Ежовая дружина

Юрий Пусов
1

Ёжик Фотий проснулся, потянулся каждой своей иголочкой и… перевернулся на другой бок. В выходной день всегда хочется подольше поваляться в постельке. Но ёжики народ деловитый, поэтому даже отдыхать они привыкли по плану.
– Значит так, – думал Фотий. – Сейчас проснусь, открою глаза…

Утром лишь открыв глаза,
Не забудь себе сказать,
Что любой приличный ёжик
Должен глазки умывать! – процитировал он с детства знакомый стишок из «Энциклопедии правил поведения».
– Потом встану…

Просыпайся по порядку:
Сделай для хвоста зарядку,
Руки, ноги разомни,
После – завтракать иди.

– Жена! – позвал Фотий. – Офелия! Что у нас на завтрак?
– То, что ты вчера принёс, – пропыхтела ежиха с соседней койки.
По случаю выходного дня она собиралась выспаться. И выспалась бы, если б не муж со своим завтраком!
– Но я ничего вчера не принёс, – Фотий сел на кровати. – Что же мы есть будем?
– Вот ничего и не будем…

Чем меньше ты положишь в рот,
Тем меньше будет твой живот.

Будь умеренным в еде,
Но усердным будь в труде. – Сразу два правила процитировала ежиха.
– Я вчера на дежурстве был! – возмутился ёж. – Я и так голодным лёг, не хотел тебя будить!
В «Энциклопедии правил поведения» есть стихи на все случаи жизни. Фотий полюбил Офелию за то, что она знала эту книгу наизусть и побеждала в любом ежином споре.
– До свадьбы ты читала мне другие стихи!

Мужа ты люби безмерно,
Приласкай и приголубь.
Будь хозяйственной и верной,
Будь примерной,
Лучшей будь! – пропыхтел Фотий.

Но жена уже повернулась на другой бок и, судя по размеренному сопению, снова заснула.
«Ладно, – подумал ёжик, – раз нет завтрака, то можно обойтись и без умывания и зарядки». Он нежно посмотрел на Офелию и тихонько вышел на улицу.

2

Первым делом Фотий взглянул на небо.

Если тучи бродят низко
Прихвати с собою зонт.
Если светел горизонт
Можешь ты гулять без риска
Дождь сегодня не пойдет.

Потом подошел к ручью и с любопытством взглянул на своё отражение: «Вот я какой, – подумал он, повернул мордочку направо, потом налево, – красивый. И взгляд умный. Такой ёж просто обязан всем нравиться».
Вдруг неподалёку раздался выстрел, и сразу же вслед за ним – крик ужаса и боли. Это было так страшно и неожиданно, что Фотий автоматически свернулся в клубок, не удержался на крутом берегу и скатился в ручей. В тот же миг, проломив стену кустов, через ручей метнулась лань. Ее копытца взрыли землю как раз на том месте, где секундой назад предавался самолюбованию Фотий.
Пыхча и отфыркиваясь, ёжик вылез из воды.
«Вот и умылся».
Вдруг из пролома в кустарнике, проделанного раненой ланью, выскочил человек с ружьем, увидел на траве кровавый след и довольно осклабился.
– Моя, не уйдёшь! – и он прыгнул через ручей.
В следующий миг Фотий понял, что сегодня его несчастливый день. От прямого попадания кедом по спине он увернулся, но нога охотника поддела его и отправила в полёт над родной норой. Фотию было не столько больно, сколько обидно. Бывало, он мечтал летать, как птицы, но такой способ какой-то уж очень унизительный. Положение немного скрасили крики охотника.
– Колючки у меня острые, – с гордостью констатировал Фотий, удачно приземлившись в густую траву.
Ёжик решил не дожидаться появления уколотого человека с ружьём и бодро посеменил в бор. Раз умылся и даже полетал вместо зарядки, то теперь уже точно без завтрака не обойтись.

3

– Привет, Фотий!
– Здравствуйте, бабушка Фаина.
– А ты чего грустный?
– Я грустный? Нет, я просто озабоченный. Представляете, почти на моих глазах сегодня ранили лань.
– Да ты что? Опять охотник? Теперь он будет за ней гнаться, пока бедняжка не упадет…
– Нет, не будет. Я ему ногу уколол.
– Правда?! Значит, мы не ошиблись…
– Да, ему теперь придётся хромать восвояси. А в чём вы не ошиблись?
Фаина серьезно оценивающе посмотрела на Фотия и уверенно кивнула.
– Мы хотим выдвинуть тебя в Ежовый Совет от нашего поселка.
– Меня? Почему меня?
– Потому что ты самый деятельный и инициативный. Что сделал бы обычный среднестатистический ёж, если бы увидел, как охотник ранил лань?
– Позвал бы Лешего.
– А ты что сделал?
– А что я? – Фотий вспомнил своё купание в ручье, а потом полёт от удара ногой. Ничего героического, просто стечение обстоятельств. Но не говорить же об этом Фаине! Еще смеяться будет…
– А ты сам обезвредил злодея! Именно такие ежи и нужны нам в правительстве! – Фаина подмигнула Фотию, развернулась и ушла.
«Во как дело повернулось, – ёжик задумчиво почесал нос. – Ну раз уж меня прочат на такую ответственную должность, я уже не могу просто пойти и банально позавтракать. Я иду в медпункт. Надо узнать, как там лань».

4

В медпункте было жарко и сильно пахло хвоей, мёдом и йодом. При появлении Фотия, раненная лань испуганно подняла голову, но Белла, одна из белочек-целительниц, успокаивающе погладила ее по шее.
– Всё хорошо, милая, не бойся. Это один из наших доблестных ёжиков. Чего тебе, колючий? Не видишь, девочке нужен покой!
Ее сестры, Берта и Альбина, обернулись и одарили Фотия взглядом не менее колючим, чем его собственные иголки.
– Я это… извините, девочки… Я хотел узнать, как она себя чувствует…
– Откуда такая забота? – нахмурилась Берта, Альбина фыркнула, а Белла с интересом подбежала к нему.
– Ах, Фотий, ты милый ёжик, когда не пыхтишь…
От похвалы Фотий смутился и чуть в самом деле не запыхтел, как любой ёжик в подобной ситуации. Но он вовремя вспомнил, что теперь он не просто ёж. Он – возможный кандидат в советники. Значит, должен отличаться от остальных ежей и желательно в лучшую сторону.
– Рана серьезная? – Фотий постарался придать своему голосу озабоченности.
– Повезло. Пуля вскользь прошла. Но долго убегать она бы не смогла, – сказала Белла.
– Гони ежа, – посоветовала Берта. – Нам тут не до поддельного милосердия.
– Когда это ежи интересовались кем-то, кроме ежей, – поддержала сестру Альбина. – Если только они не считают этого кого-то нарушителем порядка…
– А может, доблестный ёжик считает, что быть раненой охотником – это непорядок? Ну-ка процитируй нам что-нибудь из вашей мудрой книги!
Берта умудрилась так произнести слово «мудрый» что оно приобрело совершенно противоположное значение.
– Я правда волнуюсь, – Фотий снова еле сдержался, чтобы не запыхтеть, только на этот раз от обиды. – Я тоже не люблю охотников.
– Ты-то чего? В ежей они не стреляют…
– Девчонки, прекратите! – прикрикнула на сестер Белла. – Ты, Фотий, не обращай внимания…
– Точно-точно! Как не обращал, так и не обращай. Без колючих разберемся!
Берта подскочила к лани и потрогала ее лоб.
– Альбинка, дай сырых листьев, у бедняжки жар начинается…
– Ну, раз всё более менее, если можно так сказать, хорошо… то я пойду…
Фотий развернулся и выскочил из медпункта. Чувствовал он себя при этом, как нашкодивший ежонок. Зачем он сюда пришел? Неужели только для того, чтобы показаться хорошим? Или и впрямь почувствовал себя героем?
«Нет, это не дело, – решил ёж. – Я еще не советник, меня еще даже не выдвинули, а я уже лезу в чужие дела. Офелия уже наверное проснулась. Принесу-ка я лучше грибов к завтраку, а она их приготовит».

5

Через четверть часа Фотий пришел домой, увешанный грибами, как новогодняя елка игрушками. Не успел он переступить порог, как жена радостно подскочила к нему.
– Фотий, я тобой горжусь!
– А что случилось? – насторожился ёжик.
Офелия конечно же не знала, что эту же самую фразу услышал юный Фотя, когда получил в школе свою первую отрицательную оценку. Тогда папа серьезно посмотрел на него так серьезно, что захотелось свернуться в клубок, и сказал: «Фотий, я тобой горжусь! Я свои первые минус три получил только в третьем классе. Так что ты меня перещеголял!»
– В чём дело? – повторил Фотий, видя загадочную улыбку на лице у жены.
– А ко мне заходила бабушка Фаина и уже всё рассказала…
– Что рассказала? – Фотий нахмурился, пытаясь вспомнить, что такого подозрительного он совершил сегодня. Вчера? Или на прошлой неделе?
– Ну хватит кокетничать! – Офелия подошла и нежно чмокнула мужа в нос. – Ты будешь баллотироваться в Совет?
– Ну… не знаю, – растерялся ёж. – Если честно, я еще толком не решил…
– Зато Фаина уже решила. Она заходила полчаса назад, значит, кроме меня об этом известно уже как минимум десяти семьям. Ты предвыборную программу продумал?
– Да. То есть нет. Я подумал, что наверное, ни в какой Совет не хочу!
– Вот те на! С каких это пор ты принимаешь важные решения, не посоветовавшись с женой? Я хочу, чтобы мой муж был советником!
– Правда?
– Ну конечно! Я бы такого мужа еще сильнее любила бы. Так какая у тебя предвыборная программа? Чего бы ты мог пообещать народу?
Фотий задумался.
«Мало пообещать, нужно пообещать что-нибудь такое, что можно было бы исполнить. Что-нибудь простенькое. И к тому же что-то такое, чего не сделает никто другой…»
– Я… А я… Отучу охотника ходить в наш лес!
Слова сами сорвались с языка. Фотий закрыл рот, но было уже поздно.
– Фотий! Я горжусь тобой!
Офелия прямо просияла и ласково потерлась носом о нос мужа.
– Кстати, а что это ты там за лань сегодня спас? Я ее знаю? – спросила Офелия с подозрением.
– Ты что, знаешься с копытными?
– Так это была настоящая лань?
– Да. А какая могла быть? – Фотий удивлённо поднял брови.
– Ну, не знаю… когда-то ты меня белочкой называл…

6

Вскоре уже весь поселок знал о том, что Фотий будет баллотироваться в Совет. До вечера все соседи успели побывать у него в гостях и поздравить с правильным решением. Офелия просто сияла от гордости за своего мужа. А Фотий всё время улыбался, кивал и смотрел, как жена угощает гостей грибами, когда он их сегодня собирал, то думал, что их хватит до конца недели.
Когда наконец стемнело, ёжик чувствовал себя так, словно отработал тяжелую смену. Усталый плюхнулся он на постель и тут же засопел.

7

Увидев Фотия в дверях участка, Порфирий вместо приветствия довольно пропыхтел:
– Ёж Порфирий дежурство окончил!
– Ёж Фотий к дежурству приступил! Ну, что у нас тут?
– Пока всё спокойно, – откликнулся Федя, самый молодой дежурный, он всего неделю как окончил в школу и сейчас стажировался в их участке. – Хотите яблоко?
– Спасибо, не откажусь, – улыбнулся Фотий. Он был искренне рад, что Федю определили в его смену, потому что этот добрый и наивный молодой ёж, напоминал Фотию его самого два года назад. А еще потому, что когда пришел Федя, зануда Порфирий, как и хотел, перевёлся в ночную смену, чтобы днём ухаживать за любимым огородом. Фотий посмотрел на предложенный ему кусочек яблока и довольно облизнулся.
– О! Смотри-ка, какое большое и сочное! Из человеческого сада?
– Да! – Федя улыбнулся и гордо выпятил грудь.
– Из сада, говоришь? – Порфирий, секунду назад вышедший из участка, вернулся и, подойдя к ёжику, смерил его холодным взглядом профессионального участкового. – А ведь это воровством попахивает!
– Да нет, очень даже вкусно пахнет, – Фотий не спеша прожевал подаренную дольку и выплюнул косточки. – А на вкус так просто бесподобно!
Порфирий резко развернулся в его сторону.
– Что я слышу? Потакаем нарушителям закона? Я сейчас вас обоих в черный лист запишу!
– Да там столько яблок! И их никто не собирает! Они же сгниют… – попытался оправдаться Федя.
– Ну и пусть!

Если ты без спросу взял –
это то же, что украл!

Знаешь такое правило?!
Федя виновато опустил глаза.
– Знаю…
– Так что немедленно отнеси яблоко, где взял!
– Не получится, я уже кусочек съел, – Фотий нагнул голову и хитро покосился на Порфирия. Тот ответил сердитым взглядом колючих глазок.
– Так что же теперь делать? – растерялся Федя.
Фотий посмотрел на Порфирия, но тот молчал, только плотнее сжал губы.
– На первый раз мы тебя, Федя, простим…
– Простим?! – возмутился Порфирий.
– Я имею в виду, что в черный список мы никого не запишем, но я лично обязуюсь два часа потратить на то, чтобы объяснить Феде, в чем он не прав…
– И ты потратишь это время с толком! – Порфирий назидательно поднял вверх палец. – Заодно и сам освежишь в памяти правила!
Ёж развернулся и пошел к двери, но тут в проеме появился Фурман, следом за ним ввалились запыхавшиеся Фикус и Афанасий, ежи из смены Фотия.
– Народ, знаете, какая у нас новость?! – воскликнул Фурман.
– Расскажи им, – хихикнул Фикус, – они от смеха все колючки растеряют!
Фурман раскрыл рот, но Афанасий его опередил:
– Там в овраге зайцы лиса бьют! Вот умора!
– Что? – не поверил Фотий.
– Ха! Не поверили! – обрадовался Фурман.
– Повтори! – потребовал Порфирий. – Это правда?
– Конечно, правда! Сорока только что донесла!
– И вы до сих пор здесь!? Хранители порядка! В нашем лесу происходит преступление, а вы смеетесь?! В каком овраге?
– В кривом… – улыбка Фикуса поблекла и уже не выглядела веселой, как выцветшая на солнце гирлянда.
– Бегом туда!

8

Лис уже не мог сопротивляться, он только дико вращал глазами, скулил и пытался уползти. Но зайцы не отставали. Они молча избивали его ногами.
– Всем стоять! – словно выстрел прогремел приказ. – Лесная дружина!
Зайцы застыли, словно играли в «замри». Лишь один продолжил своё дело.
– Эта дрянь съела моего брата! – крикнул он.
Фурман и Фикус подскочили к зайцу и оттащили его. Он попробовал лягаться, но укололся.
– Отпустите меня! Он съел моего брата! Вы что, не понимаете?
– Ты должен смириться, - сказал Порфирий. – Такова заячья судьба.

Зайчик должен убегать.
Лис и волк – за ним гоняться.
Если зайчик проиграл,
он не должен обижаться.

– Да пошли вы!
– Волки и лисы едят зайцев, - повторил Порфирий. – Это закон. Закон леса, закон природы. И не тебе, серый, его менять.
– А если больше некому?
Фотий задумался. Если отставить закон в сторону, на минуточку, то зайца прекрасно можно понять. Желание отомстить столь же естественно, как и закон самосохранения. И если подумать, закон не запрещает зайцам мстить. Но в природе всё должно быть гармонично. Лисы и волки едят зайцев, а зайцы едят капусту и морковку, а не лис и волков. И если для хищников есть зайцев – это необходимость, то для зайцев убийство хищника бессмысленно, значит – преступление… Но если…
Фотий сильно зажмурился и потряс головой. Нельзя одновременно жить в двух норках. Или ты ёж, или заяц. Фотий посмотрел на стоящего рядом Федю. Тот с серьезным видом смотрел куда-то в одну точку.
– Федя, - позвал Фотий. Глаза практиканта ожили, он посмотрел на Фотия. - Защищать закон – это наш долг.
– Что теперь будет зайцу? – спросил Федя.
– Ты, заяц, как зачинщик противозаконных действий, приговариваешься к двум дням воспитательных бесед, - решил Порфирий. – Отведите его в участок. А остальные зайцы помогут лису добраться до медпункта и будут каждый день навещать его и справляться о здоровье.
– Я буду жаловаться Лешему! – закричал заяц.
Порфирий пожал плечами:
– Имеешь право.
Фурман и Фикус увели зачинщика. Зайцы подняли стонущего лиса и понесли его в медпункт. Федя вызвался их проводить.
– Я знаю этого зайца, - сказал Афанасий, когда все разошлись. – Его зовут Захар. Весельчак и балагур. Был…
– Почему был? – переспросил Фотий.
– Не знаю… Звери меняются…
– Да, бывают ситуации, когда не до шуток…

9

До самого конца смены не произошло больше ничего особенного. Как обычно ежи патрулировали отведенную их участку территорию, одним своим колючим видом, отбивая у зверей охоту хулиганить. В участок возвращаться никому не хотелось – там Порфирий вел воспитательную беседу с зайцем.
Ближе к вечеру к Фотию подошел Федя.
– Уважаемый Фотий, я готов…
– К чему ты готов? – не понял Фотий. Федя растерялся:
– Ну… вы же сказали утром… два часа выговора…
– Выговора? Я сказал, что объясню тебе, в чём ты был не прав.
– Да…
– Так вот в следующий раз говори, что тебя угостили. Знаю я, где ты яблоко взял, там столько их валяется, что взять парочку – благое дело. Яблоня спасибо скажет. – Фотий улыбнулся и подмигнул Феде, тот неуверенно улыбнулся в ответ.

10

Уже у самого дома Фотия остановила Фаина.
– Ну всё, мы официально выдвинули твою кандидатуру на рассмотрение Совета! Завтра с утра на всеобщем собрании будет решаться, кто достоин быть кандидатом.
– Я готов, - сказал Фотий, хотя если честно, совершенно этого не чувствовал.
Придя домой, он рассказал о своих сомнениях жене.
– У ежей иголки,
на ощупь они колки, - сказала Офелия. – Это нас должны бояться.
– Но под броней, смотри,
мы мягкие внутри, - жалобно пропел Фотий вторую часть стишка.
– А вот это ты брось! То, что у нас внутри, знаем только мы сами. Твою слабость, кандидат в советники, не должен видеть никто. Она под колючками и пусть там и остаётся!

Ёж прекрасный и могучий
иглами он чешет тучи,
он как паровоз пыхтит,
враг, узрев его, бежит!

– Это кто? – опешил Фотий – такого стихотворения он еще не слышал, оно явно не из ежиной «Энциклопедии правил поведения».
– Это ты, если не будешь бояться. Храбрых все любят и уважают.
– И ты правда считаешь, что я достоин? Выборы в Ежиный Совет очень важное и ответственное дело. В Совете должны быть только самые умные ежи, ведь к его советам прислушивается даже Леший.
Офелия хитро прищурилась.
– Если бы я не была в этом уверена, я бы не вышла за тебя замуж.

11

Большое Ежиное Собрание собралось на поляне у Дуба-прародителя. Ежиное Собрание отличается от других царящей на нём дисциплиной. Пришедшие ежи четко выстроились в колонны, согласно веками установленному порядку. При этом никто не шумел. Ежи целиком заполнили поляну. Сверху было похоже, что она поросла жесткой серой травой.
– Ну что, все, кто хотел, собрались? – спросил Фуксий, ныне действующий председатель Ежового Совета, хотя вопрос был чисто риторический – на поляне были все ежи леса. - Тогда начнем. Сейчас я буду вызывать кандидатов в кандидаты по списку, чтобы они могли огласить свою предвыборную программу. От того, насколько хороша она окажется, будет зависеть, допустим ли мы кандидатуру кандидата к выборам или нет. Итак, первый по списку – Феликс.
Кандидаты в кандидаты, их было двадцать восемь, стояли в первом ряду, чтобы они могли выступать прямо с места. Маленький, юркий, похожий на крысу с иголками ёж вытянул шею и громко пропищал:
– Я обещаю своим избирателям меньше дождей, больше солнца и богатый урожай яблок и грибов!
На губах у Фуксия появилась ироническая улыбка, не сулящая Феликсу ничего хорошего:
– Уважаемый Феликс, судя по вашим словам, вы можете управлять погодой. Я правильно понял?
В рядах ежей послышались робкие смешки.
– Я не умею управлять погодой, - Феликс гордо вздернул подбородок, - но я обещаю много солнца, яблок и грибов в случае, если меня выберут!
– Ясно, - вздохнул Фуксий. – К сожалению, ваши обещания беспочвенны, вы лишаетесь слова и права избираться в Совет. Следующий – Филипп.
– Я обещаю всем ежам по тёплой уютной норке, - сказал толстый солидный Филипп. – Пусть у каждого будет достойное его жильё!
– Уважаемый Филипп, скажите, а разве не у каждого ежа в нашем лесу есть норка? – спросил Фуксий.
– Мы сделаем эти норки еще лучше! Мы наймем кротов и расширим их!
Фуксий помолчал, пристально глядя на кандидата. Филипп уверенно выдержал его взгляд.
– Ладно. Эта программа хотя бы осуществима. Фенимор, запишите уважаемого Филиппа в кандидаты в советники. Следующий…
Фотий ужасно волновался. Программа каждого кандидата внимательно рассматривалась председателем и если была неосуществимой или хоть в чем-то противоречила закону, кандидат не допускался к выборам.
Чем ближе подходила его очередь, тем больше Фотий волновался. Вот прямо перед ним Фома предложил запретить кошкам охотиться на птиц и Фуксий отклонил его кандидатуру.
– Мы не имеем права изменять законы природы, - сказал старейшина. – Следующий – Фотий.
Стараясь, чтобы его голос не дрожал, Фотий сказал:
– Я отучу охотника ходить в наш лес.
– Это безобразие! – послышались голоса. - Он каждые выходные приходит в наш лес убивать! Заяц и лиса, белка и тетерев, на прошлой неделе кабан, а вчера он чуть не убил лань!
– А что мы, звери, можем сделать? – пропыхтел Фуксий. – Он человек, он вооружен…
– Я отучу охотника охотиться, - повторил Фотий.
– Это нереально.
– Дайте мне шанс. Я сделаю это! – Фотий сам удивился, насколько уверенно это прозвучало.
– Он вчера прогнал охотника и не дал ему убить лань! – послышался из толпы голос Фаины.
Фуксий задумчиво пожевал губами.
– Мы, ежи, стоим на страже порядка. Мы следим за тем, чтобы никто не нарушал законы! В природе есть хищники, которые умрут, если не будут охотиться! – сказал он.
– Уважаемый Фуксий, люди не относятся к категории хищников. Нигде не сказано, что им можно охотиться в нашем лесу. Вы конечно же помните, что в «Энциклопедии правил поведения» есть лишь одно упоминание об охотнике.

Бойся охотника – он нехороший,
Он из тебя сделать чучело может,
Он ни за что убивает зверей!
Нету на свете охотника злей!

Так что формально ничто нам не мешает отвадить охотника-человека от леса.
Фуксий внимательно посмотрел на Фотия, и в его глазах было уважение.
– Фенимор, запишите Фотия кандидатом в советники.

12

После окончания собрания Фотия окружили друзья.
– Так держать!
– Молодец!
Порфирий подошел к Фотию и важно пожал ему лапу.
– Это по-ежиному, - сказал он. – Мы должны заботиться о порядке в лесу. Ты уже придумал, как будешь прогонять охотника?
– Я думал, вы мне поможете, - улыбка Фотия слегка поблекла.
– Поможем! Конечно! – поддержали друзья.
Порфирий тоже кивнул.
– Поможем. Но ты ведь понимаешь, что мы не герои. Мы сделаем всё, что в наших силах и не больше. Так что придумывай план, мы его рассмотрим. Удачи.
– Пропустите меня! Пропустите! – раздался голос Офелии. – Я его жена! Эй, а почему у кандидата в советники такой озабоченный вид?
- Ему теперь по статусу положено, - ухмыльнулся Фурман. – Раньше он мог только о себе думать, а советник должен думать обо всех.
- Кандидат в советники, - поправил Порфирий.
- Какая разница! Фотия выберут! Ему всего-то надо охотника прогнать! – сказала Фаина. – Один раз он уже его выгнал! Он опытный!
Фотий огляделся вокруг. Друзья радовались, поздравляли. А у него в груди, как еще один колючий ёж, шевелился страх.
- Офелия, пойдем домой, - предложил он.

13

- Знаешь, с чего начать? – спросила Офелия, когда они с Фотием остались одни.
- Ну… не знаю…
- Я думаю для начала надо с ним поговорить, предложила ежиха.
- Как? Он ведь человек! Он не понимает по-ежиному! Хотя…
Иногда самая казалось бы бредовая идея может навести на толковую мысль. Можно поговорить с человеком. Не напрямик, люди действительно не признают других языков, кроме своего человеческого, но способ есть…
- Можно написать письмо! – сказал Фотий.
- Ты умеешь писать? – просияла Офелия. В последние дни у нее регулярно появляются всё новые поводы гордиться мужем.
- Я знаю, кто умеет. Не скучай, любимая, я скоро приду, - ёжик чмокнул жену в нос и выскочил из норки.
- Я приготовлю твои любимые грибочки, - донеслось ему вслед.

14

Старый ёж с блаженным видом сидел на солнышке у своей норы. Фотий подошел к нему.
– Здравствуйте, дедушка Фокус.
Старик приоткрыл глаза и прищурился на гостя.
– Здравствуй, внучек.
– Дедушка, я к вам по делу.
– Ясное дело, что по делу, – усмехнулся Фокус. – О нас, стариках, молодежь вспоминает лишь тогда, когда у нее есть дело. Ну, выкладывай!
Фотий смутился и потупился под лукавым взглядом дедушки Фокуса, но все же сказал:
– Вы ведь умеете читать человеческие книжки.
– Умею, – кивнул ёж. – Не книжки – газеты. Но книги не читаю только потому, что их люди не любят выбрасывать, а воровать – плохо. А ты что же, решил тоже научиться? Хвалю! Это дело нужное, полезное. Будешь много знать… как говорится, меньше знаешь… в смысле, знание – сила. Вот! – Фокус расплылся в довольной улыбке – морщинки-лучики вокруг его глаз стали виднее. – У меня там в норе справа библиотека. Пойду притащу что-нибудь.
Ёж принялся кряхтя вставать на ноги.
– Дедушка Фокус, а писать вы умеете? – задал волнующий его вопрос Фотий.
– Писать? А зачем? Кроме меня никто больше читать не умеет. Я имею в виду, из ежей. Что же мне самому себе письма писать?
– А если не себе? Э-э… – Фотий замялся под заинтересованным взглядом дедушки. – Вот я тут подумал, а что если охотнику написать письмо, в котором изложить нашу точку зрения на охоту. И попросить его не охотиться в нашем лесу. Мы же к людям в магазин не ходим…
– Не получится, – поморщился Фокус. – Ты наверное не знаешь. У нас тут заповедник. Заповедник – это такое место, где охотиться нельзя. Но разве людей это останавливает? Так что тогда может сделать наша записка?
Фотий растерянно заморгал. Действительно! Что может сделать одна-единственная записка? Неужели он рассчитывает, что после того, как охотник прочтет его послание, у него проснется совесть, и он закопает ружье в огороде? Вот только сдавать ёжик не привык.
– А почему бы не попробовать?
Фокус задумался. Покрутил носом, покачал головой и усмехнулся:
– А почему бы не попробовать? Подожди секундочку…

15

Через минуту Фокус вышел из норы с листом бумаги в руках, мятым и промасленным с одной стороны. Вручил бумагу Фотию. Затем снова вернулся в нору и вытащил оттуда странную палочку.
– Видишь, дед запасливый. Даже не думал, что она мне когда-нибудь понадобится, а подобрал, сохранил. Думал, потомкам пригодится. И пригодилась.
– Что это?
– Это такая штучка, которой люди пишут. Вот с этой стороны она пачкается. Водишь ею по бумаге, и след остаётся. Только писать придется тебе. Она большая и для меня уже тяжелая.
– Как я буду писать? Я же неграмотный!
– Ага! Понял, как важна эта наука! Воспользуйся возможностью. Пока дед жив, научись читать. Удели немножко времени, потом спасибо скажешь. А то знаешь, какая у людей поговорка есть? – «И ежу понятно». Ты понял? Они считают, что мы глупее всех. А почему? Потому что читать не умеем и учиться не хотим!
Фотий мысленно согласился с Фокусом, но возразил:
– Но мне ведь письмо срочно нужно, а на учебу наверное не один час нужен…
– Так ты согласен учиться? – дед грозно посмотрел на Фотия, но в глубине его глаз лучилась радостная надежда.
– Согласен, но…
– Тогда никаких «но» больше не осталось, - улыбнулся старый ёж. – Дед Фокус умный. Я тебе буду буквы из палочек складывать, а ты их будешь на бумажке рисовать. Уж рисовать-то ты умеешь? Что ты хочешь написать?
– Письмо с требованием прекратить охотиться.
– Хорошо. С чего начнем?
– С обращения.
– Как ты к нему обратишься?
– А как надо? – уже не так уверенно спросил Фотий.
– Понятно. Значит, и письмо сочинять придется мне, - дед нахмурился, но тут же снова тепло заулыбался. - Тебе повезло! Я знаю, как пишутся подобные письма. Ну что ж, я показываю, что писать, ты – перерисовываешь. Поехали.

16

Через час на листке появилась такая надпись:

Товарищ охотник,
От имени всей лесной общественности обращаемся к вам с просьбой не охотиться больше в нашем заповеднике. А то…
С ув. Жители леса.

Фотий внимательно посмотрел на творение собственных лап и спросил:
– Дедушка Фокус, а что здесь написано?
Ёж прочитал. Фотий задумался.
– Дедушка Фокус, а что такое «с ув.»?
– Так всегда заканчиваются все официальные письма. Не веришь? Могу принести пример. У меня там где-то есть газета с письмом жильцов к ЖЭКу.
– А кто это Жэка?
– Люди просили его благоустроить детскую площадку. Но для нас это не важно. Важно, что в конце письма стоит «с ув. жильцы дома номер три».
– Но что значит это «с ув.»?
– Да разве это так важно! Может, это «с уверенностью, что вы нас поняли и послушаетесь».
– Да?
– Да. Традиция есть традиция! Раз так пишут, значит, это правильно!
Фотий не нашел, что возразить, традиции для ежей – святое. Он снова посмотрел на листок и, шевеля губами, еще раз повторил текст.
– А почему с просьбой? Мы ведь не просим! Мы требуем!
– Так принято, - с умным видом ответил Фокус. – Пишут «с просьбой», подразумевают «с требованием». Это дипломатия.
Фотий снова не нашел, что ответить. Перед умными словами ежи испытывают благоговейный трепет. Если кто-то говорит умное слово, значит, он умный, а умным возражать нельзя.
– А что значит «а то…»? – спросил ёж, вспомнив еще одно непонятное место.
– А то будет плохо, - расшифровал Фокус.
– Почему?
– Ну… мы отомстим как-нибудь. Волков натравим, например…
– Так может, так и написать?
– Ну что ты! Нельзя! ДИПЛОМАТИЯ! – Фокус назидательно поднял палец.
– Спасибо, - Фотий поклонился и принялся сворачивать письмо, - теперь осталось вручить ему письмо.
– И не забудь о нашей договоренности. Завтра с утра я жду тебя на урок!

17

– Чего не спишь? Чего ты крутишься?
– Охотник порвал записку, похоже даже не принял ее всерьез.
– Может, он читать не умеет?
– Нет. Прочитал. Так нехорошо ухмыльнулся и порвал, а обрывки разбросал. А потом пошел и подстрелил двух зайцев. А у нас между прочим заповедник! Здесь людям охотиться нельзя! Мне Фокус сказал.
– Правда? Тогда, мне кажется, лесник Петрович должен следить, чтобы никто не браконьерничал. Что если ему устроить встречу с охотником?
– Офелия, ты чудо! – Фотий нежно потерся носом о нос любимой. – Завтра же так и сделаю. Я письмо писал, а оказывается всё так просто!
Фотий перевернулся на другой бок и тут же заснул.

18

Очень не хотелось Фотию вставать раньше обычного, но ничего не поделаешь:

Если ты пообещал,
если слово свое дал,
то обязан непременно
сделать так, как ты сказал.

А раз Фотий пообещал дедушке Фокусу, что будет у него учиться грамоте, значит, о прежнем таком знакомом распорядке придется на время забыть. И даже несмотря на то, что его идея с письмом провалилась.
Тихонько, чтобы не разбудить жену, ежик вышел из дома и побежал на урок. По пути он ткнулся мордочкой в кустик подорожника. Роса, осевшая за ночь на листиках, немного его взбодрила.
Возле норки Фокуса его ждал сюрприз. Оказывается, сегодня у старого ежа был еще один ученик.
- Все-таки знание – сила! – поприветствовал Фотия дедушка. – Я знал, что когда-нибудь лесное сообщество будет позарез нуждаться в моих знаниях! Знакомься, Фотий, это Захар, он будет учиться вместе с тобой.
- Как дела? - спросил Фотий у Захара.
- Ни хуже и не лучше, - ответил заяц.
- Ты зачем хочешь грамоте учиться?
- Чтобы грамотным быть.
- Вот это правильно, вот это ты молодец! - обрадовался дедушка Фокус. - Учись, Фотий.
- Да я и так учусь, - буркнул ёжик. Ему казалось, что обучение грамоте что-то чуть ли не интимное, а тут этот заяц.
Сегодня он старался изо всех сил, старался быть лучше Захара. К концу урока он уже знал азбуку и научился ровно рисовать наклонные палочки. По окончании урока, Фотий поблагодарил и поспешил в участок. На сегодня у него было намечено еще одно важное дело.

19

Михаил Петрович, бодро прихрамывая, шагал по утреннему лесу и с азартом сшибал палкой мухоморы и поганки. Таким образом он заботился о глупых туристах, которые придя в лес, тащат в рот всё, что на них посмотрит. А мухоморы умеют смотреть на людей. Вон сколько у них белых круглых глазок на красных шляпках.
Петрович наслаждался утренней прохладой и чистотой. Вдруг кусты зашуршали, и на тропинку выбежал ёж.
– Привет! – обрадовался Петрович, словно старого знакомого увидел. Всё же его любовь к животным сыграла решающую роль в выборе профессии. – Ты по делам идёшь? – спросил лесник, не ожидая ответа, но ёж вдруг взглянул ему прямо в глаза и кивнул.
Михаил Петрович моргнул и зачем-то потеребил лямку своего вещмешка, который тут же отозвался тихим бульканьем.
– Иди, ёж, своей дорогой, - сказал лесник.
Но ёж не ушел. Всё так же, не отводя взгляда от глаз человека, он кивнул в сторону леса, словно приглашая идти за ним.
– Наверное, мне пора домой, - сказал Петрович и попятился.
Ёж тоже шагнул, не давая увеличить дистанцию, и снова кивнул.
– Иди гуляй! – предложил ежу лесник и махнул палкой. Ёж не сдвинулся с места. Тогда Петрович сделал абсолютно недостойный взрослого лесника поступок, – он начал медленно разворачиваться, собираясь сбежать от странного зверя.
«Ёж не собака. Ёж не может звать за собой. Если только это не какой-нибудь злой дух. Говорил мне отец, не ходи в лес хмельной и не бери с собой спиртное», - промелькнуло в голове у Петровича. В вещмешке снова предательски хлюпнуло. Лесник повернул голову, оставив странного ежа за спиной и даже поднял ногу… но тут взгляд его уперся в… еще одного ежа, сидящего на тропинке и серьезно глядящего на него блестящими черными глазками.
Петрович оглянулся. Первый ёж сидел на прежнем месте и снова кивком указал, куда ему, леснику, нужно идти. Слева и справа от тропинки послышался шорох, и Петрович с ужасом увидел появившихся там ежей.
«Ну вот, напился до ёжиков», - подумал лесник, и занес было палку, но ёж не поганка, зверей бить нельзя. Михаил Петрович опустил оружие и покорно пошел за ежом.

20

Фотий был доволен. Он не ожидал, что Петрович так быстро согласится пойти за ним. Идея натравить лесника на охотника пришлась ежу по нраву. Это правильно. Когда есть порядок, есть и те, кто этот порядок обязаны поддерживать. Правда, у охотника ружье, а у лесника всего лишь палка… (Фотий обернулся и посмотрел на покорно идущего за ним человека.) но в сумке у него что-то булькает, может, что-то посерьезней. Какое-то специальное оружие.
Из кустов выглянул Фикус:
– Охотник только что форсировал ручей в районе березовой рощи.
Фотий кивнул и свернул в указанном направлении. Вот сейчас лесник встретится с охотником и навсегда прогонит его из леса. В отдалении хрустнула ветка, послышалось покашливание. Еще несколько метров…
Лесник остановился и близоруко прищурился на замаячившую из-за кустарника фигуру охотника. По знаку Фотия ежи тут же скрылись с человечьих глаз. Лесник приставил руку козырьком над глазами, и взмахнул палкой.
«Сейчас он его…» - радостно подумал Фотий. И вдруг…
- Привет, Иваныч! – крикнул лесник.
- Привет, Потапыч! – обрадовался охотник. - Как жизнь?
- Сколько раз я просил тебя не называть меня Потапычем!
- А как же тебя, Михаил, называть, если ты как медведь все время по лесам шатаешься?
Лесник нахмурился и исподлобья посмотрел на охотника.
- А ты, я гляжу, браконьерничаешь.
Фотий затаил дыхание: вот оно. Сейчас лесник отругает охотника и выгонит из леса. Не зря все-таки потрудилась ежовая дружина.
- Охочусь на благо себя, - радостно кивнул Браконьеренко. – Слушай, лесник, а у тебя в рюкзаке случайно ничего не булькает.
- Булькает, - просветлел лесник. – Еще как булькает. Выпьем?
На то, как браконьер и лесник распивают то, что булькало в рюкзаке Фотий смотреть не стал.

21

- Офелия, любимая, я готов сдаться, - Фотий вздохнул грустно-грустно, так грустно, что даже светлячок над кроватью поблек.
- Ну что ты, милый. Нельзя отчаиваться, - жена ласково потерлась носиком об ушко мужа.
- А что делать?
- У тебя целая команда ежей, готовых тебе помогать. А ты спрашиваешь, что делать? Вы стражи порядка или кто? Вот и стерегите.
Некоторое время Фотий лежал, глядя в потолок, потом улыбнулся и заснул.

22

На следующий день бабушка Фаина заглянула в нору к Фотию.
- Чего это твой муж стал таким деятельным? - спросила она у Офелии.
- Наверное, что-то придумал.
- А что?
- Не знаю. Сегодня утром встал другим ежом. Веселый, энергичный, почти ничего не ел, убежал по делам.
- Удивляюсь я тебе, - Фаина покачала головой. - Муж целый день по лесу рыщет, а ты и не поинтересуешься. Он с утра уже у белок побывал, у зайцев, у волков, у лис, у медведей, у барсуков, у оленей, сейчас на болоте сидит о чем-то с лягушками договаривается. Вроде бы даже к кротам собирается лезть. А ты не знаешь зачем?
- Мало ли зачем кандидату в советники понадобились дипломатические переговоры! - ответила Офелия, может быть немного резковато, но излишнее любопытство она с детства не жаловала.
Но Фаина не обиделась.
- Так я и знала, что это он по делу! Что же он придумал на этот раз? Надеюсь, не будет больше записки писать этому охотнику.

23

Охотник Браконьеренко никак не мог понять, почему ему всё время не везёт. Почему вместо живых зверей в его капканы попадаются только сухие ветки, причём даже в том случае, когда капкан стоит на поляне под открытым небом. Почему, несмотря на регулярные долгие хождения по лесу, он не видит дичи, крупнее стрекозы. В то, что все звери вымерли из-за плохой экологии, он не верил. Шуршит же кто-то в кустах у него за спиной. Ехидно так шуршит, будто смеётся над ним. Лес словно насмехался над ним.
Никак не мог понять охотник, почему ему не везёт, и мириться с этим он не собирался.

24

Фотий был доволен. Его антиохотничья программа давала плоды. Лесные жители охотно согласились помогать. Стрекозы исправно докладывали обо всех капканах и о непосредственном приближении охотника. Кроты помогали тем, что рассекретили для ежей входы в свои ходы, и теперь можно было безопасно наблюдать за передвижением охотника. Количество его жертв за последний месяц уменьшилось до нуля.

25
- Привет, Фотий! Как спалось?
Порфирий подошел и пристально посмотрел на Фотия, будто действительно оценивал, насколько хорошо выспался коллега.
- Нормально. А как дежурилось? Были происшествия?
- До происшествий дело не дошло, но были неприятные моменты.
Фотий насторожился.
- Что случилось?
- Волки приходили. Они, видите ли, хищники, им по статусу не положено прятаться по первому ежиному слову.
- Так пусть не прячутся! Пусть охотник их всех перестреляет! Зайцы будут счастливы! – заявил слушавший разговор Федя.
- Я им так и сказал.
- И что волки?
- Порычали и ушли. А потом приходил медведь.
- Тоже не хочет прятаться?
- К нему кроты приходили жаловаться. Мол, мы думали норы на пару дней для ежей открыть, а они в них почти поселились. Так нажаловались медведю, что он защищать их пришел, будто бы мы хотим их норы отобрать.
- Да они каждый день новых ходов на сотни километров роют! – возмутился Федя.
- А кроты говорят, пусть ежи сами и роют, если им надо. Требуют прекратить в их туннели лазить.
- А их ходы нам нужны, - задумался Фотий. – Кроты охотника не боятся. Я им сказал, что их помощь будет на благо леса. А насколько нам нужны их ходы, не говорил. Промашка вышла. Федя, надо кротов задобрить, яблок им подкинуть.
Федя кивнул и убежал исполнять.
- Нет, Фотий, - Порфирий покачал головой, - это не решение проблемы. Ты хороший дипломат, но звери не привыкли подчиняться. Они у нас все независимые. Скоро не только волки и кроты бунтовать начнут. Надо с охотником что-то делать. Прогонять надо.
- подождать надо. Еще неделю, максимум месяц и он сам уйдет. Надоест ему попусту по лесу рыскать.
- Народ! Тревога! – в дверях участка появился запыхавшийся Фикус. – Охотник собаку привел!
- Ладно. Боевая готовность! Переходим к плану «бэ».
- А собака?
- А что, собака не зверь? Ее я беру на себя.

26

Вдруг прямо у Рекса перед носом опавшая листва зашевелилась и из-под нее выглянула ежиная мордочка. Ёж посмотрел псу прямо в глаза и заговорщицки подмигнул.
Рекс с детства был воспитан так, что при виде дичи должен был тут же сообщить об этом хозяину. Но ёж вёл себя не как дичь. Он не боялся и, кажется, даже хотел поговорить. Рекс оглянулся на друга хозяина, тот увлеченно целился из своей винтовки, и впервые в жизни решился поговорить с потенциальной дичью. Он повернулся к ежу.
– Чего тебе?
– Это ведь не твой хозяин? – кивнул ёж в сторону Браконьеренко.
– Нет. Мой сейчас в командировке.
- Я знаю твоего хозяина, – кивнул ёж. – Он на охоту ходит в основном, чтобы выпить у костра.
Рексу было стыдно за подобное поведение своего хозяина, но он всё равно утвердительно кивнул – правду не спрячешь.
– Раз это не твой хозяин, ты не будешь против того, чтобы мы его немного проучили.
– Но ведь он хороший, – возразил пёс.
– Тебя он кормит и гладит, а нас убивает. Не бойся, мы над ним только подшутим.
– Как?
– Не волнуйся, не убьем.
- А если я тебя сейчас укушу?
- Тебе что, себя не жалко? Я же ёж.
- А что ты делаешь в кротовой норе?
- Маскируюсь. Слушай, ты зверь, ты должен понимать, что охотиться можно только если хочешь кушать, и только на своей территории.
- Я понимаю, но он, - пес кивнул в сторону Браконьеренко, - человек. А люди делают, что хотят.
- То-то и оно. Разбаловались люди. Законы природы для них ничего не значат. А знаешь, что и по людским законам в заповеднике охотиться нельзя? Помоги нам, а?
- Рекс! Ты что-то нашел? След?
- Ты меня не видел, - сказал Фотий и спрятался под листья.
- Собака нейтрализована, приступайте, - сказал Фотий, ждавшему под землей Фурману.
Помощник убежал, через несколько секунд в лесу раздалось жалобное блеянье. План «бэ» начался.

27

- Бэ-э-э, - снова донеслось из кустов.
Браконьеренко вскинул ружье и выстрелил на звук. В ответ в кустах кто-то завозился и запыхтел, потом всё стихло.
- Рэкс, фас! – приказал охотник.
Пес кинулся в кусты. Снова послышалась возня, и опять стало тихо.
- Рэкс! – позвал охотник. – Рэкс?
Пёс не отозвался, и Браконьеренко пришлось самому лезть в кусты. Кусты оказались густыми и колючими. В самом центре зарослей охотник обнаружил клок шерсти и записку, в которой большими кривыми буквами, будто бы писал ребенок, было написано: «Уходи из леса».
Чуть в стороне треснула ветка, и снова послышалось:
- Бэ-э-э!
Браконьеренко выскочил из кустов и огляделся. Неподалёку на большом мухоморе обнаружилась еще одна записка: «Убирайся из заповедника. А то…»
- Шутить со мной вздумали!? – взревел охотник. – А ну выходите немедленно! А то я вас сам найду и перестреляю!
- Бэ-э-э! – раздалось в ответ из дупла старой акации.
- Собаку верните!
- Бэ-э-э! – послышалось из-за поваленной липы.
Охотник кинулся на звук, но за стволом никого не оказалось.
- Б-э-э! – донеслось сразу с нескольких сторон.
Сверху как осенний лист к ногам охотника спланировал листок бумаги: «Мы не шутим. Уходи. Тебя видеть не хотим! Если ты еще вернешься – покусаем, покогтим!»
- Бэ-э-э! Бэ-э-э! – раздался многоголосый хор.
Солнце, опускаясь за тучи, окрасило лес в багровый цвет. Браконьеренко вдруг стало страшно. Он попятился, уперся спиной в дерево, отпрыгнул в сторону, правая нога по колено ушла в кротовую нору. Ногу что-то ощутимо укололо.
- Не напугаете! – закричал охотник.
Перекрывая блеянье, послышался волчий вой, пыхтение и топот ног. Вытащив ногу, охотник, озираясь, но так и не видя ничего, кроме кустов и деревьев, похромал прочь из леса.

28

- Опять записка?
- Три записки угрожающего характера, подкрепленные звуковыми эффектами! – гордо отрапортовал Фотий. – Ты бы видела, как он испугался. Наверное подумал, что у нас в лесу привидения завелись!
- Думаешь, сработает? – засомневалась Офелия.
- Еще как сработает! Люди не любят сталкиваться со сверхъестественным. Я в журнале прочитал, у Фокуса.
- Это ежи сверхъестественное?
- А почему нет? Умные, колючие… красивые. Сверхъестественно красивые! Не сомневайся, охотник больше не придет! Можно расслабиться. Ох и погуляем мы завтра на фестивале!

29

Ежегодно в лесу проводится ежиный фестиваль тысячи иголок, на котором ежи соревнуются в знании «Энциклопедии правил поведения» и меряются длиной своих иголок.
Сорока долго наблюдала за ежами, качала головой и прищелкивала клювом. Наконец, она не выдержала. Увидев отошедшего чуть в сторону от остальных ежика Фотия, она слетела к нему.
- Послушай, еж! А в чем смысл конкурса колючек?
Фотий посмотрел на птицу как на ненормальную и не задумываясь ответил:
- Это весело.
- И всё?
- Это традиция.
- И всё?
- Ну… - Фотий задумался. Сорока воспользовалась его замешательством:
- Я понимаю состязаться в знании, в силе, но в длине колючек…
- Брысь отсюда, глупая птица! – фыркнул еж.
Сорока поспешно взлетела, уже зная по опыту, что с сердитыми ежами лучше не спорить.
Фотий пропыхтелся, вздохнул и покачал головой. Конечно, он должен был сдержаться – завтра вести о его дурном поведении попадут в выпуск новостей. Он не стал дожидаться окончания конкурса, все равно его колючкам еще далеко до совершенства. Грустный, пошел он домой.
Навстречу ему попался лесной кот Лео.
- Ты чего грустный? – спросил кот.
- Да так… - неопределенно ответил еж, обошел кота и пошел дальше. Но у Лео оказалось игривое настроение. В два прыжка он догнал Фотия и снова оказался у него на пути.
- Расскажи, может, я чем-нибудь помогу.
- Чем ты можешь помочь?
- Мы, коты, очень умные, - улыбнулся Лео.
- И мы очень умные, - нахмурился еж.
- Два умных зверя смогут решить любую проблему, - уверенно мяукнул кот и еж сдался.
- Как ты думаешь, всё на свете должно происходить для чего-то?
- А оно и так всё не просто так. Не темни, ёж, говори в чем дело.
- Да, понимаешь… - Фотий немного помялся, но всё же решил рассказать.
- Сорока дура, - сказал Лео, выслушав ежика.
- Я тоже так думаю, но все же сомневаюсь, а вдруг…
- Да дура она! Нечего сомневаться! Если бы у меня были колючки, я бы тоже ими мерялся! Это же весело!
- Вот именно! Это весело и всё! Какой смысл в таком состязании?
Кот внимательно посмотрел на ежа и осторожно обошел вокруг него. Еж проводил его непонимающим взглядом.
- Что?
- Ты точно еж? Может, ты переодетая сорока? Как ты можешь такое говорить? Веселье – самый лучший смысл!
- Правда? – глазки Фотия загорелись.
- Правда! Слушай, еж. У нас, котов, на следующей неделе свой собственный фестиваль. Приходи, будет весело. Кстати, у нас там будет состязание длины усов!
- Приду, обязательно! А сейчас побегу обратно. Надеюсь, я не опоздаю на церемонию награждения.

30

Ежиное соревнование было в самом разгаре, когда вдруг грянул гром. Именно так все и подумали. Ежиные мордочки обратились к небу. Кто-то по привычке свернулся в клубок. Но главное, никто не кинулся бежать. Подумаешь, гроза. Ежи от воды не тают, а в лесу всегда есть куда укрыться от дождя. Но вся беда была в том, что на этот раз дождь не предвиделся. Ежиный народ это понял, когда вслед за громом не полилась вода, а послышался насмешливый человеческий голос:
- Попались, колючие! Решили помешать мне охотиться? Думали, я не узнаю, кто за этим стоит?
Все посмотрели на охотника, а он стоял с автоматическим ружьем наизготовку, и улыбка его напоминала оскал хищного зверя.
- Никому не двигаться! Первый, кто шевельнется, получит пулю!

31

Впервые в жизни Фотий не пожалел, что опоздал. Теперь он имел возможность наблюдать за охотником из кустов. Положение у ежей сложилось незавидное. Они стали заложниками на собственном празднике. И какими бы длинными и острыми ни были их иголки, они ничего не могли сделать против браконьера с ружьем.
"Надо его отвлечь. Надо дать ежам возможность укрыться", - подумал Фотий.
Он оглядел ежей и увидел Федю и Фикуса недалеко от кустов на краю поляны. Фотий стал осторожно пробираться к ним. Впрочем, особенно прятаться было не нужно, так как охотник, воодушевленный беззащитностью жертвы, распалял себя речью:
- Вы думали, что можете помешать мне охотиться? Думали, что умнее охотника Браконьеренко? Не-ет! Вы маленькие, глупые, пыхтящие колючки!..
В кустах по соседству треснула ветка. Фотий обернулся на звук.
- Заяц, - прошептал он, Захар его услышал и повернул голову, уши его слегка подрагивали.
- Ты посмотри, они все его боятся, - сказал заяц.
- Конечно, боятся. У него стратегическое преимущество. Ума не приложу, с чего это он решил охотиться на ежей? Я думал, мы его достаточно проучили.
- Это я его вызвал.
- Ты? - не поверил Фотий. - Как?
- Записку написал.
- Но зачем?
- Я думал... Я хотел, чтобы вы, ежи, почувствовали, каково это быть жертвой. Как ужасно, когда на тебя охотится хищник!
- Думаю, у тебя получилось, - процедил сквозь зубы ежик.
- Не совсем. Я хотел натравить на вас хищника, но этот... браконьер. Он не хищник, он сумасшедший. Послушай, что он говорит!
- Сейчас я начну вас убивать, - Браконьеренко захихикал. - Я буду шить из вас рукавицы!
- Заяц! - позвал Фотий. - Ты быстро бегаешь. Сгоняй за подмогой, а? Зови всех, у кого острые когти и зубы. Этот охотник по-хорошему не понимает.
Захар кивнул и убежал. Кусты громко зашелестели. Охотник оглянулся на звук. Этого хватило, чтобы Федя и Фикус успели спрятаться в кусты.
- Федя, Фикус, идите сюда!
- Фотий!
- Что нам делать?
- Бегите на разные стороны поляны, скажите ежам, пусть поют.
- Поют?
- Это его отвлечет.
Ежи побежали исполнять.

32

Через несколько минут до Фотия донеслось пение. И хотя оно и было похоже на ежиное пыхтение, сомнения не было, ежи запели. Пение охватывало все большее число присутствующих на поляне ежей. Охотник запнулся на полуслове, так и забыв закрыть рот. Действо завораживало. Следуя ритму, ежи стали понемногу шевелиться. Представьте себе поляну, заполненную поющими и танцующими ежами. У браконьера волосы на голове зашевелились. Он чуть винтовку не уронил. Этим моментом и воспользовались прибывшие на помощь дикие кошки для начала атаки. Они посыпались на охотника с веток деревьев. А вслед за ними из кустов выскочили кабаны и волки. Медведь неспешно вышел на поляну, встал на задние лапы и зарычал.
Ружье выпало из рук Браконьеренко. Прикрывая голову руками, он помчался напролом через чащу, оставляя на кустах, кошачьих когтях и зубах волков обрывки одежды.
А ежи всё пели.

33

Фотий подошел к тому месту, где минуту назад стоял Браконьеренко, понюхал ружье, фыркнул и отвернулся. В глаза ему бросился желтый листок бумаги, упавший в траву, когда охотник в панике убегал. Ежик подошел и прочитал:
"Виновники того, что вы никого не можете убить, соберутся завтра на закате на поляне за ручьем. Доброжелатель".
"А он ровнее меня буквы пишет", - подумал Фотий.
- Меня будут судить?
Фотий вздрогнул, он и не заметил, как Захар к нему подошел.
- Что меня ждет? Десять лет нудных нотаций? А может...
- Забери это, - сказал Фотий, подвигая Захару бумажку.
- Забрать? - не поверил заяц.
- Да, быстрее забери, пока никто не заинтересовался.
- Правда? - совсем растерялся заяц. - Но я же... Я думал...
Фотий поднял листок и принялся рвать его на мелкие кусочки.
- Ты поступил нехорошо, - сказал он зайцу. - Тобой руководило глупое чувство мести. Но как ни странно, именно благодаря тебе мы прогнали охотника из леса. Думаю, теперь уже навсегда. Моя тактика переговоров и тайной войны потерпела полное поражение. Но теперь он почувствовал себя в роли жертвы, а не охотника и с позором бежал. Это будет ему хорошим уроком.

34

На поляне у Дуба-прародителя было многоёжно и необычно шумно для Ежиного Собрания. Но последние события настолько взбудоражили ежиное сообщество, что об этом говорили всё время и везде. Даже в новостях было сказано о небывалом случае: ежи пели.
- А теперь слово предоставляется советнику Фотию! – торжественно объявил Фуксий.
Толпа загудела, кто-то даже крикнул «ура», но крикуна зафукали.
Фотий вышел вперед и встал рядом с Фуксием.
- Граждане… - Фотий облизал губы и начал снова. – Друзья! Нам с вами довелось пережить знаменательные события. Даже если охотник и вернется…
Фотий переждал удивленное шушуканье и продолжил:
- Мы теперь знаем, что вместе мы - сила. Когда мы вместе, не страшны нам охотники. Я рад, что сегодня на Собрание пришли не только ежи. Зайцы, волки, коты, кроты и все остальные, кто активно нам помогал – мы делали общее дело. Только сообща…
Фотий продолжал говорить. Заранее придуманная речь, ради которой он не спал последние два дня, лилась как по маслу. Ёжик смотрел на присутствующих, и ему было страшно. Не от обилия внимания, а от ответственности, которая легла на его иголки в тот момент, когда председатель Фуксий провозгласил его советником.
- …Отдельно хочу поблагодарить дедушку Фокуса за то, что он научил меня человеческой грамоте. Благодаря этому…
Когда Фотий согласился на выдвижение собственной кандидатуры в совет, он не понимал всей важности такого решения. Потом он старался выполнить условие вступления в должность. Все его силы были направлены на то, чтобы придумать, как выгнать из леса охотника.
- …Обещаю честно служить на благо ежей и леса! – закончил он свою речь. Но только теперь Фотий понял, что всё еще только начинается.