это бездействие нынешних лидеров в силу их слабости.

- А Биби сильнее?
- Несомненно, но кроме того, я надеюсь, что он назначит меня министром, и я смогу влиять на премьер-министра изнутри, чтобы мы освободили Гилада Шалита, даже если и придется заплатить высокую цену. Но, конечно же, мы не можем соглашаться для этого на эвакуацию наших поселений или на освобождение террористов с кровью на руках.

- Недавно в израильской прессе сообщалось о ваших контактах с сирийцами, что вы встречались с видным сирийским деятелем-алавитом, и что вас уполномочил Нетаньягу вести переговоры…
- Начнем с того, что я никому не говорил о том, что Биби направил меня на эти переговоры, и не могу сказать подобного.

- Откуда тогда дым?
- Это была провокация одной газеты (видимо, А. Кара намекает на оппозиционное ливанское издание Lebanon Now – Р.Я.), я попался в расставленную журналистом ловушку. Я давал интервью арабской прессе, и будущее израильское правительство обвинили в правом экстремизме. Естественно, я принялся защищать его и Нетаньягу, сказав, что мы ведем переговоры, хотим снизить напряженность в регионе.

- Когда это случилось?
- За несколько дней до выборов. Биби не уполномочивал меня ни на какие контакты, но когда я был в США, на меня вышли американцы и предложили провести подобную встречу (это принятая практика в дипломатии, прием, который называется back channel – обходной канал. Подобные контакты ни к чему не обязывают, с одной стороны, но с другой, могут и перерасти в нечто большее). Я ответил согласием, но сразу же предупредил, что это не означает нашей готовности отступить с Голан. Я не меняю свои взгляды, как перчатки, что присуще некоторым политикам, и хочу особо подчеркнуть это специально для тех, что катастрофически боится слова «мир». Я против мирных переговоров с территориальными уступками, но за заключение настоящего мира. Ибо мир завершают сильные, а уступки делают слабые лидеры. Обсудить мир можно, не вижу в этом ничего плохого.

- Сирийцы, однако, продолжают настаивать на том, что им нужны Голаны, и точка.
- Думаю, здесь можно найти творческое решение.

- Что-то наподобие того, что было принято во время заключения мирного договора с Иорданией – когда подтвердились права иорданцев на территорию Западного берега и особенно святые мусульманские места, но они передавались под контроль израильтян на неопределенный срок?
- Что-то в этом духе.

- Вы изъявили желание стать первым в истории Еврейского государства министром-друзом. Зачем вам это? Амбиции?
- Я хочу поддержать свой народ, мы сейчас переживаем очень непростой этап. Наша молодежь вся служит в армии и полиции – 94.7 процента. Но отслужив в армии, демобилизовавшимся ребятам непросто найти себе применение – работы практически нет, ведь не существует промышленных зон в непосредственной близости от наших поселков. Это приводит ко многим печальным последствиям – растет уровень преступности, люди растеряны. Мы очень лояльны государству, и я очень не хотел бы, чтобы это изменилось. Еще не поздно что-то поменять. Я вижу, насколько друзская община сейчас верит в меня, и как сильно она меня поддерживает. На выборах я обеспечил беспрецедентную поддержку Ликуду среди друзов, черкесов, бедуинов, арабов-христиан, и даже арабов-мусульман. Надеюсь, премьер-министр будет дальновиден и не откажет оказанному ему доверию целых народов.

***

В понедельник, 16 марта, состоялась встреча Беньямина Нетаньягу, будущего премьер-министра Израиля со старейшинами друзских общин, на которой его ознакомили в общих чертах с проблемами друзского сектора, а также их непосредственных соседей. Нетаньягу заявил, что не собирается нарушать традицию назначения министром представителя одного из малых народов, и что он желает сидеть с министром-друзом за одним столом на заседаниях правительства.