Как бы Яр по повести Есенина

Виктор Ушаков Сахалинский
27 марта на Первом канале в программе «Закрытый показ» был представлен худфильм «Яр» по мотивам повести Сергея Есенина «Яр».

По традиции, ведущий Александр Гордон после коллективного просмотра организует обсуждения, которые мне зачастую любопытнее и интереснее, чем сам фильм.

И на этот раз так вышло. Что думают люди, зрители, кинокритики, писатели, учёные, философы, актёры. Сам Гордон  вызывает симпатию как человек думающий, обладающий острым умом, нестандартным мышлением с провокационными вопросами. На прошлой передаче его даже назвали: «змей-искуситель».  И при том, с чувством вкуса и меры, тактичности и воспитанности. Человек образованный и трезвомыслящий с математическим складом ума, то есть его трудно провести на мякине.

Фильмы, правда, бывают занудные, затянутые, ни о чём. Но с философским подтекстом, над которым можно поломать голову, разгадывая в глуши провинции. И, набравшись терпения, смотрю через силу странное кино, чтобы добраться до долгожданного обсуждения.
К тому же, в нашем захолустье развлечений интеллектуального характера особых нет.

И что мы видим. Кстати, перед показом я не знал, что это экранизация повести «Яр» Есенина, упустил момент, отвлёкся. И это хорошо, это незнание не мешало, не запутывало. Прозу Есенина читал в юности и, честно признаться, подзабыл.

По ходу фильма возникают сплошные вопросы: зачем, откуда, где это происходит и когда?? Такое впечатление, что народ какой-то прокажённый, отверженный. Всё у них наперекосяк. В ответе за старые грехи? Какие?

И среда обитания для них чужая, чуждая. Родная деревня совсем не родная. Как будто сосланы они за тяжкую провинность. И поступки их ничем не мотивированы.  Где логика? Где идея или антиидея? И зачем она нужна?
 
Неужели это про нас, про русских? Метафора, притча. Иррациональность поступков. А, это маниакально-депрессивный взгляд. Кого? Есенина? Это потом, при обсуждении выяснилось, что снято по повести, которую написал двадцатилетний поэт в 1915 году за 18 дней, тяжело переживая личную драму.
И не всё поместилось в кино по законам жанра. Изъята логическая завершённость и некие благие дела остались в книге.
Остался тяжёлый осадок горечи без исхода и просвета за поломанные судьбы. Народ пьёт, гуляет, а потом дерётся до смерти. Одна женщина убивает другую (странницы) за бусы, хотя получила в подарок крупную сумму денег.
Хлопец малолетний идёт по ягоду с ружьём, собака просится с ним, он её не берёт и погибает в лесу от вепря.
Кстати, откуда взялась немецкая овчарка. Ладно, узнаём из справки, что овчарку завезли в Россию в начале прошлого века. Но не в каждую деревню!
Да и стоила она по тем временам что корова. И видно, что народ не слишком жирует в этой деревне, чтобы покупать заморских собак. Была бы она у помещика, ещё куда ни шло, да и то под вопросом.

Постановочный фильм – опыт документалиста. Сплошные натяжки. Распадается на отдельные фрагменты, которые после просмотра всплывают.
Сплошные полнолуния. Зловещий лес. Языческие  обряды. Традиции. Фольклор. Всё якобы и как бы. Не верю.
Насилия и смертей не меньше, чем в современных сериалах. Натурализма тоже хватает. 
 
Деревня любителей, сезонников, временщиков. Мельник тонет под колесом собственной мельницы. Бывает, но редко. Как гласит восточная мудрость: И обезьяны падают с дерева. По-нашему: И на старуху находит проруха. Но здесь же сплошная непруха. С каждого дерева падают эти обезьяны.
Сплошные несчастья настигают и старух, и молодух, и мальца с ружьём, и мельника. И мать героя убивают за бусы, и беременная девушка травится. И невеста спит с другим. И люди тонут в речке каждую весну, или топятся. Хотя утонуть в ней проблематично, когда можно перейти вброд. Если только по весне разливается.
И места совсем не есенинские. Ничего похожего.
И религия непонятная, смесь язычества недоделанного с загнанным, поруганным православием.
Коробит долгий плотоядный взгляд попа, вожделённо провожающий бутыль с хмельным зельем, которую проносят мимо. В церковь! Ну не все же такие.
Взгляд создателя фильма фиксируется только на негативном, преподнося это как правду жизни. Показывая нам «как бы» срез времени, истории. История какая-то исковерканная, вырезанная.
И происходить это могло где угодно. Без привязки к месту и времени.
 
Идея! Домыслы: Потерпите два года и Революция Вас всех освободит и поведёт на строительство счастливого будущего! И тогда будет процветать всепоглощающая религия – атеизм.

Мелкие неправдоподобия. «Останови телегу, закурю». Ветра вроде нет, если - самокрутку, а папироску прикурить можно и так, трясясь в телеге. Мелочи, но тормозят. Баба возница с цигаркой во рту, а на пышной груди крестик. И телега едет без дороги. Символ, метафора? Деталь.

Главный герой уходит из деревни от матери, бросает жену с ребёнком, считается пропавшим и сгинувшим (и это ему на руку), потом возвращается (и его никто не узнаёт!), соблазняет девицу и снова уходит уже навсегда. Девица отказывается идти с ним и травится, когда узнаёт, что беременна.
И становится как-то неловко за лесничего с жалостливыми причитаниями над ней.
«А, может, вернуться»,- проносится в голове героя. Но уже поздно, и он об этом не знает.

И разве можно эту «экранизацию» показывать детям, «проходящим» Есенина в школе?!
 Неужели это наша сегодняшняя жизнь?! Ещё прозвучало, что снято красиво, гламурно.

А слоган «Как Бы» стал своеобразным символом современности, приблизительности. Это уже диагноз. Где только ни услышишь. Практически везде и изо всех уст. За исключением единиц.