Икота. Рассказ

Иван Клюев
   Икота бывает разная. Совсем разная. Раньше-то я этого не понимал, а теперь дошло! Как-то сварила мама молочной каши, ну, пшено и молоко, без воды, что ты, совсем без воды! Чугунок на горне, это печка во дворе без крыши, мама на работе в колхозе. Этот бригадир! И не спится же ему - чуть свет, а он уже на коне по дворам шастает. "Матрёна, вот туда на работу иди!" А-а-а! Не пойдёшь, где полегче, а вот туда иди! А я нынче не работаю. Не устроился, а в колхоз ни-ни! У меня паспорт есть! А с ним я уже не колхозник! Но не устроился. Раньше работал, но... А теперь не устроился. Да что я об этой работе?
   Так вот, чугунок не большой, наверно пшена было мало, а может мама оставила молоко ещё для чего-то, может заквасить хотела да этот бригадир. Солнце уже высоко, поспал я вдоволь, не часто позволяется, ну, туда-сюда и есть захотелось. Хотел положить каши в чашку, но тогда мыть её надо. Никого ж вокруг нету и я решил есть из чугунка. Ну, ложка за ложкой, гляжу дно близко, а-а-а! и всю съел. Сижу, изнутри что-то давит и как рыгнул аж кашинки выскочили. Э, вон какая икота у сытого!
   А в войну да и после войны бедствовали же! Рыгать нечем! А икота набегает. Желудок пустой и как бы даёт о себе знать. Ну, как-то разикался я сильно, а мама мне: "Ты почему не сделал вот это?" Не помню что, но я ошалел - бить будет верёвкой, а она с остюками... И говорю: "Ты мне не говорила, чтоб я это сделал..." "Как не говорила - говорила..." Испугался я и икота прощла. Желудок, наверно, тоже испугался.
   Но я, собственно, не об этом хотел рассказать, но тоже про икоту. У меня сосед - Николай, он старше меня, но мы с ним дружим. У него есть ещё брат, но он моложе меня, а с Николаем дружим. Так вот, как-то Николай ну так разикался - удержу нет! Вспомнил я мамин рецепт и говорю ему:"Ты вот там-то вот то-то взял!" "Когда? Не брал!" "Взял!"-говорю. Ну, стоим - спорим. А он-то старше и сильнее меня. Так разозлился и меня хлоп в ухо! Ну, пошатнулась голова, но не упала. Возле сарая это было, как сейчас помню. Нет, я не заплакал, но надулся. А сдачи как ему дашь - он старше и сильнее меня. Пришлось пережить да и опыт же надо испытать. Ну, потом забыли мы это, дружим дальше. Где-то через полчаса или час - гляжу, не икает больше. Я ему и говорю: "А ты знаешь, я специально наврал, чтоб ты икать перестал..." Он глянул на меня презрительно. Оболгал же я его. Потом рассмеялся и я тоже. Помирились. Он и говорит:"Ладно, дай мне в ухо, чтоб были квиты..." Я категорически отказался. Во-первых, когда-то же он может припомнить мне это, во-вторых, это же мой эскперимент. "Нет, - говорю - если я тебе дам в ухо, ты же снова начнёшь икать." На том и согласились.
   Чёрт! Надо пробежаться по огороду чтоли? Опять рыгаю, жалко, кашинки вылетают, а то так целым шмяком вылетает каша.
   А что будет вечером, когда мама с работы придёт? Эта мысль меня доконала окончательно и я перестал рыгать.
   Солнышко вон лезет и лезет вверх. Сижу, вспоминаю, что мне надо сделать до вечера по дому. Мало того, что всю кашу сожрал, так ещё чего-то и не сделаю - будет мне "на орехи".
    Из архива 1949 г.
   Фото из Интернета.