Глава 9. Портрет дамы

Тамара Злобина
 Предыдущая глава:http://proza.ru/2009/03/24/296
    
И снова квартиры, снова лица, уговоры и отказы, поток ничего не значащих выражений, не желание отвечать на простейшие вопросы. В одну квартиру приходиться приходить дважды, в другой — ждать, В перерыве между встречами, Татьяна спускалась вниз и беседовала со старушками, выслушивая невероятные версии, предположения и слухи, помня, что в каждой выдумке есть доля правды.
 
Людская молва прогрессировала, обрастая красочными подробностями, как скелет плотью, обретая свою, не зависящую от истины, жизнь. В душе, посмеиваясь над взращённой плотью, которая представлялась этаким малым уродцем, Таня всё же выслушивала  все интерпретации, как бы пропуская  их через мелкое сито, надеясь из огромной массы намыть золотую крупицу истины.

Начинало темнеть, и Рябинина вновь поднялась на четвёртом этаже,к квартире, которая так притягивала и так пугала её. Позвонив к соседке, она стала ждать ответа, но за дверью стояла полная тишина: соседка на звонок не отреагировала.
-Видно тёти Розы нет дома, - решила Татьяна, - иначе бы она давно дежурила у глазка и подавала признаки жизни.

Девушка позвонила ещё раз, но так и не дождалась ответа. И вдруг за дверью, ведущей в квартиру Лины, вполне отчётливо послышались тихие, но весьма отчётливые звуки: там кто-то ходил, ступая мягко, как кошка.
Таня была поражена неизвестно откуда появившейся способностью слышать настолько приглушённые звуки, потому что раньше таких способностей за собой не замечала. Подойдя ближе к двери, она прислушалась: шаги не прекращались, становясь более интенсивными и более слышимыми. Создавалось впечатление, что за дверью кто-то барражирует в сильном волнении.

И Рябининой захотелось узнать кто там бродит. Она коснулась двери рукой в полной уверенности, что сможет  открыть её, но дверь не поддалась, потому что оказалась закрытой. И вместе с тем, в квартире кто-то находился. Это обстоятельство толкнуло Татьяну на крайние меры, не задумываясь о последствиях. Девушка начала копаться в своей сумочке, перебирая всё,  что в ней припасено на всякий случай, сохранившись со времени работы в прокуратуре. Небольшая связочка ключей — ни один из которых к замку не подходил; несколько отмычек, которыми Татьяна орудовала не совсем умело.

Не смотря на это, замок плотоядно щёлкнул, и дверь открылась сама собой — тихо и легко. Таня вздрогнула от неожиданности, замерла перед открытой дверью в каком-то оцепенении, не решаясь ни переступить порог, ни развернуться и уйти. И тут, словно порыв ветра, или лёгкий толчок в спину, и Таня уже в прихожей, а дверь за её спиной закрыта. Рябинина, всё в том же  полу-оцепенении, как лунатик, двигалась в тёмном пространстве навстречу освещённому, каким-то странным светом, квадрату.

Свет исходил не сверху, не сбоку, и даже не снизу, а изнутри этого квадрата. Сначала Татьяна видела только свет, не похожий ни на дневной, ни на искусственный, какого-то  неестественного, слегка голубоватого цвета, потом начали проявляться глаза, лоб, губы, подбородок, нос.
-Лицо! - вырвалось у Тани. - Лицо Лины!
Оно было почти таким, каким Татьяна  видела его тогда,  во время первого  посещения  квартиры. Такое и не такое. Девушка не могла оторвать взгляда, и лицо, кажется, тоже смотрело на неё. И глаза! Большие, яркие, полные жизни, полные света.

По спине Татьяны прошёл холодок, но она стояла молча, боясь пошевелиться. Так они и стояли друг перед другом: она и портрет, и смотрели в глаза друг-другу. У Тани возникло ощущение, что глаза красавицы с портрета что-то говорят ей, о чём-то молят. Девушка напрягла все чувства, чтобы понять, что именно, но всё напрасно: она не понимала эти говорящие глаза.
-Не понимаю. Я не понимаю тебя, - шептала она чуть слышно, но её шёпот отрезонировал, как в пустом, с хорошей акустикой, зале.

И вдруг из глаз Лины начали течь слёзы, намечая своё движение вниз двумя тёмными дорожками. Таня прикоснулась к дорожке пальцами и ощутила  влагу.
-Они настоящие?! - испугалась девушка. - Настоящие!
Напряжение стало таким огромным, всепоглощающим, что она не выдержала нагрузки на психику и отключилась.

Когда Татьяна пришла в сознание, то ощутила себя лежащей на полу. Вокруг было темно и тихо, только светлый квадрат на стене всё так же пылал, голубоватым светом, высвечивая прекрасное лицо дамы. Мысль Тани лихорадочно металась, как птица в клетке:
-Это неправда! Так быть не может! Я сплю, и это мне снится?! Это просто какая-то мистика!

Чтобы убедиться в правоте своих слов, девушка сильно ущипнула себя за руку и, почувствовав резкую боль, поняла, что не спит, что всё это произошло с ней на самом деле. Испытание стало для неё пределом возможностей, поэтому Таня вскочила с пола и побежала прочь из квартиры Вороновой.
Бежала позорно, поспешно, позабыв обо всём на свете, едва не обронив сумочку, с силой рванув дверь. Дверь хлопнула за её спиной зло, хищно, словно изголодавшийся зверь, упустивший, как ему казалось, лёгкую добычу.
От этого звука Таня понеслась ещё быстрее по ступенькам вниз, забыв о лифте, хватаясь за перила, порой перепрыгивая через ступеньку, и только внизу успела подивиться тому, что благополучно добралась до выхода, не сломав себе голову.

Выскочив на улицу, Татьяна автоматически подняла глаза вверх, находя взглядом окно квартиры Вороновых. В квартире горел свет.
-Я не зажигала его! - с испугом шептали губы девушки. - Что это?! Что за наваждение?!
После слов, произнесённых ею на одном дыхании, свет начал медленно гаснуть, словно рассеиваясь, улетучиваясь, пока не исчез совсем. Девушка протёрла глаза рукой, утратив доверие к своим чувствам, но это оказалось излишним: окна на четвёртом этаже были темны.
-Свят, свят! - произнесла она, неизвестно где услышанное выражение. - Чур меня! Чур!

И, не теряя больше ни мгновения, почти бегом, направилась на остановку, понимая что дальнейшей мистификации не выдержит.
Дорогой Татьяна пыталась взять себя в руки, но противная, мелкая дрожь, никак не проходила, а голова готова была расколоться от теснившихся мыслей.

Почти то же самое происходило с девушкой и дома: она какое-то время металась по комнате, с видом человека, пытающегося догнать что-то, ускользающее настолько быстро, что она просто не успевает за ним. Татьяне начало казаться, что она попала в замкнутый, заколдованный круг, в котором происходят вещи выше её понимания, но из которого она вырваться пока не может.

Не зная, чем успокоить своё сознание, Таня вновь схватилась за дневник, надеясь там найти объяснение непонятной игре, в которою её так безжалостно втянули, и из которой не желают выпускать.
Дневник открыла почти на середине и углубилась в чтение, ныряя в повествование, как в омут головой.

 13.12. Это произошло! Произошло само-собой, неожиданно и для меня и для Андрея. Он пришёл ко мне, чтобы показать наброски, которые они  сделали с Настей. Точнее: я сама попросила, чтобы он принёс их вечером ко мне домой.
Андрей несомненно талантливый модельер, и неплохой художник (в отличие от меня) — убедилась в этом очередной раз. Даже не ожидала, что получится так красочно, так интересно, перспективно. Очень порадовалась результату.

Мы сидели рядом на диване, рассматривая модели, почти касаясь головами. Вдруг моя рука нечаянно коснулась его руки, и Андрей вздрогнул, ощутив как-то по особому мой невольный порыв. Моё сердце готово было выпрыгнуть из груди, настолько сильно оно билось. Я с испугом смотрела на Андрея сбоку, совсем близко, с трудом различая его лицо, а он, почему-то не поднимая головы, замер, И я поняла, что он ощущает тоже самое.

Не знаю, как у меня хватило смелости, но я, под влиянием душевного порыва,  подалась вперёд и прижалась губами к щеке Андрея. Он не отшатнулся от меня, ни произнёс ни слова, не сделал ни жеста. А мой святой поцелуй был много длиннее, чем проявление благодарности или признательности.

Я знала, что он понимает и принимает мои чувства: женщина всегда знает это, и никакие слова тут не нужны. И тогда я взяла его лицо в свои руки и нежно поцеловала в губы. Губы Андрея трепетали, отвечая на мой поцелуй... Мой мальчик хотел меня так же сильно, как я хотела его...
Это произошло. Мы любили друг друга! Любили самозабвенно, исступлённо и нежно... Я счастлива... Я совершенно счастлива!...

Прости меня, Витя! Прости!
Но он так напоминает тебя...  Я, как бы, изменила тебе с тобой же. И это уже не измена — это возвращение к началу, к нашим истокам...
Ты не можешь, осуждать меня, Витя, ведь  я так счастлива, а ты всегда говорил, что хочешь видеть меня счастливой.

Захлопнув дневник, Татьяна думала:
-Был ли счастлив Андрей? Впрочем, это не моё дело. Тем более, что всё это в прошлом: и счастье Лины, и внезапно вернувшаяся к ней любовь в лице Андрея, и даже сама её жизнь.
Андрей не нашёл в себе силы оттолкнуть Лину — не совершил это преступление. И я его за это начинаю уважать. В его возрасте трудно осознать, каково чувствовать себя одиноким, предоставленным в этой жизни лишь самому себе, и, если он смог сделать это, то значит душа у него чутка к человеческим страданиям, а это дорогого стоит...

Положив руку на дневник, как на библию, Татьяна произнесла:
-Я обещаю тебе, Лина, что сделаю всё, чтобы освободить Андрея. Поверь мне. Всё, что в моих силах, и даже чуточку больше.

                *      *      *

Татьяне снились глаза. Они казались огромными, живыми. Они преследовали её. Следовали всюду, где бы она не находилась. Они кричали, молили, взывали, но Таня ничего не слышала, ничего не понимала. И это надрывало ей сердце, заставляя ощущать себя беспомощной и глупой.
И вдруг, совсем отдельно, откуда-то со стороны, словно с невесомым дуновением ветерка,  возник голос, тихий и спокойный:
-Мальчик не виновен. Он любил меня.  Убийца другой...
Рябинина проснулась вся в поту, с бешено колотящимся сердцем и учащённым дыханием, словно бежала не одну сотню метров. Было утро. В её окно проникал рассеянный свет, напоминая о том, что давно пора приниматься за дело.

Таня побежала в ванную, намереваясь начать день энергично, не поддаваясь на всякие там мистические провокации. Телефонный звонок застал её с правильным бутербродом во рту и с чашкой кофе в руке.
-Ау, Татьяна, ты где?
-Да, здесь я, здесь!
-К марафонской дистанции уже готова?
-Почему так решила, Ириш?
-Предчувствие.
-Предчувствие тебя не обмануло.
-Куда путь держишь, подружка?
-В  «Дом моделей». Пора познакомиться с его обитателями и с их отношением  к хозяйке заведения.
-Я тебя верно поняла: к хозяйке?
-Да, верно.
-Но хозяйка в некотором смысле... Отсутствует.  Ты не забыла?
-Хозяйка, конечно, в физическом смысле, отсутствует, но память, связь, духовность — остались.
-Знаешь, Таня, - обратилась к ней подруга, - я долго обдумывала то, что ты вчера прочитала мне из дневника Лины...
-Ну и что?
-Ничего придумать не смогла. Это что-то из раздела фантастики, или даже точнее: мистики. Чем больше думаю — тем больше запутываюсь.
-А хочешь, запутаю тебя окончательно? - решилась Таня и начала рассказывать Ирине то, что с ней произошло вчера.
 
Закончив свой рассказ, и не дождавшись от подруги реакции, девушка выдала ей в нагрузку и своё  ночное сновидение. Реакции — никакой.
-Ирина, - поинтересовалась она, - ты не уснула?
-Тут уснёшь! - возник слегка ошеломлённый голос подруги, и добавил:
-Не думала,что ты у меня такая впечатлительная! Мало ли что может присниться?! Человеческий мозг во время сна может выдать такую абракадабру, что никакие психотерапевты не расшифруют! Мне, например, недавно снилось, что нас приехал проведать Артур — отец  Андрейки.
-Причём тут это? - взвилась Татьяна. - Я вполне серьёзно: в квартире Лины я вчера была, и портрет её светился изнутри: и это не было сном!
-Таня, - попросила подруга, - ты, пожалуйста, об этом больше не рассказывай никому.

-Почему?
-Не поймут. Могут посчитать не совсем разумной....
-Хочешь сказать: сумасшедшей?
-Я этого не говорила — это ты сказала сама.
-Да, ну тебя! - начала сердиться Рябинина. - Ещё подруга называется?!
-Да, ладно тебе, Таня, - попыталась успокоить подругу Ирина. - Что я такого сказала? Просто происшествие странное: такое не каждый может оценить должны образом.
-Ты зато оценила должным! - запротестовала девушка. - Явление не понятно — значит оно не существует вовсе. Как страус: головой в песок.
-Если бы я думала так, - ответила на её выпад Ирина, - то бы не звонила тебе по этому поводу. А раз звоню, значит оно меня беспокоит. Но больше всего меня беспокоишь ты... Какая-то ты дёрганная стала, нервная. Ты что, опять не высыпаешься?

-Господи? - удивилась Татьяна. - Причём тут это?
-При том, - спокойно пояснила Ира, словно игнорируя удивление подруги, - что головной мозг, интенсивно мыслящего человека, должен находиться в состоянии сна не менее восьми часов в сутки, чтобы восстанавливать свою работоспособность... Ты, по-видимому, мыслящий человек. А сколько спишь?
-От пяти до семи часов.
-Мало! - возмутилась Ирина. - Этого мало!  Вот тебе и мерещится всякая чертовщина... Всё, дорогая, я высказала тебе, что хотела! А теперь пора распрощаться: спешу — работа, знаешь ли, не ждёт... И ещё: сегодня вечером у меня встреча с одним удивительным экстрасенсом. Хочешь, я проконсультируюсь с ним насчёт твоих видений?
-Ирина, - не поняла та, - какой ещё экстрасенс? Эти сэнсы — самые обычные шарлатаны.

-Не скажи, - не согласилась с ней Ира, - этот, как ты говоришь, сэнс, весьма интересная, признанная личность, и способности у него наличествуют.
-Ну, конечно! - засмеялась Татьяна. - Мне она не верит, а шарлатану — пожалуйста!
-Я вижу, у нас возник спорный вопрос, - констатировала подруга, - а спорные вопросы не решаются путём отрицания, как сказала ты сама пару минут назад, а  путём их внимательного рассмотрения.
-Под микроскоп? — улыбнулась Таня.
-Хотя бы и так. Что, слабо?
-Почему же слабо? - протестует Таня. - Не слабо!

-Тогда я консультируюсь с сэнсом по поводу твоей истории?
-Консультируйся, - разрешила Рябинина.
-Договорились. Вечером сообщу результат.
-Буду ждать с нетерпением, - ответила Таня с лёгкой ноткой иронии.
-Жди, как угодно, -  тем же тоном парировала  удар Ирина, - но уверяю тебя: ответ будет весьма нетривиальным, и тебя заинтересует.
-До звонка?
-До звонка, - ответила ей Ира. И добавила:
-А знаешь, подруга, мы с Андрюшкой были бы рады видеть тебя у нас. Ты хоть помнишь, крёстная,  когда проведывала сына последний раз?
-Каюсь, каюсь, - призналась  Рябинина. - Давно. Но, обещаю: скоро прибуду.
-Учти, я сообщу о твоём обещании Андрюшке: попробуй только не явись!
 
    Продолжение: http://proza.ru/2009/03/27/302