Сделка

Степанова Настя Другая Планета
       Собеседование. Можно считать, что история началась с него. Собеседование проводил сам директор фирмы. Соискателей, а вернее соискательниц, таких же как я, было человек семь-восемь. И я, по собственной оценке, смотрелась самой бесперспективной. У них была и прописка, и возрастом помоложе. Про возраст – это я не к тому задумалась, что как-то проигрывала на их фоне во внешности или обаянии… Но они ведь были более самоуверенны, чем я со своим «провинциальным» воспитанием. К тому же они все оказались родом из этого города, а, следовательно, город знали. Именно это обстоятельство и внушало мне главный комплекс. Устраиваться на работу в риэлтерскую фирму… На должность помощника руководителя… И не знать город!
       Я сидела на диване, отвечала на вопросы мало – меня мало спрашивали. И я просто «расслабилась» и стала сама собой. Все уже было ясно.
Собеседование закончилось. Услышав заветно-дежурное «мы вам позвоним», все разошлись. По дороге я купила свежие газеты с объявлениями о вакансиях и пакет кефира. Придя домой, смыла с лица весь макияж, выбросила стопку старых, изрисованных маркером таких же газет. Потом взяла маркер, новые газеты, села за кухонный стол и… И вдруг (как в известных стихах) зазвонил телефон.
       - Алло…
       - Здравствуйте. Вы сегодня приходили на собеседование к нам. Это Николай, директор.
       - Да…
       - Когда вы готовы выйти на работу?
       - А я принята?
       - Ну, да… Так когда?
       - А… А когда нужно?
       - Завтра можете?
       - Да! Конечно.
       - Тогда мы вас ждем завтра к девяти.
       - Хорошо.
       - До свиданья!

       На следующее утро без пятнадцати девять утра началась моя новая жизнь. Мне выдали карту города и я учила наизусть все названия улиц, переулков, их принадлежность к районам, удаленность от центра и вокзала… В течение недели мне нужно было освоить совершенно незнакомую раньше профессию… Нет, сферу жизни… Нет, науку! Я читала и повторяла вслух, чем отличается лоджия от балкона, сколько квадратных метров в одной, двух и трех комнатах, во что обходится установка телефона, домофона, железной двери, двухкамерных стеклопакетов и как отсутствие всего этого сказывается на стоимости квартиры, а также, как наличие всего этого способно повысить цену вожделенной жилплощади. Высокие и низкие потолки, смежные и изолированные комнаты, полезные и жилые метры, раздельные и совмещенные санузлы – кто бы мог подумать – именно это стало моей жизнью.
       В свободное от «просвещения» время я наводила порядок в документах и в компьютере. Выяснилось, что «грамоту» корреспонденции никто из двоих руководителей толком не знает. Таким образом, во мне раскрылась новая полезность! Меня оценили. Стали обращаться более внимательно. Стали общаться. Одним словом жизнь налаживалась.
Я познакомилась с девушкой из соседнего кабинета. Помимо риэлтерской деятельности фирма занималась еще и установкой мебели на заказ. Как-то одно с другим совмещалось… Я не вдавалась в подробности – мне была важна и потому интересна новая работа. Девушку звали Наташа. Первое впечатление сменилось на благоприятное и постепенно совместное чаепитие в обеденный перерыв стало обязательным. Я сменила прическу, цвет волос, стиль одежды, манеру поведения, настроение, отчасти планы, возможно жизнь…
       Единственное, что меня смущало – зарплата. Она была… Вот именно так – формально она была. Но хватит мне ее – я понимала это еще задолго до первого получения – только на еду и квартиру. Хотя относительно еды я сомневалась.
       Николай, директор фирмы, поначалу присматривался ко мне – как старательно я изучаю его ремесло, как запоминаю карту, как общаюсь по телефону, как веду себя с клиентами (хотя меня и не допускали еще до  непосредственного общения), навожу порядок, обзваниваю и узнаю «живы» ли еще квартиры в «базе»… Но, когда я почти полностью переписала одно из важных писем, именно это его почему-то «сразило». И он начал САМ вводить меня в курс дела. ДЕЛО – дело квартирных сделок.

       Оказалось, что «моя зарплата в моих руках». И меня начали обучать.
Каждый приходящий к нам клиент, уходя от нас, должен был понять, что ни одна из всех других многочисленных риэлтерских контор не сможет ему помочь. А в идеальном варианте он вообще не должен уйти от нас, не заключив сделку. Понять клиента просто – каждый хочет купить хорошую квартиру и «чтобы недорого». Понять нас еще проще – деньги. Каждому клиенту, поэтому, нужно уделить максимум внимания, чтобы он не пожелал самостоятельно производить поиски, нужно «преподнести ему все на блюдечке», создать, что называется, комфортные условия.
       Вот вошла семейная пара. Спрашивает муж, а жена стоит рядом. Я улыбаюсь обоим. И прошу присесть. Николай наблюдает за мной, но почти сразу перехватывает разговор. Быстро и четко он получает у мужа всю необходимую информацию о желаемой квартире. Я слушаю. Николай просит меня дать ему распечатку нашей «базы» квартир. Пока он изучает ее, я листаю другую распечатку – «базы» других фирм города. Я знала, что она у нас есть, но не знала пока зачем. И вот почему-то (от волнения возможно) взяла ее сейчас. Жена до сих пор сидевшая молча, вдруг проявляет интерес  и заглядывает в мои бумаги… Но тут Николай находит два подходящих варианта и начинает звонить. Сделка… Переносится на завтра. Николай обещает подыскать к встрече еще пару вариантов. Они уходят.
       - Обзвони похожие квартиры в других агентствах. Узнай «живы» ли еще. И потом сообщи мне, я сам договариваться буду. Если эти двое придут без меня или будут звонить, скажешь им, что квартиры есть… Только цену… Называй не ту, которую тебе в фирме дадут, а… Ну, накинь тысячи две-три долларов. Понятно?
       - Почему?
       - Что значит, почему… Мы же будем сделку оформлять. И мы должны получить за это деньги.
       - Но… Получается, что они могут пойти в ту фирму и купить дешевле…
       - Вот ты и должна сделать так, чтобы они не пошли.
       - …
       - Ты, кстати, про зарплату спрашивала. Так вот, на собеседовании это не обсуждалось… От каждой ТВОЕЙ сделки тебе пять процентов. Если это, конечно, будет ТВОЯ сделка. Сегодня, сама понимаешь, не в счет. И никогда не показывай больше клиентам эту распечатку, чужую «базу».
       - Да. Я все поняла.
       - Я буду завтра к одиннадцати.
       - До свидания.

       В обед пришла Наташа, как обычно, с чайником. Я достала шоколадку.
       - Кольки нет?
       - Нет. Он только завтра будет.
       - А Сергей?
       Сергей – это был второй директор. Не знаю. Каким образом распределяли между собой права и обязанности Сергей с Николаем. Я, насколько успела разобраться, подчинялась и тому и другому. Но все ключевые вопросы решал все-таки Николай (отчеств, кстати, мне так и не назвали).
       - Тоже не будет. А почему ты его так запросто и на «ты» называешь?
       Наташа усмехнулась.
       - Да мы с ним в одном дворе жили.
       - Правда? Он тебя по знакомству взял?
       - Ну, вроде того… Мы не общались довольно долго. Я замуж вышла и уехала. А уж потом, когда начала работу после беременности искать, узнала, что Коля у нас БизнЕсмЕном стал.
       И она снова усмехнулась. Произнося слово «бизнесмен», она именно так коверкала его.
       - Кто бы мог подумать. Одна фамилия чего стоит! 
       При этом она встала и подошла к стене, где висели в рамках сертификаты, грамоты и благодарственные письма на имя Николая. Фамилия его и правда была несколько непрезентабельна…
       Чайник вскипел, я налила в кружки кипяток и спросила…
       - А ты давно здесь работаешь?
       - Да уж больше года. Тут до тебя трое сменилось.
       - …
       - Я уходить хочу… Только ты Кольке ничего не говори!
       Она спохватилась вдруг своей откровенности.
       - Не скажу. А почему ты хочешь уйти?
       - Да нечего здесь делать.
       - А мне даже интересно. Даже нравится. Никогда раньше ничем подобным не занималась…
       - Ага! Он тебе еще не говорил. Что это «тВОРческая работа»?
       Она снова начала коверкать слова и продолжала…
       - Как не получишь пару раз зарплату, потеряешь интерес!
       - Как?
       - А вот так… Хотя… Ты же на сделках можешь зарабатывать. Девчонки до тебя только на них и сидели.
       - … А мне казалось, что он … такой хороший руководитель…
       - Колька? Ты знаешь, что вот этот офис – это бывшая квартира? Здесь жил его дядя-алкаголик. Коля дяде купил комнату в коммуналке старой где-то на окраине, в районе поселка, кажется. Семья вроде против была… Но… Да, у него вся семья алкаголики.
       - …
       - Коля вырос, как растение – сам по себе. Погоди, ты еще его мамашу увидишь. Она, как напьется сюда приходит и начинает права качать. Коля и сам …
       Я сделала, в конце концов, вид, что занята в компьютере, но она не останавливалась…
       - Так вроде нормальный, держится, знает, что ему нельзя. Но… Если сорвется…Наследственность…
       Она вздохнула и встала.
       - Ну ладно… Я сегодня пораньше убегу. Если будут звонить – прикроешь?
       - Да… Пока.
       - Пока.

       Сделку на следующий день Николай оформил сам. Мне стали доверять переговоры – все предварительные встречи, слова и контакты. Чаепития как-то сами собой отошли – просто не было времени.
       Как-то мы с Николаем в кабинете перепроверяли в очередной раз «базу».
       - А вы с Наташей «из мебели» общаетесь?
       - Да, иногда пьем чай в обед. А что?
       - Наверно я буду ее увольнять.
       -…
       - Мне на нее жалуются.
       Я сняла трубку телефона, намереваясь непременно сейчас звонить… Но уловка не сработала…
       - И жалуются уже давно.
       Я вспомнила, что действительно, когда я еще не работала здесь, и звонила узнать о времени собеседования и еще зачем-то, Наташа откровенно нахамила мне по телефону… Но потом… «Первое впечатление сменилось на благоприятное».
       - Говорят, что она хамит по телефону…
       Николай говорил вроде сам с собой. Но почему при мне?..
       - И с клиентами ведет себя грубо.
       И он посмотрел на меня.
       - Вообще-то… Когда я сюда устраивалась… Она не очень вежливо разговаривала по телефону со мной. Правда…
       Я положила бесполезную трубку. Он покивал головой. Но ничего не сказал. Тут в коридоре послышались шаги. В кабинет вошли новые клиенты.
Николай встал.
       - Ну, давай. Это твоя первая сделка. Я вернусь к шести.
       И он, взяв портфель, вышел.

       - Присаживайтесь… Располагайтесь, пожалуйста. Так, что вас интересует…
       Да. Это была моя первая сделка. Муж и жена. Примерно лет 35. Довольно приятные. Обычные. И мне удалось их расположить. И убедить. И обаять… Мы подобрали подходящую квартиру. Назначили «смотрины». Все оказалось проще, чем представлялось. Мне удалось согласовать сделку в какие-то полчаса. На «смотринах» же я должна была назвать и окончательную цену… Ведь это была не наша квартира.
       - Значит до завтра.
       Жена улыбалась. Он протянул мне руку. Я тоже улыбнулась.
       - Да. Завтра мы вас ждем, и все будет готово.
       - Хорошо. Приятно у вас. Мы правильно к вам зашли.
       - Спасибо. До свиданья.
       - … Приятно, что вам можно верить.
       Он пожал мою руку. Еще раз улыбнулся. Я смотрела ему в глаза…
       И они вышли за дверь. Хлопнула входная дверь.

       «Вам можно верить… Вам можно верить… Вам можно верить…»
       Эти слова звучали у меня в голове. Я сидела в офисе одна. Наташа, кажется, как обычно ушла пораньше.
       «Вам можно верить… Вам можно верить… Вам можно верить…»
       Я набрала номер агентства, где была выставлена эта квартира. Знакомая уже девушка Маша сказала, что квартира продается за двадцать ДВЕ тысячи и спросила, кто будет показывать квартиру.
       - Скорее всего, Николай.
       - Отлично. Я с ним созвонюсь, оговорю детали.
       - Да. Пока.
       - Пока.
       Я положила трубку.
       «Вам можно верить… Вам можно верить… Вам можно верить…»
       Завтра эту квартиру купят за двадцать ПЯТЬ тысяч.
       Я посмотрела на часы. Было уже половина шестого. Порывшись в сумке, я нашла пустой пакет. Завернула кружку в газету бесплатных объявлений, сняла туфли и тоже завернула их в газету. Надев сапоги, сложила в пакет и туфли и кружку, а также свою подставку для мобильного, свое зарядное устройство, газету зачем-то…

       Когда вернулся Николай, я отдала ему листок с информацией о завтрашней сделке и заявление об уходе. На вопрос почему, я честно ответила, что не могу так… Не могу обманывать людей. Он обиделся, наверно. Наверно, не понял.
       - А Наташу «сдать» смогла.
       - Я…
       Но я не стала объясняться. Наверно, он был прав. Я поняла, что мне действительно лучше уйти.
       - Значит мне из-за тебя искать теперь снова… Это называется испортить репутацию…
       Я не стала отвечать. Взяла сумку, пакет и вышла за дверь. Уже на улице застегнула пальто и завязала шарф. Купила свежие газеты с вакансиями и пакет кефира, и пошла домой пешком.
       За отработанные две недели мне, кстати, не заплатили.

27 марта 2009г.