Билет

Александр Гаун
 Автобус «Муром - Вязники» отправлялся в тринадцать пятьдесят. Я сидел возле окошка и читал детектив. Пожилой мужик, тяжело плюхнулся на кресло возле меня и тотчас стал рыться в карманах. Он выворачивал их наизнанку, щупал тщательно, протирая в пальцах, и при этом негромко матерился.
     - Надо же, так и получилось. Вот ведь дурень.
 Потом пассажир вынул из грудного кармана билет,  долго рассматривал его, потом снова стал ругаться, на чём свет стоит.
     - Надо же! Вот зараза, так ведь и знал, что так получится. Как в воду смотрел.               
     - Чего ругаешься, отец? – заинтересовался я столь странным поведением моего попутчика.
     - Да, вот зараза, билет выбросил!
     - Что ты рано: мы ведь ещё даже не отъехали.
     - Да я ведь не нарочно! Полный карман бумаг накопился, я их сгрёб, да в урну и выбросил. Надо было этот, вчерашний  выбросить, - тут мужик потряс билетом передо мной, - а я  другой, нужный выбросил. Надо было в другой карман положить, да я заторопился.
     - Так пойди, поищи, может, найдешь. А я пока автобус подержу. Без билета-то нельзя.
     - Да там уж полную урну мусору наваляли, где его теперь найдёшь.    
  Народ уже наполнил автобус, и кондуктор продвигалась в нашу сторону.
     - Ваш билет, - строго сказала она, после того, как порвала мой. Пассажир молча смотрел в окно.
     - Ваш билет где? – ещё строже повторила она.
     - А вон там, - кивнул мужик в сторону автовокзала, где виднелась злополучная урна.
     - Вы, почему не купили билет? – спросила кондуктор, не поняв, что имел в виду пассажир, когда показывал в сторону вокзала.
     - Я купил билет, - вяло отвечал «заяц».
     - Так, где же он?- совсем строго спросила кондуктор.
     - Я его выбросил, - отвечал пассажир.
     - Чем же вам наш билет не понравился? - обидчиво сказала блюститель порядка, - всем такие продаём. Никто не жаловался.  Вы первый привередничаете.
     - Да нет, билет хороший, - принялся объяснять пассажир, прижимая руки к груди, - маленький с зубчиками. Только написано неразборчиво,  не поймёшь, какое место.
     - Это не повод, чтоб выбрасывать билеты, - назидательно произнесла строгая женщина, - вам и читать-то больно нечего, чай не книжка.
     - Так я его не поэтому выбросил, что написано неразборчиво. Просто нечаянно. Вот этот надо было выбросить…, - тут мужик показал старый билет. Блюститель порядка, не слушая объяснений, взяла билет и стала его рассматривать.
     - Гражданин, - строго, как прокурор, произнесла она,- вы, что мне тут старый билет суёте? За дурочку меня держите? Вам этот номер не пройдет! Видали мы таких! Ишь ты, хочет на одном билете всю жизнь кататься! - Громко сказала женщина, явно рассчитывая привлечь  внимание пассажиров.
     - Да я ж вам говорю, - снова принялся объяснять пойманный с поличным, - говорю, что надо было выбросить старый билет, а я по ошибке….
     - Что-то у вас много ошибок с утра-то, - перебила его кондуктор, - напьются спозаранку, а потом билеты норовят старые подсунуть.
     - Да я не пил. А билет выбросил нечаянно.
     - Ага, - иронично поддержала несчастного суровый блюститель порядка, - Вы скажите, может трезвый человек выбросить хороший билет, а потом пытаться втюхать кондуктору старый?
 Мужик снова стал, было объяснять, как он выбросил билет, стал рассказывать про бумаги, но у кондуктора лопнуло терпение:
     - Так, молодой человек, - тоном, не допускающим возражений, заговорила она, - или  вы отправляетесь в кассу и покупаете другой билет, или мы стартуем без вас.
Пассажир вздохнул и побрел к выходу из автобуса. Через несколько минут он вернулся с новым билетом. Кондуктор тщательно посмотрела на билет и, надорвав, молча отдала мужику. Тот сел на место, вздохнул ещё раз, посмотрел на билет,  потом принялся смеяться:
- Вот богач, а? Посмотрите на него, добры люди, - обратился он ко мне, - все за шестьдесят рублей едут, а я за сто двадцать.

                19 Июнь 2007год А. Гаун