Чёрная речка

Екатерина Журавлёва
   
   В то лето мы отдыхали на одном из островов на Волге в районе Тверской области. Дочки мои были ещё маленькие. С нами отдыхала и моя мама. Из развлечений был августовский лес, полный черники и змей, а также спортивная площадка с натянутой сеткой перед нашим домиком. На площадке иногда случались баталии, вроде волейбола между мужской, очень преклонной, половиной острова или бадминтонные матчи между пятилетними карапузами.  Как понимаете, зрелища те ещё. Мои девчонки находили себе безобидные занятия, как  выстраивание дворцов из сфагнума и шишек, купание в реке, катание на тарзанке.  Мне же заняться решительно было нечем. Попыталась порыбачить, так за всё время поймала одну рыбёшку и ту, которая случайно зацепилась плавником за крючок. Особенно было неприятно, что пацанёнок лет семи, который иногда составлял мне компанию, тянул одну за одной. Спросить как это он так умудряется не позволяла рыбацкая гордость. А когда он ехидно удивлялся: "Чего это у  Вас, тёть, ничего не ловится?" , я отшучивалась: "Крючки, знаешь ли, затупились" или "наживка сегодня дюже дохлая" и другими похожими фразами.
   Плавала я, прямо скажем, как топор.  Поэтому все водные  процедуры меня не забавляли. Ну, иногда мы с Дашей набирали пустые пятилитровые бутыли и на катамаране плыли до соседнего острова за питьевой водой. Ещё один раз к острову причалил теплоход и всех желающих покатал по Волге до Твери - час туда и час  обратно. Туда мы проплывали мимо интересных церквушек и богатых вилл, выстроенных в водоохранной зоне. Народ на палубе танцевал и пил коктейли. Так что после трёх бутылочек коктейля, производства местного винного завода, мимо меня уже проплывали те же богатые виллы и церквушки в обратном порядке. Тоска. Хотелось чего-то такого, чем можно было похвастаться после отпуска коллегам. Но было явно нечем.
   Как-то соседка по домику обмолвилась, что есть тут один мужчина - продукты на кухню с того берега на своей моторке привозит. Так вот он рублей за триста экскурсию сделает - по всем закоулкам Волги прокатит, про всю живность расскажет, вся красота великой реки развернётся, как на ладони. Вот, подумала я, это должно быть интересно. И пошла договариваться.
   Ехидная улыбочка мужчины-экскурсовода показалась знакомой. Ах, вот оно что! Ну, здравствуйте, папа пацанёнка-рыбака. Договорились на пять вечера. Как раз двух часов до ужина хватит накататься за глаза.
   Ровно в пять я, дочки и мама были на пристани. Ни экскурсовода,  ни лодки его на обговоренном месте не оказалось.  Надо сказать, что деньги уже были уплачены, и в семнадцать тридцать мы ещё особо  не волновались. Но когда и в шесть лодка не появилась из-за поворота, мы подумали, что это я что-то напутала, то ли со временем, то ли с днём поездки. Для уверенности, подождав ещё с полчаса, мы, расстроенные, собрались на ужин. И как раз, почти тут же, услышали шум приближающейся моторки.
   Дядя Серёжа, чьё имя выяснилось позже, даже не извинился.  И на просьбу перенести экскурсию на следующий день, мол, на ужин не попадаем, отреагировал категорично:
- Вам что, дома поесть нечего?! Или сейчас, или никогда!
   Дома поесть было нечего, но девчонки ждали поездки и огорчать их не хотелось.  Пришлось согласиться. Мы оказались в лодке. Со стороны она смотрелась большой и надёжной. На деле же, когда вся компания расселась, то водоизмещение стало значительным  на столько, что зад с висящим мотором очутился на уровне воды. Мы тронулись в путь. Вообще странно, что при каждом подпрыгивании на волнах вода не заливала нам ноги.  Дядя Серёжа сидел у мотора и загадочно улыбался в усы:
- Эх! Сейчас такие места увидите!
   Начало было интригующее, даже если учесть, что солнышко неумолимо приближалось к верхушкам деревьев. Конечно, вокруг было красиво. Мы довольно быстро плыли по каким-то проливчикам с зарослями осоки и ивняка с одной стороны и с крутыми берегами с другой. Над небольшими песчаными пляжиками высились чудными великанами огромные голые корни сосен.
- Ой, смотрите, спинища-то! - крикнула Лилечка. И мы на секунды увидели перекатывающуюся  в воде тёмную спину какой-то рыбины. И не просто крупной, а так ростом с половину нашей лодки точно, а то и больше.
   Садящееся солнце раскрашивало небо в невероятные цвета - малиново-апельсиновые с примесью киви. И вот это фруктово-ягодное многослойное желе в точности отражалось в воде. Дух захватывало.
- Это ещё что! - пытался докричаться дядя Серёжа, - Вот выйдем на открытую воду... Его голос утонул в шуме мотора.
   Через некоторое время моторка свернула в приток, и дядя Серёжа сбавил скорость.
- Перед большой водой хочу вам речку показать. Так, для контраста. Чёрной звать.
   Ну, речку так речку. А она очень скоро сузилась до размеров речушки, а потом и вовсе до ширины двух лодок, и мотор стал издавать странные звуки.
- Помельчала, однако! - проговорил наш проводник и ещё сбавил скорость.
   Берега наступали. Ветви деревьев свисали над головами. И было в этом что-то из фильмов о путешественниках, которые пробираются в дебрях Амазонки. Девчонки расшумелись, подстёгнутые остротой происходящего, и стали шутливо пугать друг друга:
 - Вон, смотри, крокодил нырнул.
- А вон к лодке устремились чёрные ленты! Это змеи! Это страшно-ядовитые змеи!
   Одной маме было невесело. Она и так страх как воды боится. А тут ещё девчонки лодку качают.
- Вот там, за деревьями, за кустами бегут аборигены с копьями с ядовитыми наконечниками! - веселились дочки.               
   И от этих разговоров было и весело, и жутковато одновременно. Вода казалась чёрной и устрашающей. Действительно, не ясно кто из неё может вынырнуть.  А вдруг  и вправду кто-то выскочит из зарослей?!
   Вдруг речушка раздвоилась, поставив нас перед выбором.
- Ну, куда едем? Направо или налево? Решайте быстро! - приказал дядя Серёжа. И я воскликнула:
- Налево! Мы пойдём налево!
   И мы поплыли налево. Тем временем речушка сузилась до размеров лодки. И вот, в тот момент, когда показалось, что берега вдавятся в бока нашего судёнышка и когда пришла мысль "а не поплыть бы нам обратно, только как?" - мотор лодки, хлюпнув пару раз, чертыхнулся как-то по-своему и затих.
- Ну и? - как-то странно спросил дядя Серёжа.
- Что, ну и? - поинтересовалась я.
- Я говорю ну и что делать будем? - вкрадчиво повторил мужчина.
   Меня отхватило непонятное чувство: в лодке одни слабые женщины, а тут вдруг такой странный вопрос.
- А что, собственно, мы должны делать? - осторожно спросила я, глядя на этого  усатого человека, чьё  лицо не предвещало ничего благополучного.
- Налево, налево! Нечего налево ходить! Женщинам не полагается! - проворчал дядя Серёжа.
- Господи, откуда же мне было знать?! - возмутилась я. - А что там - вправо?
- Да, тоже самое! - махнул рукой он и задумался.
   Повисла тягостная пауза, во время которой все пассажиры видимо судорожно думали. По крайней мере, я думала о том, "как далеко  продолжается это узкое место, и где можно было бы развернуть лодку, чтобы вернуться?" О чём думали остальные, я  не знаю, только через несколько минут послышался Лилечкин голосок:
- Мамочка, а я домой хочу.
   И последовало жалкое всхлипывание.
   Начало темнеть. Дядя Серёжа пошарил руками где-то вдоль борта и вытащил вёсла. Одно протянул мне:
- На. Вставай и отталкивайся от берегов. Сам окунул своё весло в воду и достал им до дна. Стало ясно, что он тут "все мели знает". Так медленно и скрипуче мы стали продвигаться вглубь. Разговаривать почему-то не хотелось, и я в тайне надеялась, что там дальше наше лево где-то воссоединится с право, и мы поплывём обратно. Минут через десять в напряжённом молчании мы достигли цели. Ею оказалась огромная ржавая труба, в которой исчезала наша речка.
- Ну, вылезайте! - буркнул дядя Серёжа.
- То есть как это - вылезайте?! И куда же мы денемся? - спросила мама.
- Я не вылезу отсюда никуда! - завопила Даша и ей вторила Лиля.
- Ну, а как я лодку-то разверну? Как мотор почищу? - возмутился "добрый" дядя, но тут, же смягчился, заметив округлённые глазки девчонок, - Вон там места грибные хорошие. Походите пока.
- Какие грибы?! Ночь полночь! Тут не только грибы - крокодила не увидишь - закричала я и тут же поняла, что дала маху. Раздался дружный скулёж. Мама стала успокаивать внучек. А я прикусила язык и помогла всем выбраться на берег.
   Ещё минут  двадцать, и я удивилась, что так шустро лодка встала носом в обратную сторону, а мотор был очищен от набившейся в него травы и сучков. В руки мне опять было сунуто весло. И я поняла, что так мы гребём до Волги. Мотор сонно стоял на сиденье.
   На обратном пути по Чёрной речке все детские страхи выросли до размеров слона: и крокодилы, понятное дело, лязгали зубищами прямо у лодки, и стрелы летали над головами, а лодка кишела змеями. Мама не успевала утирать слёзы Лиле, которая от ужаса зарывалась ей в колени. Только Даша иногда нервно похихикивала.
   Но вот берега понемногу расступились, речка углубилась, и драгоценный мотор был опущен в воду.
- Ну, не подведи, дорогой! - погладил его дядя Серёжа и завёл.
  И мы опять понеслись по водной глади. Штиль полный. Солнце совсем село. И зажглись звёзды. Теперь уже Луна освещала наш путь домой.
- Нет? Не домой? А куда? - кричу я.
- О, да я же вам большой воды не показал! - тоже кричит наш экскурсовод.
- А может не надо?! Нам малой хватило! - упрашиваю я.
   Но моя просьба остаётся без ответа. Видно решил всё-таки триста рублей отработать. Только девочки мои повеселели, как вдруг берега стали исчезать из виду, и на многие-многие метры, а может и километры вокруг только вода. Огромная, огромная вода. Как море.
- Боже мой, страх-то какой!  - слышу маму. - Как много воды!
- Это место зовётся кладбищем кораблей! - весело объясняет "чуткий" дядя. - Здесь глубинища, что в Байкале.  Вот они на дне там и лежат.
   Ну что тут скажешь? Только крепче вцепишься в бортики, что мы и сделали. Несёмся. Брызги в лицо. Воздух колышет щёки, задувая в открытый рот. И вдруг, о, ужас! На нас несётся берег! Я не успеваю закричать, как мы с грохотом врываемся в него. Но что это? Скорость сбавлена. Мы опять в протоке или в канале? Плывём.  С берегов вспархивают огромные птицы и шарахаются в стороны, напуганные нами.
- Ох, какие большие! Кто это? - спрашивает Даша.
- Это серые цапли. Их тут много! - отвечает экскурсовод.
   А мама их и не увидела. Оказывается, она всё это время сидела с закрытыми глазами. Боялась. Плывём дальше.  И опять врубается мотор. И опять мы несёмся куда-то. Куда - уже всё равно. Лилечка дремлет, уткнувшись носиком в бабушкино плечо. Даша задумчива. И мне бы уже, честно говоря, головой бы на подушку. Ан, нет!
- Устали? Сейчас срежем путь! - кричит "заботливый" дядя Серёжа.
   И мы влетаем в протоку  с высокой травой. И тут же мотор издаёт уже знакомые хлюпающие звуки, второй раз за вечер чертыхается и замолкает. Мудрый дядя Серёжа привычным жестом выдаёт мне два весла, откуда-то вытаскивает ещё два и, ничуть не виноватясь, приказывает:
- Греби! Помочь-то надо! Мотор - дело тонкое.
   До пристани мы догребаем глубокой ночью. Я уже не помню тот путь. Слышалось посапывание детей, вздохи мамы и всплески воды под вёслами.
   Вы думаете, вернул ли мне кто-то триста рублей? Ну, нет же, конечно. Да я и не жалею. Потому, как нашлось, чем порадовать коллег (не всем же на югах валяться) да и о чём рассказ написать, тоже нашлось.