Город, достойный поклонения

Геннадий Крук
Имя, услышав которое, встрепенется сердце каждого россиянина, и прокатится оно гулким эхом гордости за свой народ, за каждого из нас!

Севастополь!

В начале сентября 1966 года мы, три молодых лейтенанта, материализовав годы учебы в красные дипломы военных училищ ПВО Страны, прибыли по распределению в Севастополь, сияющий белоснежьем домов из инкерманского камня и флотской чистотой улиц. Город  был похож на чисто прибранную палубу парусника нашей мечты., и мы  волею судеб неожиданно  оказались героями  Гриновских «Алых парусов» и «Бегущих по волнам».  Сине-зеленое, изумрудное сентябрьское море лениво поблескивало своей неспешной волной, было чисто и прозрачно. На выпуклой груди   внешнего рейда Ахтиарской бухты грелся под лучами яркого, но уже ласкового солнца, парусный барк «Товарищ».  Снующие по глади бухты катера, внушительный вид боевых кораблей, стоящих у Госпитальной стенки, бочки плавучих якорей, запахи и звуки морского военного порта - все внушало уважение и заставляло трепетать сердце при каждом ударе судовой рынды и свистке рейдового катера. Городские часы, со сдержанной гордостью дополняя общее впечатление,  оповещали о начале нового часа гимном городу: "Легендарный Севастополь, неприступный для врагов..." Город - мечта, город - герой, Севастополь!

Мы удостоились  чести служить в Севастополе. Мы были горды свершившимся, мы хотели быть достойными гордого имени "севастополец", мы, ступив на святую землю, уже любили этот город и преклонялись перед его людьми! Возрожденный город был нашим ровесником, нам было по 22 года! Севастополь, словно только что сошедший со стапелей крейсер, был молод и красив, строен и силен, ему под силу была сама Жизнь, которую он заслужил в жестоких битвах!  Его команда, в которую мы вливались, была достойна чести называться севастопольцами, и требовала от нас такой же самоотдачи и жертвенности. Оставаясь служить в Севастополе, мы соглашались на жертву во имя его славы.

В те времена мы не были избалованы обилием всевозможных праздников и каникул. Еще не был спет Львом Лещенко гимн Дню победы, и этот великий день стоял в тени, в череде других, профессиональных праздников. Но для Севастополя 9 мая это больше, чем праздник. Это – день, когда Севастополь, словно Феникс, восстал из пепла и воскрес из хаоса небытия. Это день его духовного возрождения, славы и чести, это день, который наполняет сердца жителей города гордостью за принадлежность к великому Ордену Севастопольцев. В этот день севастопольцы  говорят не "я", но "Мы, Севастополь!" - сливаясь с  городом в одно  неразрывное целое, как мать и дитя, как отец и сын. Это день бесконечной череды седовласых воинов, шагающих в парадном строю по Большой Морской под мерное позвякивание боевых орденов и медалей, это деды в бескозырках и пилотках, это обветренные офицеры в блеске золотых погон.

Наш сослуживец, старшина  Виктор Лимаренко был ранен на склонах Сапун-горы 8 мая 1944 года в первый час штурма. Их осталось в живых всего 16 человек из только что сформированного стрелкового батальона, 16 молодых парней, раненных при первом броске.  С той поры ежегодно, 9-го мая он приезжал на склоны Сапун-горы и смотрел  на раскинувшиеся далеко внизу виноградники Золотой балки, на поляны цветущего мака, алеющего в местах самых ожесточенных боев, вспоминая, как рвались они вверх, к своей славе, умножающей славу города. Мы, молодые офицеры, приезжая с ним на Сапун-гору,  видели застывшую слезу на лице, изрезанном морщинами испытаний. Он был для нас олицетворением подвига Севастополя, его мужества и стойкости...И мы, став севастопольцами, 9 мая   отдавали почести людям, чей подвиг на склонах Сапун-горы и  Мекензиевых высот,  Инкермана и Херсонеса создал славу города.

Так продолжалось   до тех пор, пока в недобрые девяностые нас не поставили перед выбором - присягнуть трезубцу Степана Бандеры,  или открыть кингстоны, но остаться верными присяге, данной Родине.    И мы временно оставили Севастополь...

Но рано петь поминальную песню - еще последний корабль не покинул Севастополь!
И растут наши дети и внуки.
И мы – с тобой, Севастополь!
И говорим тебе - до свидания!
И мы еще скажем - " Здравствуй, Город, достойный поклонения! Здравствуй, город славы русских моряков!"