Самый Правдивый Григория Горина

Алкора
     По пьесе Г.Горина "Самый Правдивый"

     Григорий Горин - наш современник, российский писатель и сценарист, некогда  написал пьесу «Самый правдивый», которую поставили многие театры. Я впервые увидела ее в нашем ленинградском театре им. Комиссаржевской. Вскоре по тому же сценарию вышел художественный фильм «Тот самый Мюнхгаузен». Я  смотрела его много раз   и каждый раз не перестаю удивляться  мудрости и не случайности каждой реплики фильма. Он для меня столь же многопланов, как книги Кастанеды. Можно принимать его легко - как веселую комедию с незамысловатым сюжетом о жизни великого лжеца барона Мюнхгаузена. А можно и нужно - как притчу о разных способах восприятия жизни, об ощущении мира, которое не вписывается и не должно вписываться в общепринятое. Более эзотерического фильма, выполненного в жанре комедии, я,  пожалуй,  не знаю.

    Мир Мюнхгаузена аллегоричен, а его забавные выдумки - всегда притчи. Байка о том, как он сам себя вытащил из болота за волосы... Разве не этого же хочет от нас духовный  путь? Или о том, как выстрелив в оленя косточкой от вишни, Мюнхгаузен встретил на следующий год зверя, на лбу которого выросло вишневое дерево... Все, что мы посылаем другим - словом, мыслью или делом,  непременно прорастет деревом, и об этом полезно помнить. Всякая причина родит следствие.

   Мюнхгаузен врет, но врет как-то странно: его ложь правдива, потому что он описывает сущность того мира, который видит, но которого не замечают другие, он видит ту глубинную суть вещей, что и есть основа бытия. При этом Мюнхгаузен никогда не врет самому себе, не предает  своих идеалов, своего Я, не играет ни перед кем и ни перед чем, даже если эта его правдивость, она же - неумение подыгрывать всеобщим «разумным» способам жизни - разрушает счастье самого Мюнхгаузена. Но, может быть, у него другое представление о счастье?

   Вот он «некстати» сделал открытие - дополнительный день в году - 32 мая, как результат набежавших за столетие  секунд. Он заявил о нем тогда, когда наконец осуществилась мечта его возлюбленной Марты получить развод Мюнхгаузена с женщиной, жизнь с которой для барона всегда  была мукой. Но Мюнхаузен  и здесь не смог себя превозмочь и потерпеть со своим открытием. Из-за его убеждения в существовании  дня  «32 мая»  его  развод с супругой не узаконили.

    Для Мюнхгаузена социальные условности - фальшивая игра, у него другие ценности, он живет иным - горним миром. Его радости открытия нового, дополнительного дня не разделили даже близкие. Слуга вспомнил о том, что 1-го числа ему обычно выплачивают жалование, друг - что «лишний понедельник - не такое уж удовольствие», а любимая просто ушла, перестав надеяться, что когда-нибудь они смогут узаконить свои отношения. Мюнхгаузен поражен.  Оказывается, даже дорогие ему люди  его не понимают.

    Мюнхгаузена считают лжецом, но кто же тогда люди, живущие в их городе? Городской глава в душе и на деле - прекрасный портной, но исполняет роль мэра, для которой он совершенно не предназначен. Разве мало мы видим вокруг таких Мэров? Лучший друг барона боится возражать и говорить то, что думает. Он согласен в душе с Мюнхгаузеном, но никогда не заявит этого во всеуслышание и, глубоко страдая, предает друга. А Мюнхгаузен ни в чем не желает подчиняться условностям и, если видит несправедливость, то заявляет о ней. Например,  он «объявляет войну Англии» за то, что она не ведет честной политики. Весь город шокирует выходка Мюнхгаузена, которую рассматривают, как фарс. Для всех важнее и значимее не искренний душевный порыв человека, а целесообразность, соблюдение правил и соизмерение  поступков со своими реальными возможностями, даже если и почти каждому «не нравится то, что вытворяет Англия».

    Для Мюнхгаузена нет понятия невозможности. Если его душа согласна, он действует, он объявляет войну самой Англии и ему совершенно все равно, что силы не равны, а его поступок кому-то кажется смешным, что «так не принято». В этом состоит его правдивость в противовес привычной лжи всех остальных.

    Только единожды Мюнхгаузен предает себя. Он сдается перед горем Марты и уступает ей,  создав  видимость собственной смерти и перевоплотившись в садовника Мюллера - свою противоположность. Мюллер - практичный человек без фантазий, для которого цветы - не красота, а прибыльное занятие. Под новым именем Мюнхгаузен  вступает в брак с Мартой, и у них рождается сын. Все казалось бы стало хорошо, все довольны. «Вдова» Мюнхгаузена приобрела себе свободу и сделала из своего прежде ей ненавистного мужа кумира: о его похождениях теперь пишут книгу, в честь него сооружают памятник. Сын Мюнхгаузена с удовольствием горюет об отце и тренируется в умении «вытаскивать себя за волосы» в самом буквальном смысле этого слова.

   Как оказалось, все близкие осведомлены, где на самом деле скрывается Мюнхгаузен, но их устраивает такая игра. И только Марта несчастна. Мюнхгаузен умер душой, он тоскует и пьет, он стал серой обыденностью и тяжко влачит свое существование.   В конце концов он не выдерживает лжи  и разрушает свою теплицу с цветами, объявив городу о своем возвращении.

   Его не хотят узнавать - это слишком усложняет им жизнь. От мертвого Мюнхгаузена меньше хлопот и больше пользы. Чтобы доказать свою личность, Мюнхгаузену предлагают совершить полет на Луну - зарядить его тело вместо ядра в пушку. «Неужели необходимо убить человека для того, чтобы доказать, что он жив?» - замечает Марта. У нее сложное положение. Ей предстоит сделать трудный выбор: или спасти жизнь мужа, но погубить его душу и доброе имя, если умолчит о том, что в пушку подложили сырой порох, или убить Мюнхгаузена, сказав ему правду.

 - Скажи мне что-нибудь напоследок! - требует Мюнхгаузен.
 - Я всегда буду любить тебя!
 - Не то!
 - Я буду верна тебе вечно
 - Не нужно! Опять не то!!
 - ...Тебе подсунули мокрый порох!!!....

   Вот каких слов ждет Мюнхгаузен в самый последний день его жизни! Если он соврет самому себе, он убьет свое Я, он уже не будет «самым правдивым», тем, кто никогда не врет, хотя и говорит странные вещи. Если ты веришь, что долетишь до Луны с помощью пушки и всем  своим поведением это доказываешь, значит и правда, ты до нее долетишь!

    Почему я вдруг вспомнила этот фильм? Да потому, что он  решает тот же вопрос, что и я: какому миру следует служить? Мюнхгаузен свой выбор уже сделал, ему легче. В фильме выбирать приходится только Марте: что в Мюнхгаузене она любит - его смертное тело или его бессмертную душу...

   Казалось бы, ничего схожего нет  между нами - фантазером и фанатиком Мюнхгаузеном, и мной, с моим излишне здравым и практичным взглядом на жизнь, с антипатией ко всяким пустым фантазиям.  Это так и не так. Как и барон, я презираю  внешние игры - лицемерие, неискренность, пусть даже,  если они будут мне во благо, даже при наличии  понимания, что они необходимы для достижения жизненного успеха..

   Как Мюнхгаузен разрушает  свое личное счастье, не сумев сломать свое Я и  не пожелав лгать, так и я, попадая в новую, но знакомую  ситуацию  для «исправления ошибок» и уже понимая, как нужно  себя вести в ней, снова делаю то, что чувствую правильным, то есть остаюсь  сама собой. В результате все  происходит так, как и всегда - я остаюсь непонятой, а в людях  побеждает их прагматизм, себялюбие  и  желание защитить собственную  значимость, даже дутую. Смирившись с данностью, я, увы! не «объявляю войну Англии», и в конечном счете все-таки подчиняюсь  условиям  чужой игры. Плохо исполняя свою роль в этой, не моей игре, я  все равно ее исполняю.  Мюнхгаузен,  в отличие от меня, всегда  делает так, как считает правильным,   оставаясь «Мюнхгаузеном, который  никогда не врет»...

   Внутри себя многие из нас мечтают жить в своем, зазеркальном мире, где достать мыслью до далекой звезды куда важнее, чем нравиться толпе  и быть успешным. Но вместе с этим в нас живет Трусоватый Прагматик - тот, кто оказывает на наше поведение более сильное влияние. Он  вечно боится прослыть белой вороной и отбиться от стаи, он  не любит  перемен и не умеет жить без чужих мнений, он  болезненно реагирует на то, что о нем думают другие. Эти совершенно разные Личности каким-то образом постоянно идут  в паре -  одна не желает врать, а другая врет, потому что умирает от страха нарушить  правила чужой игры. Она твердо знает, что «не должно быть 32 мая» и что «глупо одному человеку объявлять войну целой Англии».

   Что же их объединяет? Крайне интересный вопрос – что,  в принципе, общего в разноликой толпе наших Личностей? Что позволяет считать их нашими? Общее физическое тело? Память? Ведь все они возникают в нас на разной почве, разного желают и по-разному мыслят!

    Большинство моих Личностей не любит  как тех, у кого ложные, выдуманные ценности, так и тех, кто не дорожит ничем и кому все - «по фиг».  Но жить, не изменяя самому себе, не поддаваясь чужим представлениям о «правильной жизни» и истинном «счастье» - удел по-настоящему сильного человека. Временами мне очень хочется подобно Мюнхгаузену, «улететь на Луну» от фальшивой игры, которая называется «наша обычная жизнь» или хотя бы избавиться  от своего страха оказаться вне игры. Я встречала на своем пути людей, которые, не желая изменять себе, следуют своим, внутренним правилам.  На это требуется мужество, но, может быть,  как раз этого хочет от нас Творец?