Нистру

Леонид Ветштейн
 «Нистру» - это бутылка молдавского коньяка.
«Нистру» - это мой любительский видеофильм.
«Нистру» - это наидушевнейшее воспоминание.
С чего, однако, начать? Да, пожалуй, с самого начала. С того, что в середине 80-х годов прошлого века, будучи подвергнут жёсткому прессингу(читай – травле) в областной газете, где работал, я прямым ходом попал в больницу, понятно, в кардиологическое отделение. И соседом моим по больничной палате оказался добродушный шибко габаритный абориген из близлежащего Навбахорского района, которого звали Бобокул Облокулов.
Мы как-то легко нашли с ним общий язык, так как он любил шахматы, и ему нравилось, как я играл с ним вслепую, не глядя на доску. Кончилось это тем, что когда я раньше Бобокула выписывался из кардиологии, он подарил мне тот самый коньяк, симпатичную стройную узенькую бутылку со Знаком качества на этикетке.
И тому суждено было случиться, что простоял у меня дома этот подарок непочатым...почти 20 (двадцать)лет!
И пришла мне в голову мысль выпить этот коньяк, спустя эти годы, с самим Бобокулом. Увы, оказалось, что мой сосед по больничной койке давно ушёл в мир иной.
Тогда, дабы вспомнить об этом славном, оставившем у меня добрую память человеке, я решил найти его родственников и с ними употребить молдавский горячительный напиток по прямому назначению.
Неожиданно оказалось, что сын моего ушедшего из жизни приятеля был не кем иным, как... хокимом (читай – мэром) того самого Навбахорского района!Его имя Гулом Облокулов.
   Я попросил знакомого тамошнего газетчика найти возможность сообщить главе района, что есть, де, в областном центре человек, которому отец хокима подарил 20 лет назад бутылку коньяка, и хочет этот человек (я то есть) откушать сие зелье в его семье.
Информация моя была передана, но реакции никакой: хоким просто-напросто этому не поверил, решив, что кто-то хочет примазаться к высокому должностному лицу(ситуация достаточно типичная).
   И тут я узнаю, что одна знакомая журналистка как раз едет к навбахорскому  хокиму на предмет взятия у него интервью.Напросился вместе с ней и, оказавшись в кабинете мэра, сообщил ему то, что хотел. Но бутылку-то я с собой не прихватил!А потому почувствовал, что Гулом Облокулов,
с явным интересом меня выслушав и как бы вняв всему, что я говорю, всё же имеет в душе сомнения, хотя их не выказывает.
Свой следующий визит к главе района я нанёс уже не с пустыми руками, а с подарком двадцатилетней давности.
   И тут вдруг (о,это дивное «вдруг»!) оказалось, что Гулом Облокулов только что ...выпустил в память о своём отце книгу!
И тогда мне приходит в голову мысль – предложить хокиму устроить по этому поводу семейное застолье, на которое я принесу(чертовски к месту!) 20 лет простоявшую в моём секретере бутылку «Нистру» (кто б знал, сколько раз были за эти годы на неё покусительства, в том числе и  со стороны личной моей жены). И ещё одна мысль пришла по этому случаю в мою голову – пригласить на это необычное семейное событие телеоператора!
   И – говоря коротко (а рассказывать как раз сейчас можно ой как много, например, как трудно было выкроить для осуществления этой идеи время в жесточайшем графике хокима сельского района; как с дикими усилиями найденный мной оператор, напился, сволочь, в тот самый съёмочный день, с огромным трудом выкроенный мэром для семейного застолья, и как чудом срочно удалось найти другого оператора...),так вот, говоря коротко, хоким эту идею принял и состоялось в его доме неординарное мероприятие в память доброго моего приятеля Бобокула Облокулова. Его большой портрет висел над столом, в центре которого стоял сделанный им два десятилетия назад презент, невероятным образом у меня сохранившийся.
И было необычное действо, без всякого сценария запечатлённое на видеоплёнку. И говорились по необычному поводу душевные слова о дружбе, о памяти, о книге и, конечно, о бутылке «Нистру», более чем уместной в этом семейном застолье. И подарил мне Гулом Облокулов свою книгу, посвящённую своему отцу.
И всё это стало основой небольшой документальной ленты,
названной, естественно, «Нистру».
И показана была эта лента на Международном кинофестивале видеолюбителей в Санкт-Петербурге "Белые ночи"-2004. И отмечена была эта лента Дипломом фестиваля. Копию этого Диплома я храню у себя дома.
Почему копию, а не оригинал? Потому что оригинал я отдал Гулому Облокулову, который повесил его под портретом своего отца. Возможно, он и сейчас там висит.
Под занавес пикантная деталь. Хотите верьте, хотите нет, но хоким Гулом Облокулов до того застольного дня вообще не брал в рот спиртного. Никогда. Ни разу. Рюмка коньяка из принесённой мною бутылки его отца была первой в его жизни. Может быть, и последней: мне доводилось бывать с ним за столом и позже, -к спиртному он не прикасался.

                *******
 НА СНИМКЕ: этикетка от ТОЙ САМОЙ бутылки...Она была у меня в Узбекистане, а сейчас здесь, в Израиле… Ибо памятно…