Смерть - ты смерть, мы тебя засекем и зарубим!

Светлана Лазебная
Раз в году деревенские бабы на Руси напивались до одури, били мужей, раздевались догола и выходили на улицы убивать все, что шевелится, пусть это и заплутавший путник. Такой вот обычай.
 
24 февраля – в полнолуние лютого зимнего месяца, чествуется День Велеса – покровителя и защитника домашних животных. Наши предки в этот день устраивали решающую битву с Коровьей Смертью. Всю зиму злобная сущность шлялась по деревням и морила скотину. Бороться с ней можно было только призвав на помощь высшие силы.
Битвы было две. Первая – самая страшная – бабья… Если бы традиция не умерла, собирать по улицам трупы нам бы с вами пришлось 18 февраля... Убивая, бабы забирали силу у Коровьей Смерти, и Агафья Скотница – их святая покровительница, им помогала – чтобы наделить могуществом Велеса Коровича.
Ждите: в полнолуние Велес сшибет зиме рог. Незамужним девушкам он покажет будущих мужей, замужним - поможет зачать, а всем остальным предскажет будущее!

В лихую годину
Как точно выглядит Коровья Смерть – этого вам никто никогда не скажет. У Коровьей Смерти тысяча лиц и миллион морд. Там запоздалым путником прикинется, там собакой пролает, али зайцем проскачет...
Но сама по себе никогда в село не заходит, «а всегда мужики завозят ее с собой». Заберется куда эта дорогая гостья, то досыта натешится: переморит всех коров, изведет все племя до конца – беда, да и только.
«Ехал как-то мужик с мельницы позднею порою. Видит, по дороге плетется старуха: «Подвези меня!» - просит. «А кто же ты, бабушка?» «Лечейка, родимый, коров лечу!»  Мужик посадил ее на воз и поехал. Ехал, ехал… забыл свою дорогу на ровном мете, а уже темно... снял шапку мужик, перекрестился. Глядь, а бабы как не бывало. Оборотилась черною собакою, и побежала в село, а назавтра в крайнем дворе пало три коровы…»
Сколько таких случаев было и не сосчитать. Злые были бабы на мужиков…
Расплата наступала 18 февраля, в день святой великомученицы Агафьи Скотницы. Сама женщина, она помогала бабам приструнить как глупых мужей, так и саму Коровью Смерть… 
Студено. Вся природа в ледяном сне. В канун Агафьи Скотницы никто не высунет носа на улицу. Избы – как неприступные крепости. Хлевы заперты на запоры. Собаки привязаны. Не брешут... Только слышно, как в сараях мычит голодная скотина. Лихое время... К этому дню в неурожайные годы обычно кончались корма – самое «урожайное» для Коровьей Смерти время...
Тягостным для мужиков было это затишье. Уже с утра, бедные, прятались они по печкам и запирались в чуланах. Бабы же с утра накачивались крепким мёдом – тягучим и хмельным – чтобы кровь в жилах взыграла... И вот уже баба стаскивает за портки мужика с печки, валяет его по полу и охаживает по спине  чем ни попадя – ухватом ли, кочергой, или просто веником. Не защищаются мужики – обычаем не положено.
 
Клочки по закоулочкам
- Ай! Ай!!! – доносится с улицы вопль.
Громко ухает какая-то железяка. Это повещалка созывает общий сбор. Страшен вид ее: босая, косы распущены, из одежки одна только рубашка исподняя – сама как смерть.
Ай-й-я-я-а-а!!! – повещалка мотает головой, развеваются на студеном ветру совершенно ведьминские космы.
- А-а-а-у-у-у!!!! – в диком экстазе повещалка срывается на вой, рвет на себе рубаху и остается в чем мама родила.
И стучат в ответ двери, хлопают калитки, скрипит снег под босыми ногами – со всех сторон сбегаются к ней возбужденные и разгоряченные дракой деревенские бабы, такие же простоволосые и раздетые.
Каждая тащит с собой дубину, серп или ухват... Кнутами щелкают, мужнины ружья перезаряжают… Бьют кочергами в сковородки, пустые кастрюли и заслонки… Кто-то несет помело, точнее, едет на нем верхом...
В дрожащем свете факелов-лучин повещалка назначает «лошадку», то есть, выбирает молодицу, которая должна раздеться догола и, впрягшись в соху, опахать борозду вокруг всей деревни – считалось, что Коровья Смерть через такую преграду не перешагнет. (В Калужской губернии «лошадкой» могла быть только «девица безукоризненной жизни», в других местах соху часто тянула беременная).
«Это был полк людей, похожих на сумасшедших, - писал мужичок, по случайности видевший, как это происходило в 1889 г в Тобольской губернии, - они стреляли… бряцали, звенели… выкрикивали изо всей силы: «Смерть — ты смерть, — ты коровья смерть! Мы тебя засекем и зарубим...» Шум и крик производился без малейшего ослабления… что только могло кончиться на рассвете».
До самого рассвета несчастный мужик просидел за поленницей, каждую минуту боясь быть обнаруженным и убитым: «Горе тому, кто попадется навстречу, будь то животное или человек: его бьют палками без пощады и буквально разрывают на куски. Всяк попавшегося навстречу принимают за оборотня или за самую Коровью Смерть и бьют с ожесточением. Если кошка вскарабкается от них на дерево, то оне срубают и самое дерево и убивают ненавистное животное. Беда и запоздалому путнику - убивают беспощадно насмерть...»
Тем, бабам, что не вышли со всеми, тоже доставалось… почему не вышла? Может она с Коровьей Смертью заодно? Заподозренных в таком грехе вытаскивали за волосы из избы и завязывали в мешок, кидая туда же для компании  обезумевшую кошку.
Несчастной оставалось только одно – молиться, чтобы Бог послал легкую смерть: если мешок кидают в полынью – кончина мгновенная, а если в мерзлую землю решат зарыть – тут уж помучиться придется...
Выходили бабы за деревню, и навалясь всей компанией, опахивали деревню магической бороздой.
Управлялись только с рассветом… Возвращались. Окуривали ладаном дома, сараи, клети и овины. Копали глубокую яму, сваливали в нее навоз, укладывая сверху самые сухие «лепешки». Потом дерьмо поджигали и проводили сквозь «очищающий» огонь всю деревенскую скотину. Буренки трубили, кони бесились, а овечки кричали, как маленькие дети… жались друг к другу… А голые и чумазые бабы из последних сил раздавали крепкие тумаки, направляя глупую животину куда надо. 

Велес, Велес, ты могуч…
Несколько дней оправлялась потом деревня от последствий жутковатого шабаша. Мужики прикладывали холод к шишкам, а сами бабы отпаривались в жарких банях и растирали мазями помороженные руки-ноги. Снег заносил трупы тех, кто встретился на их пути...
Снова оживала округа в день Велеса Коровича (или святого Власия) - покровителя и защитника домашних животных.
Делом Агафьи Скотницы было - измотать врагиню, так сказать, преподнести ее на блюдечке с голубой каемочкой. Велес же приходил, чтобы «сшибить рог с зимы» и забрать у Коровьей Смерти последнюю силу. Самый сильный парень в деревне наряжался в звериные шкуры и, взяв в руки дубину, «убивал» чучело, символизирующее и Коровью Смерть и зиму одновременно.
В Велесов День почти всегда стоял нестерпимый колотун, но это уже были самые последние зимние холода, за которыми уже и весна с капелью. Обстоятельство это, сами понимаете, улучшало настроение празднующих многократно - настолько, что они всю ночь напролет прыгали от радости через костер.
А что же Коровья Смерть? Она уползала на болото. Потом, правда, снова выползала - когда скотину после столь экстремальной зимовки выгоняли на пастбище обогреть тощие бока. Зорко следили пастухи, чтобы на первом весеннем солнышке не прилепилось к стаду «ничейное» животное. Если таковое обнаруживалось – значит то был сам оборотень. Без долгих разговоров его взваливали на поленницу и «сожигали».
Супостатом нечистой силы часто объявлялись и «свои» животные – те, что первыми заболевали и разносили потом заразу. В Саратовской губернии такую хворобу хоронили непременно еще живой и стоя. В глубокой яме, вырытой у главных ворот. (Стоя – чтобы «стояло», то есть чтобы скот водился. А у ворот – чтобы Коровья Смерть увидела: весь скот уже пал, и делать ей здесь нечего. Невинно павших хоронили  не иначе, как накрепко привязав к их хвостам  живую кошку. На перекрестках улиц при этом вбивали осиновые колы и посыпали все вокруг пеплом сожженной живьем собаки...
Но как правило, особо Коровья Смерть ни весной, ни летом, ни осенью не свирепствовала – могучий Велес не позволял. Слабела его хватка только к началу будущей зиме… Тогда  сила заметно слабела, а Коровья Смерть наглела. И тогда-то в дело и вступала Агафья Скотница со своими помощницами… Обычай этот кое-где, в глухих деревнях, сохранялся еще вплоть до 30-х годов ХХ века.

Не проспите счастье!
Уважаемые читатели, вы вполне можете воспользоваться волшебной силой Велеса. Ешьте кашу и мед – его это задобрит, и ближайшей же ночью Велес покажет вам свою волшебную силу.
- Женщинам, которые хотят родить:
Велесова ночь - самое благоприятное время для зачатия сильных телом и духом детей. И женщинам, которые хотят родить, грех этим не воспользоваться. Застелите супружескую постель какой-нибудь шкурой, причешите мужа деревянным гребешком (это наделит его силой и мудростью самого Велеса и на целый год сохранит от болезней) и... приступайте!
- Незамужним девушкам:
Пользуясь случаем, можно погадать на суженого. Если вам удастся достать где-нибудь хоть одну волосинку из бычьего хвоста (на крайний случай сойдет и конский волос) – пропустите ее сквозь зубцы своей расчески, и, ложась спасть, спрячьте под подушку. Утром увидите, что волос стал человеческим, и закрутился в форме какой-либо буквы. По цвету волоса можно узнать, блондин, брюнет, или рыжий муж вам достанется, а «буква» будет именно та, с которой будет начинаться его имя.   
- Всем остальным:
Сны, дарованные Велесом – вещие и провидческие… Закажите Велесу, чтобы он вам «приснил» ответ на волнующий вас вопрос, или показал то, о чем вам хочется узнать больше всего. Только хорошенько подумайте… Сила Велеса в его законный день не просто велика, а очень велика. Что приснится – сбудется неотвратимо.

Светлана ЛАЗЕБНАЯ