Зачем экономисту философия?

Шаварин Денис
Мой день как-то не задался с самого утра. Часов в семь меня разбудил звонок приятеля, который вдруг решил взяться за учебу и разом обрубить все свои «хвосты». Потом была очередь за хлебом и кружка сладкого чая. После того как я разобрался с грязной посудой, пришлось собираться в университет. В храме науки, естественно, ничего интересного и увлекательного вопреки утверждениям преподавателей меня ожидать не могло, посему выражение лица у меня было не очень радостным.
На автобусной остановке было не очень много народу. Правильно, ведь сегодня понедельник – начало рабочей недели, да к тому же время уже приближалось к обеду, так что все те, кто хотел сегодня пойти на работу должны были быть уже там. В голову как-то некстати закралась мысль о том, что во времена СССР были специальные люди, которых во время рабочего дня ходили по городу и выясняли у прохожих, почему те не на работе. Хорошо, что те времена уже стали историей….
Подошел мой автобус. Через час мне надо будет уже сесть за парту и начать учиться, а пока что времени у меня предостаточно. Я занял место у окна и прислонился лбом к холодному стеклу. Наверное, со стороны я выглядел глупо, но так мне было лучше видно, как мелькают камешки у колес автобуса.
Мы проехали всего пару остановок, как вдруг на повороте какой то парень на черной иномарке подрезал мой автобус, и на боку у дорогой машины появилась вмятина. Оба транспортных средства остановились, а водители выскочили на улицу. Вот так меленькая авария переросла в маленькую драку. Сперва я как-то не обратил на аварию никакого внимания. Я был настолько погружен в свои мысли, что заметил, что происходит что-то неладное, когда автобус резко затормозил, и на меня навалилась полная старушка, которая обдала меня лавиной брани. Пришлось промолчать. Не люблю ругаться со старушками, все равно им ничего нельзя доказать.
Поначалу меня даже забавляла та ситуация в которую я попал. Водители ругались на улице, кто-то из пассажиров вызывал ГИБДД, кто-то сетовал на судьбу, девушка рядом со мной чуть не плакала в трубку сотового телефона, объясняя тому, кто слушал ее всхлипы на «другом конце провода», что она не успеет приехать вовремя. Наконец какой-то старичок попросил кондуктора открыть дверь и народ повалил наружу. Я последовал общему примеру.
Решив не дожидаться окончания истории, я пешком добрался до ближайшей остановки и сел в первый же автобус, который ехал в моем направлении. В новом автобусе я так же занял место у окна и уже думал снова ненадолго погрузиться в собственные мысли, как меня хлопнули по плечу и поздоровались. Я дернул плечом и обернулся. Передо мной стоял мой школьный приятель.
- Привет, - сказал он еще раз – Как жизнь?
- Здорово, Серега, - ответил я – Нормально. Сам то как?
- Да тоже ничего. Когда мы в последний раз виделись?
- Вестой. На салюте в честь 9 мая…. – я немного задумался и почесал подбородок – Хотя нет. Последний раз мы виделись в июне, после моего четвертого экзамена. Ты еще хвастался, что уже все сдал.
- Точно! – усмехнулся Сергей – Как учеба?
- Зло среди нас! – рассмеялся я – А вообще потихоньку. Сам как?
- Иду на повышенную стипендию.
- Ботанишь?
- Ну, есть немного, - протянул он - Да и потом я работать не хочу. А так хоть деньги в карманах есть. У меня сейчас одна пара. Лекция. Но очень важная. На нее опаздывать нельзя. Чуть опоздал – все! Уже не пускают. А потом переклички устраивают….
- Уже можно покупать душистое мыло и пушистую веревку? - грустно пошутил я.
- Есть немного. А ты как учишься?
- Да по разному. Я же на платном отделении. Для меня что четыре, что пять или три…. Все едино. Главное сдать. А за знания в своей голове я спокоен. Они там иногда бывают. Что за страшный предмет то сегодня будешь изучать?
- Философия.
- Что же тут страшного? Я ее на первом курсе изучал и сдал нормально. Я уже этих философий три штуки сдал и скажу тебе честно, что ничего страшного в этом предмете нет. Так что можешь не переживать.
- Ну, кому как. Вот скажи…. – Сергей пристально посмотрел на меня, как будто хотел спросить меня о чем-то страшном и продолжил – Зачем экономисту философия?
- Как зачем? - удивился я – Философия суть важный предмет. Без нее никуда.
 - По-моему этот предмет лишний.
- Естественно. Сейчас у каждого своя философия. Просто, понимаешь Серега, раньше люди были либо богатыми, либо очень бедными. Они то в основном и сочиняли книги. А среднему классу бумагу марать некогда было – они работали. Крестьяне были безграмотными…. Правда и в том и в другом случае случались исключения.
- Ты чего ерунду несешь? – рассердился мой собеседник
- Не ерунду, а суть. Такого тебе в университете не расскажут.
- Ну?
- Богатым им делать особо нечего было. Вот они и писали всякие умные вещи. А бедные были недовольны своей бедностью и они тоже книги писали. Зачем? Чтобы с голоду не умереть и чтобы быть услышанными. Потому как ни телевизоров, ни компьютеров в те времена не было и жить было скучно. Вот люди и читали всякие книги с умными мыслями, а потом их дружно обсуждали. Хотя, конечно, если война, какая приключалась, али восстание с революцией…. Но тут тоже не всем весело было.
- А философия тут при чем?
- Как при чем? У каждого ведь она своя. Никто ведь не может дать определения таким понятиям как…. Ну скажем, например, «любовь» или «дружба». Это вообще вечные вопросы, на которые каждый по-своему отвечает. Что такое «право» тоже никто еще внятно не ответил. Хотя в наше время прав у человека мало. В основном обязанности.
- Так мне то зачем философия?
-  Ну, ты даешь. Ты же экономист.
- В том то все и дело!
- Вот! Представь. Сидишь ты у себя в кабинете, а у тебя стол завален стопками бумаги с цифрами и тебе их все надо посчитать по формулам…. Как тут без философии? Свихнуться можно. Или, скажем, читаешь ты учебник и не понимаешь ни черта….А применишь философский подход и сразу все понятно станет.
- Что понятно? – удивился Сергей.
- Что твое миропонимание еще не доросло до таких вершин, чтобы ты был способен понять значение нарисованных машиной на бумаге символов.
- Чего ты сейчас сказал?
- Вот я и говорю что твое миропонимание….
- Ладно-ладно! Хватит – замахал руками Сергей – А ты что же у нас лентяйничаешь? Тебе ведь оценки не важны.
- Не важны. Главное не оценка.
- А что тогда главное?
- Главное, Серега - жизнь. Надо жизнь прожить. А когда проживешь, то неважно, какая оценка у тебя была на третьем курсе по философии. А уж как ты жить будешь – дело твое.
- Слушай….. Может тебе после университета философом заделаться?
 - Да ну тебя. Чтобы философом стать, надо знать много и умные мысли изрекать. А я чушь несу. Вон на нас уже люди смотрят. Да и потом я уже решил, что не напишу ни одной ученой книги.
- Что так?
- Просто я не хочу, чтобы студенты, когда меня им преподавать будут, говорили обо мне нехороших слов. Какими нехорошими словами рядовые студенты сейчас отзываются о светилах науки? Слыхал? – я рассмеялся – Много ты хорошего про авторов всяких теорем и аксиом говорил, когда учил, то, что они насочиняли? Можешь не отвечать, я и так знаю что ничего хорошего и цензурного. А между тем эти люди миру много пользы принесли….
Мой школьный приятель смотрел на меня как на ненормального, а я продолжал:
- Или зла…. Не мне в этом разбираться. Опять философия…. А ты говоришь, зачем она тебе нужна? – я немного подумал и добавил – Хотя, может, и не нужна. Сомнения, брат…. И тут ни как без философии! В современной жизни вообще много лишних вопросов, без которых прожить можно, но жить тогда не так интересно будет. А как на них ответишь, если духовно не развиваться?
- Сложно все у тебя.
- Да нет, наверное…. Ты просто свою собственную философию внутри себя сформируй. А дальше все просто будет.