Pixelgarten. Сад, Где Растут Пиксели

Николай Коршунов
АНТИЦИФРОВОЙ ЗАГОВОР В ГЕРМАНИИ

Pixelgarten – это почти что kindergarten, детский сад. Или еще какой-нибудь другой garten, в котором наверняка бегает чей-нибудь kinder и растут всякие полезные овощи для kuchen. Доброе и небесполезное место на планете.

Хотелось бы сразу предупредить: к пиксель-арту Pixelgarten не имеет ровным счетом никакого отношения, и путать одно с другим не стоит. Адриан Ниэрлер и Катрин Альтенбрандт, жители славного города Франкфурта, которые, собственно, и породили данное конкретное безобразие в творческом союзе, сильно этого не понимают. Их стезя – целенаправленное и планомерное вытеснение компьютерно-векторной эстетики из астрального плана современного искусства, задача благородная в своем безнадежном порыве. Сами Pixelgarten, впрочем, так не считают.
Говорит Адриан. «Сначала мы планировали сделать такой интерактивный сайт, в форме сада, и придумали это имя для него. Чтобы люди заходили на него и могли там «гулять». Потом эта затея переросла в тот сайт, на котором размещено сейчас наше портфолио, pixelgarten.de, а еще раз потом – в название нашей студии. Ах да, мы еще хотели простебать одно большое немецкое агентство, Pixelpark. Они, типа, такие большие, а мы поменьше, они парк, а мы – садик».
Поколение тридцатилетних, чье детство пришлось на блаженной памяти застой, наверняка помнит такую грандиозную штуку, как гедеэровские конструкторы. Из которых, по блочно-модульной системе, можно было строить домики, садики, загончики, населять их человечками, коровками, овечками – в Детском Мире за всей этой несерьезностью стояли многокилометровые очереди. Есть большое подозрение, что мы недоиграли в одни и те же игрушки. В отличие от прочей дизайнерской братии, всерьез и надолго пересевшей на Adobe Creative Suite, Pixelgarten моделируют свои образы не в виртуальной, а в самой что ни на есть реальной реальности – строят, например, горы, обустраивают их игрушечными деревцами, машинками, подъемниками, рисуют на заднике облака. И фотографируют получившееся. Правда, у Pixelgarten, в отличие от нас, было еще несколько источников вдохновения, недосягаемых для простых советских школьников – вроде игр для популярной когда-то платформы Commodore. И жизнь в оживленном франкфуртском, как поет группа «Ария», «квартале красных фонарей».
Получившееся в итоге Адриан и Катрин склонны называть «графическими инсталляциями». По части выбора материалов и креативных техник они также особо не привередливы: философия Pixelgarten – средство воплощения вторично по отношению к идее и подчинено ей. Узкая специализация убивает свободу выбора лучшего носителя. Современный художник не должен быть ограничен своими пристрастиями – как любит говорить Катрин, следующая вещь, которую мы сделаем, может тотально отличаться от всего, что мы делали до этого.
Возвращаясь к теме альпинизма, с которой были связаны недавние проекты Pixelgarten, Hoehenluft и Evertxt, Адриан становится серьезнее: «У нас нет с горами ничего общего, мы никогда не увлекались скалолазанием. Тема Эвереста была выбрана потому, что все больше людей считают альпинизм экстремальным развлечением. Вроде парка аттракционов для тех, кто успел попробовать в жизни все. Мы читали дневники альпинистов, смотрели документальные фильмы и прочувствовали это очень глубоко. Когда мы снимали эту работу, мы сами чувствовали себя так, как будто лезем на Эверест. Иллюстрации кажутся забавными, но присмотрись – и ты увидишь обратную сторону скалолазания…»
Ваяя 3D в реальном пространстве, трудно не войти в клинч с цифровыми технологиями. Именно это – еще одно общее место творческой программы дуэта: Resistance against Digitalism! Пора напомнить окружающим, что в действительности нет никакой клавиши Undo. И никакой программный крэш не уничтожит твою работу за пару миллисекунд, если ты не пользуешься программами. В глубине души Pixelgarten надеются, что их образ мышления станет если не новым трендом в графическом дизайне, то хотя бы заставит креативщиков пересмотреть свои взгляды на соотношения между аналоговыми и цифровыми техниками.
«В феврале прошлого года мы закончили работу над проектом All I Do Is Think For You в Берлине для итальянского арт-проекта Diesel Wall. Это портрет группы Jackson 5», – вспоминает Адриан. – «На это у нас ушло больше километра провода, мы выложили их силуэты проводом на глухой стене дома и сделали им светящиеся глаза. Временный памятник пятерым некогда безумно популярным людям, ныне погребенным в забвении. Джексонов очень много и часто семплировали – и вот они и здесь, на стене, но только в форме своих собственных сэмплов. Так и проходит слава».
Почему-то кажется, что сказанное Pixelgarten имеет отношение не только к их памятнику Jackson 5, но и их работе в целом. Популярность старых технологий не гарантирует их востребованности в будущем. Но всегда найдется изобретательный индивид, который в подходящий момент вытащит олдовую тему на свет из чулана и покажет, что отправлять ее на свалку было совершенно необязательно. У «пиксельсадовцев» это выходит куда как убедительно.

Журнал "Хулиган", ноябрь 2007.