Даниэль и Гео Фукс. Puppets Of Masters

Николай Коршунов
СПЯТ УСТАЛЫЕ ИГРУШКИ

Хочешь посмотреть, как Эдвард Руки-Ножницы подстригает Энди Уорхола? Или как монстры из Ада приступают к посмертному искуплению грехов Адольфа Гитлера? Неплохо смотрится Ума Турман с катаной в руках, расчленяющая кролика из мультсериала Happy Tree Friends – им очень идет желтый цвет. Впрочем, кролик в Happy Tree Friends огребает постоянно – ему не привыкать.
Все эти добрые и жизнеутверждающие картины производят еще более незабываемое впечатление на зрителя, когда начинаешь понимать, что «в ролях» снимались… обычные куклы. А учинили описанное выше торжество творческого макабра двое любящих (надо полагать) супругов – Даниэль и Гео Фуксы. Или Фухсы – мы до сих пор теряемся в догадках, как же все-таки правильно произносится их красивая немецкая фамилия Fuchs.

Даниэль и Гео Фукс – далеко не самые последние люди в мире немецкого художественного фото. Скорее наоборот – одни из первых. Работают вместе уже пятнадцать лет и не собираются останавливаться на достигнутом. Нашли себя на ниве концептуальной фотографии, создавая фотосерии, «комментирующие» различные явления и проявления политики, искусства, культуры, частной жизни. За что и были подвергнуты жесточайшим наградам, почетным званиям и многочисленным персональным, – и не очень, – выставкам в Милане, Л.А., Париже, Берлине, Барселоне. Несколько проектов D&G (ничего себе сокращеньице, правда? Нам тоже нравится!), сделавших их значимыми величинами европейского искусства, посвящены, например, недавнему историческому прошлому Восточной Германии. Одна из фотосерий называется «Секретная комната Штази» – книги, которые читали немецкие политзаключенные и разрисованные ими стены камер. Темная сторона человеческой натуры, смерть, посмертие и свет в конце туннеля – также любимые темы творческого содружества, постоянно шокирующего галеристов и их посетителей своими попытками заглянуть за грань. Как это было ими проделано в сериях снимков «Орудия убийства» или «Мертвые животные» – многообещающих поисках секретной эстетики окровавленного топора, нейлоновых колготок, свернутых петлей, или мумифицированной змеи на асфальте хайвея. Впрочем, ничто человеческое, в том числе и чувство юмора, Даниэлю и Гео не чуждо: серия «Liegende» повествует об особенностях национальных уик-эндов, а именно спровоцированного ими глубокого drop out. Работы D&G вызвали пристальное внимание самой тяжелой поп-группы всех времен и народов Rammstein, для которой фотографы выполнили художественное оформление альбома «Mutter» 2001 года. И не надо рассказывать, что ты не видел эту картинку! Так вот, ее тоже придумали Даниэль & Гео.
Эти и другие, не менее занимательные образы и картины вошли в новый альбом репродукций за авторством супругов Фукс «Toygiants» – «Игрушечные гиганты». Конечно, куклы, с помощью которых D&G визуализировали свои фантазии, если уж быть честными до конца, не вполне предназначены для детей – среди них попадаются и вполне брутальные экземпляры, вроде поименованных монстров, способных вызвать неоднозначную реакцию у ребенка. Большинство представляют собой «коллекционные издания» персонажей кино, театра, музыки или общественной жизни, выполненные с максимальной точностью по отношению к оригиналу. Включая весь набор полагающихся таковому аксессуаров – вроде гитары, микрофонной стойки и сапог на платформе у куклы вокалиста KISS Пола Стэнли или меча, лука и эльфийского зеленого плаща «с фенькой в форме листа ганджубаса» у Арагорна из кинотрилогии «Властелин колец». Во всем мире такие куклы являются предметом нечеловеческого фетиша угорелых фанатов чего бы то ни было: хэви-метал, аниме, фильмов ужасов или, к примеру, Джорджа W. Буша – среди фотографий «Toygiants» есть и такая, в гермокостюме военного пилота. Впрочем, среди «сольных портретов» можно найти и вполне дошкольных персонажей вроде Грендайзера, трансформеров, улыбающегося Бэтмена, улыбающегося Терминатора и Сильвестра Сталлоне в образе Джона Рэмбо.
С реализацией идеи Фуксам помогла коллекционер Селим Вароль, собравшая в своих закромах более десяти тысяч арт-игрушек, коллекционных кукол и фигурок-артефактов. Пустив однажды парочку поиграть своими богатствами, почтенная дама вовлекла себя и коллекцию в трехгодичные хождения по мукам, триумфально завершившимися выставкой в мюнхенском музее Villa Stuck. Несмотря на то, что в экспозиции преобладали фотоиздевательства над виниловыми копиями политиков, присутствовавшие в полной мере смогли возрадоваться видениям фантомного мира, оказывается, уже давно живущего насыщенной личной жизнью безо всякой поддержки со стороны своих исходников. Так что выход альбома «Toygiants» есть еще одно тому подтверждение.
Первая цель D&G – показать игрушки с неожиданной точки зрения. Как если бы обитатели Toyland-а окончательно подвинулись рассудком и решили подражать людям, сохраняя специфику нашего общения между собой. При этом авторов не миновала чаша модных спекуляций на тему симулякров и симуляции: Кукла-Гитлер играет в кукольные «Звездные войны», куклы-солдаты пляшут нечто похожее на зикр вокруг помойки с куклой-Гитлером и куклой-Саддамом, Римский Папа исповедует Хеллбоя. Вся эта изощренная игра в дочки-матери на деньги вызывает радость прежде всего новизной формы. По части содержания для дуэта D&G «Toygiants» – это определенный шаг назад, особенно по сравнению с предыдущими работами. Среди которых – изумительная фотосессия для рамштайновской пластинки или «Знаменитые глаза», изображения глаз знаменитостей, вписанные в интерьер с участием самих звездных «моделей». Психология игрушечных людей и монстров тоже вполне игрушечная, не способная на глубокие двусмысленности и непрямолинейные интриги: одномерная мораль со стенобитно доходчивыми перипетиями сюжета и авторской позицией, подчеркнутой двумя жирными чертами, как выводы в конце главы учебника для лентяев. Хотя, если Даниэль и Гео добивались именно этого, настало время аплодировать стоя. Однополярность мировосприятия – лучший способ как следует простебать эстетику постиндустриальной Европы, порождениями которой являются все эти Хеллбои, Халки, Чубакки и прочие любимые объекты для переводов Гоблина.
«Я собираю игрушки уже двадцать лет», – комментирует выставку Селим Вароль, – «и я вижу, как они все больше становятся объектами вожделения все большего количества людей. Для многих они уже значат больше, нежели просто такая штука, с которой можно поиграть». Право слово, жалко, что Йохан Хейзинга с его концепцией человека как «homo ludens», «человека играющего», не дожил до выхода «Toygiants» на свет. Он так и не узнал, до какой степени истина была где-то рядом.

www.toygiants.com

Журнал "Хулиган", июнь 2007.