Герой нашего ненашего времени

Cyberbond
(«Герой нашего времени» (2006 г.: размышления по ходу фильма)

Начну казенно, как в отчете. За последние несколько лет заметно разгорелась любовь нашего всепоглощающего TV к отечественной литературной классике. Но любовь эта, на мой взгляд, крайне небескорыстна и максимально безответна. (Впрочем, об этом чуть позже).

А пока – один из характерных детенышей этой страсти, - 6-серийный телефильм А. Котта «Герой нашего времени». Александр Котт – режиссер молодой, но смышленый, умеющий грамотно отбить доверенное бабло. В свой сериал он привлек несколько известных актеров. Печорина поручил (пригласил, оплатил, - нужное подчеркнуть) лепить Игорю Петренко.

Итак, Печорин - Игорь Петренко… Не знаю, «имхо» хэбэшка советского бойца ему как-то больше (ближе?) к лицу, и как обслуга для генеральской дочери Веры он естественней, убедительней. Дело даже не в простецких, с китайского рынка, интонациях и молодцеватых ухватках лихого контрактника, которые Петренко сгоряча привил Жоржу Печорину. Бог уж с ним, с осовремениванием. Ну, желают хоть этим приблизить классику к массовому телезрителю (понимая под ним всенепременно жлобьё). Ну, не умеют актеры «режиссерского театра» и «щукинской (главным образом) выучки» никого играть, кроме себя любимых «в предложенных обстоятельствах».

Важнее другое: Петренко: а) создает некоего анти-Печорина и б) выводит даже этот свой новодел на одной-единственной ноте. Внешне и повадкой его (этот) Печорин – ни дать ни взять хуторской кобелек-жеребчик, герой романов на сеновале. Раздевающий всякую женщину взгляд – единственная краска образа. Почему такой проводит ночи напролет с тетрадкой и гусиным пером, а не с пышнотелой молодкой – уму непостижимо.

Герой Петренко не способен к развитой рефлексии органически. Он внутренне нерушим и неизменен, как камень, а никакая предыстория этой душевной оцепенелости нам не явлена. (Впрочем, в одном интервью актер разъяснил: его Печорин сперва думал, будто мир хорош. Но оказалось, что это не совсем так, и он, Печорин, озлился. Уместно было б, чтобы вместе с артистом это понял и зритель, понял причину этой постоянной азартно-раздраженной интонации).

Можно ругать еще и еще, но лучше сразу выявить суть: Петренко создает образ человека, напрочь лишенного всякой духовности. Его герой – ЧЕЛОВЕК ИНСТИНКТА. Собственно, на инстинктах других (а не на чувствах) этот персонаж здесь и играет.

Упрощение? Да, но в духе времени. Или, точнее, в духе того образа времени, который внушают нам неспроста. Впрочем, сам-то Петренко очень даже герой НАШЕГО времени, здесь он абсолютно честен именно как продукт, как явление этого времени, как выразитель его духа.

Он, как и другой идол некоторых, Дм. Певцов, – из новой породы русских актеров (и вообще наших людей), которые видят смысл своего существования не в творчестве, а в самом этом существовании. Они не столько художники (и, кстати, прямо – хотя бы тот же Певцов – говорят об этом), сколько спортсмены-любители. И в искусстве, конечно, тоже.

Но в этом есть своя тонкость: наш современник не хочет быть отчужденным от себя в некий социальный флюс-роль (пускай и в очень престижную роль «артиста», «творца»), он слишком реалист и прагматик для этого. Он именно хочет БЫТЬ во всей полноте отпущенного ему человеческого существования. Вот это, мне кажется, и есть главное в герое нашего времени, - не лермонтовском, конечно.

Но все же еще немного о Печорине-Петренко, тем паче, что это «быть» всегда вписано в «социалку». «Дуэлянт, Дон-Жуан и вампир», - говорит о нем княгиня Лиговская (И. Алферова) «Вы не офицер, вы бретер. Надеюсь никогда вас больше не увидеть», - напутствует его в ссылку после дуэли с Грушницким Генерал (А. Филозоф). А из-за его спины суровым осетром смотрит на Петренко-Печорина с портрета государь Николай Паллыч, - смотрит всеосуждающе.

«Счастливого пути, г-н Лермонтов!» - ядовито (хоть и заочно) напутствовал он поэта, отправляя его под пули горцев. «Собаке собачья смерть», - по легенде, откликнулся тот же царь на смерть того же поэта.

Со школы привыкли мы осуждать режим Николая и видеть если уж не в Печорине, то в его авторе одну из неоспоримых жертв. Хотя, конечно, жизнь была намного сложнее: и царь искренно желал блага стране (непременно через свое благо, естественно), а Лермонтов подчас был дразняще неприятен, небрежен с добротой и элементарнейшей человечностью.

Но акценты в сериале расставлены так, что его идеологический посыл читается сходу. Есть молодой нехороший (непутевый, неудобный, неприятный) человек Григорий (Грицко?) Печорин. Есть мудрый, спокойный, традиционный мир взрослых (главным образом), в котором весьма комфортно живут добрые и порой даже доблестные обыватели. Молодой герой всем мешает, почему и погибает, - естественно, нелепо и заслуженно.

Не хватает еще, чтобы в самом конце государь с портрета погрозил пальцем и заявил непонятливым зрителям: «Мы хотим подморозить страну лет этак на пятьдесят. Для вашего, разумеется, блага, ведь вы глупы, и нам лучше знать, что вам надо. Так что вы все, господа, уже в холодильнике. Но не смейте мне тут скулить, что холодильник в морге. Нет, мы его на кухне истории установили. Так что все будет, наверное, и для вас хорошо. Надейтесь, господа, и не рыпайтесь!»

Правда, в традиционном (не очень подтверждаемом практикой) понимании кухня истории – солнечна и удобна, и именно здесь готовят фирменное блюдо под сладким названьем «прогресс». Но что нам до трендов и брендов всеобщей истории, если есть сегодняшняя теле-конкретика, в которой всякий молодой «диссидент», будь то Раскольников или Печорин, выступает раздражающей, ненужной серятиной? Так телезрителю исподволь прививается неприязнь к новизне, к сомнению, прививается бытие не в линейном (с якобы прогрессом в конце), а в закольцованном времени, где новации сведены к минимуму и всяк молодой должен лишь безропотно повторить опыт старших. Ясен пень, что для нас это – опыт покорности.

Таков смысл нынешнего обращения TV к классике. Приходится ему (телевидению) ох непросто, ведь усеяно поле родной словесности теми зубами дракона, что, проросши, породили 17-й год. Не развернешься тут особо ни с проповедью покорности, ни с идеями социального естественного неравенства. А других идей и целей у новых пахарей, похоже, пока не вызрело.

Но в ожидании этого как ни прибегнуть к испытанным технологиям «информационного общества»?! Можно ведь вытряхнуть все неприятные зубы из пыльного мешка классики прочь, подменив их мягкой соломой. Наивный зритель приобщится к отечественной культуре на уровне костюмном, сюжетном и назывном. «Герой» любого времени станет из «учителя жизни» (что тоже, конечно, чушь несусветная!) или ее выразителя – просто брендом, о смысле которого не задумываешься.

Глубина классики уже не пародируется или передразнивается (как случалось порой в 90-е, - но то была месть за крах всей конструкции нашей русской-советской культуры), а попросту упраздняется.

Переменит ли такое исподволь потрошенье национальной культурной традиции также и национальную порою стенько-разинскую ментальность? Боюсь, последнее слово здесь будет за «социалкой» и экономикой, а вот их как раз и заставляют не шевелиться…

Поймите: я пишу это не с глупой целью «изобличить». Я лишь констатирую: подспудные стремления публики к душевной лени в сытые 2000-е совпали с более тонкими и сложными задачами нас пасущих. К несчастью, ожиревшие мозги нам шедевров не подарили.

Но самое интересное: выживет ли и возродится ли когда-нибудь наша РЕАЛЬНАЯ классика после этих шелестящих объятий Мамоны? И понадобится ли это нам самим?..

ОТЗЫВЫ О ФИЛЬМЕ
Печорин - своего рода гений. А как можно гения судить? Он живет в другом мире, у него нет тех стандартов, по которым живет обычный человек. У него в душе и рай и ад одновременно. И с этим всем как он должен себя вести? Где эти грани приличия?.. Я не могу сказать, получился Печорин или нет. Во-первых, никто не знает, каким он должен быть. Нет шкалы, по которой измеряют печориных. С Далем сравнивать нельзя. Та картина была снята другим поколением, в другое время, тогда были другие технические возможности, да и в полуторачасовом фильме трудно было раскрыть характеры главных героев. К тому же Далю было около 40, когда он играл 25-летнего Печорина…
(И. Петренко)
(http://www.russ-yug.ru/article/1274/)

милашечка!=)))
молодчина, давай, мы ждем тебя и в других прикольных сериалах, желательно с красивыми девчонками! ты с ними так смотришься!=)
(Ксения Крик)
(http://kino.br.by/man36897.html)

Авторы сериала утверждают, что создали абсолютно новый образ Григория Печорина, который близок современному зрителю. Герой фильма "помолодеет душой, станет живым человеком, который дышит полной грудью, поступает, как он хочет, говорит то, что думает".
(http://www.nashfilm.ru/serialsnews/750.html)
Кроме того, как сообщила РИА Новости пресс-секретарь компании "Централ Партнершип", которая снимала картину, Наталия Хлюстова, отдельно по "Княжне Мери" есть полнометражный фильм.
(http://www.rian.ru/culture/20070531/66418794.html)

А ведь роман Лермонтова - отличный шанс высказаться о потерянном поколении в целом - тема в сегодняшней нашей жизни весьма актуальная. И зрелый режиссер не упустил бы такой возможности. 34-летнему Котту, похоже, элементарно не хватило опыта и умения увидеть за приключениями Печорина не сюжетный, а мировоззренческий смысл. (Маша Иванова)
(http://www.timeout.ru/text/film/71901/?switchComment=true)

"Снять фильм по "Герою нашего времени" родилась не у меня. Мне сделали такое предложение, от которого я не смог отказаться, потому что отказаться от такого материала - это безумие. В принципе, поработать с текстом Лермонтова было очень приятно", - рассказал Котт.
"Мы практически снимали на местах, где происходит действие романа. Историю "Бэла" снимали в Адыгее, потому что в Грозном снимать не могли. Получилось практически такое путешествие - с Кавказа вниз и до Тамани", - отметил режиссер.
(А. Котт)
(http://www.rian.ru/culture/20070531/66418794.html)
Роль героя нашего времени была сыграна Вами так, что действительно веришь тому, что "...ни в ком зло не может быть так привлекательно, как в тебе..."
(Слепцова Юлия)
(http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/ros/3316/forum/)