Вторая капитанская история

Виктор Крумм
Вторая капитанская история
С Петром Туманяном давно знаком просто как КМ с КМ.
Очень приветливый был человек(может еще жив?)С капитаном Петросяном Николаем
Мануиловичем- плавал у него старшим помощником на тх"Чигирин".Был очень хороший капитан и человек.Он умер лет 15 назад.Теперь в отношении танкера "Туапсе."На  т-ре"Туапсе' старшим пом.капитама был мой соученик по курсам штурманов дальнего плавания Борис Меркулов.В Одессе была информация ,что Борис в момент захвата судна, вступил в схватку с китайцем ,который начал  спускать
на корме флаг СССР.Когда он возвратился из плена - мы с ним ,часа 2 ходили по
улицам Одессы и он мне рассказывал ,как все было.Теперь ,задним числом я думаю,
что он имел какую то ложную информацию обо мне.Уточняю в чем дело.Когда то в
1947 году, когда я после зимовки, возвратился в Одессу ,оставив беременную жену у
ее родителей в Шкотово ,я был назначен 4 пом капитана на тх"Калинин".Капитаном судна был Евгений Генрихович Михальский ,Стармехом Островидов-Сын Островидова-священика в честь которого в Одессе названа улица;Нач.рации Мирошниченко Иван,
судовым поваром был родной брат Гриши Годыны-Николай.(С Гришей я познакомился,
когда через несколько месяцев, попал на пх "Подольск)Кстати у этого Николая была
необычайно красивая жена и мне было несколько странно, как такой весьма обычный
мужик ,мог заполучить такую красавицу?.Я обратил внимание ,что она все врамя ходит с перевязанной головой ,что как я понимал -у нее болит голова т.к. он ее не удовлетворяет!Но это не имеет отношения к сути повествования.Итак продолжаю .Когда я попал на тх "Калинин" это судно только -только пришло из загран рейса по Европе.(Это важно)В один из дней ,когда я нес суточную вахту , с сигнального поста стали светом мигать на судно.Нас до этого предупредили ,что в порт может прибыть маршал Жуков, назначенный коммандующим Одесским Военным Округом.Увы ,я не удосужился выучить азбуку морзе.Вечерело.Я обеспокоенный сигнализацией ,обратился к нач.рации Мирошниченко ,попросил подняться на мостик и принять
сигнал.В ответ Иван сксзал: "Ты на вахте-ты и принимай".Я ему говорю: "Я не читаю по морзе ,а это может быть очень важно ,если это связанно с Жуковым.Примите сигнал ,а потом доложите капитану и он меня накажет.Но сейчас это может быть очень серьезно!"."Нет я не буду принимать сигнал"."Вы пожалеете"- сказал я.К моему успокоению на сигнал ответило соседнее судно. Как понял , если что-то важное- нам сообщат с судна принявшего сигналы.Да, еще одно.Перед назначением на тх "Калинин" я некоторое время работал на "биче" в отделе кадров ЧМП на "подхвате"- подносил инспекторам папки с личными делами моряков и был "куда пошлют".Через пару недель, я был списан с судна так как тх "Калинин" направлялся в загран рейс Должен обяснить ситуацию.Дело в том ,что в 1946 году
с танкера стоящего в Порт Саиде сбежал нач.рации ,кажется по фамилии Сурис.
Поступило указание сверху: "Всем морякам загран плавания вновь представить
характеристики от двух членов партии.Без этого за границу не пускать!"У меня таких характеристик не было.Вобщем ,меня снова списали.Но ,самое интересное-с судна
списали еще несколько человек и в том числе Ивана Мирошниченко.Скорее всего,
я думаю, за контрабанду.Тогда было модным списывать и лишать визы за подозрение в контрабанде-если даже не было вещественных доказательств, но был рапорт в наш Белый Дом(морской отдел НКВД) от какого нибудь "стукача" достойного доверия органов.Но получилось ,что я выполнил свою угрозу!!!Этот Мирошниченко между прочим в дальнейшем ,закончил заочно Одесскую Высшую Мореходку и стал работать у нас в пароходстве электромехаником- наставником.Спустя много лет я, будучи капитаном тх "Уэлен" воспользовался памятью ,которая отложилась у этого вредного Ивана.У меня на судне работал старшим электриком Саша Бойко ,который заочно закончил ,кажется среднюю мореходку и хотел получить рабочий диплом
электромеханика.Пошел сдавать ,а Иван Мерошниченко его "задробил" о чем мне сказал Бойко.Я пришел в п-во, разыскал Ивана и спрашиваю его:" Почему ты не пропускаешь моего старшег электрика?""Он нечего не знает и не сможет работать
электромехаником"."Но я прошу тебя не чинить препятствий и принять экзамен"."Но он слабак"."Я прошу тебя" повторил я и ушел.Через несколько дней Саша Бойко был
пропущен Иваном в электромеханики и получил рабочий диплом.Значит получается, что в течении многих лет я сходил за "важного и опасного тайного работника органов!"И очевидно, Иван делился своими домыслами с другими и так ,по тихоньку росла моя слава "тайного агента".Так может быть поэтому, Борис Меркулов целых два часа потратил на подробный рассказ о своем пребывании в плену у чанкайшистов?.Ну и кроме того -мы были хорошими товарищами.Вот, что он поведал.Держали его в одиничке.Условия были довольно тяжелыми ,так как было жарко и душно и кроме того в комнате ,где его держали, был днем и ночью охраник.Все врема горел свет.Кормежка скудная-рис с мясом и овощами.Никакого насилия или пыток не было.Навещал его какой то тип, хорошо говорящий по русский и убеждал, что возвращаться домой уже опасно ,так как все равно не будут верить.Приходил еще представитель Красного Креста, который на требования освободить его и отправить на Родину ,"Так, как их здесь держат незаконно" отвечал, что Советы тоже держали незаконно какого то (Теперь уже не могу вспомнить о ком шла речь)Потом Борису сказали, что большая часть экипажа уже решила не возвращаться домой и.т д.
Вобщем кончилось тем ,что перед тем, как их освободили ,его переместили в комнату, где содержался капитан Калинин.Как думает Борис, это сделали в надежде ,что вдвоем они могут принять решение не возвращаться.Возможно охраники знали
русский язык и докладывали о разговорах ,которые ведут между собой пленники.
Вот собственно и все.Часть экипажа ,которая заявила ,что "остается", между собой
договорились ,что выбравшись с Тайваня доберутся до Советского Посольства в США и таким образом вернуться домой.Между прочим, всем семьям плеников в 
Одессе ,выплачивали зарплату кормильца.Ну а дальше было всякое.Я плавал и потому многое не знаю.Борис Меркулов стал потом капитаном судна и пользовался доверием и авторитетом у начальства.Он в самом деле был хорошим моряком.Кажется я ,еще будучи в Одессе слышал, что он умер.С Кузнецовым я был в хороших отношениях.Он стал председателем профсоюза ЧМП и даже помог мне
получить квартиру на Черемушках.Правда, я был обижен ,так как надеялся получить квартиру на проспекте Шевченко(на Черемушках получали аварийщики ,а я им не был)Теперь  там живет мой внук Сергей. В первом фильме ЧП о сбытиях на т-ре
"Туапсе" фигурировал ,как один из главных героев ,моторист судна.Так вот оказалось ,что он брат моей соученицы Верочки Ляховской по 116 одесской средней школе.Он же сын художника М.М. Божия.Я был у художника в гостях и видел портрет моториста-сына художника и героя картины ЧП в первом варианте.Теперь возвратимся
"к нашим беранам."У меня на судне перед уходом на пенсию работал 2 пом капитана Петя(забыл фамилию(Его тесть, оказывается был ,каким то большим начальником в органах.Так вот этот Петя сказал ,что его тесть высказался:" За твоим капитаном нужен глаз да глаз".Я понимал всегда,что моё поведение вызывало беспокойство, так как я был -не понятен.Как правило ,кроме "стукачей", которые были в команде-  меня всегда опекали
второй или старший помощники и  еще не менее трех, из остального комсостава..Вобщем, ранно или поздно я узнавал ,кто есть кто.Но я узнав, кто."сексот", никогда не придирался , никогда не показывал ,что знаю .Я старался таких держать на судне и не выгонять, так как вместо них прислали бы новых, которых я не знаю.Плавать на моём судне было выгодно всем, так как я делал хорошие рейсы, был демократичен и допускал в свою сторону критику и никогда за это не мстил.Понятно ,что доклады о моём поведении были благоприятными, хоть вызывали подозрение ,что
"такого быть не может!".Представительские ,которые я получал -я тратил по назначению ,а не на себя лично ,как делали некоторые капитаны.Ну и многое другое.Короче-просто надо быть человеком и беречь людей и не жадничать.В дополнение расскажу еще  одну историю.Мне нужно было представить две характеристики от членов партии.Одну мне дал отец моего школьного товарища.Старый член ВКПБ.Со второй случилось следующее.Как то я встретил знакомого из нашей роты с которым в 1941 году я был на фронте под Днепропетровском.Звали его Наум Квитко  Разговорились.Я рассказал что стал моряком .А он оказывается; стал Начальником парт кобинета областного НКВД ,что было на Маразливской.Я спросил его ,"Mожет ли он, как член Партии дать мне характеристику для работы на судах загран плавания."Конечно,
без всяких сомненний-ты же мой фронтовой товарищ".Прошло время ,а мой приятель
все время "тянул резину": "Не успел написать" и прочее прочее.Наконец он сказал причину по которой он не может дать мне характеристику.Окзаывается ,секретарь парторганизации, который должен заверять его подпись ,запретил ему давать мне характеристику ,"Так как его подпись, заверенная им-Зам.начальника обл.одессНКВД
сделает меня ,Абсолютно не подконтрольным всяким проверкам.Я всегда буду  выше закона!".Но это еще не конец истории.Характеристику мне дал другой, но дело не в этом.Лет 5 назад в Лос Аннджелесе ,где я сейчас живу,был я в продуктовом магазине и, увидел знакомое лицо.Я узнал Нюмку Квитко!Я подошел к нему и сказал :"Здравствуй Нюма-ты меня узнаешь?"Мой Нюмочка, как я увидел- страшно испугался .Очевидно о своей работе в органах НКВД он скрыл при въезде в США."Дай твои адресс Нюма".Нюма судорожно вручил мне свою визитную карточку и быстро ушел.На визитке были  телефон  и адресс писателя Наума Квитко.Если бы здесь знали каким писателем был мой приятель его бы могли депортировать обратно
.Но я пожалел его нервы и не стал искать с ним встречи и не стал звонить-пусть живет спокойно.! Года 2 назад я прочел некролог. Нюма Квитко умер.Теперь все.