А, ещё был случай. глава 12. Баня

Карлович Евгений
Баня.
                Володе Берштейну, на память от меня.

Нет, мне чужой, славы не нужно. Да пишу, потому, что прочитал рассказ «Банька по-чёрному» Ивана Русского. Прочитал, перебрал в памяти свои наблюдения и понял, надо по этой теме высказаться и мне, может мой опыт поможет, кому либо, из любителей попарится.
Споры,  какая банька лучше,  по чёрному или по белому, были, и наверно будут продолжаться, ещё долго. Наверно пока человечество вообще будет ещё интересовать сам процесс парения в бане. Это так сказать спор внутренний. Будут продолжаться параллельно и споры о преимуществах русской, финской или скажем японской бани. Это всё вопросы моды, привычек, и даже национального менталитета.
Космополитизм, по моему мнению, вещь нужная и стоящая, - но как показывает жизнь, своих национальных привычек, а по отношению к бане, я не побоюсь этого слова – достояний, стеснятся  и пренебрегать ими не чего. Даже нужно гордиться этим народным изобретением, как частью культуры.
Так, как этот рассказ не реклама банно-прачечного комбината, воздержусь о роли бани в истории, медицине, и даже в культурном досуге славян.
Весна, в этом году проходит по плану. Март, с мокрым снегом и дождём и редкими солнечными днями. А сегодня природа затеяла шутки прямо таки апрельские. Утром повалил такой лапатый снег, прямо загляденье, а уже с обеда, тучи разошлись, и выглянуло солнышко. Народ, проходивший мимо моих окон, убрал зонтики и как то очень легкомысленно поменял форму одежды насовсем, лёгкую, но зато красочную и яркую.
Я, смотрю на них с осуждением. И куда вы все торопитесь, а особенно молодёжь, успеете ещё походить раздетыми.  Ворчать мне помогает мой возраст и простуда, стыдно сказать мне закалённому человеку, запросто плавающему в проруби, да, да, простуда, подхваченная в собственной бане.
К сожалению, баня, всяческие пикнички, походы на речку, озеро, море и океан, чреваты последствиями. Как и походы в лес, тайгу, тундру и наконец, горы и долины. Надо быть готовым постоянно к неприятностям и лучшее, что мы можем сделать в этом случае, это думать головой, если она у вас способна думать.
Учиться, рекомендуется лучше всего на чужих ошибках. Вот и слушайте меня, пока я от обиды на собственную глупость в качестве самобичевания, изливаю свою душу.
Подвела меня спешка. Хотя моя жена, мне несколько раз повторила:
- Я, не куда не спешу, занимайся со своей баней сколько нужно. Когда напаришься тогда и поедем.
Вот, вот, эти успокоения меня само больше и торопят. Стал готовиться к бане. Зимой мы на даче не живем, поэтому в доме и бане, довольно прохладно. В доме быстро не нагреешь, сильно большая площадь. Тем более в два этажа, но зал, протапливается камином очень быстро, правда быстро и остывает. Попив чайку возле камина, мы пошли готовить баню.
Частные предприниматели мигом оценили возможности банного бизнеса, и в течение очень короткого времени город уже был наполнен всякими саунами и банями. Не без того, что с возникновением банного сервиса, возник и синдром Козлевича. Значительная часть населения, восприняла новшество как гнездо разврата, где обязательно бандиты жрут шашлыки, пьют водку и развлекаются с юными девицами. Многие у кого была возможность, построили свои домашние бани. Которые являлись как предметом гордости хозяев, так и предметом зависти всего остального мира.
В местах, где баня традиционно, из века в век, присутствовала как часть культуры, вопросов о её устройстве, как правило, не возникает. Но в наших, местах преимущественно степных и лесостепных это дело новое, требующее, своего подхода и адаптирования к местным условиям. У нас такого изобилия дров как в лесных районах нет и поэтому мы вынуждены экономить на топливе.
С этого места, я хочу поподробней, остановиться на устройстве паросилового устройства печки в бане. Уверен, многих заинтересует этот абзац. Ой, далеко не сразу

получилась моя печь, в таком варианте, способном удовлетворить разнообразные запросы.
    Устройство, моей многофункциональной печки определилось таким образом. На чугунную стандартную МПСовскую печку, я поставил сто литровую толстостенную стальную бочку. В бочке просверлил отверстия и пропустил через неё стальную трубу диаметром восемьдесят миллиметров в качестве дымовой трубы. Приготовил штуцера, для слива и залива бочки. Обварив электросваркой, швы по всей бочки у меня получилось, что-то вроде нагревательного титана. Одетая бочка на трубу печки стала прогреваться дополнительно от сгоревших газов. Что значительно увеличило её производительность. Дополнительно наложил гранитных валунов сверху на бочку и снизу обложил с трёх сторон печку. Теперь моя печь могла: 1. Греть воду для душа. / Соединение трубами бочки с душевым баком, позволило греть воду в душевом баке, за счет циркуляции от разности температур/. 2. Греть воду для стирки. 3. При перекрытой воде, топить баню в режиме сауны. 4. Самое важное. При наличии в бочке минимального количества воды где-то около пяти или шести литров, топить  в режиме русской бани. Вода в бочке быстро закипает, пар ещё больше нагревается о стальную трубу, проходящую через бочку, и вырывается под большим давлением на расстояние более метра. Конечно, баня прогревается мгновенно в любое время года. Топлю баню с полностью открытой вентиляцией и распахнутыми дверями. И это по любой температуре воздуха. Когда вода закипает, и пар стремительно заполняет парилку, только тогда закрываю наружные двери. Вентиляцию во время парения не перекрываю. Температуры хватает с избытком. Голова в этом случае благодаря достаточному количеству кислорода не болит. И, что не маловажно для того, чтобы попарилась средняя семья три-четыре человека, достаточно одного овощного ящика нарезанных на циркулярке дров.
Слава богу, с технической стороной покончено.  Писать о ней, ещё ни чего, но читать, вы меня извините.  Конечно, о вениках для парилки можно и написать с удовольствием, да и прочитать без особого напряжения.
Веники я пробовал разные. Дубовые, берёзовые, липовые, и из полыни. На мой вкус лучший веник, это дубовый.    
    Как, я их заготавливаю? Да тут тоже есть несколько секретов. Дубовый веник, самый лучший который заготовлен в августе. Лист плотный, вызревший, да и накоплено в нём ароматов и полезных веществ предостаточно. При помощи секатора нарезаю веток. Мою, их в ванне, и сразу же формирую веник. Увязываю резиновой полосой нарезанной из автомобильной камеры. Резиновая полоса не даёт рассыпаться венику даже в случае усадки.
Когда веники сформированы я их сушу под прессом.  Ложу на один щит и прижимаю другим. На верхний щит, могу положить для тяжести кирпичей. Процесс сушки занимает всего часа четыре не больше. Иначе веник запарится, и будет иметь неприятный запах.
И последний этап. Заворачиваем веники в газеты и разлаживаем в тёмном помещении, у нас в комнате на втором этаже, для хранения.
Веник лежит сколько угодно долго, сохраняя зелёный цвет, и непередаваемый аромат.
Когда, я достаю новый веник и начинаю его размачивать, аромат стоит в парной как от свежезаваренного чая.
Вот и аромат стоял в парилке, от распаренного веника. А настоящего пара в этот раз не было. Залил в бочку воды намного больше нормы, и греть пришлось намного дольше, и пар был не той силы и температуры. Вроде и общая температура в парилки была достаточна, а полки так и не прогрелись.
И сидел я в парилке, сам распаренный на холодных полках. Когда уже и полки нагрелись, кончился мой лимит времени. Мне уже больше нельзя было находиться в парилке. Пришлось выходить. Да ещё постоял на ветру, выпил холодной минералки, и получите неприятность. Со всеми вытекающими последствиями.
Это случилось со мной, довольно опытным банщиком. А что говорить о таких, как Гоша Рухлин, персонаж из «Баньки по чёрному» Ивана Русского. Конечно, всегда нужно подбирать себе по возможности умного компаньона. Я как раз и имею в виду этого Гошу. Ох, недаром, окатил он своего приятеля кипятком. А, что тот вытворял в парилке с Гошей?
Есть такой тип людей. Они не только абсолютно не считаются с состоянием окружающих, но и считают неотъемлемым правом навязывать всем свою волю.
Что? Разве не попадались в застольной компании подобные типы?
-Пей! Хули ты. Почему не можешь? Все могут, а он нет?
Вспомнили? Вот, вот и в бане тоже.
-Давай! Не ломайся! Попал, так терпи.
Итак, далее.
Как то подвозил своего знакомого Олега. Заговорили о бане. Он закрутил головой.
-Я, никогда в парилку не пройду. Как-то пошёл с ребятами, а они как дали пару. Чуть живой выскочил. Не понимаю, как ты терпишь такой ужас.
- А, я и не терплю. Я делаю температуру комфортную для меня. Я, подписку не давал, терпеть всяческие издевательства над своим здоровьем.
Конечно. Найдутся сейчас оппоненты, которые скажут.
-Ты смотри умник, посмотрели бы, как сам-то вёл себя в бане с новичками.
С удовольствием отвечаю. В прошлом году в апреле месяце, приехал ко мне приятель из Германии. Да, тоже еврей Володя Берштейн. В отличие от Гоши, он не просил меня организовать русскую баню. Баня была запланированная мной в качестве культурной программы.
Забрал я Володю, от его тёщи под аккомпонимент проливного дождя. И оглашаю свою программу. Сразу на дачу, паримся, а потом едем ко мне домой. Как, потом оказалось, Володя не возражал из деликатности.
Пока доехали, хоть дача и недалеко, дождь кончился. Конечно плюс двенадцать это не много, но для моей бани  не помеха. Володя с интересом наблюдал, как я растапливал печку. И по все видимости решил, что экзекуция отменяется, мол, попробуй, нагрей холодное помещение до нестерпимой температуры.
Повеселевший он с удовольствием пошёл за мной в дом. Что бы,  выпить по рюмке, за встречу, пока греется баня.
Нет, выпить то мы выпили. Закусили довольно, своеобразной, яичницей приготовленной Володей.
И для него, как гром небесный, прозвучало моё предложение, идти парится. Он не поверил, что в бане уже достаточно тепло. Как наверно, он надеялся, выпьем мы водки и поедем спокойно домой. Не угадал.
В бане уже бушевала стихия. Пар, мгновенно прогрел, лежаки и стены, но ещё не достиг своей критической точки. Я  предложил гостю, пока просто подремать на лежаке, прогреется и пропотеть. Он без особых сопротивлений послушался меня.
Когда Володя пропотел и нагрелся, я ему предложил освежиться в бассейне. То, что ещё в нем плавает льдина, я промолчал. Мы по очереди окунулись в бассейн.
Когда я оттолкнул льдину и по лестнице спустился в воду, от холодной почти ледяной воды мой организм внезапно охватила паника, замете не меня, а мой организм. Моё сознание стояло как бы в стороне от происходящего. Вода ещё не до конца оттаявшая о то льда обожгла моё тело и вонзила в него тысячу иголок. Давно купаясь в холодной воде, морально я был готов, а мой организм, привыкший за зиму к квартирным условиям с постоянной температурой и отсутствием даже сквозняков, благодаря пластиковым окнам, был застигнут  врасплох. Но распаренное в бане тело набравшее температуру, приостановило панику и я, быстро остывая, почувствовал, момент, когда температура перешла допустимый порог, и холод становился нестерпимым. Тут конечно, я пулей вылетел из бассейна.
 
Жар парилки, после холодной воды, уже воспринимался не как наказание за грехи наши тяжкие, а как БАУНТИ – райское наслаждение.
Пришла очередь, веников. Аромат от них, я усилил пихтовым маслом. К этим запахам добавился и запах мёда, который мы обычно наносим на кожу. Вот от всего этого Володя и раздухарился. Я обычно окунаюсь в бассейне три раза. Когда Володя уже прыгал туда пять раз, я вынужден был его остановить. Для первого раза, не переборщить бы.
Вечером, у нас за столом, Володя признавался моей жене.
-Когда, Женя, предложил мне зайти в бассейн. Я, думал себе. Хоть мне и страшно, зайду один разок. А потом, Женя меня уже отгонял от бассейна.
               
          Пришлось признаться и мне.
Когда Володя стоял распаренный, в парилке, и я его инструктировал, как залезать в бассейн. То сказал, что плавки одевать не нужно. У нас так принято. Баня есть баня, что естественно то, не безобразно, и так далее.
И он поверил. Соседи действительно привыкли к моим нудистским наклонностям. В конце концов, я же к ним на участок так не хожу?
Но в тот день, были на даче совсем новые соседи, только, что купившие участок. Мне кажется, новой соседке понравилось, во всяком случае, она надела очки и стала палить костёр рядом с нашим участком. Ну, и что тут такого. Я, прямо рад за неё.
Благодаря компьютерным технологиям, в частности программе «скайп», мы видимся и разговариваем с Володей ежедневно. Воспоминание о моей бане, для него святое. Ну, и что,  что он еврей, от остальных он отличается по внешнему виду только своими невероятно грустными глазами. Ну а так, насчёт баньки там, или скажем по сто грамм, не волнуйтесь, всё как и у людей.