Духовный причал

Феликс Цыганенко
   На снимке: Киев, набережная Днепра. Храм на воде в честь Николая Чудотворца и
   колёсный пароход "Богдан Хмельницкий".
   Фото автора.

   Проходит всё: и радости, и горе.
   И сердце с перебоями стучит,
   Но третий тост всегда
   "За тех, кто в море!"
   Божественною музыкой звучит!
               
                Герман Урусов 


С тех пор, как мы оставили в прошлом многолетние походы по морям, океанам, Леонард Георгиевич каждый год посещал меня в Киеве. Вообще-то, он добирался из Мурманска в Винницу, к старой матушке, но как можно проехать мимо соплавателя и друга?! Отметив встречу и вспомнив былые времена, мы решили прогуляться  по зимней набережной Днепра. Промёрзшая река, хоть и не высокие арктические широты, а всё напомнит моему гостю, бывшему механику полярного ледокола «Киев» -  Арктику! Пройдёмся вдоль реки, а заодно и посетим общего знакомого. Олег Сергеевич Столбецкий, старейший киевский фотожурналист, всегда безмерно рад встрече с моряками. Член редакционной коллегии газеты «Водник», он  был страстным любителем истории флота, собирал и постоянно приумножал коллекцию фотографий морских и речных судов.

   Олег Сергеевич, человек редкой душевной красоты и увлечённости любимым делом.  Он  хранил фотографии судов и кораблей, носящих на борту имя столицы Украины - от  полярного ледокола «Киев» до авианесущего крейсера с таким названием. Порукой благородному делу – являлось его знакомство со многими капитанами речного флота и моряками разных пароходств.

   Ещё когда я работал на Севере и приезжал в отпуск,  непременно посещал с новостями Столбецкого. Олег Сергеевич с любовью и трепетом показывал мне фотографии не только торговых судов, но и новейших кораблей  военно-морского флота. Следуя к нему в гости, мы вышагивали по набережной Днепра с экзотическими ресторанами, казино и прочими увеселительными заведениями на плаву. Жизнь стремительно менялась, находчивые предприниматели, отвоёвывали не только участки дорогой столичной землицы, но и  водное пространство Днепра в черте города.

   Наше внимание привлёк  красивый и необычный вид  небольшого Храма с позолоченным куполом и большим крестом на вершине. О подобном Храме на воде, даже в сугубо морском Мурманске, подобную идею только вынашивали.
- Леонард Георгиевич!  Как тебе нравится? Получается, что речники «впереди планеты всей!»
   - Что тут скажешь? Честь и хвала за благое дело! - согласился мурманчанин.

   Посетив Храм, мы выяснили, что назван он в честь Святого Святителя и Чудотворца Николая, покровителя моряков и путешественников. Как и положено - приобрели и зажгли свечи в честь погибших в годы войны моряков-северян и экипажей современных подводных лодок «Комсомолец» и «Курск». Беда с ними случилась в холодных водах Баренцева моря...

   Тысячи миль отделяли от Заполярья фарватер Днепра, но ведь Святитель Николай Чудотворец для всех, кто на воде – один. Будь то моряки торгового флота, военного или речники. Настоятель киевского Храма, иерей Сергий, обратил наше внимание на старинную, явно хранившую отпечаток  времени, икону Николая Чудотворца. В дни недавнего открытия Храма с хранилищ Киево-Печерской лавры её подарил глава Украинской православной церкви митрополит Владимир. Икона примечательна тем, что на груди находился медальон с частицей мощей Святителя Николая Чудотворца. 

   - А что за судёнышко, что под стенами Храма на воде? – поинтересовался мой бывший соплаватель.
Колёсное судно напоминало бегающие по Миссисипи пароходики времён героев писателя Марка Твена  или – по Волге в довоенном фильме «Волга-Волга».
   - Вот что, Леонард Георгиевич. Редакция «Водника» в нескольких сот метрах отсюда. Столбецкий нам и расскажет о Храме и об этом необычном судне, что сиротливо притулилось к нему.

   В уютном кабинете редакции газеты, Столбецкий усадил нас в кресла и любезно предложил кофе.
   - Идея сооружения первого в Европе Храма на воде, - рассказывал журналист, - принадлежала бывшему президенту и основателю акционерной судоходной компании  «Укрречфлот» Николаю Антоновичу Славову. Открывая строительство, уважаемый в коллективе руководитель,  напутствовал будущих посетителей: «Я  уверен, что члены экипажей судов и туристы, отправляясь в плавания, смогут посетить Храм  и получить благословения Святителя Николая Чудотворца».

   - При закладке первой сваи в фундамент, мэр Киева  Александр Омельченко назвал  будущий Храм  духовным причалом, - продолжил Олег Сергеевич.
   - Красиво сказано, - заметил Леонард Георгиевич.
   - Пожалуй, - согласился Столбецкий, - Храм Николая чудотворца стал духовным причалом и для военных моряков-ветеранов. Именно здесь отметили пятидесятилетие трагической гибели линкора "Новороссийск". Киевская  общественная организация «Товарищество ветеранов разведки военно-морского флота»  установила не внешней стороне Храма  мемориальную  доску с именами 26  погибших на линкоре киевлян. Это старшины и матросы, призванные на службу  со столицы Украины.

   - Олег Сергеевич, а что за странное судёнышко «Богдан Хмельницкий»,  рядом с Храмом Николая  Чудотворца, напоминавшее музейный экспонат? 
   - Да, его история весьма любопытна. Суда подобного класса, с головным  - «Иосиф  Сталин», строились на киевском заводе «Ленинская кузница» в пятидесятых годах. «Богдан Хмельницкий» именовался ранее, как «Некрасов». Конечно, вся серия давно переплавлена в мартенах, но вот «Некрасову» повезло – обрёл вторую жизнь! Нашлись в Киеве предприимчивые люди, которые взялись за благородное дело: обновить бывший «Некрасов»! На судоремонтном заводе  Киева из парохода сделали теплоход. Вместо паровой машины, вращающей лопасти колёсной пары, установили два небольших дизеля. Внутренние помещения, в том числе каюты и ресторан с колоритным интерьером, приобрели современный комфортабельный вид.

   Проблема возникла с поиском капитана... колёсного» флота. Ветерана отыскали в Житомирской губернии, где на своих грядках он выращивал огурцы  и помидоры. Согласился старый речник, правда, пока  лишь на один сезон. Ну а далее, как позволит  здоровье  и  насколько оценят его вклад в приватный пассажирский флот.

   - А вот в Мурманске, как не бились, не сумели отстоять легендарный ледокол «Ермак», - вздохнул Леонард Георгиевич, - утешили ветеранов лишь якорем с "Ермака" на фронтоне краеведческого музея.
   - Да разве только «Ермак»? – задела меня злободневная тема, - А сколько ледоколов, пароходов и прочих судов-первооткрывателей Арктики, отправили в мартеновские печи. Ведь это были бы мировые музеи на плаву!
   - О чём ты говоришь? Тогда были совсем другие времена и нравы, - осадил меня Леонард Георгиевч, - кстати, к постановке к причалу, в качестве музея на плаву, готовят первый атомный ледокол «Ленин».

   -  Так вот о временах, - продолжил Олег Сергеевич, -  «Богдан Хмельницкий» стал экзотическим плавсредством для приватных плаваний по Днепру. А пассажирами – новые «хозяева жизни», как теперь их называют. Однако, справедливости ради, следует сказать, что именно они,  после одной из прогулок по реке совершили благородный поступок. Просидев все четыре часа в ресторане, спонсоры выделили на эксплуатационные расходы столь солидную сумму, что старый капитан крякнул от избытка чувств.

   - Я был у этого капитана в гостях, - продолжил свой рассказ Олег Сергеевич. –  Так вот, своему видавшему виды механику с пышными усами и седой бородкой, капитан  заметил:
   - Ну, Савельич, теперь можем стоять у причала до следующей навигации. Мы с тобой наплавались за свою жизнь. А у стенки Храма Николая Чудотворца,  будем под опекой нашего духовного покровителя.

   - Такова, братцы, история интересующего вас старого колёсного судна, - завершил рассказ журналист Столбецкий.

   Набравшись духовных сил от общения с интересным человеком и поблагодарив Олега Сергеевича, мы возвращались к станции метро. Шли по набережной речного вокзала, задумчиво  разглядывая застывший во льдах Днепр.
   - А может устроишься на «Богдан Хмельницкий»? – предложил Леонард , - судно, как будто создано для ветеранов.
   - Спасибо, дружище, за совет, теперь если только в другой жизни. Мы ведь распрощались с прошлым. Знаешь, в 1821 году, находясь в южной ссылке, Александр Сергеевич Пушкин написал стихотворение "Земля и море". Оно так подходит в нашем с тобой случае:

     Когда же волны по брегам
     Ревут, кипят и пеной плещут,
     И гром гремит по небесам,
     И молнии во мраке блещут -
     Я удаляюсь от морей
     В гостеприимные дубровы;
     Земля мне кажется верней,
     И жалок мне рыбак суровый;
     Живет на утлом он челне,
     Игралище слепой пучины.
     А я в надежной тишине
     Внимаю шум ручья долины.

   Вот и мне, земля теперь - уютней и родней. Ибо наплавался до боли душевной и тоски зелёной, как те старые речники с «Богдана Хмельницкого».
.