Йо Нагао. Yoгурт Йо

Николай Коршунов
Новые веяния стрит-арта приходят из Японии вместе с авторскими футболками. Задача художника – не просто нарисовать картинку, которую тебе было бы приятно носить на себе весь день. Но еще и нарисовать ее так, чтобы она вызвала отклик в зрителях, идущих навстречу. Каждый из которых видит тебя, в лучшем случае, несколько секунд.

Молодой дизайнер Йо Нагао не любит играть по правилам – он любит устанавливать их самостоятельно. И, надо сказать, почти преуспел. «Почти» – только потому, что конца его карьеры в обозримом будущем пока не предвидится: кто может сказать, каких высот ожидает его грядущее? В его сегодняшних активах – выигранный «календарный конкурс» журнала Shift, среди ценителей искусства весьма и весьма популярного; работа Йо украсит собой календарь для читателей Shift на две тысячи восьмой год, и обложку самого журнала уже в две тысячи седьмом. А также собственный брэнд Yogurt, занимающийся выпуском уникальных высокохудожественных футболок, и полная творческая независимость.
«В своем собственном бизнесе, – поясняет Нагао, – я могу гораздо успешнее контролировать свою творческую индивидуальность. Не хочу работать на какую-нибудь студию дизайна или компанию. После окончания университета искусств я все свое время трачу только на собственное дело».
Под собственным делом, конечно же, в первую очередь понимается вышеупомянутый брэнд. Майки, футболки, t-shirts – типично европейская выдумка, не имеющая ничего общего с традиционной японской одеждой. Глобализация островов идет полным ходом. Нельзя не заметить, что и рисунки Йо, с которых делаются принты для футболок, также выполнены в манере, более привычной континентальному глазу. «Да, это так, – скромничает держатель брэнда, – европейская культура вдохновляет меня гораздо больше. Потом, йогурт – это тоже штука, придуманная не японцами. Но я просто хотел, чтобы звучание моего имени Yoh присутствовало в моем брэнд-нэйме. Это похоже на то, как если бы ты добавлял ароматизаторы в натуральный йогурт – а я прибавляю мои рисунки к повседневной одежде и аксессуарам. У меня нет никакой специальной концепции, но я не хочу, чтобы кто-то покупал майку только потому, что там стоит мое лого, и все. Мне хочется, чтобы у тебя был мой рисунок. И потом, у тебя есть всего несколько секунд, чтобы посмотреть на человека, когда ты идешь ему навстречу по улице. Моя задача – нарисовать нечто такое, что зацепит зрителя за эти несколько секунд».
Вот такое вот нешаблонное понимание целей и задач street art. Впрочем, создание маек и перчаток с авторскими принтами – не единственное занятие Yogurt. «В будущем я планирую расширить ассортимент. Например, выпускать бейсболки, сумки, толстовки. Сегодня мои вещи можно купить в Нагои, где расположен магазин, но можно и заказать по почте. Так что пишите мне на мыло, обсудим варианты доставки». Йо замечает мимоходом, что самой большой популярностью его футболки пользуются у его сверстников – скейтеров, клабберов, студентов или молодых специалистов, уходящих в отрыв по выходным. Но тут же добавляет: «А еще я видел, как мои майки покупали и сорокалетние мужчины, и девочки-тинейджеры. И это мне нравится».
Темы рисунков Йо довольно разнообразны – от психоделических разноцветных человечков до строгой черно-белой графики и антивоенных призывов. «Против войны. Некуда лететь» – надпись на майке с голубем и черепом из снарядов, заполнившим собой небо до горизонта. Все-таки Йо поспешил с откровениями о своей принадлежности европейской культуре – японцы еще слишком хорошо помнят, что такое угроза с неба. Хрупкость мирной жизни и необходимость борьбы за нее – это уже почти национальный архетип. Но: «У меня нет постоянной темы в творчестве, – говорит Нагао, когда мы спрашиваем его о любимых сюжетах. – Я просто начинаю рисовать в соответствии с настроением. Меня впечатляет все, что окружает меня: прогулка с собакой по берегу реки, солнце на закате, звездное небо, неоновая реклама, стоп-сигналы вечерних автомобилей».
Сейчас уже трудно представить, что вся эта затея с футболками началась как своеобразная «проба пера»: нью-йоркский друг Йо предложил ему принять участие в выставке авторских маек у себя в магазине. На сегодняшний день все кончилось тем, что за свои изыскания в области product design Йо получил гран-при Uniqlo Creative Award, а изображения его коллекции войдут в книгу о современной уличной культуре «Streetee», готовящуюся к выходу в испанском издательстве Monsa Barcelona.
«В основном я рисую в аналоге. Акриловыми красками, карандашами, использую технику коллажа. Это мои основные методы. Конечно, я пользуюсь компьютерами, чтобы выразить определенную экспрессию, или же в соответствии с выбором материала, но их значение в моей работе невелико. Гораздо интереснее работать вручную».
Мы задаем Йо почти традиционный вопрос о русском искусстве и влиянии классики на его живопись, и получаем почти традиционный ответ: русские конструктивисты. «Я обожаю постеры двадцатых годов. Это были действительно крутые рисунки, с мощной идеологией, стоявшей за ними, и это актуально до сих пор». Похоже, нам действительно пора задуматься о том, почему весь мир считает лучшими образцами русского искусства изображения, которые создавались в самые трагические периоды нашей истории, и почему только самые максимальные искажения мирового порядка извне способны породить яростный внутренний отклик нашего креативного начала.
О чем, к радости для себя, Йо совершенно не подозревает. Он больше увлечен своими предстоящими выставками – проектом We-Are-Familia в нью-йоркской галерее Colette, специально для которой был выполнен эксклюзивный коллаж, и участием в международной экспозиции фэнзинов My Room Is Full Of Zine в Нагои. Чувствует себя счастливым, но не до конца, хотя и занимается всем, чем любит заниматься по жизни – живописью, дизайном, креативом. Для полного счастья в будущем Йо хотелось бы сотрудничать с какой-нибудь крупной компанией – Nike или Sony: «Чем больше креатива, тем больше впечатлений, больше радости в жизни».
Вот она, хрустальная мечта заядлого антикорпоративиста. Rofl.

Журнал "Хулиган", декабрь 2007.