О накопительной пенсии

Мальхан
Так как абсолютное большинство читателей не очень активно покупают (или берет в библиотеке) книги политологов, то я взял на себя смелость познакомить читателей со взглядами известного писателя Сергея Кара-Мурзы на проблему пенсий. Надеюсь, что этот короткий текст внесет ясность в те проблемы, которые возникли вокруг пенсионного фонда.

О накопительной пенсии

Речь пойдет о важнейшем изменении жизнеустройства, которое касается буквально всех. Это даже не политика и не экономика, это – тип бытия и отношений между поколениями. Если хотите, речь идет о типе народа. Вопрос о том, как кормятся старики, определяется всей культурой народа и корнями уходит в религиозные представления.
Сегодня власть заявляет, что старики должны получать кусок хлеба не так, как считалось правильным в православной культуре, а так, как установили протестанты. Неужели люди не понимают, о чем идет речь?
Давайте вникнем суть. В тех культурах, где человек не стал, как в протестантизме, свободным индивидуумом – изолированным «атомом» - осталось понятие народ. Народ вечен, пока в нем есть взаимные обязательства поколений. Одно из них в том, что трудоспособное поколение в целом кредитует потомков – оно трудится, не беря всю плату за свой труд. Иногда эта его лепта в благополучие потомков очень велика (как это было у поколений, которые создали советское хозяйство, а потом еще и воевали). Обязательство потомков – обеспечить достойный кусок хлеба тем из предыдущего поколения, кто дожил до старости. Обеспечить как  всему поколению, а не отдельному человеку («лично моему отцу»).
В СССР этот извечный закон был воплощен в систему государственного пенсионного обеспечения. Эта система гарантировала именно связь поколений. Часть данного предыдущим трудоспособным поколением кредита возвращалась ему в виде пенсий. Только часть!
Остальное шло на развитие страны, уже для внуков. Российское телевидение по всем каналам повторило кем-то подсунутую ложь, что сегодня средства на пенсии изымаются из кармана молодых. Из-за одного такого утверждения, которое вся Россия была вынуждена выслушать шесть раз в день.
Так вот, в СССР та часть общественного долга старикам, которая возвращалась им в виде пенсий, распределялась, в общем, на уравнительной основе. Доля тех, кто не дожил, шла в общий котел. Такая «уравниловка» нисколько не мешала тем, кто неплохо зарабатывал и был бережлив, откладывать деньги на старость в сберкассе – советская власть вкладов не воровала. И у многих пенсионеров водились деньжата.
Давайте перейдем на «рыночную» терминологию. Нынешние пенсионеры в свое время вступили с обществом в «трудовой договор». Они работали весь свой срок за весьма скромную зарплату, а общество, в лице государства обязалось обеспечить им старость с вполне определенным уровнем потребления (мы эту «потребительскую корзину» советского пенсионера еще помним). Этот уровень повышался в течение четырех послевоенных десятилетий и уже воспринимался как естественное право человека. Подчеркиваю, что «договор» предусматривал именно УРОВЕНЬ ПОТРЕБЛЕНИЯ, а не число бумажек или других средств платежа, которыми манипулирует правительство.
И старики свою часть договора выполнили. Теперь настало время выполнять свою часть договора правительству. Никакой отсрочки старики дать не могут, никакого рыночного рая, которого ждет молодежь, вкушать не будут. Как же ведет себя правительство? Оно грабит стариков, отказываясь отдавать им заработанное. Оно хладнокровно крадет их сбережения. Оно снижает уровень потребления ниже физиологического уровня выживания. Если при советской власти на месячную пенсию можно было купить 400 кг молока или 670 кг черного хлеба, сколько можно купить на сегодняшнюю пенсию?
При любых разговорах о пенсиях надо зафиксировать этот факт. А так же преступный и аморальный характер аргументов правительства: оно не возвращает долг, потому что у него нет денег. Это – логика вора, который заимел силу. А кроме того, это вранье. Деньги есть, и очень много. Не платит правительство только потому, что у народа нет защитника, а сам он не может организоваться.
Ограбив тех, кто работал предыдущие полвека, государство теперь вообще сбрасывает с себя обязанность служить посредником между поколениями. Оно заявляет: все, народ рассыпался на «атомы». Теперь пусть каждый накапливает себе на старость сам. Кто не накопил – пусть подыхает с голоду, так справедливее. И это нам представляется, как «пенсионная реформа»! Просто пенсии «по-хитрому» отменяются – вот и вся реформа. Чтобы каждому копить на старость деньги – никакого государства не надо. Более того, ведь это правительство наши деньги, отданные ему на сохранение в «пенсионный фонд», наверняка украдет. И ведь ничего не поделаешь – эти деньги по большей части будут вырываться у нас из зарплаты насильно.
К чему же это ведет? Народ лишается средства сохранить себя как непрерывную цепь поколений через долг и хлеб – без государства это трудно, все рассыпается на изолированные индивидуальные решения. Основная масса русских стариков впадет в страшную бедность. Они не смогут накопить, будучи молодыми, ибо они не протестанты, они подсознательно живут по Евангелию. Да и из чего копить?
При советском строе пенсии были государственными и выплачивались из бюджета. На обеспечение пенсий шли все доходы и все достояние государства. Никакой связи с тем, сколько сегодня заработал  какой-нибудь Вася Пупкин в г. Урюпинске, размер пенсий не имел. Этот размер определялся негласным и дружественным договором и исходил из скромного набора тех благ, которые нужны пенсионеру для достойной старости. Потому-то никакой индексации в зависимости от зарплаты Васи Пупкина не проводилось – это было бы нелепо.
А сейчас отменили советский тип пенсии. Учредили Пенсионный фонд – что-то среднее между налоговым ведомством и банком. Сколько сумеют содрать в этот фонд с того самого Васи – столько и разделят между пенсионерами. А госбюджет уже за пенсии не отвечает. Что с этими деньгами творят в «фонде», кто и как их «прокручивает», кто запускает в него лапу – нам к тому же неизвестно.
Вот это и есть главное. Перешли от исчисления пенсии исходя из реальной жизненной потребности стариков – к раздаче тех денег, что «удалось собрать», к исчислению от зарплаты Васи Пупкина. И сделано это для того, чтобы просто снизить пенсии («сократить дефицит госбюджета»), но снять ответственность с правительства. Извините, мол, собираемость низкая!
Покупательную способность средней пенсии (то есть саму пенсию) реформаторы снизили по сравнению с советским временем в 4 раза. Имеет правительство возможность манипулировать пенсией? Да, через индексацию.
Что значит «средняя зарплата»? Кто ее считал? Да само правительство. Какую хочет, такую и насчитает – поди проверь.
Наивные депутаты спрашивают: «А у вас есть инструкция по подсчету?» Им ЦСУ отвечает: «Есть, есть, вот смотрите, две печати. Не беспокойтесь». Успокоились. Раз инструкция есть, то и волноваться нечего. Они свой долг выполнили – наличие инструкции проверили.
Правительство по существу признало, что реформы привели к созданию патологической двойной экономики, теневая часть которой почти равна легальной. Что в стране под прикрытием государства действует черный рынок труда с диким наймом без всяких социальных гарантий и отчислений. Заявленные масштабы расхождений между легальной и реальной зарплатой столь велики, что можно говорить о возникновении преступного государства. «Капиталистам» бесплатно передали собственность огромной страны, ничего «первоначально копить» им не приходилось. Черный найм в таких размерах возможен лишь в том случае, если есть сговор между криминальным бизнесом и государством.
Одно дело, когда пенсии начислялись из бюджета, из всех обобщенных доходов государства, а иное дело, когда фонд пенсий складывается из отчислений только той части граждан, которые работают «на свету». Нагрузка на них непомерна, и пенсии все равно малы. Надо понять, что созданная система именно патологична и глубоко порочна. Если мы не будем ставить трезвый диагноз, никакой благоприятный исход невозможен. «Это» не рассосется. Дело может дойти или до страшного социального кризиса, или до распада страны.