Диалоги с сыном. От автора

Валентина Лефтерова
От автора

Эта книга появилась вроде бы случайно. Необъяснимый интерес заставил меня фиксировать всё, что происходило с моим сынишкой и вокруг него. Теперь я понимаю, что поиски ответов на многие-многие вопросы, касающиеся раннего детства, а также восторг перед словотворчеством двухлетнего малыша толкали меня фиксировать свои наблюдения и даже искать им объяснения.
Позже из статей крупных психологов современности, основателя Женевской школы генетической психологии Жана Пиаже узнала, что то, к чему проявлялся мой интерес, в детской психологии обозначено специальными терминами: "процесс адаптации интеллекта", формирование и развитие знания, ассимиляция и аккомодация в организме ребёнка...
Из некоторых статей зарубежных и российских ученых, психолингвистов, в частности из статьи Д.И.Слобина "Когнитивные предпосылки развития грамматики" также усвоила, что "каждый нормальный ребёнок сам конструирует для себя грамматику родного языка", и задача психолингвистики развития - именно описание и попытка объяснения "тех сложных явлений, которые стоят за этим простым фактом..."
Знакомство с этими работами, проблемами изучения детской психологии ещё больше утвердили меня во мнении, что я собрала бесценный, почти лабораторный материал, вполне пригодный для использования учёными в подтверждение или опровержение каких-то их догадок, предположений, открытий...
         Как известно, в большинстве случаев наблюдений за малолетними детьми тратятся средства на создание  "ситуаций научения" и т.п., тогда как описанное мной - непроизвольное, естественное поведение ребёнка, долгое время и не догадывавшегося, что его "наблюдают". К тому же, процесс моего наблюдения - длителен, почти не прерывен в течение четырёх лет, от двух- до шестилетнего возраста.
Прочитав книгу, вы заметите, что иногда я, почти как достоверный лаборант, проявляя интерес к глубинам зарождения мысли моего ребёнка, провоцировала ситуацию, давала толчок к нашим разговорам, рассуждениям сына. Но чаще он сам, волею диалектики, видимо, трансформировал свои мысли, углублял и расширял темы собеседований.
Описанное - почти всегда диалоги, реже - монологи во время игр ребёнка, но и они происходили чаще в виде диалогов с воображаемыми, по ходу игр, людьми. А ценными эти описания представляются с двух точек зрения. Первая уже упоминалась выше - предоставление живого, жизненного материала для исследователей-учёных, ищущих факты-подтверждения каким-то своим выводам, прежде всего в психолингвистике. Второе: предлагается материал для изучения способностей ребёнка дополнять, обогащать именно родной язык, варьировать его, находить наиболее точные, лаконичные - эстетически привлекательные - формы слов, а то и построения целых фраз, которые в устах ребёнка звучат остроумно, ново, оригинально. Порой мне видится, что придуманное малышом слово или выражение вполне может самостоятельно жить в русском языке, то есть применяться как правильная литературная норма.
          Есть и третья причина, почему издание данной книги представляется мне уместным и полезным. Помимо всего прочего, чтение этих записей еще и занимательно, забавно для любого человека, отнюдь не детского психолога, но просто не равнодушного к детям. Замечу, что восторг от словотворчества малыша проистекает во мне совсем не потому,  что исходит оно от моего родного ребёнка. Нет, мне одинаково интересно и небезразлично высказывание любого малыша, если оно оригинально, остроумно, забавно... Просто, здесь описано то, что было ближе всего ко мне, совсем рядом, каждодневно, и не составляло большого труда в исполнении.
Понятно, что у меня нет никаких претензий на научность этой книги. Она всего лишь фактический материал. Эмоционально-документальный, просто человеческий труд, во многом – интуитивный, составленный в силу понимания автором психологии ребёнка в её эволюции.
И последнее. Очень надеюсь, что знакомство с книгой доставит читающим самую простую и обыкновенную Радость, так
дорого стоящую в наше время. Радость от общения с детством…