Личность в инкубаторе

Крах Интуиции
Темнота мало-помалу сгущалась, сквозь легкие не по-осеннему облака виднелся тонкий серп луны. Хотя днем было сыро, вечер выдался странно ясным. Мы то и дело обращали внимание на фонари оригинальной формы, отбрасывающие свет на листья в синих сумерках. Людей в парке было меньше обычного - да много ли найдется психов вроде нас, которые бродят по улицам в ноябре, одетые не совсем по погоде, да ещё в темное время суток, да плюс ко всему после такого дождя, как сегодня.
Не успела я подумать об этом, как он озвучил мои мысли.
 - Да, мы тут практически одни, двое в черных пальто на фоне сгущающихся сумерек, - он слегка улыбнулся.
 - Что поделаешь, если мы с тобой действительно не от мира сего. Заново родиться, что ли? - я помимо своей воли сказала то, что уже давно крутилось в голове. Когда ты понимаешь, что отличаешься от других, это не может не волновать. Главная проблема заключается в том, что ты порой не знаешь, кто же на самом деле прав - ты или окружающий мир. Я вспомнила, что не так давно мы проходили по философии так называемую проблему "настоящей реальности". Кто прав - объективное или субъективное? Что есть реальность - твой мир или мир, созданный до тебя кем-то? Иногда это так тяжело - пребывать в неведении. Если говорят, что учение - свет, то мы все ползаем в потемках, и в наших фонариках уже давным-давно сели батарейки. Я ничего не знаю, а кто-то и знать не хочет. Кто-то просто слепо верит в то, что "хорошо" - это есть хорошо, как заданные параметры, а почему это "хорошо" является таковым - подобный вопрос большинству в голову не приходит. Казалось бы, что может быть проще? Вот черное, вот белое. Так почему же те, кто считает себя "темными", гораздо больше привлекают меня, вроде бы вполне благополучную девочку? Почему "светлые" - зачастую светлы только за счет цвета волос и одежды? Или то, что нас окружает, - сплошное "псевдо"?
 - Тебе никогда не приходило в голову, что ты во многом не прав, но по-другому просто не можешь?
 - Конечно, сама посуди. Стопроцентной уверенности, как правило, не бывает. И никакие мы с тобой не психи, как ты изволила выразиться. Просто мы такие, и все тут.
 - То есть тебе такое положение вещей жить не мешает?
 - Ну, - он задумался. - Мешает ли? Я просто постепенно привык. Привык думать по-своему, жить своей головой, а не мозгами посторонних. Привык доверять своей совести. Наверное, если совесть чиста, это уже показатель.
 - А у кого-то её просто нет, - я поняла, что последняя реплика была несколько неосторожной, и поспешила исправить положение. - Я вовсе не тебя имела в виду.
 - Да я ничего такого не подумал, не бери в голову, - на его лице опять появилась улыбка. - Ты права, и муки совести не всем знакомы, и многие просто не задумываются над своими поступками.
 - Но сам посуди, если тебя чему-то учили с детства, если ты привык верить в то, что слышишь, то принять "правильное" решение не так уж и сложно - другой вопрос, насколько оно является правильным и является ли вообще.
 - Но ведь зачем-то нам дана способность думать и переосмысливать, у каждого рано или поздно происходит переоценка ценностей. Хотя ты права, большинство - оно и есть большинство. Таковы уж люди - если так принято, значит, это наиболее приемлемый вариант.
 - А нам от этого не легче.
 - Если честно,  то и не намного тяжелее.
 - Считаешь, мы больше понимаем, чем остальные?
 - В каком-то смысле да, - он быстрым движением убрал со лба прядь волос, - но ведь не мы одни. Большинство и все - все-таки не совсем одно и то же. Нельзя же сказать, что мы - два великих гения, которым всё заранее известно.
Холодало, но домой идти не хотелось. На ботинках образовался довольно толстый слой грязи, руки мерзли без перчаток, и я невольно вспомнила недавний прогноз погоды, где обещали заморозки. Но что-то меня останавливало, я просто физически не могла уйти, сославшись на плохую погоду и усталость. Меня не покидало ощущение какого-то неведомого доселе уюта, свободы, покоя. В тот момент ничто не мешало мне жить. Было лишь упоение свежим воздухом, вечерняя прохлада, луна, был собеседник, который, по крайней мере, меня уважал.
 - Где-то я читала, что цель каждого из нас - почувствовать собственную значительность. Но ведь, по сути, для этого совсем не обязательно становиться звездой мирового масштаба. Не пойми меня превратно, я вовсе не собираюсь читать здесь лекцию о том, что следует довольствоваться малым, тем более, что я так не думаю. Я не приветствую всякие воздержания от благ - точнее, не приемлю. Но сейчас речь не об этом. Просто в какой-то момент до меня, наконец, дошло, что лучше я буду значительной в глазах одного человека, чем кумиром на пьедестале для целой группы товарищей.
 - Ты имеешь в виду дешевую популярность?
 - В принципе да, но не совсем. У меня нет никакого желания выступать перед публикой - это во-первых. Но, как ты понимаешь, это не основная причина. Знаешь, если кто-то поймет мой язык, я уже буду счастлива. Звучит по-тупому, говорю тут, как девятиклассница.
 - Нет, я тебя прекрасно понял.
И это не могло само по себе не радовать. Я чувствовала, что его слова соответствуют действительности. Есть люди, которые не умеют вешать лапшу, и есть вещи, которые слишком, на первый взгляд, прозаичны, слишком лишены пафоса, чтобы быть враньем. По-моему, это был именно тот случай.
 - И если такой человек будет меня ценить, то можно считать, что чего-то в
этой жизни я таки добилась. Мне не нужно обожания и поклонения, я не хочу никаких звезд с неба, они не вписываются в мой интерьер просто-напросто, - шутка показалась мне неудачной, но уже было поздно что-либо менять, - только пусть он не считает меня психом. Пусть это будут его реальные ощущения, а не жест вежливости.
 - Иногда официальная вежливость хуже хамства. Разумеется, хамство меня никоим образом не привлекает, но, согласись, с самыми близкими людьми мы порой позволяем себе некоторые фамильярности, и в этом нет ничего предосудительного. И, как ни крути, на публике мы одни, и совсем другие с теми, кто нам наиболее дорог.
 - Ну, мне кажется, с действительно близким человеком в официальной вежливости нет никакой надобности. Если возникает желание обидеть - это уже явно что-то не то.
 - Знаешь, не у всех бывает идиллия.
 - Не все находят того, кто им по-настоящему близок.
 - Но тех, кто не находит, всё-таки большинство.
 - А представь ситуацию: выйти замуж за "приличного человека из хорошей семьи", родить от него "нормальных детей", а потом в одно прекрасное или не очень утро проснуться и увидеть перед собой мужчину совершенно чужого, которого ты совсем не знаешь, хотя вы и живете вместе уже неизвестно сколько. И если бы он был, скажем, неблагополучным, изменял или пропивал все деньги, - возможно, кое-кто тебе посочувствовал бы. А так все воспримут твои ощущения как блажь, типа "бывает и хуже", как принято говорить.
 - Ну, у тебя такого точно не будет, - он сказал это серьезным голосом.
 - Почему?
 - Уж ты точно не выскочишь за "нормального человека".
Я поняла, что он имел в виду. Конечно, другая бы на моем месте была недовольна подобной репликой, ведь люди в общей массе считают слова "нормальный" и "хороший" синонимами. А мне кажется, что слово "нормальный" может иметь несколько значений. Если мы подразумеваем под ним понятие "приемлемый", это ещё куда ни шло. Но в большинстве случаев нормальный - значит "соответствующий общепринятым стандартам". Своеобразный кодекс чести для почетного члена серой массы. Тем не менее, так проще жить. Не легче - нет, именно проще. Примитивнее, без лишней головной боли и ненужных мыслей.
 - Я надеюсь, что мне действительно повезет больше. Это уж точно в моих руках.
Мимо нас прошла моя знакомая. Хотя было уже достаточно темно, я без труда узнала ее силуэт. Есть люди, сущность которых несложно понять. Не требуется яркого дневного света для того, чтобы увидеть, что они из себя представляют. Она относилась именно к этому типу людей. В ней не было, на мой взгляд, ни прекрасного, ни отвратительного. Слишком много косметики и бижутерии, довольно кричащие расцветки, короткая юбка и модная песенка в плеере. Я поздоровалась и улыбнулась - впрочем, без особого энтузиазма, лишь с целью отдать должное нормам приличия - и каждый из нас пошел дальше своей дорогой. Мне показалось, что он несколько удивлен.
 - Тебе кажется странным, что мои знакомые настолько отличаются от меня самой? - спросила я после некоторой паузы.
 - Вовсе нет, - его тон действительно не выражал никакого удивления. - Я был бы просто поражен, если бы она оказалась твоей подругой, но знакомые могут быть какие угодно.
И с этим нельзя было не согласиться.
 - А знаешь, мы дружили когда-то. В детстве. Впрочем, это неважно.
 - Но вы перестали общаться не из-за ссоры, правильно?
 - Откуда такие глубокие познания?
 - Не похоже это на тебя, так мне кажется. Ты не из тех людей, кто ссорится на всю оставшуюся жизнь. Ты можешь быть злопамятной, но рвать отношения из-за всплеска эмоций не станешь, это я уже понял.
 - Ну что ж, с логикой у вас проблем нет, - не знаю, с какой стати, но его проницательность была мне приятна.
 - А можно спросить, что произошло? Если не считаешь нужным, можешь не отвечать, это лишний вопрос, наверное.
 - Да нет, я не делаю из такой мелочи тайны мадридского двора. Разошлись каждая своей дорогой. В детстве многого не понимаешь, не можешь осознать. Хотя сомнительное это детство - нам было лет по 12, когда познакомились, и примерно в 16 мы окончательно поняли, что все темы для разговора исчерпаны, общих ценностей нет, интересы разные, отношение к жизни - тоже. Черт, мне опять кажется, что я выражаюсь как-то примитивно.
 - Да все нормально, я не жду от тебя чудес ораторского искусства. И язык у тебя вполне подвешен, несмотря ни на что.
 - Ну спасибо, - от его слов действительно стало легче. - Сейчас она учится - кажется, что-то связанное с финансами, точно не помню. Нравится ли ей? Она говорила, что да, но её и моё "да" - вещи разные. Ей нравится всё, от чего не тянет блевать. Я бы назвала такое отношение "устраивает".
 - Она счастлива?
 - По-своему.
Вот, ключевое слово. Каждый из нас счастлив или несчастлив по-своему. Мазохист найдет кайф в боли, садист - в причинении вреда другим, гурман - в изысканных блюдах, а я сама не знаю, где я его найду. Никогда не знаешь, где отыщешь то, чего не терял. То, что для одного является смертельной скукой, для другого - наиболее приемлемый стиль жизни. Счастье каждого своеобразно, и мало кто осознает, сколь важно найти в этой жизни человека, для которого твое счастье не будет представляться полным бредом, который на голову не налезет.
 - Судя по твоему описанию, ей как раз нужны и "приличный человек", и "нормальные дети". Такое положение вещей будет её устраивать, и в этом для неё будет заключаться счастье.
 - Именно так, хотя сама она никогда в жизни в этом не признается. Ей нравится изображать романтическую героиню. И хотя она слишком мало знает о романтизме, у неё вечно какие-то новые любови со стандартным джентльменским набором - цветы, конфеты, изредка походы в кино. И всё это, надо думать, до ужаса романтично.
 - Мне иногда нравится твой сарказм.
 - Это редкость.
 - Но факт.
 - Ну ладно, оставим ее в покое. Ты не думай, что я вот так запросто всем подряд рассказываю всякие гадости о своих бывших друзьях. Просто я подумала, что ты меня поймешь. Больше не с кем говорить на эти темы.
 - И ты не ошиблась. Иногда необходимо выговориться. Тот тип людей, к которому принадлежит она, вызывает у тебя неприязнь. Не столько потому, что от тебя самой она так разительно отличается - отличия тебя не пугают, ты любишь оригинальность. Но она так банальна, что не может быть тебе близкой. Возможно, ты раньше пыталась откровенничать с ней, а она просто этого не поняла, не восприняла всерьез, потому как твои взгляды были для неё слишком странными, её мир куда проще. Он, должно быть, состоит из "плюса" и "минуса", а твой, как мне кажется, намного разнообразнее. Ей нравится всё, что не раздражает, а раздражает всё, что непривычно. А ты умеешь чувствовать. Её радость - это громкий смех, грусть - слёзы, гнев - крики и битая посуда. Твои же чувства выражаются немного по-иному, в другой форме, да и по содержанию отличаются.
Радость имеет множество оттенков - так почему, спрашивается, принято считать, что она должна быть бурной? Если кто-то не разглядел выражение счастья на твоем лице, то, возможно, ему просто пора надеть очки (хотя они не спасут от отсутствия такого зрения). Так, что-то я увлекся.
 - Ты настолько точно выразил мои ощущения, что меня не покидает мысль, будто ты и сам бывал в подобных ситуациях.
 - Ну, как тебе сказать… - он немного задумался. - Мне встречались примерно похожие люди, подобных ситуаций вроде бы не возникало… А непонимание было, как же без него, - невеселая улыбка мелькнула на его лице, но оно тут же обрело прежнее серьезное выражение.
 - Тебя многие не понимали?
 - Знаешь, не нужно, чтобы "многие" понимали. "Многие" могут лишь поддакнуть тебе в ответ и продолжать думать о своем, и нельзя их осуждать за это, ведь мы с тобой тоже большую часть времени заняты своими собственными мыслями и заботами. Поэтому пресловутым "многим" не стоит открываться. Я вовсе не считаю всех поголовно недостойными, нет (хотя меня столько раз обвиняли в этом), но просто им о моих ощущениях и взглядах знать не обязательно. Но когда ты открываешься кому-то, а он смотрит на тебя квадратными от недоумения глазами, будто ты обращаешься к нему на иностранном языке, которым он не владеет, - вот это при всей своей банальности донельзя обидно.
 - А можно спросить?
 - Конечно.
 - Не мог бы теперь ты рассказать, как это с тобой произошло?
 - Нет ничего проще. Я, как ты говоришь, из такого тайны мадридского двора делать не собираюсь. Ты случайно не творческий человек?
 - Я-то? В школе я ничем, кроме учебы, не занималась, а сейчас начала рисовать… Графику там всякую, монохромные картинки. Плевать, что это баловство, но я в какой-то момент почувствовала, что мне это надо.
 - Вот именно, многие называют творчество баловством. Мол, деньги на этом не заработаешь, а жрать на что-то надо. А ты, такой-сякой, сидишь в своей комнате часами и строчишь какой-то бред (я пишу иногда что-то вроде эссе, повестей и т.д.), это же вроде как полный маразм, который яйца выеденного не стоит. Ведь ты мог бы в это время заняться какой-нибудь общественно полезной деятельностью - устроиться работать (а в таком возрасте возьмут в лучшем случае таскать кирпичи или раздавать макулатуру в переходе), или усиленно заниматься учебой, или что-нибудь ещё в таком же материальном духе.
 - Тот человек, который так с тобой обошелся, не был помешанным на деньгах?
 - Нет, с такой я бы мгновенно перестал общаться (а это была она, а не он). Подобные люди не вызывают у меня никаких теплых чувств, и неодобрение или непонимание с их стороны я воспринимаю чуть ли не как комплимент. Знаешь, так прикольно - я не похож на них, и от этого я даже немного горжусь собой. А она - очень хорошая девочка. Правда, по-другому не скажешь. Если бы ты ее увидела, ты сказала бы то же самое, я уверен. Симпатичная такая, все ее любили (и продолжают любить по сей день, кроме меня, разве что). Да и то, я и не люблю ее, и не "не люблю". Это примерно как у тебя с твоей бывшей подругой - разминулись и помахали друг другу ручкой, никто не был прав, никто не виноват. Я давал ей читать свой бред. Она не критиковала и не хвалила. Самое неприятное - она, быть может, и не читала, а если и просматривала строки и страницы, то совершенно отсутствующим взглядом.
 - Но вы же не могли разойтись только на этой почве?
 - Конечно, не могли. Но, как ты понимаешь, если мои рассказы были для неё "за гранью", то и я сам был примерно там же. Она никогда не говорила гадостей о моих вкусах и пристрастиях, она для этого слишком хорошо воспитана, но я скоро понял, что мы живем в разных плоскостях, едим разную пищу и дышим каждый своим воздухом. Надо отдать ей должное, она до последнего была вежливой и корректной и никогда не наезжала.
 - Ты говорил, что не любишь официальную вежливость.
 - Я говорил, что не люблю тот момент, когда в ней возникает необходимость. И, поверь мне, было бы гораздо хуже, окажись она хамским созданием. Хотя хамов очень скоро вообще перестаешь воспринимать всерьез.
 - Извини, я не так поняла.
 - Да не извиняйся. Мне кажется, нам с тобой официальная вежливость пока ни к чему, - я не поняла, было ли это сказано серьезно, т.к. в густой ноябрьской темноте уже невозможно было различить выражение лица собеседника, а до ближайшего фонаря расстояние было довольно солидным.
- А знаешь, мне с бывшей подругой повезло меньше. Совершенно бесцеремонное создание, всегда уверенное на сто процентов в своей правоте. Собственно, мы перестали общаться частично и поэтому тоже. Когда человек далеко от тебя, он кажется хорошим, приятным в общении, но стоит вам сблизиться - и иллюзорный образ рассеивается, уступая место реальному человеку. Наверное, в какой-то момент мы стали настолько часто видеться, что ее истинная суть начала меня ужасно раздражать.
 - Моя знакомая (хотя не знаю, как это назвать - определение "моя девчонка" мне не нравится) тоже, по сути, действовала на нервы. От этого меня порой посещало чувство стыда, ведь ничего плохого она мне не сделала, никто не обязан никого понимать, чужая душа - это место, куда пускают лишь избранных. Я уже говорил, что меня тошнит от девиц, помешанных на роскоши и престиже, но ведь она в корне от них отличалась, она вроде бы замечательная, но все равно ничего из нашего общения не вышло, остался лишь неприятный осадок.
 - Я вот сейчас подумала - действительно, моя ситуация как-то проще, что ли. Ведь этот человек в моих глазах практически пустое место, как ни цинично звучит. Но разве я не так выразилась, разве не достаточно точно? Она для меня не авторитет, я никогда не заговорю с ней о том, что для меня особенно важно. Почему-то мне противно посвящать чужих в свои проблемы, это в некоторой степени сродни брезгливости. Меня тошнит почти в прямом смысле при мысли о том, что какой-то урод влезет ко мне внутрь своими грязными руками и будет там ковыряться, не боясь что-либо повредить или нарушить привычный ход вещей. Знаешь, я даже родителям ничего не рассказываю. Может быть, потому, что они сами об этом не спрашивают.
 - Совсем не спрашивают? - мне не показалось, что он был сильно изумлен, но все же в его приятном низком голосе звучали еле уловимые нотки заинтересованности.
 - Ну как, я не хочу сказать, что мы все время молчим, нет. Вопросы дежурные, я уже к ним привыкла за много лет: какие оценки получила, что ела, как лекции/семинары и тому подобное, из той же серии. То есть ничего сверх-оригинального. А если мне нужны деньги, то непременно нужно осведомиться, на что. И это, при всей своей якобы оправданности, тоже не особенно приятно. Поэтому я не покупаю ничего "лишнего". Стандартный набор - карточка для мобильника, проездной, какие-то канцтовары, дискеты. А что до остальных сфер моей жизни - им они попросту неинтересны. Кстати, не могу сказать, что я так уж недовольна подобным положением вещей. По крайней мере, это лучше, чем контроль и беспрекословное подчинение. Меня бы это убило.
 - Я знаю.
Не слишком ли много он знает о человеке, с которым знаком всего ничего? Мозги у него явно на месте, и это уже огромный плюс. Да и явных минусов я пока не вижу. С возрастом начинаешь лучше разбираться в людях, и если на первых этапах общения не обнаруживается вещей, которые тебе противны, то есть надежда, что и в будущем их будет не дикое количество. А возможно (хотя это и чересчур наивно), что их почти не будет.
С умными людьми общаться легче. Нет, не с псевдо-умными, не с теми, кто любит повыпендриваться и продемонстрировать широкой публике свои познания в никому не известной терминологии, а с умными людьми. Конечно, если вы хотите навешать человеку лапши, то вам больше подойдет контингент полных даунов. Но если же вам хочется просто поговорить, умный собеседник придется как нельзя кстати. Перед ним не нужно "иметь вид", строить морду, лепить из себя какой-то образ и т.д. и т.п. Такой человек в ходе беседы поймет, кто вы есть на самом деле. Если он не поверхностный, то он присмотрится к вашим жестам, движениям рук, мимике, интонациям, словам, которые вы наиболее часто произносите, и на основе всего этого в его голове возникнет определенный ваш портрет. Мы не знаем, что такое правда и что ею является, но есть вещи, в большей или меньшей степени соответствующие действительности. Я была рада встрече с тем, кто не воспринимал меня превратно, в извращенном виде.
 - Тебя совсем не волнует то, как тебя воспринимают окружающие? - спросила я после некоторой паузы, поправляя кольцо на пальце.
 - Представления часто бывают искаженными, и не в наших силах это исправить.
 - Ну нельзя же так внаглую чужие мысли читать, мне так и думать неинтересно, - но на самом деле от этого мой интерес лишь возрастал.
 - Я сам, между прочим, так думаю, сама тут мои авторские права нарушаешь, ещё и возмущаешься, - он улыбнулся, глядя в темноту неба. - А как тебя воспринимает большинство?
 - Тупо.
 - А конкретнее?
 - Ну, вроде как хорошая девочка, которая, цитирую, "всего добьется в жизни" (конец цитаты). Ненавижу это выражение, смысла в нем никакого, все преувеличено донельзя, а в итоге получается полный бред. В общем, думают, что я учусь ради оценок, как многие. Что очень хорошо воспитана. Что не курю, потому что это вредно. Мило перебрасываюсь с соседями парой слов на общие темы, потому что уважаю их как старших. Не хожу по злачным местам, потому что хорошие девочки так не делают. Не крашусь по той же причине. Мне по большому счету наплевать, но иногда такая неадекватная оценка просто поражает.
 - А сама бы ты как себя оценила? Я просто со своим пониманием тебя хочу сравнить твое собственное.
 - Ладно, уговорил. Значит, учусь я потому, что мне просто нечем больше заняться. Привычка, можно и так сказать. И ещё от всяких мыслей спасает. Чем больше учишься - тем меньше задумываешься. Воспитание. Ну, это такая штука, которая либо есть, либо нет. Если ты хам по природе своей, то натура твоя все равно вылезет на поверхность, и никуда от этого не денешься, вечно себя контролировать - это нереально. Да, так о чем я. Не курю по одной простой причине - мне это не нравится. Если бы хотела, плевала бы на всякий вред для здоровья и т.д. Соседям изредка улыбаюсь - тоже, наверное, отчасти привычка, отчасти тот факт, что я не умею и не считаю нужным их при случае посылать. Людей я уважаю не за возраст. В злачных местах мне было бы скучно, там публика не "моя", да что там, я вообще не люблю публику, мне легче и приятнее разговаривать один на один. На концерты, правда, иногда заносит. Терпеть не могу декоративную косметику. А ещё я мизантроп ужасный, и не считаю, что это мешает мне жить. Все равно, нельзя же вот так вот взять и с нового года или нового понедельника стать другим человеком. Людей вон не хватает даже на то, чтобы избавиться от вредных привычек. Что уж говорить о столь высоких материях.
- Значит, мои впечатления соответствуют действительности.
 - На удивление, никто не считает меня ботаником.
 - Вот уж на кого ты при всем желании не похожа.
 - Но я же учусь почти все свободное время, и не свободное тоже, а если не учусь, то читаю. Это та часть моей жизни, которая доступна постороннему глазу. То есть на основании всех этих фактов окружающие составляют мнение обо мне. А помимо этого я болтаю со всякими людьми, весьма далекими от того, что принято вкладывать в понятие "нормальный", рисую и слушаю музыку. И, как ты уже понял, а ты не мог этого не понять, мои картинки совсем не напоминают классическую живопись, а музыка никоим образом не связана со звездами эстрады.
 - Я бы удивился, будь всё иначе.
 - Я почему-то соседей очень волную. Есть у нас такие соседи, просто ни в сказке сказать, что называется. Я такого за свои восемнадцать лет не встречала больше нигде. В общем, не сказать, что их жизнь не дает мне покоя, но порой они проводят со мной такие беседы, от которых просто тошнит. И, главное, я все время затрудняюсь найти себе уважительный повод, чтобы поскорее сбежать куда-нибудь подальше от всех этих советов и предостережений.
 - Чего они от тебя хотят? Впрочем, такой тип людей мне знаком. Но все же? - он вопросительно посмотрел на меня.
 - Как бы помягче выразиться. Они как-то живут прошлым. Хотя и без устали повторяют за много лет заученную фразу насчет того, "что жить нужно сегодняшним днем". По-моему, для них сегодняшний день и каменный век - одно и то же, или, по крайней мере, синонимы. А может, это и не прошлое, но смысл не меняется - моральные устои составляют незыблемую основу их жизни и мировоззрения. Патриархальный уклад, первобытно-общинный строй. Конечно же, подобные взгляды питаются стереотипами. Не будь последних, и их жизнь стала бы невыносимой и непонятной, просто каким-то темным лесом, сквозь который не пробраться. Я весьма низкого мнения об их интеллекте. Да, пускай это ужасно, пускай я не уважаю старших (а конкретно этих старших я действительно не уважаю), или как там ещё говорят в подобных случаях, но мозгов у них мало, это факт. Мне кажется, стереотипы приходят на помощь именно тогда, когда человек не в состоянии делать выводы сам. Знаешь, если лень полностью набирать смс, используют режим упрощенного ввода. Вот это примерно то же самое. Общаться с ними тяжело, зато лапши навешать можно сколько угодно. Знаешь, как произвести на таких людей впечатление? Надень деловой костюм (не обязательно элегантный, главное - сам факт), говори постоянно "умные вещи" (заранее напиши на бумажке) и, главное, не забудь продемонстрировать свой красный диплом. Тогда они примут тебя с распростертыми объятиями, как родного. А, самое важное забыла. Материальное положение также чрезвычайно важно.
 - А чем можешь ты их не устраивать?
 - Не я, в том-то и дело. Пусть меня ругают на чем свет стоит, я переживу, не сахарная. И в школе меня не обожали, и в универе, в общем-то, тоже на руках не носят. Я не красавица - вернее, не смазливенькая девочка, общаться со мной тоже не слишком легко, энергия не льется через край, короче, со мной всё ясно. Но когда начинают катить бочку на мой круг общения, очень сложно оставаться невозмутимо-вежливой и сохранять приветливую улыбку на лице. Есть у нас в доме девчонка одна. Почему-то у меня она ассоциируется со словом "малолетка", и за это меня вечно мучает совесть. Сам подумай, слово какое-то ругательное, а человек ни в чем не виноват, и вообще в некоторой степени вызывает у меня симпатию. Что называется, неухоженное дитё, ребенок из неблагополучной семьи. Странное создание, скажу я тебе. С одной стороны, она читает книги, которые мне в 15 лет (то есть в ее возрасте) были ещё не по зубам, а многие и сейчас не под силу. Оценки ей занижают из-за поведения, потому что плевала она на всю эту школьную хрень, будь то форма, коротко обстриженные ногти или активно возобновляющийся там рабовладельческий строй. Она не носит ритуальных подношений на День учителя и 8 марта, никаких конфет и цветов. Отчасти финансы не позволяют, но по большей части ей самой это противно. Прогуливает чаще, чем появляется в этом мрачном заведении. Очень способная, но не знаю, удастся ли ей поступить в вуз, платить за неё никто не собирается. Если у неё все же появляются карманные деньги, она покупает либо книги, либо пиво. Я удивляюсь, как такое количество пива на ней совсем не сказывается. На ней вечно одни и те же джинсы с незапамятных времен и раздолбанные в пух и прах кеды. Речь грубая, но чувствуются мысли и самостоятельные суждения. Словечки то жаргонные, то ругательные, но поскольку они не сопровождаются соответствующей интонацией, то вовсе не воспринимаются как оскорбления.  
- Как я понял, именно она не нравится этой семье.
- И ты, как всегда, понял правильно. А больше всего им не нравится то, что я с ней общаюсь. Но она, как бы странно это не казалось, нравится мне как человек. Они видят в ней лишь невоспитанного ребенка, а я понимаю, что сама могла запросто стать такой же. Ее ум живой, он движется, развивается, а они живут на своей мертвой точке и не собираются двигаться ни в одном направлении.
 - Что ты хочешь этим сказать?
 - Я хочу сказать, что она самостоятельно делает выводы. И живет вполне самостоятельно, так как практически никому не интересна. Родители вечно заняты своими разборками, никому до неё нет дела. По-моему, я бы не выдержала такого. Она достойна уважения, раз живет дальше, продолжает чего-то искать, наступает на грабли и разбивает руки в кровь. Понимаешь, образцово-показательные дети из той "традиционной" семьи при всех своих похвальных грамотах знают на порядок меньше, а читают вообще мало - в основном то, что не выходит за рамки школьной программы. По большому счету, родители этим довольны, ведь в программу не входит так называемая "безнравственная" литература. А бездарная входит, но считается, что она лучше безнравственной, хоть и писал ее полный дилетант с любой точки зрения. То есть дети не должны формировать собственную позицию по отношению к "безнравственному", а просто усвоить себе, как роботы, что это "плохо". Она же читает всё - от русской классики до японских бестселлеров. И, я уверена, ни одна сторона жизни не осталась для неё покрытой мраком.
 - А как ты относишься к ее пиву и ругательствам? Из этого уже не вырасти.
 - Может быть, нельзя так относиться к людям, но ведь она не моя дочь.
Она не моя дочь, и этим все сказано. Живи я в таком дерьме, как она, не знаю, кем бы я стала. И мне не известно, чего она ищет в бутылке, т.к. сама я не привыкла искать истину в вине. Слабо верится, что в столь юном возрасте человеку может нравиться горьковатый вкус пива. Но не в моих силах залезть в чужую голову и найти там ответы на свои вопросы. Нет смысла давать кому-либо советы - полагать, что ими воспользуются, было бы слишком наивно. Я убеждена, что человек должен сам хотеть быть спасенным, чтобы спасение стало возможно. Я протяну руку тому, кто хочет ее принять, но не тем, кто избрал свой собственный курс, отличный от моего мнения. Рано или поздно все мы выплывем туда, куда так долго плыли. И для каждого долгожданный островок будет отличаться от остальных климатом, растительностью и населением. Надо только не выбиться из сил в открытом море.
 - Ты когда-нибудь видел море ночью?
 - Когда я ездил к морю, я чаще всего ходил на пляж именно по вечерам, и нередко оставался там до ночи. Иногда с компанией, временами один. Пока что выбраться на юг осенью не удается, а жара и куча отдыхающих мало меня вдохновляют, поэтому оставались только ночи, закаты и рассветы.
 - А у тебя не возникало мысли, что ты и в жизни иногда, словно в открытом море, где не за что ухватиться? Или как река, где если плывешь по течению, то всё вроде бы относительно гладко, но стоит повернуть в обратном направлении, и тебя неизменно побеждает сила воды?
 - Сила общества?
 - Именно.
 - Пока что меня никто не победил, а я ни с кем не боролся. Жизнь - это вечная борьба, но не драка. Я принял себя со всеми своими приколами, и тогда окружающие стали воспринимать меня неотделимо от этих приколов. Нужно только дать понять, что это твоя природа, а против природы идти бессмысленно. Будь твердой, но не грубой, непреклонной, но именно в отношении тех вещей, без которых действительно не можешь.
 - Можно, я засуну руку к тебе в карман? А то у меня ни карманов, ни перчаток, холодновато становится.
 - Можно, конечно. Ничего, что я тебя вытащил гулять по такой погоде?
 - Я люблю, когда пасмурно. Зато посмотри, какая луна на фоне узора веток.
 - Жаль, нет фотоаппарата. Никак не удается накопить денег на цифровик.
 - Я уже хочу снега. Ты не замечал, что во время снега воздух абсолютно другой? Или просто за счет влаги.
 - Да, кстати. Я думал, я один это заметил.
Все-таки это обалденное ощущение – разговаривать с тем, кто вникает в суть сказанного тобой. Есть люди, которые не придают значения словам собеседника, кем бы он ни был. Но присмотритесь к ним повнимательнее, и вы скоро поймете, что собственные реплики для них столь же легко забываются. Он не относился к подобным. В нем я впервые нашла то, что называется пониманием. Я ощущала также и то, что ему не безразличны мои взгляды, что многое он воспринимает подобно мне, ну просто очень похоже, а кое-что и в точности так же. Он знал, что именно тогда и именно с ним я была настоящей. Сколько лет ведутся разговоры о том, что нужно всегда оставаться собой, столько они бесплодны. Ты – это ты, разный «ты», и мне кажется, что не стоит открывать широкой публике то, что ей заведомо знать не обязательно. Поэтому пускай я останусь для соседей «девочкой, которая всего добьется в жизни», но с этим человеком откроется моя истинная сущность. Плевать, что мои мысли столь высокопарно звучат, если облечь их в слова. Важно то, что я действительно так думаю. Собственные мысли человека не всегда совпадают с цитатами из мировой классики – иногда они грубы и лишены пафоса, а порой выглядят, как отрывки из философских трактатов. Но суть в том, что свои мысли всегда выражаются своими словами. Поэтому если человек изъясняется фразами родителей (в точности копируя слог и интонацию), или часто употребляет пословицы и поговорки, или ещё что-то вроде того, то я всегда подозреваю его в неискренности. И почти всегда мои подозрения не беспочвенны.
Неожиданно он нарушил образовавшуюся паузу:
 - А все-таки не могу не спросить, почему ты так углубилась в учебу? Ты говорила, что от нечего делать…
 - Это не совсем точно. На самом деле я просто не хочу думать.
 - Почему так? – мне показалось, что он больше заинтересован, чем удивлен.
 - Ну не хочу думать, не хочу задумываться, копаться в событиях и переосмысливать, не хочу, это слишком утомляет. Мне некуда выплеснуть то, чего во мне слишком много.
 - Некому рассказать то, что надумаешь?
 - Вот именно. Я не хочу никого винить, но это действительно так. Хотя в последнее время все несколько по-другому… Понимаешь, есть люди, которых я ценю и даже ими восхищаюсь, есть те, с кем мне действительно интересно и находятся общие темы для разговора, но мне все равно противно выворачивать перед ними внутренности. Кто-то скажет, что в современном мире никто никого не волнует, но я и не хочу «волновать»! Не хочу, чтоб было так, как, по слухам, было в молодости наших родителей – «давайте поможем нашему товарищу образумиться» или типа того. Нет, мне это мерзко. Что-то вроде моих соседей – мол, не общайся с плохими детьми, а не то сама станешь такой же. А я, может, не хочу стать такой, как эти самые доброжелатели, не хочу жить пережитками древности, стереотипами и прочими старческими маразмами. Мне не нужна помощь, мне нужен собеседник, которому не потребуются лишние объяснения. Знаешь, для одного читателя в конце книги требуются сноски и комментарии, для другого – нет.
 - Ты пытаешься притупить ощущения, как наркоманка? Не обижайся, это просто сравнение.
 - Я и не думала обижаться, я тоже часто сравниваю себя с людьми, страдающими какой-либо зависимостью. Я не трудоголик, я наркоман умственного труда. Потому как в отношении физического от меня пользы никакой. Как ты думаешь, это лечится?
 - Я думаю, что в дальнейшем ты с таким же рвением уйдешь в другую крайность. Ты будешь рисовать дальше свои монохромные картинки, читать книги, и если будешь чем-то заниматься, то непременно до потери пульса. И вместе с тем ты хочешь стабильности. Стабильность в личном плане и «из одной крайности в другую» в творчестве – наверное, твоя жизнь будет именно такой. И это замечательно.
 - Хотелось бы, чтобы все вышло именно так. Хоть как-то разнообразить жизнь в этой помойке. Ну не помойка, скажи? Люди не успевают жить со своей вечной работой, которая не дает даже морального удовлетворения, не говоря уже о материальном, их дети в это время пьют пиво на лавочке, образцово-показательные дети тупеют с каждым прожитым днем вместе со школьной программой и недалекими учителями (я не обобщаю, но таких все же большая часть), которые унижают способных и чуть ли не воспевают серостей. В кабинетах сидят жирные слизняки, которые уже не в силах поглотить все то, что нагребли, и убивают в частности систему образования.
 - Но есть ещё ноябрьская луна, есть холод, который приятно освежает, тучи, ливни, метели, снегопады, отблески свеч в бокале красного вина. Есть игра света в камнях, серебро и платина, опал и агат. Есть кофейные зерна, которые приятно даже просто перебирать в руках, так они пахнут. Есть блюда, без которых жизнь действительно была бы клоакой. Есть прикосновения, от которых балдеешь. И подобные вещи называют низменными лишь те, кто не имеет ни малейшего понятия о высоком. Искусство рождается где-то на грани души и инстинкта. Есть музыка, которая может превратить все в руины и восстановить из пепла. И есть твоя рука в моем кармане, которая уже согрелась, но я не против, чтобы она ещё там побыла некоторое время, если она не возражает.
 - Она с радостью принимает ваше предложение, - здесь все встало на свои места, так мне показалось. Земля и небо были на месте, мир не перестал быть помойкой для людей и хлебным местом для кучки жлобов, но вместе с тем никто не отменял чувство близости. Все, что нас окружает, - это не более, чем фон, на который при благоприятном раскладе можно забить. В какой-то мере я нашла свое своеобразное счастье. И вполне закономерным был мой почти риторический вопрос:
 - Ты ведь дашь мне почитать свои рассказы?
Таким же закономерным, даже более чем, был незамедлительно последовавший ответ:
 - Конечно, а ты мне непременно покажешь свои монохромные картинки.